Правовая неграмотность подростков. Автор: Жангирова Гульмира Олжабаевна. Работа №440720
МБОУ «Чкаловская СОШ»
Секция
обществознание
Правовая неграмотность подростков
Ученица11 класса
МБОУ «Чкаловская СОШ»
Загуменникова Дарья
Школьный учитель:
Жангирова Г.О., учитель
высшей категории.
Оренбург
2024
Введение
Учась в 10 классе, я уже определилась со своей будущей профессией, моя профессия будет связана с юриспруденцией. Может быть я стану следователем, юристом, адвокатом или прокурором, я точно не знаю. Но готовясь к своей будущей профессией я стала изучать много литературы по данному направлению, и столкнулась с тем фактом, что много преступлений совершается несовершеннолетними. Мне захотелось узнать какие причины заставляют подростов совершать противоправные действия. И одной из причин является правовая неграмотность подростов.
Именно поэтому тема моего исследования звучит так: Правовая неграмотность подростков.
Исходя из выше изложенных проблем, я выбрала цель: исследовать уровень правовой грамотности старшеклассников и раскрыть особенности преступления несовершеннолетних.
Поставила следующие задачи:
1.Раскрыть понятие «правовая грамотность»
1.Проанализировать уровень правовой грамотности учащихся старших классов.
3 Изучить особенности преступления несовершеннолетних.
Объектом исследования является знания в области прав и обязанностей несовершеннолетними.
Предмет исследования: уровень правовой грамотности старшеклассников и особенности преступления несовершеннолетних.
В своем исследовании использовала методы анализа, сравнения, сопоставления и статистический метод.
Гипотеза: правовая безграмотность подростков является одним из факторов совершения ими преступления
На современном этапе развития общества актуальнее становится проблема правовой грамотности населения. Знание прав и обязанностей отчасти гарантирует их соблюдение. Незнание таковых, приводит к необдуманным поступкам и действиям, за которые следует нести ответственность. Особенное внимание необходимо уделять подрастающему поколению. В условиях, когда в стране идут быстрые социально- экономические изменения наблюдается тенденция активизации криминогенных факторов и роста преступности.
Значение исследования проблемы еще более актуализируется, ибо от обеспечения нравственного здоровья подрастающего поколения зависит будущее нашего общества. Внимание к подросткам, молодежи в настоящее время должно быть резко усиленно, особенно в плане предупреждения правонарушении, повышение правовой грамотности.
В данной работе проанализирован уровень правовой грамотности старшеклассников на примере МБОУ «Чкаловская СОШ» и особенности правонарушении несовершеннолетних.
Повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних.
1.Основная часть
1.1 Сущность понятия "правовая грамотность"
Каждый гражданин должен знать свои права и свободы. Ведь если люди будут юридически неграмотными, если они будут иметь смутные представления о тех или иных правилах, регламентирующих их отношения друг с другом, с различными институтами и социальными группами, с государством в целом, то и законы будут функционировать неэффективно. В этом и заключается вопрос правовой грамотности населения.
Если согласиться с пониманием того, что грамотность – это знание об окружающем мире и языке общения, то применительно к правовой грамотности можно утверждать, что она есть знание особого рода. Знания, обеспечивающие правовую грамотность, не могут быть переданы человеку путем простого информирования или рассказа.
В специальной литературе для определения по сути одной и той же характеристики часто используются следующие понятия: правовая культура, правовая компетентность, правовая грамотность. Вместе с тем эти понятия различны и отражают разные этапы становления правового сознания. Важнейшим из них является этап формирования правовой грамотности, обеспечивающий приобретение учащимися базовых знаний по вопросам будущей трудовой деятельности, отраженных в законодательстве страны.
Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы.
Правовая грамотность – это совокупность ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений руководствоваться ими в своей деятельности, на основе гражданской позиции личности. Формирование правовой грамотности должно стать одной из целей подготовки учащихся к самостоятельной жизни, чтобы они, во-первых, были достойными гражданами своей страны, понимали свою роль, возможности и ответственность в обществе, знали свои права и обязанности; во-вторых, чтобы они получили необходимые для жизни правовые знания.
Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире взаимоотношений. Можно сказать, что правовая грамотность — это сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющаяся в наличии у него:
- критичности мышления;
- осознания своих прав как члена человеческого сообщества;
- умения действовать обдуманно в условиях плюрализма: делать свой выбор и
нести ответственность за его последствия;
- знания конституции страны и принципов построения законодательной базы;
- освоенности языка коммуникации;
- сформированных механизмов и способов саморазвития;
- опыта участия в демократических процедурах пространства.
1.2 Правовая грамотность старшеклассников МБОУ «Чкаловская СОШ»
Одно из важнейших проявлений культуры общества- это состояние законности, где право выступает критерием уровня развития цивилизованности в стране. Право - это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства.
На современном этапе развития нашего общества все актуальнее становится проблема правовой грамотности населения. Правовая грамотность неразрывно связано с общепринятыми нормами и правилами, не соблюдение которых является правонарушением. От требования общества спрятаться нельзя. Знание прав и обязанностей гарантирует отчасти их соблюдение. Особенное внимание необходимо уделять подрастающему поколению. Подросток с недостаточно развитой правовой культурой, с низким уровнем правовой грамотности, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными.
Согласно статистике каждое восемнадцатое преступление совершаются несовершеннолетними или при их участии. По данным Росстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, постоянно растет.
Правонарушение- любое деяние, нарушающее какие – либо нормы права. Любое правонарушение характеризуется как противоправное, вредное, виновное и наказуемое деяние.
Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 лет. За тяжкие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Правовая безграмотность может являться причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних, асоциального образа жизни, противоправного поведения. Поэтому существует необходимость создания условий для развития повсеместной пропаганды правовой грамотности среди подрастающего поколения. Правовая грамотность становится действенной силой лишь тогда, когда органически взаимодействует с гражданским и правовым сознанием. Гражданская сознательность помогает понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократических обществ и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки.
На данный момент в образовательных учреждениях существует такие учебные предметы как обществознание, право, которые включает в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы. Однако, объем изучаемой информации достаточно мал, родителями по данному вопросу не уделяется необходимого внимания.
Рассмотрим результаты анкеты «Что оказывает большое влияние на совершение подростками преступлений?»
Приведенные результаты показывают, что большинство подростков считают, что преступления несовершеннолетними совершаются по нескольким причинам, это семейное неблагополучие, неблагоприятное окружение, подстрекательство со стороны взрослых и 5 % обучающихся считают, что одной из причин является низкая правовая грамотность.
Для выявления уровня правовой грамотности было проведено исследование среди учащихся 9- 11 классов МБОУ «Чкаловская СОШ». Для проведения исследования нами были составлены анкеты, с учетом опросников подобного рода. Анкета «Правовая грамотность старшеклассников» ориентирована на определение знаний в области правовой грамотности.
На основание опроса я сделала некоторые выводы
За скачивание запрещенного контента большая
часть опрошенных
считают ,что им грозит наказание в виде штрафа
За ложный звонок в службу
спасения 51
% считают что им грозит административный штраф, остальные не знают
Запрещенными картинками
являются :
свастика, картинки с употреблением наркотиков, насилие
Большинство
опрошенных считают
,что за выкладывание фотографий они не получат наказание
Проанализировав эти данные, я пришла к выводу, что уровень правовой грамотности учащихся моей школы, находится на среднем уровне. Этот показатель не гарантирует правомерное поведение с их стороны. Такая картина может поменяться в лучшую или в худшую сторону, поэтому школа и родители должны заниматься над повышением правовой культуры и правовой грамотности подростков. Следовательно, необходимо продолжить просветительскую работу по правовой грамотности среди учащихся, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних.
На ближайших классных часах я расскажу ребятам о нарушениях закона, о которых они могут не знать.
Например,
За скачивание запрещенного контента
закон предусматривает возможность привлечения к ответственности и за скачивание фильмов и музыки. Скачивание и хранение на компьютере нелегального контента может повлечь за собой ответственность гражданина по
п.7.12 ,
ст. 1270 ГК РФ (недобросовестное использование).
За
ложный звонок в службу спасения: Согласно статье 19.13 КоАП РФ: «
Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб - влечет наложение административного штрафа в размере от 1000-1500 рублей
». Ложное же сообщение о теракте подразумевает ответственность уголовную. По статье 87 УК РФ уголовную ответственность несут лица, достигшие возраста 14 лет.
Запрещенными картинками являются : свастика, картинки с употреблением наркотиков, насилие
: Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными
законами
, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого
деяния
, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
ст. 6.13 КоАП РФ «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их
прекурсоров
». В качестве наказания за данное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей и приостановления деятельности торговой точки на срок до 90 суток. Сотрудники полиции напоминают, что за ношение одежды, аксессуаров и демонстрацию изображений с наркотической символикой также предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 5000 рублей и конфискации запрещенных
предмето
1.3 Особенности правонарушении несовершеннолетних
Для того, чтобы изучить данный вопрос мною было взято интервью с начальником следственного отдела ОП № 6 МУ
МВД России "Оренбургское"
Расскажите, какой процент среди общего количества совершенных преступлений в 2022 году в Оренбургском районе занимают преступления совершенные несовершеннолетними подросткам
Из 137 зарегистрированных преступлений в 2022 году в Оренбургском районе несовершеннолетними подростками совершено 8 преступлений это 6%
от общего количества преступлений. Самое распространение преступление - это кража. Кражи совершаются как одним несовершеннолетним лицом, так и
в группе лиц. Очень распространены кражи сельскохозяйственной продукции: «зерно, сено, мясо домашних животных», различного сельскохозяйственного оборудования (сеялки, культиваторы), металлолома, имеются факты краж
в сетевых магазинах поселках района.
Есть ли случаи совершения преступления несовершеннолетними в 2022 году в сфере ИТТ?
В 2022 году преступлений совершенных несовершеннолетними в сфере ИТТ
в Оренбургском районе не зарегистрировано. В начале 2023 года зарегистрировано 1 преступление указанной категории. Это преступление связано с различными каналами в «Телеграмм» Подросток под видом игры выполнял незаконные действия по завладению денежными средствами принадлежавшими пожилой
женщине
находящейся на пенсии.
Назовите основные причины совершения подростками преступления ?
Самые распространенные причины, конечно же, семейное неблагополучие
и неблагоприятное окружение подростка. Прежде всего, это условия их жизни
и воспитания. Подросток завидует детям
из благополучных семей
имеющих современные гаджеты, красивую одежду и не зная способ как заработать деньги, идет на преступление. Имеются случаи подстрекательства со стороны взрослых товарищей, которые сами не идут на преступление,
а в разговорах рассказывают подросткам о якобы своих «приключениях»
в прошлой жизни. Одной из главных причин остается правовая
безграмотность подростков, в некоторых случаях подросток даже не осознает, что совершает преступление, мнимо думая, что за содеянное его поругают и простят.
Что, по вашему мнению, нужно предпринять родителям, чтобы предотвратить совершения преступления и других правонарушений в целом ?
Обязательный контроль за детьми, вникать в их проблемы, контролировать социальные сети подростка, уделять особое внимание воспитанию подростка.
Какую профилактическую работу проводит МВД России с несовершеннолетними, с целью предупреждения совершения преступлений и других правонарушений?
1) проведение проверок по месту жительства несовершеннолетних и их законных представителей, состоящих на профилактическом учете.
2) проведение рейдов в организациях образования с целью предотвращения нарушения действующего законодательства обучающимися, предотвращение сбыта и употребления наркотических средств, алкогольных 57 напитков и табачных изделий несовершеннолетними, а также на наличие в школах посторонних.
3) создание условий для правового и гражданского воспитания обучающихся организаций образования.
4) участие в радиопередачах, оформлениях стендов, выпусках стенгазет и проведение другой информационной работы, освещающей состояние правопорядка в организации образования.
5) содействие педагогическим коллективам организаций образования в укреплении профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и антинаркотической устойчивости подростков.
6) с целью выявления мест пребывания безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних осуществляются проверки вокзалов и привокзальных территорий, стоянок автотранспорта, рынков и тп. В результате проверок в отделы полиции доставляются несовершеннолетние правонарушители.
7) проводятся лекции и индивидуальные беседы, в ходе которых несовершеннолетним разъясняются их права и обязанности, а также доводится информация об уголовной и административной ответственности за различные виды правонарушений.
8) в рамках взаимодействия с образовательными учреждениям Так называемые неблагополучные семьи и несовершеннолетние ставятся на учет
Из полученной информации можно сделать вывод о том, что рост преступности несовершеннолетних в РФ – это реалии нашего времени. К сожалению, приходится констатировать, что несовершеннолетние стали одной из наиболее криминально пораженной и, в тоже время, наименее социально защищенной категории населения. Сегодняшняя экономическая ситуация привела к снижению и так невысокого уровня жизни большинство семей, живущих в небольших городах и сельских поселениях. Все эти и многие другие негативные факторы, имеющие место в современном обществе, отрицательно влияют на подростковую преступность. Многие правонарушения совершаются несовершеннолетними из-за низкой правовой грамотности, правовой культуры. Многие не знают свои права и обязанности, плохо представляют себе порядок установления возраста лица, совершившего преступления (с 16 лет по общему правилу, с 14 лет за тяжкие преступления). Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными.
Правонарушения несовершеннолетних отличаются от правонарушении, совершенных взрослыми. Большое количество этих преступлений совершается в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства ), особенно в группе, что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно с взрослыми. Последние данные говорят о росте преступления несовершеннолетних и увеличении доли корыстных мотивов в правонарушении (кража). Нередко им присущи такие черты как чрезмерная, ничем не мотивированная жестокость. Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как носят характер озорства . Для несовершеннолетних характерны постоянное стремление к риску, взвинчивающим, щекочущим нервы ситуациям. Большинство преступлений совершается без предварительного обдумывания. Было установлено , что примерно в 60-65% преступлений , совершенных несовершеннолетними , имеет место внезапно возникший умысел, то есть несовершеннолетние не могут оценить уголовно-правовые риски. По оценкам других исследователей, у 76% несовершеннолетних правонарушителей умысел возникает внезапно. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества , падения жизненного уровня значительной части населения, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними.
Рассмотрим основные черты преступлении несовершеннолетних.
Общая характеристика преступности несовершеннолетних
Преступления несовершеннолетних характеризуются следующими основными чертами:
а) специфичностью предмета преступного посягательства( например, типично «подростковый» ассортимент похищенного);
б) спецификой времени и места совершения преступления, так как, с одной стороны, за временем пребывания вне дома и место нахождением несовершеннолетних в подавляющем большинстве случаев ведется контроль со стороны взрослых и поэтому они менее, чем взрослые. Свободны в передвижении , а с другой – существуют места ( дворы, подъезды и подвалы домов, парки, дискотеки и т.д.), где чаще всего в определенное время проводят они досуг;
в) спецификой способа совершения преступления (групповой характер большинства преступлений несовершеннолетних; отсутствие последовательности и логики в их действиях, например, попытка проникнуть в помещение сначала одним, а потом другим путем; использование так называемых книжных способов совершения преступления, т.е. способов, основанных на подражании действиям героев детективных романов и кинофильмов; совершение преступлений «сериями», если первое не было своевременно раскрыто; совершение на месте проишествия озорных или циничных действий, например, бессмысленная порча товаров, разгром помещений, нецензурные надписи и т.д.; непринятие на месте проишествия тщательных мер к сокрытию следов преступления);
г) спецификой сокрытия и использования результатов преступления, обусловленной во многом тем, что несовершеннолетний менее, чем взрослые свободны не только в передвижении, но в реализации и хранении имущества( например, создание несовершеннолетними хранилищ похищенного в близлежащих от места жительства сараях, на чердаках и т.д.), а также возрастными особенностями личности( например, создание хранилищ похищенного в лесу и других « таинственных» местах) ;
д) для несовершеннолетних первостепенное значение имеют проблемы самоутверждения ( в первую очередь в группе сверстников) и показ своей «взрослости», что при еще неполной сформированности психики часто проявляется на фоне группового давления, подражания и внушения . Мотивация таких преступлений во многих случаях связана с ложной романтикой, желание завладеть престижной вещью, неправильным пониманием дружбы и товарищества, стремлением показать свою «взрослость», «смелость». «Преступления несовершеннолетних- это ответ на все те негативные процессы, которые происходят в нашем обществе» и с этим трудно не согласиться. К числу факторов, влияющих на увеличение насильственных преступлений несовершеннолетними, следует также отнести бродяжничества и безнадзорности подростков. А теперь обратимся к причинам по которым подростки совершают преступления.
Причины, влияющие на рост преступности несовершеннолетних:
Несовершеннолетние, оказавшиеся без надлежащего родительского попечения либо под криминальным влиянием семьи;
Недоступность для них многих форм досуга и самых необходимых потребительских товаров;
Сокращения количества клубов, спортивных секций, оздоровительных лагерей;
Распространение культа насилия на телевидении, видеофильмах, радиопередачах, литературе;
Безнаказанность подростков, совершающих правонарушения.
Несовершеннолетний правонарушитель как личность находится в стадии молодежного формирования, а совершенное им правонарушение, преступление - в большинстве случаев являются следствием стечения неблагоприятных, возможно, негативных жизненных обстоятельств. Следовательно, в основе системы общего и индивидуального предупреждения преступности несовершеннолетних должны лежать принципы максимального содействия благополучию несовершеннолетних. В то же время несовершеннолетний является не только субъектом преступления, но и объектом повышенной правовой охраны и защиты, поскольку подростки являются одной из самых незащищенных групп нашего общества. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры.
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась: правовая безграмотность подростков является одним из факторов совершения ими преступления
Правонарушения несовершеннолетних отличаются от правонарушении, совершенных взрослыми. Для них первостепенное значение имеют проблемы самоутверждения и показ своей «взрослости», часто проявляется на фоне группового давления, подражания и внушения. Многие правонарушения совершаются несовершеннолетними из-за низкой правовой грамотности, правовой культуры. Последние данные говорят о росте преступления несовершеннолетних и увеличении доли корыстных мотивов в правонарушении (кража). Для выявления уровня правовой грамотности я провела анкетирование среди учащихся 9- 11 классов МБОУ «Чкаловская СОШ». Проанализировав анкетные данные, я сделала вывод, что уровень правовой грамотности учащихся моей школы находится на среднем уровне. Старшеклассники знают свои права и обязанности, но это не гарантирует правомерное поведение с их стороны. Поэтому надо постоянно работать над повышением правовой грамотности. На это оказывают влияние школа и родители.
Список литературы:
Агарновская
Е.В.
Правовая культура и обеспечение прав личности. М., Наука, 1988 г.
Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура. Гражданин и право №6 - 2006.
Певцова Е.А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений. М. Просвещение., 2012г.
Статистические данные о правонарушении по России. 2014г.
Интернет ресурсы. 03.мвд.
рф
.
Приложение 1
Интервью с начальником следственного отдела ОП № 6 МУ
МВД России "Оренбургское"
Анкетирование учащихся
