учитель-логопед. Автор: Попова Светлана Германовна. Работа №446557
Рабочая программа по предмету
«Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
Составитель: учитель-логопед
С.Г.Попова
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Психолого-педагогические особенности обучающихся 2 класса
Рост соответствует возрасту. Гармонически сложены. Отмечаются трудности общей координации движений, которая характеризуется недостаточной произвольностью. Отмечается несформированность статических движений (сидение за партой, длительное стояние, удержание позы при выполнении упражнений). Плохо удерживают равновесие, неловки при ходьбе. Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способны удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняются при выполнении пальчиковых упражнений, несформированны графомоторные умения. Зрительно-двигательная координация не сформирована. Дети эмоционально не устойчивы, капризны. В течение дня заметны колебания настроения. Присущи проявления агрессии, направленные на детей и взрослых . Агрессивные состояния часто бывают беспричинными, отмечаются неадекватные реакции. Обращённую речь понимают на узко - бытовом уровне, понимают назначение предметов повседневной жизни, реагируют на своё имя и фамилию. Активный словарь резко ограничен. Используют невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. Замкнуты при общении с взрослым в школе, боятся незнакомых людей. Контакт с учителем непродолжителен. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживают внимание при выполнении действий, не могут оценить конечный результат. В тоже время радуются похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.). Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с окружающим миром.
Анализ сохранных функций.
Анатомических нарушений артикуляционного аппарата нет. Сохранен слуховой анализатор.
Предназначение программы: данная программа имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической деятельности, различного рода упражнений и игры. Программа предназначена для учащихся 2 класса, испытывающих трудности в усвоении учебного материала вследствие выраженной несформированности аналитико-синтетической деятельности. В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?). Задачи формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются комплексно, с использованием деятельностного подхода к обучению.
Актуальность данного образовательного курса: овладение учащимися навыками манипулятивно-предметной, предметно-практической, игровой и учебной деятельности, элементарными навыками жизнеобеспечения, в том числе и средствами коммуникации; обогащение чувственного опыта обучающегося через совершенствование работы всех видов анализаторов; социализация.
Цель программы: максимальное включение обучающихся в образовательный процессе, формирование доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения) ; формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.
Задачи:
формировать первоначальные представления о себе, о
ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье»,
«я в школе»);
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира
(мира людей, животных, растений, к явлениям природы);
учить устанавливать простейшие родственные отношения
между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала
в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной
жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством
создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще
нию;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи
модействия, развивать субъектно-объектные отношения;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,
трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и
побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни
кативных высказываний);
развивать фразовую речь;
формировать умение составлять с помощью взрослого простейший словесный отчет о выполненных действиях;
формировать представления о частях собственного тела,
их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», «это мои руки — я
умею...» и т. д.);
привлекать внимание к различным эмоциональным состо
яниям человека, учить подражать выражению лица педагога (пе
ред зеркалом и без него) и его действиям;
развивать способность выражать свое настроение и по
требности с помощью доступных пантомимических, мимических
и других средств;
формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
формировать первоначальные представления о микросо
циальном окружении;
знакомить с функциональными свойствами объектов в
процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезон
ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления
(люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже
ния, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся:
учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно
и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различ
ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно
сти;
использовать малые формы фольклора для формирования
представлений о простейших явлениях природной и социальной
действительности;
знакомить с простейшими рассказами, историями, сказ
ками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом.
Специфика работы: подгрупповое сопровождение учащихся учителем-логопедом. Преемственность при коррекции выявленных нарушений, единство требований учителя и родителей. Создание ситуации успеха. Учет специфических особенностей познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребенка, доступность и эффективность предлагаемого материала. Создание условий поэтапного формирования действий.
Организационные особенности реализации программы: в течение 2014-2015 учебного года ( с 01.09.2014 по 30.05.2015г) – 68 часов, 2 раза в неделю, подгрупповое занятие, 40 минут.
Краткое содержание разделов программы.
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. Знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Выбор вместе с учащимися наиболее интересных для каждого из них бытовых предметов и игрушек (из ряда предложенных) — определение предпочтений учащихся. Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранными игрушками, бытовыми предметами. Знакомство учащихся с ближайшими к классу помещениями школы. Прогулка по школе (детскому дому-интернату) вместе с учащимися. Совместное взаимодействие с незнакомыми атрибутами, оборудованием помещений, предназначенных для игровых целей. Мини-экскурсии и наблюдения (при активном участии учителя) для установления контактов учащихся с окружающим пространством.Организация пассивного участия учащихся в досугах старших школьников, а также побуждение к участию в простых играх с детьми старшего возраста (вместе с учителем).
Я — ребенок. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания учащимися названий частей тела (голова, руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмопии и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др). Закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет.Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо называть себя и откликаться на свои имена и т. п.
Мои игрушки. Предметные игры с учащимися: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками. Задания на узнавание знакомых игрушек по описанию (два-три признака).Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание. Уточнение представлений учащихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом. Обучение совместному с учителем рассказыванию о своих действиях, используя вербальные и невербальные средства общения.
Моя семья. Совместное с учащимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).
Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями. Знакомство с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями (при наличии таковых).Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, побуждение учеников вступать в общение друг с другом (парное).
Я — в школе. Экскурсии по школе для формирования ориентировки в классе, коридоре, на лестнице, в столовой. Продолжение знакомства учащихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование учащихся называть взрослых по именам и отчествам (именам). Совместные игры (парные) учащихся на полоролевую идентификацию: мальчики и девочки (по двое). Обучение составлению двухсловных предложений, включающих усвоенные учащимся существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это девочка?); указательное местоимение + именительный падеж существительного (Вот девочка. Это мальчик.).
Явления природы. Совместные практические действия (учащихся и учителя) с песком в столе-ванне: скатать мокрый песок в комочки (лепка шариков из песка); заполнить мокрым песком формочки, а затем, перевернув их, выложить песок так, чтобы получился куличик; пересыпать песок совком, ложкой или 1 другими предметами из одной емкости в другую; указательными пальцами сделать углубления в песке, оставить на песке следы от ладоней и т. д. Показ (называние) учащимися по словесной просьбе учителя предметов для упражнений с природными материалами. Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках. Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение учащихся в доступные народные игры.
Мир людей. Совместное с учащимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы. Экскурсия в медицинский кабинет школы для формирования представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост).Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три человека), в которых учащиеся знакомятся с профессиями врача, шофера. Побуждение учащихся к ситуативному общению друг с другом. Обучение составлению двухсловных предложений, включающих усвоенные учащимися существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это врач? Это шофер?); указательное местоимение + именительный падеж существительного (Вот врач. Это шофер.).
Мир животных. Совместные с учащимися наблюдения за домашними животными, за птицами (воробей, ворона) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений. Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». Имитационные игры, игры на звукоподражание (чик-чирик, кар-кар, гав-гав и т. п.), игры, отражающие жизнь домашних животных, птиц, дающие представления об их размерах (в сравнительном плане) с использованием речевых и неречевых средств общения. Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток (рассказывает учитель), например, «Заинька, попляши...». Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, называние их, показ пиктограмм. Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о животных и птицах (с помощью вербальных и невербальных средств общения), подражать их голосам.
Явления природы. Совместные игры учителя и учащихся (возможно пары учеников) для демонстрации взаимодействия с водой. Обучение игре рядом (в парных играх), не мешая друг другу (не обливаться, не брызгаться). Совместные с учащимися игры с теплой, холодной, горячей водой (в пределах допустимых температур), называя (с помощью жестов и слов) состояние воды. Знакомство с пиктограммами и соотнесение их с объемными и плоскостными изображениями: солнце, снег. Называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Показ по словесной просьбе взрослого, называние учащимися предметов для упражнений с природными материалами. Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки. Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках. Называние их с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Требования к уровню подготовки учащихся (планируемые результаты)
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию речи учащиеся должны научиться:
Развитие устной речи учащихся:
- отчетливо повторять произносимые учителем слова и простые фразы, соотносить предмет с его изображением;
называть предметы, находящиеся в
классе и в ближайшем окружении;
употреблять простейшие обобщающие слова
(по
тематике уроков развития речи);
осуществлять элементарную
классификацию предметов (по тематике уроков развития речи) по предлагаемому
образцу с помощью учителя;
составлять совместно с учителем простые предложения по сюжетным картинкам и вопросам, проговаривать их совместно с у
чителем, повторять за товарищем;
уметь отвечать на вопросы: кто это? что это? что
делает? (по сюжетным картинкам);
слушать рассказы
(о назначении предметов обихода, о взаимоотношениях в классе, в семье)
в устном изложении учителя
с опорой на наглядный материал;
отвечать на вопросы по содержанию прос
лушанного рассказа (по образцу);
заучивать короткие доступные для понимания стихотворения (двустишия) с голоса учителя.
Развитие коммуникативной функции речи:
уметь
выражать свои просьбы и жела
ния (для безречевых детей – с помощью жест
ов);
н
азывать свое имя;
н
азывать имя и отчество учителя;
называть имена
учеников своего класса;
о
бращаться к взрослому на «Вы»;
использовать в речи слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините;
повторять за взрослыми и заучивать фразы: «Можно войти? (зайти?)», «Можно выйти?» «Можно взять?» и т.д. в соответствии с необходимостью и речевой ситуацией;
уметь повторить задание;
выполнять простые поручения по словесной инструкции.
Перечень литературы
Нормативные документы.
1.Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Специальная литература.
1.Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Окружающий мир / Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Часть I.-Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006.
2. Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Окружающий мир / Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Часть II.-Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006.
3. Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Окружающий мир / Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Часть III.-Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006.
4.Носкова Л.П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников.-Смоленск:Ассоциация XXI век, 1999.
5. Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать.. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников.-Смоленск:Ассоциация XXI век, 1999.
6.Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Учебное пособие для индивидуальных и групповых занятий:
В 2 тетр.-Смоленск: Ассоциация XXI век, 1998.
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п
тема
цель
кол-во часов
дата
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
1
Класс.
-знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками и учителем;
-выбор вместе с учащимися наиболее интересных для каждого из них бытовых предметов и игрушек (из ряда предложенных) — определение предпочтений учащихся;
-совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранными игрушками, бытовыми предметами;
-знакомство учащихся с ближайшими к классу помещениями школы.
2
2
Ученики и учитель.
2
3
Школа.
2
Мои игрушки.
4
Свободные предметные игры с любимыми игрушками.
- предметно-игровое сотрудничество учителя и учащихся;
- нахождение игрушки по картинкам;
- узнавание игрушки по описанию учителя;
- узнавание игрушек по звуковым параметрам ;
- побуждение учащихся к простым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных и вербальных средств общения ;
- побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом .
2
5
Игры с образными игрушками.
2
6
Игры на звукоподражания.
2
7
Задания на узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя.
2
8
Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации.
2
Я — ребенок.
9
Упражнения на ориентировку в собственном теле: голова (глаза, нос, рот, уши).
- совместный с учителем показ и называние частей тела (с использованием невербальных и вербальных средств общения).
- стимулирование в игровых упражнениях желания учащихся выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания: я могу, я хочу, мне нравится.
2
10
Упражнения на ориентировку в собственном теле: шея, туловище.
2
11
Упражнения на ориентировку в собственном теле: руки, ноги.
2
12
Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я все делаю», «Ноги— я хожу», «Я смеюсь, радуюсь, плачу».
2
Моя семья.
13
Члены семьи (мама, папа).
-проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу;
-рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии;
-использование сведений о себе и семье в общении
со взрослыми.
2
14
Члены семьи ( бабушка, дедушка).
2
15
Члены семьи (брат, сестра).
2
16
Имя, фамилия, пол.
2
Явления природы.
17
Наблюдение за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег).
-совместное с учениками наблюдение за погодными явлениями ;
-побуждение учащихся к называнию погодных явлений.
- обучение учащихся в процессе игровых упражнений по подражанию учителю изображать погодные явления с помощью имитационных действий.
2
Я — в школе.
18
Ориентировка в классе.
- формирование ориентировки в классе, коридоре, на лестнице, в столовой;
-продолжение знакомства учащихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия);
-стимулирование учащихся называть взрослых по именам и отчествам (именам);
-обучение составлению двухсловных предложений.
2
19
Ориентировка в коридоре.
2
20
Ориентировка на лестнице.
2
21
Ориентировка в столовой.
2
22
Взрослые, работающие в школе (их имена, основные занятия).
2
Мир людей.
23
Транспорт: автобус, автомобиль.
-совместное с учащимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы;
-формирование представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост);
-предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три человека), в которых учащиеся знакомятся с профессиями врача, шофера;
-побуждение учащихся к ситуативному общению друг с другом;
-обучение составлению двухсловных предложений.
2
24
Экскурсия в медицинский кабинет школы.
2
25
Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры.
2
Мир животных.
26
Домашние животные: собака.
-совместные с учащимися наблюдения за домашними животными, за птицами ;
- чтение литературных произведений о домашних животных и птицах;
-имитационные игры, игры на звукоподражание с использованием речевых и неречевых средств общения.
2
27
Домашние животные: лошадь.
2
28
Домашние животные: кошка.
2
29
Птицы: воробей.
2
30
Птицы: ворона.
2
31
Игровые упражнения на узнавание животных и птиц.
1
Явления природы.
32
Совместные практические действия (учащихся и учителя) с песком.
- показ (называние) учащимися по словесной просьбе учителя предметов для упражнений с природными материалами;
-совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы;
-в имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках;
-называние явлений природы с помощью вербальных и невербальных средств общения.
2
33
Совместные практические действия (учащихся и учителя) с водой.
2
34
Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы.
2
35
Имитационные игры, этюды, пантомимы.
1
Итого:
68часов