Права и обязанности граждан при взаимодействии с сотрудниками полиции. Автор: Мещеряков Владимир. Работа №446619
Титульный лист
Индивидуальный проект на тему: «Права и обязанности граждан при взаимодействии с сотрудниками полиции»
Введение
В настоящее время взаимодействие граждан и сотрудников полиции закреплено на законодательном уровне. Федеральный закон «О полиции» заключает в себе положения, в соответствии с которым при осуществлении деятельности полиция имеет право привлекать граждан к внештатному сотрудничеству (важно согласие граждан), устанавливать негласное сотрудничество и т.д. (ст. 13)1. Обращая внимание на статью 10 указанного Закона, можем заметить, что сотрудничество граждан и сотрудников полиции, их активное взаимодействие – это один из основополагающих принципов деятельности полиции. Представляется, что оказание помощи гражданами сотрудникам полиции обеспечивает реализацию правовой возможности их участия в деятельности государственных структур. На современном этапе активизация данного механизма имеет особое значение для обеспечения правопорядка, повышения уровня правосознания населения. Отметим, что многие граждане не обладают знаниями о том, какими правами и обязанностями они наделены при взаимодействии с сотрудниками полиции.
Проблема исследования: неосведомленность граждан о своих правах и обязанностях, которые возникают при взаимодействии с сотрудниками полиции.
Цель исследования заключается в анализе основных прав и обязанностей граждан, которые возникают в процессе взаимодействия граждан с сотрудниками полиции.
Задачи исследования:
рассмотреть права граждан при взаимодействии с сотрудниками полиции;
проанализировать обязанности граждан при взаимодействии с сотрудниками полиции.
Методология исследования включает в себя анализ, синтез и обобщение.
Формы взаимодействия граждан с сотрудниками полиции
В соответствии с действующим законодательством России, граждане могут принимать активное участие в деятельности полиции посредством двух форм: сотрудничества и содействия. Кратко рассмотрим, что представляет каждая форма. Содействие граждан полиции – это активные действия граждан, направленные на поддержку правоохранительных органов с целью соблюдения законов и порядка2. Эти действия могут быть выражены как индивидуально, так и коллективно, публично или скрыто, их основой являются гражданская ответственность, стремление к исполнению гражданских обязанностей и обеспечение соблюдения закона. Сотрудничество, в свою очередь, представляет собой высший уровень взаимодействия между гражданами и полицией, где помощь оказывается регулярно и организованно, учитывая специфику каждой стороны и основана на согласии и законном регулировании3.
Подчеркнем, что Основной закон России4 не закрепляет права граждан, направленные на непосредственное исполнение функций, присущих органам публичной власти в сфере внутренних дел. В связи с этим, думается, что активное участие граждан в поддержании законности является ключевым аспектом соблюдения правопорядка и одним из способов народного выражения своей власти, что находит отражение в множестве конституционных норм и принципов.
Основные права и обязанности граждан
Согласно законодательству, при взаимодействии с сотрудниками полиции, граждане наделены следующими правами:
информировать сотрудников полиции о совершенных правонарушениях и проявлении угроз общественному порядку;
согласиться или отказаться в участии в мероприятиях, организуемых и осуществляемых сотрудниками полиции (МВД России);
согласиться или отказаться от участия в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в территориальных органах внутренних дел по их приглашению;
направление информации о деятельности полиции (как позитивной, так и негативной) в средства массовой информации и размещение ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
ознакомление с результатами работы органов внутренних дел (полиции);
участие в деятельности общественных советов, общественных наблюдательных комиссий, общественных объединений правозащитной направленности
5;
заслушивание отчета участкового уполномоченного полиции на собраниях граждан
,
проживающих на обслуживаемом им административном участке.
Особое внимание также следует уделить вопросу, раскрывающему возможность граждан (достигших возраста 18 лет) участия в поиске лиц, пропавших без вести. Так, граждане наделены следующими правами:
оказывать помощь полиции и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести;
получать от полиции, иных правоохранительных органов, органов госвласти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством РФ, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;
осуществлять иные права, предусмотренные
действующим законодательством России.
Исходя из анализа основных прав граждан при взаимодействии с сотрудниками полиции, можем сделать следующий вывод. Несмотря на то, что граждане могут принимать участие в деятельности полиции в различных формах, ключевыми правами являются участие в осуществлении работы координационных и иных органов, деятельность которых направлена на обеспечение охраны общественного порядка, ознакомлении с результатами работы полиции и т.д.
Анализ основных прав граждан при взаимодействии с сотрудниками полиции обуславливает необходимость рассмотрения и обязанностей, которые возникают наряду с правами.
При участии граждан в поиске лиц, признанных без вести пропавшими, они наделяются следующими обязанностями:
не создавать препятствия своими действиями сотрудникам полиции и иных правоохранительных органов при реализации данными сотрудниками своих полномочий по поиску лиц, пропавших без вести;
сообщать сотрудникам полиции и иных правоохранительных органов, должностным лицам органов госвласти и органов местного самоуправления информацию о фактах, имеющих значение для поиска лиц, пропавших без вести;
оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и
других состояниях,
и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков
6.
Как было установлено, основной формой взаимодействия граждан с сотрудниками полиции выступает внештатное сотрудничество. При обеспечении охраны общественного порядка, граждане, являющиеся внештатными сотрудниками, наделяются следующими обязанностями:
знать и соблюдать требования законодательных и иных
нормативных правовых актов
в сфере
охраны общественного порядка
;
выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные и не противоречащие законодательству Р
оссийской
Ф
едерации
;
соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и
других состояниях,
и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и навыков
7;
иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются МВД России.
Таким образом, можем прийти к тому, что граждане, принимающие участие в работе полиции, наделяются широким спектром как прав, так и обязанностей. Основными обязанностями выступают: оказание правовой помощи других гражданам, соблюдение действующего законодательства России, выполнение распоряжений, которые представляются сотрудниками полиции.
Анализ уровня заинтересованности граждан во взаимодействии с полицией
После изучения основных прав и обязанностей граждан при взаимодействии с сотрудниками полиции, было проведено анкетирование среди населения для того, чтобы выявить наличие или отсутствие заинтересованности в осуществлении такого взаимодействия. Опрос проводился посредством Google-форм. Были заданы следующие вопросы: 1) ваш возраст? 2) поддерживаете ли Вы инициативу участия в деятельности полиции? 3) содействовали или сотрудничали ли Вы с сотрудниками полиции?
Всего в опросе приняли участие 50 человек. Результаты представлены ниже на диаграммах.
Рис. 1 Ответ на вопрос «Ваш возраст?»
Исходя из представленной диаграммы видно, что большая часть опрошенных – это подрастающее поколение в возрасте от 16 до 18 лет. Считаем, что необходимо повышать уровень правосознания молодых людей, поскольку именно они выступают основой будущего государства.
Рис. 2 Ответ на вопрос «Поддерживаете ли Вы инициативу участия в деятельности полиции?»
Исходя из представленной диаграммы видно, что более 70% опрошенных поддерживают инициативу содействия сотрудникам полиции. Опыт деятельности полиции показывает, что она становится эффективнее при соответствующем доверии со стороны населения, особенно при формировании партнерских отношений. В деятельности правоохранительных органов важно учитывать общественное мнение и интересы большинства населения, а полиция должна стоять на службе у общества.
Рис. 3 Ответ на вопрос «Содействовали или сотрудничали ли Вы с сотрудниками полиции?»
Из диаграммы видим, что менее половины опрошенных принимали непосредственное участие в работе правоохранительных органов, оказывая им помощь. Можем отметить следующее: активная вовлеченность в правоохранительную деятельность институтов гражданского общества способствует улучшению криминогенной обстановки, а также снижает уровень социальной, политической, межнациональной конфликтности в обществе как в отдельно взятом регионе, так и во всей стране.
Заключение
Взаимодействие граждан с сотрудниками полиции является важным и необходимым аспектом обеспечения правопорядка и безопасности в обществе. Права граждан при взаимодействии с полицией в основном заключены в информировании сотрудников правоохранительных органов о совершенных преступлениях, принятии участия в работе различных консультативных и совещательных органов, создаваемых и действующих в органах внутренних дел. Одновременно гражданские обязанности включают в себя сотрудничество с правоохранительными органами, оказание помощи в установлении и соблюдении законов и т.д.
Содействие и сотрудничество между гражданами и полицией представляют собой разнообразные формы взаимодействия, которые способствуют укреплению безопасности и правопорядка. Осознанное участие граждан в деле соблюдения законов, а также готовность сотрудничать с полицией в решении задач по обеспечению общественной безопасности, играют важную роль в создании доверительных отношений между обществом и правоохранительными органами. Поэтому поощрение содействия и сотрудничества со стороны граждан является необходимым шагом к улучшению работы полиции и обеспечению общественной безопасности в целом.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020
) // Официальный интернет-портал правовой информации.
URL
:
http://pravo.gov.ru/
2024.
О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ: ред. от 04.08.2023
//
Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Боева
М.А. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества: вопросы теории и практики
//
Вестник экономики, управления и права. 2022. № 2 (59). С. 14-17.
Калинина С.В. Особенности деятельности народных дружин и внештатных сотрудников полиции в охране общественного порядка
//
Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 241-246.
Матюхин О.И. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с гражданами при их привлечении к охране общественного порядка
//
Академическая мысль. 2023. № 2 (23). С. 98-101.
Синяжников
Д.А.,
Ребрищев
Н.М. Граждане Российской Федерации – субъект общественного контроля за деятельностью полиции
//
Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 239-242.
Туркин А.А. Некоторые вопросы правового статуса граждан, оказывающих гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел
//
Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 1 (38). С. 93-98.
О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ: ред. от 04.08.2023 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Синяжников Д.А., Ребрищев Н.М. Граждане Российской Федерации – субъект общественного контроля за деятельностью полиции // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 239.
Боева М.А. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества: вопросы теории и практики // Вестник экономики, управления и права. 2022. № 2 (59). С. 14.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ 2024.
Туркин А.А. Некоторые вопросы правового статуса граждан, оказывающих гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 1 (38). С. 93.
Матюхин О.И. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с гражданами при их привлечении к охране общественного порядка // Академическая мысль. 2023. № 2 (23). С. 98.
Калинина С.В. Особенности деятельности народных дружин и внештатных сотрудников полиции в охране общественного порядка // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 241.