Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

НОД по развитию речи с детьми 6-7 лет с использованием карт Я. Проппа "Сказочное путешествие" . Автор: Кузьмина Светлана Анатольевна. Работа №450494

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений
Описание:
открытое занятие по пересказу РНС "Жихарка" с детьми 6-7 лет с использованием карт Я. Проппа.
Работа:

НОД по развитию речи с детьми 6-7 лет с использованием карт Я.Проппа

«Сказочное путешествие».

Цель: Учить пересказывать произведение с использованием карт Я.Проппа.

Задачи:

1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.

2. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

3. Учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.

4. Развивать память, внимание, мышление.

5. Развивать творчество и фантазию детей.

6. Воспитывать способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

7. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.

Закрепить знания безопасного поведения.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа с детьми:

Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете», «Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», «Четвертый лишний», «Решение сказочных задач».

Материалы и оборудование: карточки Проппа, мольберт, магниты, 2 сундучка, письмо Королевы Сказок, предметы из разных сказок, перо жар-птицы, ковер.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, настроение у всех хорошее? Сейчас мы поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим хорошим настроением:

            К гостям повернёмся,

            Гостям улыбнёмся,

            Рукой им помашем.

           «Здравствуйте!» - скажем.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать небольшую загадку, а вы попробуйте ее отгадать!

Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (Сказка)

Верно, это сказка! А вы любите сказки? Это очень здорово и поэтому я сегодня предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Вы согласны?

Воспитатель: Тогда, давайте подойдем к книжной полке и выберем сказку для нашего путешествия (подходят, а полка пуста...). Ребята, посмотрите, на полке нет книг, но здесь лежит письмо. Интересно, от кого оно? Давайте его прочтем.

Содержание письма: «…Я верну вам книги, если в сказочном путешествии вы будете внимательны, будете помогать друг другу и преодолеете в пути все трудности. Королева Сказок»

Ребята, это письмо от «Королевы Сказок». Нелегко нам будет в пути, возможно, нам предстоит преодолеть какие-то препятствия, ответить на сложные вопросы.

Воспитатель: Может быть, не будем возвращать сказки? Без них обойдемся?

Дети: Нет, будем. (Объясняют, почему хотят вернуть сказки)

Воспитатель: Тогда удачного путешествия! Присаживайтесь ребята. А вот и волшебный сундучок, я думаю, в нем спрятаны задания. Давайте его откроем и прочитаем задания. (Открывают, смотрят, читают вопросы, отвечают).

Задания из волшебного сундука:

Что такое сказка?

Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите.

Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке ….

1.У всех сказок есть начало, середина и конец. А как обычно начинаются сказки, с каких слов?

Зачин:

"Жили-…были",

"В некотором царстве….в некотором государстве",

2.А какими словами заканчиваются сказки?

Концовка:

"Жили они долго …. и счастливо"

"И стали они жить-поживать, …. да добра наживать",

"И я там был, мед, пиво пил…. да усы лишь обмочил".

«Вот и сказочки конец, …. а кто слушал молодец.

3.Какое главное условие сказки? (там добро всегда побеждает зло)

А что ждет героев в середине сказки? (Дети: трудности, приключения, погоня, испытания).

4.Ребята, как вы думаете, кто или что указывает дорогу в сказочном путешествии? (Колечко, Клубок, Перышко)

5. Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню? (Гребешок – лес, Полотенце – речка, Щетка, зуб – горы)

6. Каких животных чаще всего можно встретить в сказках? (медведь, лиса, заяц, волк)

7.Какой медведь в сказках? Какая бывает лиса?

8.Героем каких сказок является заяц?

9.А в каких сказках встречается петушок?

Воспитатель: Мы ответили на все вопросы, больше вопросов нет, но ребята, кажется сундук у нас не один! Я вижу еще один волшебный сундук, откроем его и посмотрим, что за задания там?

Что за чудо- сундучок?

Не закрыт он на замок!

Мы посмотрим, что же тут?

Может, сказки в нем живут!

Ого! В этом волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы из сказки, а вы должны отгадать из какой он сказки.

Яйцо – Курочка Ряба

Яблоко – Гуси-лебеди

Лук и стрела – Царевна-лягушка

Рукавица – Рукавичка

Пирожок – Маша и медведь

Поломанный стульчик – Три медведя

Картинка Репа – Репка

Молодцы ребята, на вопросы ответили. Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем – и снова в путь.

Физминутка «РЕПКА»

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая(руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бегом, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

Воспитатель: Мы выполнили все задания. Королева Сказок приглашает нас в гости. Но нам необходим волшебный предмет. Посмотрите, что это? (перо Жар-птицы). Вот оно нам и поможет попасть в сказку.

Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы знаете? (ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ступа)

Молодцы, как много вы знаете. Смотрите ребята, волшебное перышко привело нас к ковру самолету, он и перенесет нас в сказку. Становимся на ковер и полетели. Сейчас перышком взмахнем, сразу в сказку попадем.

Взмахивает перышком (звук «волшебство»).

Вот мы и попали в сказку! Но чтобы узнать, что это за сказка, вам нужно отгадать загадку!

На полянке в лесу дом стоял,

А в нем кот с воробьем проживал,

С ними мальчик жил,

Очень маленьким был,

Но нисколько не унывал.

Верно! Это сказка «Жихарка». Вы её уже хорошо знаете, но давайте вспомним ее. (чтение сказки «Жихарка»)

Я предлагаю вам пересказать эту сказку. А для того, чтобы мы ничего из сказки не потеряли, у меня есть помощники, которые вы уже знаете. Ребята, что это? Конечно, Карты Проппа!

1. Выберете картинку, где говорится, что: кот, воробей и Жихарка где-то жили. («Жили были»)

2. Выберете картинку, которая напомнит нам про то, о чем прослышала лиса. («Особое обстоятельство»)

3. Выберете картинку, где говорится, что: кот и воробей уходят на охоту. («Герой покидает дом»)

4. Выберете картинку, которая напомнит нам про наказ кота и воробья. («Запрет»)

5. Выберете картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет. («Нарушение запрета»)

6. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что лиса начинает действовать. («Враг начинает действовать»)

7. Выберете картинку, которая поможет нам рассказать о том, как герой вступает в битву с врагом. («Герой вступает в битву с врагом»)

8. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что произошло в результате битвы. («Враг оказывается поверженным»)

9. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героем, когда он вернулся домой. («Герой возвращается домой»)

10. А что означает это карточка? («Счастливый конец»)

11. Какое правило усвоил Жихарка в результате своего приключения? Чему учит эта сказка? («Мораль»)

 

1. Карта –Жили – были.

Далеко-далеко в лесах дремучих стояла избушка малая. А в избушке той жили кот, воробей, да человечек маленький – удалец-молодец Жихарка.

2. Карта – Особое обстоятельство.

Прослышала лиса, что Жихарка в доме один хозяйничает.

3. Карта - Герой покидает дом.

Кот с воробьем на охоту ходили, а Жихарка оставался домовничать: избу подметал, обед готовил, стол накрывал, воробья с котом поджидал.

4. Карта - Запрет.

Кот и воробей, когда на охоту уходили, крепко Жихарке наказывали двери запирать.

5. Карта - Нарушение запрета.

Запирал Жихарка, запирал, а один раз и забыл…

6. Карта - Враг начинает действовать.

Прослышала лиса, что Жихарка в доме один хозяйничает. Давно хотелось ей Жихаркиного мясца отведать. Зашла лиса в дом. Жихарка слышит по лестнице «топ-топ-топ». Испугался он, со скамейки соскачил, под печку залез. Подбежала лиса к печке, Жихарку вытащила, и унесла к себе домой. Принесла лиса Жихарку к себе домой, хочет его зажарить.

 

7. Карта Герой вступает в битву с врагом.

Истопила печь, и велит Жихарке на лопату садиться.

Жихарка на лопату сел, ручки ножки растопырил – в печку-то не идет.

- Не так сидишь, - говорит лиса.

- А я по-другому не умею, - говорит Жихарка. – Ты мне, тетенька, покажи, как надо!

 

8. Карта - Враг оказывается поверженным.

Прыгнула лиса на лопату, клубочком свернулась, лапки подобрала, хвостиком укрылась. Жихарка ее в печь скорее, да заслонкой и закрыл.

9. Карта – Герой возвращается домой.

Побежал Жихарка домой со всех ног.

10. Карта - Счастливый конец.

А дома его кот с воробьем поджидают. Обрадовались, стали обнимать. Уж сколько радости было!

11. Карта - Мораль.

А Жихарка с тех пор всегда двери крепко запирал.

 

Физкультминутка «Жихарка»

Жихарка наш молодец! (показывают большой палец правой руки)

Жихарка наш удалец! (показывают большой палец левой руки)

Подметёт, наварит щей, (имитируют движения)

Угостит своих друзей! (руки вперед ладонями вверх)

От лисички он спасется, (бег на месте)

И живым домой вернется. (маршируют)

Воспитатель: Давайте попробуем рассказать сказку с помощью этих волшебных карт? Дети пересказывают сказку, используя карты Проппа.

Ребята, как вы думаете, вы справились с пересказом сказки? Что нам в этом помогало? (волшебные карты). Что было трудным для вас во время пересказа? Что было самым интересным на занятии? Где бы вы еще хотели побывать, в какой сказке?

А нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза. По кругу перышко пройдет, в детский сад детей вернет. Взмахивает перышком (звук «волшебство»).

Ребята, вот мы снова оказались в детском саду.

Воспитатель выносит из-за двери связку книг и письмо. Читают послание о возвращении книг: «Ребята, вы молодцы! Вы справились с заданием! Ваша отзывчивость, желание помочь, а также дружная работа в команде помогла вам сегодня! Я возвращаю вам сказки»

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Верить в сказку - это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно откроет все двери.

Рассказать нам сказку

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

До свидания, до скорых встреч.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Карта –Жили – были.

Далеко-далеко в лесах дремучих стояла избушка малая. А в избушке той жили кот, воробей, да человечек маленький – удалец-молодец Жихарка.

2. Карта – Особое обстоятельство.

Прослышала лиса, что Жихарка в доме один хозяйничает.

3. Карта - Герой покидает дом.

Кот с воробьем на охоту ходили, а Жихарка оставался домовничать: избу подметал, обед готовил, стол накрывал, воробья с котом поджидал.

4. Карта - Запрет.

Кот и воробей, когда на охоту уходили, крепко Жихарке наказывали двери запирать.

5. Карта - Нарушение запрета.

Запирал Жихарка, запирал, а один раз и забыл…

6. Карта - Враг начинает действовать.

Прослышала лиса, что Жихарка в доме один хозяйничает. Давно хотелось ей Жихаркиного мясца отведать. Зашла лиса в дом. Жихарка слышит по лестнице «топ-топ-топ». Испугался он, со скамейки соскачил, под печку залез. Подбежала лиса к печке, Жихарку вытащила, и унесла к себе домой. Принесла лиса Жихарку к себе домой, хочет его зажарить.

 

7. Карта – Герой вступает в битву с врагом.

Истопила печь, и велит Жихарке на лопату садиться.

Жихарка на лопату сел, ручки ножки растопырил – в печку-то не идет.

- Не так сидишь, - говорит лиса.

- А я по-другому не умею, - говорит Жихарка. – Ты мне, тетенька, покажи, как надо!

 

8. Карта - Враг оказывается поверженным.

Прыгнула лиса на лопату, клубочком свернулась, лапки подобрала, хвостиком укрылась. Жихарка ее в печь скорее, да заслонкой и закрыл.

9. Карта – Герой возвращается домой.

Побежал Жихарка домой со всех ног.

10. Карта - Счастливый конец.

А дома его кот с воробьем поджидают. Обрадовались, стали обнимать. Уж сколько радости было!

11. Карта - Мораль.

А Жихарка с тех пор всегда двери крепко запирал.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×