Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

План-конспект урока по литературе «Нелицемерный суд над самим собой. Авторская позиция в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» (7класс). Автор: Петунина Татьяна Михайлона. Работа №458677

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Данный конспект представляет собой методическую разработку разработку урока по рассказу Л. Толстого "После бала" Цели урока: 1. Анализ композиционных приёмов рассказа с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; исследование позиции автора; 2. Развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову, развитие наблюдательности, памяти, речевой деятельности 3. Воспитание интереса к русским национальным проблемам, умение тонко чувствовать и понимать « живопись словом» Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный, диалоговое обучение. Оборудование: иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого, текст произведения.
Работа:

План-конспект урока по литературе «Нелицемерный суд над самим собой. Авторская позиция в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» (8 класс)

Цели урока:

Анализ композиционных приёмов рассказа с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; исследование позиции автора;

Развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову, развитие наблюдательности, памяти, речевой деятельности

Воспитание интереса к русским национальным проблемам, умение тонко чувствовать

и понимать « живопись словом»

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный, диалоговое обучение.

Оборудование: иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого, текст произведения.

Эпиграф

Чувствуя чужие страдания, как свои… можно и

должно найти тот путь, при котором будет легко.

И это будет тогда, когда я сделал всё зависящее

от меня для облегчения страданий других

Л. Н. Толстой, «После бала».

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Перед каждым молодым человеком в определённое время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям, к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Что значит жить?

-Подумайте, какую цель урока мы должны поставить перед собой для того, чтобы изучить рассказ Толстого?

- Формулирование цели урока учащимися.

Вместе с Ибсеном, часто им отвергаемым, но иногда и уважаемым, Толстой вполне мог бы сказать о себе:

Что значит жить? В борьбе с судьбой,

С страстями темными сгорать;

Творить – то значит над собой

Нелицемерный суд держать

 

3.Аналитическая работа по произведению Актуализация. Фронтальный опрос.

- Зачем Толстой вводит в рассказ повествователя?

(Чтобы придать повествованию достоверный характер.

Рассказ от первого лица дает возможность передать мысли и чувства персонажей.)

- Назовите изученные вами произведения Л. Толстого, где встречается повествователь?

( «Детство», «Отрочество»)

«Детство» - это первое произведение писателя, а «После бала» то одно из последних, таким образом, общность творческого подхода не случайна. Такая писательская манера обусловлена интересом к внутреннему миру личности, тончайшим переливам душевных переживаний. (Работа в тетради)

-Вводя повествователя, какой композиционный прием использует Толстой?

(Рассказ в рассказе – вторая особенность)

- Что является основным объектом рассказа?

(Внутреннее чувство героя, его ощущение мира)

Проблемные вопросы урока:

Как меняется внутреннее чувство героя, его ощущение мира на протяжении всего рассказа?

Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно?

Л. Толстой не дает готового ответа может быть потому, что от готовых ответов мало пользы. Писатель так строит рассказ, чтобы читатель сам искал ответы на вопросы и , отыскивая, принимал их убежденно, делая своими жизненными правилами.

 

Работа с заглавием рассказа.

Заглавие – это сильная позиция текста, потому что в нем находит выражение идейно-тематическое содержание произведения. В черновиках Л. Толстого было несколько вариантов заглавия: «Дочь и отец», «рассказ о бале», «Сквозь строй», «А вы говорите», «После бала»

- Предположительно назовите причины, по которым были отвергнуты первые варианты и отдано предпочтение окончательному?

(Название связано с композицией произведения. Отсюда- третья особенность: значимость смысла названия)

Обратимся к композиции рассказа.

- Перечислите эпизоды, составляющие сюжет рассказа.

(1. Рассказ о нравственности.

2. Сцена бала.

3. После бала.

4. Рассказ Ивана Васильевича с молодыми людьми.)

- Почему для рассказа о случае, изменившем всю жизнь рассказчика, важна была именно такая последовательность?

( Автор противопоставляет два эпизода. Отсюда четвертая особенность – антитеза.)

Задание: отметьте наиболее точное определение понятия «антитеза»

А. Сопоставление разных понятий.

Б. Противопоставление понятий.

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления.

Вывод: антитеза в этом рассказе является способом построения текста и способом раскрытия жизненных противоречий и позиции автора.

 

Работа с текстом. Раскроем значение приема «антитеза» на конкретных примерах.

- Какие события противопоставляются?

(сцена бала - сцена после бала)

- Почему описанию бала автор отводит больше места, чем экзекуции?

( Т. К. всё, что видит герой, приводит его в восхищение, Толстому необходимо обилие деталей в суете бала, чтобы объяснить психологическое состояние героя и показать, какую страшную роль играет случай в жизни.)

- Запишите в таблицу прилагательные, с помощью которых автор описывает бал.

(«бал был чудесный2, «зала прекрасная», «буфет великолепный», «разливное море шампанского»…..)

-Какова роль прилагательных в создании впечатления от бала?

( Герой влюблен, и мир видится ему сквозь призму этой влюбленности0

-Как можно охарактеризовать эмоциональное состояние героя-рассказчика на балу?

(восторженное умиление)

-Выпишите ключевые слова, подтверждающие ваши предположения.

( «сильно влюблен», «пьян любовью»…..)

Инсценирование эпизода («Так после ужина кадриль моя»………..до слов « … и стоял , не в силах отойти от неё»)

( Сравниваем с гоголевским Хлестаковым)

Найдите в тексте фразу, которой передана смена внутреннего состояния героя.

(Но это была какая-то другая, жесткая, нехороая музыка)

-Как называется такой прием?

(Градация- прием нагнетания синонимов. Последовательности, постепенности в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому)

 

Выразительное чтение сцены наказания солдата.. Беседа

-Как можно охарактеризовать эмоциональное состояние героя-рассказчика в этой сцене?

(Он испытывает чувство ужаса)

Солдат. Ему посвящено немного строк. Описать его так, чтобы психологически точно передать восприятие рассказчика, чувства, охватившие его м сохранившиеся в памяти долгие годы, было очень трудно. Автор рассказа не раз и не два переделывал это описание, добиваясь большей достоверности.

Сопоставление вариантов этой сцены в черновиках. Л. Толстого. Вывод об еще одной особенности-художественной детали.

. Групповая работа

(группа учащихся провела исследование прилагательных, обозначающих цвет . и обобщила полученные результаты

 

Сцена бала

Сцена экзекуции

Тема любви, добра

Белый: елое платье Варенька

- белые перчатки

-белые башмачки

- белые усы полковника

Розовый пояс Вареньки

Тема зла, насилия

Чёрный: увидел что-то большое, чёрное; солдаты в черных мундирах.

Белый: оскаленные белые зубы наказываемого ( цвет страдания)

Красный: что-то пестрое, мокрое, красное – спина наказываемого.

Это мажорная часть рассказа, и здесь соответствие цвета

Подчеркивает трагичность ситуации.

Белый - розовый

Чёрный - белый - красный

 

В русской иконописи красный цвет часто означал ад и мученичество. (Демонстрация икон и репродукции картины В. Перова «Снятие с креста».

Т.образом шестая особенность- цветовая символика.

Мастерство автора проявилось в том, что он сумел стилистическими средствами раскрыть разницу отношения рассказчика к двум эпизодам, из которых в его воспоминаниях складывается история, изменившая всю его жизнь.

 

4. Беседа о главных героях.

-Выборочный пересказ «Каким увидел отца Вареньки рассказчик на балу и после бала? Найдите в тексте слова, важные для характеристики персонажа, включите в свой рассказ.

-Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника?

В тексте много непонятных слов, но нас интересует одно : опойковые сапоги, т.е. сапоги из шкуры теленка, вспоенного молоком, т.е. мягкиедин из ученых предположил, что Толстой вводит эту деталь не случайно, а по той причине, что и здесь содержится антитеза: опойковые сапоги – характер полковника.

-Действительно ли полковник двуличен: на балу – мягкий, обаятельный человек, а на службе деспот? Докажите или опровергните это мнение.

(Один ученик пытается доказать, что полковник двуличен. А другой опровергает, приводя ряд доказательств.)

Вывод: зло, по мысли автора, воплощено в том, кто создает законы и охраняет их всеми силами государства.

- Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич?

- Почему такая гиперреакция?

Во-первых, герой не может дюбить одного человека – ему нужно любить весь мир. Когда он сталкивается в этом мире с чем-то , что не может принять и полюбить, рушится все его ощущение гармонии – и он предпочитает не любить.

Во-вторых. Герой. Сталкиваясь с проявлением зла в мире , понимает, что единственно возможное для него в данной ситуации – устранение от зла. Я не волен изменить этот мир, но я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле.

И Иван Васильевич сознательно выстраивает свой жизненный путь , пролагая его мимо зла, доказывая своей жизнью тезис о возможности личного, внутреннего самосовершенствования. Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и «дальних» своих, он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире. В этом позиция самого Толстого. (Эпиграф)

Вывод по уроку:

Протест автора активен, но проявляется авторская позиция не в прямой оценке случившегося, а в способе изображения. (Возвращаемся к записи в тетради)

Способы изображения авторской позиции

 

Сюжетно-композиционный

лексический

Роль повествователя.

«рассказ в рассказе»

Смысл названия

Антитеза

5.Художественная деталь

6.Цветовая символика

 

Рефлексия

Домашнее задание : письменный ответ на вопрос «Над чем заставил задуматься рассказ

Л. Толстого»

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×