Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МБДОУ "Сказка", г. Черногорск. Автор: Юлия Викторовна Карих. Работа №461059

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
конкурс работников образования
Описание:
в работе предоставлен материал о важности логопедических игр для детей с онр
Работа:

Речь является неотъемлемой частью социального бытия людей, она – необходимое условие развития общества. Речь нас окружает повсюду и является одной из важнейших психических функций человека. Овладение речевым общением создает предпосылки для всех социальных контактов человека, способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Речь является одним из основных условий психического развития личности, важнейшим фактором становления личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Учитывая исключительную значимость речи в плане психического, эмоционального и социального развития индивида, нельзя не признать особенно важным изучение и совершенствование речевых возможностей, необходимых для полноценного взаимодействия с окружающими.

Для человека важны все стороны речевого развития, однако, особое значение имеет словарный запас. Обогащение словарного запаса является одним из важнейших направлений развития речи, поскольку содействует расширению, обогащению и стимуляции словарного запаса (пассивного и активного), развитию грамматических навыков, формированию связной речи. Формирование словаря является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которого связывается с формированием личности. В связи с чем, актуализируется важность обогащения словарного запаса.

Важнейший период в обогащении словарного запаса принадлежит, безусловно, дошкольному возрасту.

Дошкольники с ОНР затрудняются составить рассказ, пересказать сказку, описать предмет, составить рассуждение на определенную тему, связные высказывания детей короткие, непоследовательные, логически не связаны между собой. Они не могут стать полноценными участниками детских игр, их речь не всегда понятна окружающим, что оказывает негативное влияние на развитие личностной сферы детей рассматриваемой категории.

Недостаточно сформированный словарный запас не позволяют дошкольникам с ОНР в полной мере осваивать программу дошкольного образования, что впоследствии становится препятствием в школьном обучении и может привести к явлению школьной дезадаптации. Исходя из изложенного, проблема обогащения словарного запаса у старших дошкольников с ОНР является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.

В настоящее время наукой разработаны разнообразные методы, средства, способы и технологии, применяемые в процессе обогащения словарного запаса у дошкольников с ОНР, среди которых непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность. Наряду с указанными, одним из эффективных средств обогащения словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи является логопедическая игра.

Суть логопедической игры состоит в такой организации воспитательно-образовательного процесса, при которой обогащение словарного запаса происходит в процессе взаимодействия, общения, распределения и проигрывания ролей, выстраивании взаимоотношений. Логопедическая игра дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. Однако, несмотря на высокую эффективность логопедической игры в обогащении словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи, исследователями отмечается недостаточная востребованность данного средства.

Одним из средств обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выступает логопедическая игра –игровой комплекс, направленный на предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений. Логопедические игры помогают сделать занятия увлекательными, стимулируют работоспособность. Выделяют словесные, предметные, настольные, сюжетно-ролевые логопедические игры.

Результаты изучения умения образовывать и использовать относительные прилагательные показали, что наибольшие затруднения вызвали относительные прилагательные, как глиняный, металлический, меховой. Результаты изучения умения умение подбирать антонимы показали, что наибольшие затруднения вызвал подбор антонимов к словам веселый, голодный, умный, острый (нож). Результаты изучения понимания переносного значения слов и многозначных слов показали, что наибольшие затруднения вызвали такие словосочетания, как: золотые руки, колючий ветер, тяжелый характер.

 

Результативность логопедических занятий обеспечена следующими условиями: содержание занятий обогащено играми с использованием наглядности, структурированными по таким основаниям как: поэтапность реализации; поуровневость реализации (средний и низкий уровни сформированности словарного запаса).

Таким образом, были подобраны и апробированы логопедические игры, направленные на обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, логопедические игры проводились как на занятиях, так и в свободной деятельности и режимных моментах, осуществлялось взаимодействие с педагогами (музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию) и родителями (папки-передвижки, консультации, мастер-классы, открытые занятия).

Цель проведения повторного исследования – определить уровень сформированности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в контрольной и экспериментальной группах и сделать вывод об эффективности логопедической работы. Использованы те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе исследования.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод об эффективности использования логопедических игр в обогащении словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Следовательно, нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III будет эффективным, если: составлен комплекс речевых игр, расширяющих представления о многообразии окружающего мира, развивающих познавательную деятельность; игры составлены по лексическим темам; осуществляется взаимодействие с педагогами и родителями.

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×