rostovtsevavera@yandex.ru. Автор: Ростовцева Вера Васильевна. Работа №461087
Реализация условий организации взаимодействия с семьей по воспитанию читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье раскрываются особенности реализации условий организации взаимодействия с семьей по воспитанию читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: читательский интерес, чтение, дошкольники.
Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества является проблема массового детского чтения. Общепризнанным, бесспорным средством формирования и совершенствования духовных чувств и качеств личности ребенка выступает вдумчивое чтение литературы, размышление над книгами. Личность дошкольника формируется под воздействием тех книг, которые ему с самого детства читают родители. Именно литературе отводится роль транслятора духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому.
Между тем, замечено, что интерес к чтению в обществе неуклонно снижается: родители мало читают детям, сами дети больше увлекаются просмотром мультфильмов и играми на телефоне. Причины снижения читательских интересов различны: повсеместная информатизация, распространение телевидения, компьютера, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения и др. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми.
Детское чтение нуждается в поддержке, потому что оно приучает ребенка мыслить, развивает воображение, речь, мировоззрение. В процессе чтения ребенок приобщается к культуре, истории своего народа, овладевает не просто языком, а его красотой, глубиной, поскольку язык является одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического развития, он формирует ребенка как личность. Поэтому необходимо приобщать детей к чтению книг, начиная с дошкольного возраста.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий. Особо стоит подчеркнуть роль народного эпоса, мифов, фольклора – пласта культуры, являющегося хранилищем народной мудрости, традиций, эталонов духовности и нравственности. Носителями духовной культуры народа является также классическая литература. В них в доступной форме решаются сложнейшие вопросы морали, жизненных ценностей, нравственного выбора.
Особое значение при отборе книг для чтения является критерий доступности. Доступным произведением является такое, которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя [7, с.17].
Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Общаясь с ребенком при чтении художественной литературы необходимо выработать модель его поведения.
Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.
Утром, когда дети приходят в детский сад, или во вторую половину дня воспитатель может прочесть небольшой группе детей что-либо из книги, привлекшей детское внимание. На прогулке в лесу, в поле, «к случаю» воспитатель, а с ним и дети могут вспомнить знакомое стихотворение, загадку, песенку. Отдыхая на природе, дети с большим интересом слушают рассказ о природе, о животных, сказку.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания [8, с.33].
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе в каждой группе создается уголок книги – спокойное, привлекательное место в группе, где дети с интересом знакомятся с книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают свои рассказы, читают наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или теневого театра.
Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает детей в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными.
Педагогическая технология формирования интереса к чтению включает разные виды педагогической работы с детьми:
– непосредственно образовательную деятельность,
– совместно организованную деятельность детей и взрослых, самостоятельную деятельность детей
– культуруно-досуговую деятельность.
В ней используется комплекс методов и приемов работы с детьми старшей группы: словесные (чтение-слушание, чтение-рассказывание, обсуждение, беседы, рассказ воспитателя), наглядные (рассматривание иллюстраций, картин), игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты, игры-драматизации, инсценировки, театрализованные игры, развлечения).
С целью формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста была проведена работа по вовлечению родителей в этот процесс.
С целью воспитания читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста были обеспечены следующие условия организации взаимодействия с семьей:
– использование интерактивных форм работы с родителями по привлечению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе;
– организация проектной деятельности в триаде педагог-родители-ребенок по приобщению детей к художественной литературе.
В качестве интерактивных форм работы с родителями по привлечению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе были использованы:
– онлайн-родительские собрания;
– деловые игры;
– литературные гостиные.
Был организован проект «С любовью к книге». Вначале была проведена работа по организации соответствующей предметно-развивающей и речевой среды. Прежде всего, пересмотрели содержание книжного уголка. Вместе с родителями мы пополнили книжный уголок произведениями художественной и познавательной литературы, родители оформили наглядный материал: иллюстрации, альбомы, книги-энциклопедии; книги загадок, поговорок и пословиц; авторские сказки, русские народные сказки; детские журналы, дидактические игры, каталог игр с использованием мнемотехники.
Разработали план работы по реализации детско-родительского проекта «С любовью к книге» с целью формирования читательских интересов, в котором предусмотрели различные способы формирования у детей читательской грамотности: беседы, дидактические игры, театрализованные представления с участием родителей, иллюстрирование произведений родителями, совместное создание книжек-малышек, проведение праздника детской книги и т.д.
Данная работа еще раз показывает важность привития любви к чтению в детском возрасте, так как родители, выбирая книги для чтения своим детям, в первую очередь руководствуются собственным опытом – они выбирают те книги, которые им читали в детстве и которые им самим в свое время запомнились и понравились.
Основная проблема, с которой сталкиваются родители – обычная нехватка времени. Конечно, сложно полностью понять всю картину происходящего со стороны, но в большинстве случаев эту проблему можно решить, более тщательно распланировав время: практически всегда можно выкроить полчаса перед сном и прочитать ребенку его любимую сказку. Чтение книги можно сочетать и с прогулкой, и с поездкой загород. И, конечно, читать ребенку могут не только родители – больше всего ребенку читают в тех семьях, где в этот процесс вовлечены бабушки и дедушки, старше братья и сестры, а также другие родственники. В таких случаях не только решается проблема нехватки времени, но чтение также становится действием, сплачивающим всех членов семьи, что оказывает благотворное эмоциональное влияние на ребенка. Необходимо также рекомендовать родителям записывать своих детей в библиотеку или, по крайней мере, самим быть записанными и приносить домой детские книги, так как далеко не все родители обеспечиваю своим детям постоянное пополнение новых книг. Какая бы ни была обширная и богатая детская библиотека в доме, она все равно не охватит всего многообразия детской литератур: постоянно выходят новые книги и появляются новые авторы. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и фактор новизны: ребенку всегда интересно все новое, то, с чем ему еще не приходилось сталкиваться, и новая книга здесь не исключение. Ее новизна может оказаться самым привлекательным моментом для ребенка, а мы не должны упускать, даже такого случая заинтересовать ребенка в книге и ее прочтении.
Таким образом, всё вышесказанное свидетельствует, что главная цель литературного образования дошкольников – формирование читательского интереса и потребности в чтении книг. Именно на этапе дошкольного образования необходимо формировать интерес к чтению, помочь каждому ребёнку стать читателем, овладеть читательской культурой на соответствующем данному возрасту уровне.
Список литературы
Акутина С. П. Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс / С. П. Акутина. // Молодой ученый.
–
2015.
–
№
22.1 (102.1).
–
С. 1-4.
–
URL:
https://moluch.ru/archive/102/23155/
(
дата обращения: 1.09.2024).
Бизикова О.А. Воспитание будущего читателя / О.А. Бизикова// Детский сад: теория и практика. 2015.
№
3.
с.3237