"Этапы создания современной аранжировки для балалайки". Автор: Ивов Артем Александрович. Работа №94858
Методическое сообщение преподавателя ДМШ№4 Ивова А.А
«Этапы создания современной аранжировки для балалайки»
Цель работы. Показать возможности современных технологий в синтезе с балалайкой, на основе аранжировки произведения В. Бибергана – Ария; Поиск нового звучания; Применение этих знаний при обучении детей.
Данный метод исполнительства подразумевает использование различной звуковой аппаратуры: Микрофон(пьезодатчик), колонки, процессор эффектов, компьютер.
Для того что бы яснее понимать, о чем дальше пойдет речь, предлагаю прослушать творчество А. Архиповского.
*Звучит произведение «Дорога домой» *
На сцене только одна балалайка, а звучит целый ансамбль инструментов. Как же он этого добился?
Все просто. К балалайке крепится звукосниматель или пьезодатчик, который будет записывать живой звук. Далее этот звук отправляется в процессор эффектов или, как в моем случае, в компьютер, где накладываться различные обработки на записанный звук. И затем уже обработанный звук направляется в колонки.
Балалайка -> Микрофон -> Процессор эффектов -> Колонки
В данном случае, для достижения такого космического и объёмного звучания, Архиповский включил эффекты Реверберации (имитация всевозможных пространств и их отражений) и Delay (звуковой эффект или соответствующее устройство, имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо)), а также компрессию звука, что сделало звучание инструмента более громким и четким.
И получается вот такой фокус: он играет в 2 раза меньше нот, чем звучит. Получается это за счет эффекта Delay.
*Исполняю отрывок произведения «Дорога домой» без эффектов, а затем с эффектами*
Это же относиться и к остальным произведениям А. Архиповского. Они все уникальны, как и со стороны композиции для соло балалайки, так и в использовании эффектов, которые многие пытаться повторить до сих пор.
Следующим примером выступит творчество близких друзей Архиповского – группа «Бряц». В ней 5 человек. Балалайка прима, альт, контрабас, ударные и баян. Уникальны они тем что создают интересные переложения и аранжировки, тем же способом что и Алексей. К примеру, вот их вариант исполнения Ноктюрна Троянского.
*Звучит группа «Бряц» *
Они пользуются своими эффектами и приемами, но звучат оригинальные тембры балалайки. Но в отличии от Архиповского их 5 человек, что уже расширят возможности, а представьте если это будет целый оркестр, подобных инструментов?
И вот наконец мы подошли к моей аранжировке композиции В.Бибергана – Ария.
*Звучит аранжировка*
Исполнена и записана она на 1 балалайке приме, посторонних инструментов нет. Изначально задумывалась как сольное произведение, но в итоге переросло в более масштабное. Здесь 10 дорожек записанные в программу Ableton. Благодаря эффекту Pitсh я понизил звук балалайки на 1 и 2 октавы, что эмитирует альт и бас балалайки. В остальных случаях я установил большую Реверберацию и Delay. То есть, мы можем спокойно исполнять это произведение уже сейчас на 8 балалайках примах.
*Включение дорожек по отдельности, показ эффектов*
Подводя итог всему выше сказанному, мы можем приди к мысли о новом подходе в исполнительстве и обучению детей на народных, струнных инструментах. Этот подход не в коем случае не вытесняет академическое исполнительство, а дополнят и расширяет его. При работе с детьми, мы расширяем их кругозор и заинтересовываем новыми и актуальным технологиями звуковой аппаратуры. При сольном и коллективном исполнительстве мы ищем новое звучание и подход к инструменту.
На этом все. Спасибо за внимание.