РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Подвижные игры» для обучающихся 1-4 классов. Автор: Ерёмина Светлана Сергеевна. Работа №94901
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Ульяновска средняя школа № 73
Рассмотрено и одобрено
на НМС МБОУ СШ №73
Протокол №1
от « __»______2019г.
Согласовано
Зам. директора по ВР ______Арустамова М.А.
Утверждаю Директор МБОУ СШ №73
_________Мягкова Т.Н.
«___»________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Подвижные игры»
для обучающихся 1-4 классов
Ульяновск
2019 г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………….. 3
Содержание программы………………….……………………………….. 4
Описание места в учебном плане ……………….………………
….
5
Описание ценностных ориентиров содержания ………………………… 5
Тематическое планирование …………………………………………….. 6
Методические рекомендации……………………..………………………. 7
Личностные,
мета
предметные
и предметные результаты ……………… 9
Планируемый результат
………………………………………………… 11
Материально
е обеспечение
образовательного процесса
……………
11
Список литературы ………………………………………………...…….. 1
3
Календарно – тематическое планирование …………………………… 1
4
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2018 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающих значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 66-1 кл., 68-2-4 кл. часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья
обучающихся
посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения
об
уча
ю
щихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Тематическое планирование 1 класса
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
16
2
Подвижные игры
34
3
Эстафеты
16
итого
66
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
22
2
Подвижные игры
16
3
Эстафеты
16
4
Игры народов России
14
итого
68
Тематическое планирование 2 класса
Тематическое планирование 3 класса
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
22
2
Эстафеты
12
3
Игры народов России
34
итого
68
Тематическое планирование 4 класс
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
38
2
Эстафеты
16
3
Игры народов России
14
итого
68
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки
, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски
. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у
томленные
центры.
Игры с быстрым нахождением своего места
.
В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й
класс.
раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
раздел -
«Подвижные игры», изучается в 1
-х и 2-х классах.
раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
определять
и
формировать
цель
деятельности
с
помо
щью
учителя;
проговаривать
последовательность
действий
во время занятия
;
учиться
работать
по
определенному алгоритму
Познавательные
УУД
:
умение
делат
ь
вывод
ы
в
результат
е
совместно
й
работ
ы
класс
а
и
учителя;
Коммуникативные
УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Планируемый результат:
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
№
Название
Кол-во
Рабочие программы
1
Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся
1 – 11 классов. Автор: В.И.Лях, А.А.Зданевич. М.,«Просвещение», 2018 г.
1
2
Фзическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2018
1
Учебники
1
В.И. Лях. Физическая культура. 1-4 классы. Учебник для общеразвивающих учреждений. 2018 г.
1
Методические пособия
1
Настольная книга учителя физической культуры/ Г. И. Погадаев, 2017 г.
1
3
Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / А. Н. Каинов, 2013 г.
1
4
Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика: Пособие длч учителей и методистов / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. М.: Просвещение, 2011 г.
1
5
Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: Пособие длч учителей и методистов / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. М.: Просвещение, 2011 г.
6
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: Пособие длч учителей и методистов / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. М.: Просвещение, 2011 г.
1
7
300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие. 1994 г.
1
Спортивные тренажёры
1
Беговая дорожка
+
2
Велотренажёр
+
3
Тренажёр для ног
+
Спортинвентарь
1
Мячи футбольные
+
2
Мячи волейбольные
+
3
Мячи баскетбольные
+
4
Лыжные комплекты (лыжи, палки, ботинки)
+
5
Скакалки
+
6
Кегли
+
7
Гимнастические маты
+
8
Гимнастический козёл
+
9
Гимнастический конь
+
10
Теннисный стол
+
11
Гимнастические брусья
+
12
Гимнастическая перекладина
+
Список литературы.
«Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга
2
. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И.
Фельдштейн
а
-
изд. 2-е,
испр
.- М.:
Баласс
, 2011.- 432с.
Подвижные игры и
физминутки
в начальной школе.
Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.:
Баласс
, 2012. - С. 128. Образователь
ная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учите
ля
начальной школы».
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В.
Белоножкина
и др. Учитель 2007-173с.
Справочник учителя физической культуры
/А
вт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б.,
Пересадина
Ю.Е. ,
Цандыков
В.Э. – М.:
Баласс
, 2012.-128с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б.,
Пересадин
Ю.Е – М.:
Баласс
, 2012.-80с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б.,
Пересадин
Ю.Е – М.:
Баласс
, 2011.-80с.
Календарно - тематическое планирование
ОДО «Подвижные игры»
1-й класс (66 часов)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
план
факт
1-2
Гуси-лебеди
2
3-4
У медведя во бору
2
5-6
Филин и пташки
2
7-8
Палочка - выручалочка
2
9-10
Блуждающий мяч
2
11-12
Классики
2
13-14
Ловишка в кругу
2
15-16
Пчелки и ласточки
2
17-18
К своим флажкам
2
19-20
Кот идет
2
21-22
Северный и южный ветер
2
23-24
Соревнования скороходов
2
25-26
Колдунчики
2
27-28
Аисты
2
29-30
Пчелы и медведи
2
31-32
Хитрая лиса
2
33-34
Ловишки с приседаниями
2
35-36
Переправа с досками
2
37-38
Туннель
2
39-40
Собери урожай
2
41-42
На погрузке арбузов
2
43-44
Принеси мяч
2
45-46
Успей перебежать
2
47-48
С мячом
2
49-50
Весёлые старты
2
51-52
Совушка
2
53-54
Мышеловка
2
55-56
Пустое место
2
57-58
Карусель
2
59-60
Кто быстрее?
2
61-62
Конники-спортсмены
2
63-64
Лягушата и цыплята
2
65-66
Карлики и великаны
2
Календарно - тематическое планирование
ОДО «Подвижные игры»
2-й класс (68 часов)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
план
факт
1-2
Русская народная игра «Жмурки»
2
3-4
Русская народная игра «Кот и мышь»
2
5-6
Русская народная игра «Горелки»
2
7-8
Русская народная игра «Салки»
2
9-10
Русская народная игра «Пятнашки»
2
11-12
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
2
13-14
Русская народная игра «Фанты»
2
15-16
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
2
17-18
Русская народная игра «Волк»
2
19-20
Русская народная игра «Птицелов»
2
21-22
Подвижная игра «Совушка»
2
23-24
Подвижная игра «Мышеловка»
2
25-26
Подвижная игра «Пустое место»
2
27-28
Подвижная игра «Карусель»
2
29-30
Подвижная игра «Кто быстрее?»
2
31-32
Подвижная игра «Конники-спортсмены»
2
33-34
Подвижная игра «Лягушата и цыплята»
2
35-36
Подвижная игра «Карлики и великаны»
2
37-38
Эстафета «Передача мяча»
2
39-40
Эстафета «С мячом»
2
41-42
Эстафета зверей
2
43-44
Эстафета «Быстрые и ловкие»
2
45-46
Эстафета «Вызов номеров»
2
47-48
Эстафета по кругу
2
49-50
Эстафета с обручем
2
51-52
Эстафета со скакалкой
2
53-54
Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
2
55-56
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
2
57-58
Бурятская народная игра «Ищем палочку»
2
59-60
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
2
61-62
Марийская народная игра «Катание мяча»
2
63-64
Татарская народная игра «Серый волк»
2
65-66
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
2
67-68
Чувашская игра «Рыбки
2
Календарно - тематическое планирование
ОДО «Подвижные игры»
3-й класс (68 часов)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
1-2
Русская народная игра «Краски»
2
3-4
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
2
5-6
Русская народная игра «Ляпка»
2
7-8
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
2
9-10
Бурятская народная игра «Ищем палочку»
2
11-12
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
2
13-14
Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой»
2
15-16
Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!»
2
17-18
Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!»
2
19-20
Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!»
2
21-22
Марийская народная игра «Катание мяча»
2
23-24
Татарская народная игра «Серый волк»
2
25-26
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
2
27-28
Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка»
2
29-30
Чечено-ингушская игра «Чиж»
2
31-32
Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба»
2
33-34
Мордовские народные игры «Котел», «Круговой»
2
35-36
Северо-осетинская игра «Борьба за флажки»
2
37-38
Чувашская игра «Рыбки»
2
39-40
Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз»
2
41-42
Эстафета «Вызов номеров»
2
43-44
Эстафета по кругу
2
45-46
Эстафета с обручем
2
47-48
Эстафета с мячом
2
49-50
Эстафета «Быстрые и ловкие»
2
51-52
Эстафета «Встречная»
2
53-54
Русская народная игра «Салки»
2
55-56
Русская народная игра «Пятнашки»
2
57-58
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
2
59-60
Русская народная игра «Фанты»
2
61-62
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
2
63-64
Русская народная игра «Волк»
2
65-66
Русская народная игра «Птицелов»
2
67-68
Русская народная игра «Горелки»
2
Календарно - тематическое планирование
ОДО «Подвижные игры» 4-й класс (68 часов)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
план
факт
1-2
Русская народная игра «Жмурки»
2
3-4
Русская народная игра «Кот и мышь»
2
5-6
Русская народная игра «Горелки»
2
7-8
Русская народная игра «Салки»
2
9-10
Русская народная игра «Пятнашки»
2
11-12
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
2
13-14
Русская народная игра «Фанты»
2
15-16
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
2
17-18
Русская народная игра «Волк»
2
19-20
Русская народная игра «Птицелов»
2
21-22
Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
2
23-24
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
2
25-26
Бурятская народная игра «Ищем палочку»
2
27-28
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
2
29-30
Марийская народная игра «Катание мяча»
2
31-32
Татарская народная игра «Серый волк»
2
33-34
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
2
35-36
Чувашская игра «Рыбки
2
37-38
Эстафета «Передача мяча»
2
39-40
Эстафета со скакалкой
2
41-42
Эстафета «С мячом»
2
43-44
Эстафета зверей
2
45-46
Эстафета «Быстрые и ловкие»
2
47-48
Эстафета «Вызов номеров»
2
49-50
Эстафета по кругу
2
51-52
Эстафета с обручем
2
53-54
Русская народная игра «Салки»
2
55-56
Русская народная игра «Пятнашки»
2
57-58
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
2
59-60
Русская народная игра «Краски»
2
61-62
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
2
63-64
Русская народная игра «Третий лишний»
2
65-66
Русская народная игра «Пятнашки»
2
67-68
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
2
Список литературы.
1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образователь¬ная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учите¬ля
начальной школы». Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
3. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
4. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
5. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
6. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
7. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
