Название работы:
Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.. Автор: Устюгова Ольга Григорьевна. Работа №95008
Дата публикации:
26.08.2019
Автор:
Устюгова Ольга Григорьевна
Номинация:
Педагогические проекты
Описание:
Актуальность.
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Как отмечает Н. Гавриш: «В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
В соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации», содержание программы ФГОС должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей реализуются через проведение проектной деятельности в детском саду.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.
Изучив актуальность проблемы, разработала проект рабочей программы по теме: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет».
Работа:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Ласточка муниципального образования город Десногорск Смоленской области
Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников 3-4 лет
Подготовили и провели
Жигунова Ю. А.
Устюгова О. Г.
2016-2017 учебный год
Фольклор в дошкольном учреждений –
источник особой детской радости. Ребенок
открывает для себя красоту музыки, её
волшебную силу, свой творческий потенциал. (Г.С. Виноградов)
Пояснительная записка.
Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.
А.П. Усова считает: Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Актуальность.
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Как отмечает Н. Гавриш: В младшем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
В соответствии с требованиями Федерального Закона Об образовании Российской Федерации, содержание программы ФГОС должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей реализуются через проведение проектной деятельности в детском саду.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.
Изучив актуальность проблемы, разработала проект рабочей программы по теме: Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет.
Цель проекта:
- Развитие речи воспитанников средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, в частности поэзии русских поэтов, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время НОД, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
Цель и задачи определяются государственными стандартами, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.
В завершений проекта хотелось достичь определенных результатов, увидеть что дети узнали, чему научились за это время.
Ожидаемый результат:
Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:
1. Доступность содержания материала для детей дошкольного возраста.
2. Познавательная и нравственная значимость.
3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Сроки реализации проекта: учебный 2016-2017год.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
• Анализ предметной среды группы.
• Изучение методической литературы по проблеме.
• Формулирование целей и задач проекта.
Основной этап:
В ходе реализации проекта были использованы такие формы работы с детьми, что еще больше сблизило и раскрепостило их
- Чтение произведений устного народного творчества и русских поэтов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
– Слушание сказок.
- Создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятии.
- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
-Инсценирование произведений фольклора.
-Разыгрывание пальчиковых игр на основе фольклора.
Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними. Для них были предложены такие формы работы:
- Родительское собрание Фольклор, как средство развития речи.
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
- Консультация для родителей и педагогов Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора.
- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
Как обойтись без поддержки своих коллег. Тесное сотрудничество с музыкальным работником, показ театрализованного действия со взрослыми, обобщение и обмен опытом- все совместно с педагогами.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Показ театров с использованием русских народных персонажей.
- Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Итоговый этап:
- Выступление на педагогическом совете.
- Анализ, обобщение результатов проекта: выступление на методических объединениях.
- Рекомендации для педагогов ДОУ и пр.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе младшего возраста
Цели:
Приобщать детей к устному народному творчеству.
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.
Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.
Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
Воспитывать умение использовать потешки в повседневнойжизни в соответствующих ситуациях.
Стимулировать желание детей исполнять потешки, отгадывать загадки.
Задачи:
Потешки:
Познакомить детей с новыми потешками.
Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
.Привлекать детей к рассказыванию потешек.
Обогащать словарный запас фольклорной лексикой.
Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
Совместная деятельность взрослого и детей
Использование потешек в режимных моментах.
Рисование водички по потешке Дождик, дождик поливай…
Физкультминутка.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.
Беседа о потешках.
Создание мини - книжки по любой потешке всей семьёй.
Подвижные игры Воробушки и автомобиль, Кот и мыши, Курочка и цыплята
Образовательная деятельность в режимных момента.
Исполнение потешек во время режимных моментов.
Игры по содержанию потешек.
Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
Дидактическая игра Чьи детки.
Заклички:
Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Беседа о закличках
Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах.
Совместная аппликация по закличке Дождик, дождик..
Подвижные игры Солнышко и дождик, Дождик, дождик, кап, кап….
Образовательная деятельность в режимных моментах
Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
Использование дыхательной гимнастики Ветерок (дуть на перышко, ватку, листочек и т. д.)
Игра Солнечный зайчик.
Рисование дождика с использованием нетрадиционной техники рисования (на песке, на манке и т. д.).
Интеграция разных видов деятельности (аппликация+рисование, аппликация+лепка)
Загадки:
Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
Учить детей отгадывать загадки.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Использование загадок .
Разгадывание загадок по описанию
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
Рассматривание домашних животных на русском подворье
Пальчиковые игры.
Познакомить детей с новыми пальчиковыми играми.
Обогащать словарный запас.
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.
Совместная деятельность взрослого и детей.
.Выполнение действий согласно тексту.
Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.
Подвижные игры У медведя во бору…, Щенок Митрошка.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использование пальчиковых игр в повседневной деятельности детей, режимных моментах (одевание на улицу, умывание, прогулка)
Русские народные сказки.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Интеграция образовательных областей Художественно - эстетическая и Речевая
Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения Теремок, Репка, Теремок, Заяц, лиса и петух с использованием театральных кукол бибабо, пальчикового театра, плоскостного театра на фланелеграфе.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Чтение сказок.
Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
Рассказывание сказок по картинкам.
Дидактическая игра Расскажи сказку.
Слушание сказок перед сном.
Колыбельные:
Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Игра – инсценировка Уложим Алёнушку спать.
Беседа о колыбельной песне.
Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
Дидактическая игра Уложим куклу Машу спать.
Слушание колыбельных песен перед сном.
Поговорки:
Познакомить детей с поговорками.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.
Осень.
Потешки:
Зайчишка-трусишка по полю бежал…; Ай, лады, лады, лады…;
Синичка, синичка, воробью сестричка…; Чистая водичка умоет Саше личико;
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть…; Огуречик, огуречик…
Водят мыши хоровод…; Ой, дуду, дуду, дуду...; Как у нашего кота шубка очень хороша…; Кисонька – Мурысенька, - ты где была? ; Пошел котик на торжок…
Русская народная игра Щенок Митрошка
Ел щенок Митрошка, кашку у окошка,
(дети кормят щенка кашей с ложки)
Уронил Митрошка, ложку за окошко.
(дети выбрасывают ложку за плечо)
Вед. : Кто легок на ножку, беги, принеси ложку.
(дети бегут за ложками)
Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет.,
Пальчиковые игры:
Осенние листья; За грибами…; Этот пальчик в лес пошел…; Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?
Игра – песня Курочка
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать…
Загадки:
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.(гриб)
Много одежек, и все без застежек.(капуста)
Сладкая, красная на грядке растет.(морковка)
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет(кошка)
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком(собака)
Кто же это к нам бежит, и от радости визжит.
А потом лежит у ног. Это маленький… щенок.,
Ищет зернышки подружка
С хохолком на макушке
От крыльца недалеко
Раздается: ко-ко-ко. Кто же это?(курочка).
Заклички:
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Дождик, дождик, припусти,
Дай капустке подрасти!
Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.
Колыбельные:
Котя, котенька, коток, котя серенький лобок…
Сказки:
Репка,
Теремок
Зима
Потешки:
Как на горке - снег, снег…; Ты, мороз, мороз, мороз...; Ой ты зимушка-зима…
Загадки:
Зимой и летом – одним цветом (елка)
Зимой беленький, а летом – серенький, никого не обижает, а сам всех боится (заяц)
Всю зиму лежал, а весной убежал (снег)
С неба звездой, а в руке водой (снежинка)
Морковка белая из воды сделана, растет зимой вниз головой (сосулька)
Пальчиковые игры:
Весело зимой; Снежок; Маленький Егорка
Сказки:
Рукавичка; Заяц и лиса
Колыбельные:
Ай, люли-люленьки…
Весна
Потешки.
Ладушки, ладушки, испекла бабка оладушки…; Пальчик-мальчик, где ты был…;
Солнышко…; Ласточка, ласточка…; Вот они, сапожки…; Жаворонки
Заклички:
Солнышко, солнышко…, Дождик, дождик поливай…, Радуга-дуга,
Иди, весна,
Иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
полной снопок,
Большой урожай
В наш край!
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.
Пальчиковые игры:
Сорока-ворона кашу варила
Моя семья
Поговорки
Труд человека кормит Апрель с водой, а май с травой, Где цветы, там и бабочки, Солнце пригреет — все поспеет.
Колыбельные.
Баю-бай,баю-бай, ты собачка не лай…
Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что дети узнали и запомнили героев сказки, нашли отклик в использовании потешек в режимных моментах, заучили считалочки и загадки. Смело водят хоровод с запевкой, а совместная работа с родителями сблизила и укрепила взаимоотношения.
Теоретическая значимостьзаключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников младшей группы.
Практическая значимостьрезультатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Анализируя сборы методических наработок можно сказать, что методический материал регулярно пополняется картотеками игр, сказок, загадок, русских народных песен, хороводных песен, потешек и пестушек.
Я планирую продолжать свою работу в этом направлении набираться опыта, материала и творческих побед.
Литература
Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких - Москва; изд. Просвещение, 1987г.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками. – СПб .: ООО Издательство Детство-пресс, 2011. – 80 с.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей - Москва; изд. Лада, 2009
Скачать работу
Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников 3-4 лет
Подготовили и провели
Жигунова Ю. А.
Устюгова О. Г.
2016-2017 учебный год
Фольклор в дошкольном учреждений –
источник особой детской радости. Ребенок
открывает для себя красоту музыки, её
волшебную силу, свой творческий потенциал. (Г.С. Виноградов)
Пояснительная записка.
Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.
А.П. Усова считает: Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Актуальность.
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Как отмечает Н. Гавриш: В младшем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
В соответствии с требованиями Федерального Закона Об образовании Российской Федерации, содержание программы ФГОС должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей реализуются через проведение проектной деятельности в детском саду.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.
Изучив актуальность проблемы, разработала проект рабочей программы по теме: Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет.
Цель проекта:
- Развитие речи воспитанников средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, в частности поэзии русских поэтов, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время НОД, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
Цель и задачи определяются государственными стандартами, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.
В завершений проекта хотелось достичь определенных результатов, увидеть что дети узнали, чему научились за это время.
Ожидаемый результат:
Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:
1. Доступность содержания материала для детей дошкольного возраста.
2. Познавательная и нравственная значимость.
3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Сроки реализации проекта: учебный 2016-2017год.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
• Анализ предметной среды группы.
• Изучение методической литературы по проблеме.
• Формулирование целей и задач проекта.
Основной этап:
В ходе реализации проекта были использованы такие формы работы с детьми, что еще больше сблизило и раскрепостило их
- Чтение произведений устного народного творчества и русских поэтов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
– Слушание сказок.
- Создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятии.
- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
-Инсценирование произведений фольклора.
-Разыгрывание пальчиковых игр на основе фольклора.
Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними. Для них были предложены такие формы работы:
- Родительское собрание Фольклор, как средство развития речи.
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
- Консультация для родителей и педагогов Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора.
- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
Как обойтись без поддержки своих коллег. Тесное сотрудничество с музыкальным работником, показ театрализованного действия со взрослыми, обобщение и обмен опытом- все совместно с педагогами.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Показ театров с использованием русских народных персонажей.
- Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Итоговый этап:
- Выступление на педагогическом совете.
- Анализ, обобщение результатов проекта: выступление на методических объединениях.
- Рекомендации для педагогов ДОУ и пр.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе младшего возраста
Цели:
Приобщать детей к устному народному творчеству.
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.
Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.
Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
Воспитывать умение использовать потешки в повседневнойжизни в соответствующих ситуациях.
Стимулировать желание детей исполнять потешки, отгадывать загадки.
Задачи:
Потешки:
Познакомить детей с новыми потешками.
Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
.Привлекать детей к рассказыванию потешек.
Обогащать словарный запас фольклорной лексикой.
Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
Совместная деятельность взрослого и детей
Использование потешек в режимных моментах.
Рисование водички по потешке Дождик, дождик поливай…
Физкультминутка.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.
Беседа о потешках.
Создание мини - книжки по любой потешке всей семьёй.
Подвижные игры Воробушки и автомобиль, Кот и мыши, Курочка и цыплята
Образовательная деятельность в режимных момента.
Исполнение потешек во время режимных моментов.
Игры по содержанию потешек.
Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
Дидактическая игра Чьи детки.
Заклички:
Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Беседа о закличках
Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах.
Совместная аппликация по закличке Дождик, дождик..
Подвижные игры Солнышко и дождик, Дождик, дождик, кап, кап….
Образовательная деятельность в режимных моментах
Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
Использование дыхательной гимнастики Ветерок (дуть на перышко, ватку, листочек и т. д.)
Игра Солнечный зайчик.
Рисование дождика с использованием нетрадиционной техники рисования (на песке, на манке и т. д.).
Интеграция разных видов деятельности (аппликация+рисование, аппликация+лепка)
Загадки:
Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
Учить детей отгадывать загадки.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Использование загадок .
Разгадывание загадок по описанию
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
Рассматривание домашних животных на русском подворье
Пальчиковые игры.
Познакомить детей с новыми пальчиковыми играми.
Обогащать словарный запас.
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.
Совместная деятельность взрослого и детей.
.Выполнение действий согласно тексту.
Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.
Подвижные игры У медведя во бору…, Щенок Митрошка.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использование пальчиковых игр в повседневной деятельности детей, режимных моментах (одевание на улицу, умывание, прогулка)
Русские народные сказки.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Интеграция образовательных областей Художественно - эстетическая и Речевая
Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения Теремок, Репка, Теремок, Заяц, лиса и петух с использованием театральных кукол бибабо, пальчикового театра, плоскостного театра на фланелеграфе.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Чтение сказок.
Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
Рассказывание сказок по картинкам.
Дидактическая игра Расскажи сказку.
Слушание сказок перед сном.
Колыбельные:
Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Игра – инсценировка Уложим Алёнушку спать.
Беседа о колыбельной песне.
Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
Дидактическая игра Уложим куклу Машу спать.
Слушание колыбельных песен перед сном.
Поговорки:
Познакомить детей с поговорками.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.
Осень.
Потешки:
Зайчишка-трусишка по полю бежал…; Ай, лады, лады, лады…;
Синичка, синичка, воробью сестричка…; Чистая водичка умоет Саше личико;
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть…; Огуречик, огуречик…
Водят мыши хоровод…; Ой, дуду, дуду, дуду...; Как у нашего кота шубка очень хороша…; Кисонька – Мурысенька, - ты где была? ; Пошел котик на торжок…
Русская народная игра Щенок Митрошка
Ел щенок Митрошка, кашку у окошка,
(дети кормят щенка кашей с ложки)
Уронил Митрошка, ложку за окошко.
(дети выбрасывают ложку за плечо)
Вед. : Кто легок на ножку, беги, принеси ложку.
(дети бегут за ложками)
Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет.,
Пальчиковые игры:
Осенние листья; За грибами…; Этот пальчик в лес пошел…; Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?
Игра – песня Курочка
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать…
Загадки:
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.(гриб)
Много одежек, и все без застежек.(капуста)
Сладкая, красная на грядке растет.(морковка)
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет(кошка)
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком(собака)
Кто же это к нам бежит, и от радости визжит.
А потом лежит у ног. Это маленький… щенок.,
Ищет зернышки подружка
С хохолком на макушке
От крыльца недалеко
Раздается: ко-ко-ко. Кто же это?(курочка).
Заклички:
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Дождик, дождик, припусти,
Дай капустке подрасти!
Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.
Колыбельные:
Котя, котенька, коток, котя серенький лобок…
Сказки:
Репка,
Теремок
Зима
Потешки:
Как на горке - снег, снег…; Ты, мороз, мороз, мороз...; Ой ты зимушка-зима…
Загадки:
Зимой и летом – одним цветом (елка)
Зимой беленький, а летом – серенький, никого не обижает, а сам всех боится (заяц)
Всю зиму лежал, а весной убежал (снег)
С неба звездой, а в руке водой (снежинка)
Морковка белая из воды сделана, растет зимой вниз головой (сосулька)
Пальчиковые игры:
Весело зимой; Снежок; Маленький Егорка
Сказки:
Рукавичка; Заяц и лиса
Колыбельные:
Ай, люли-люленьки…
Весна
Потешки.
Ладушки, ладушки, испекла бабка оладушки…; Пальчик-мальчик, где ты был…;
Солнышко…; Ласточка, ласточка…; Вот они, сапожки…; Жаворонки
Заклички:
Солнышко, солнышко…, Дождик, дождик поливай…, Радуга-дуга,
Иди, весна,
Иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
полной снопок,
Большой урожай
В наш край!
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.
Пальчиковые игры:
Сорока-ворона кашу варила
Моя семья
Поговорки
Труд человека кормит Апрель с водой, а май с травой, Где цветы, там и бабочки, Солнце пригреет — все поспеет.
Колыбельные.
Баю-бай,баю-бай, ты собачка не лай…
Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что дети узнали и запомнили героев сказки, нашли отклик в использовании потешек в режимных моментах, заучили считалочки и загадки. Смело водят хоровод с запевкой, а совместная работа с родителями сблизила и укрепила взаимоотношения.
Теоретическая значимостьзаключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников младшей группы.
Практическая значимостьрезультатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Анализируя сборы методических наработок можно сказать, что методический материал регулярно пополняется картотеками игр, сказок, загадок, русских народных песен, хороводных песен, потешек и пестушек.
Я планирую продолжать свою работу в этом направлении набираться опыта, материала и творческих побед.
Литература
Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких - Москва; изд. Просвещение, 1987г.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками. – СПб .: ООО Издательство Детство-пресс, 2011. – 80 с.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей - Москва; изд. Лада, 2009
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы