Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Урок-игра по страницам Красной книги. Автор: Самохвалова Ирина Эдуардовна. Работа №95076

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Внеурочная деятельность
Описание:
Цель: обобщить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, познакомить с представителями животных, занесенных в Красную книгу. Задачи: учить ценить красоту природы, вызвать у ребят чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе. Углубить знания учеников о роли животных в природе, учить доброжелательному отношению к живым существам. Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, будить сострадание, воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях, закрепить знания о культуре поведения в природе
Работа:

 

Урок - игра «По страницам Красной книги».

Цель: обобщить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, познакомить с представителями животных, занесенных в Красную книгу.

Задачи: учить ценить красоту природы, вызвать у ребят чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе.

Углубить знания учеников о роли животных в природе, учить доброжелательному отношению к живым существам.

Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, будить сострадание, воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях, закрепить знания о культуре поведения в природе.

 

 

Оборудование:

- Иллюстрации с изображением «лекарственных растений»,

- Красная книга, «Ромашка»,

- жетоны для награждения команд,

- карточки с вопросами,

- иллюстрации с изображением птиц, фонограмма птичьих голосов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Потемнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету.

Чёрные сотрёшь ли, человек?

( А. Плотников)

 

Как вы ответите на вопрос стихотворения?

О чё

м беспокоится поэт?

Какие экологические опасности представляют крушения нефтеналивных судов?

Почему так опасны нефтяные пятна в океане?

 

Опять черёмуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою...

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

 

Ты оглянись, ты окунись

В её рассветы и закаты,

В её лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.

 

Лишь только солнышко весною

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

 

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

 

 

Учитель: К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью о том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен.

И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания.

Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

 

Красный цвет книги – знак опасности, который приказывает нам «Остановись!»

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы – разноцветные.

На красных листах даются сведения об исчезающих видах животных и птиц и о видах, находящихся под угрозой полного исчезновения. Этих животных осталось на земле очень мало, и их численность продолжает сокращаться.

На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко. Либо потому, что живут они на ограниченных территориях.

Зеленые страницы говорят о животных, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов – лоси, бобры, соболь.

Но есть еще и Чёрная книга. В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица земли, в исчезновении большинства видов виноват человек. Так, с территории нашей страны исчезли туры, тарпаны, нет на земле сумчатого волка. Список этот можно продолжать.

Хранится Красная книга в швейцарском городе – Морже. Вы – будущее поколение нашей планеты. От того насколько вы будете образованными, как хорошо будете знать нашу природу, зависит будущее нашей планеты.

 

 

 

Сегодня у нас необычный урок.

Урок – игра. Но в этой игре вы должны будете показать, что являетесь лучшими знатоками природы. Итак, начинаем.

 

 

Приветствие команд.

1команда – «Скворцы».

Мы сами словно птицы,

Голоса у всех звонки.

И умеем веселиться

Мы скворцы озорники.

 

2 команда – «Соловьи».

Мы не просто синицы

Или воробьи –

Мы зовёмся соловьи.

Ведь без нот и без свирели

Лучшие выводим трели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 тур. Разминка.

Выбери правильный ответ:

- Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый!

Колокольчик

Клевер

Василек

 

- Какая птица считается самой умной?

Орёл

Ворон

Попугай

 

- Как называется жилище бобра?

Нора

Логово

Хатка

 

- Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль?

Травы

Грибы

Соль

 

- Кто не прикасается

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

Шиповник

Лебеда

Репейник

 

 

 

1 конкурс «Ромашка».

( За каждый правильный ответ – 1 балл)

 

Первая наша остановка на цветочной поляне.

На лепестках ромашки написаны загадки. Команды по очереди отрывают лепесток, читают загадку и отгадывают её.

 

- Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

- Лик пахучий, хвост колючий. (Роза)

- Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звону нет! (Колокольчик)

- Белая корзина, золотое донце. (Ромашка)

- Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

- Злая, как волчица, жжётся как горчица. (Крапива)

- Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан

Белый сарафан.

(Берёза)

- Стоит Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт –

Всяк поклон отдаёт.

(Земляника)

 

2 конкурс «Наблюдательный».

Сейчас мы попробуем собрать в лесу лекарственные травы.

( По очереди приглашаются по одному человеку от команды. На доску выставляются рисунки с изображением цветов).

Задание: играющий смотрит на рисунки некоторое время, а затем отворачивается. Один рисунок убирается. Вспомните, какого цветка не хватает?

(В игре используется набор «Лекарственные растения»: земляника, подорожник, фиалка, адонис (горицвет), пион, ландыш. (За правильный ответ – 1 балл).

 

 

3 конкурс. Вопросы о зверях и птицах

Команды отвечают на вопросы. Первой отвечает та команда, капитан которой раньше поднимет руку.

(За правильный ответ – 1 балл).

Какая птица выше всех летает? ( Дятел, стриж,

орёл

)

Кака

я птица самая большая в мире? (Страус)

Какая самая маленькая птица

обитает в нашей стране? (Королё

к)

Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)

Кто днё

м спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин)

Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин

,

сорока)

Кто из зверей на зиму ложится спать, кроме медведя? (Барсук, ёж)

 

4 конкурс. «Конкурс капитанов»

Наши капитаны – лучшие знатоки природы. Им необходимо было подготовить материал о птицах, занесённых в Красную книгу. Выслушаем их. (Максимальная оценка 5 баллов )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балобан – крупный сокол, немного больше вороны, окраска верха тела изменчивая, от охристо-серой до тёмно-бурой, низ светлее, с тёмными каплевидными пестринами. Самки крупнее самцов. Крылья длинные, заостренные, характерны белые поперечные ряды пятен на рулевых перьях. Полёт стремительный, птицы хорошо парят; высматривая добычу. Балобан предпочитает гнездиться в старых лиственных лесах, окружённых открытыми пространствами, однако он нередко устраивает гнёзда в нишах и на выступах высоких обрывов. В полной кладке обычно 4 яйца.

Основу питания балабана составляют грызуны. Гнездовья сокола – балобана и самих птиц следует тщательно охранять.

 

Журавль – красавка. Он действительно оправдывает свое название. Это изящная и стройная птица с пепельно – сизым оперением туловища, голова и шея покрыты чёрными блестящими перьями, которые удлинены в зобной части и образуют косицы. Масса красавок достигает 3 кг.

В полете вытягивают ноги и шею. В стае летят клином или журавлиным углом.

Это очень осторожные птицы. Если журавлей не преследовать, то они из года в год гнездятся в одном и том же месте. Гнездо у журавлей примитивное: это небольшое углубление в почве с подстилкой из травы. В кладке 2-3 яйца. Кормятся журавли разнообразной растительной пищей, но едят и червей, насекомых.

(По материалам Красной книги)

 

 

5 конкурс «Загадка плетёнка»

 

Здесь спрятались птицы. Отгадайте какие. Побеждает команда, которая впишет большее количество птиц за 2 минуты.

(За правильный ответ – 1 балл).

 

1.

в

 

р

 

б

 

й

2.

 

к

 

о

 

е

 

3.

к

 

к

 

ш

 

а

4.

 

н

 

г

 

р

 

5.

г

 

у

 

а

 

ь

6.

 

о

 

о

 

е

 

7.

п

 

л

 

к

 

н

 

Ответы:

Воробей

Скворец

кукушка

Снегирь

Глухарь

Соловей

Пеликан

 

 

6 конкурс. Узнай по описанию и назови.

Маленькие налетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

А. Пчелы

Б. Мураьи

В. Тараканы

 

Летающие насекомое, имеющее «Тигриную» окраску – жёлтые и чёрные полоски, приносит огромную пользу человеку. Люди используют практически все продукты, производимые этим насекомым: мёд, воск. Кроме того, собирая с цветов нектар, эти насекомые опыляют растения.

А. Оса

Б. Бабочка

В. Пчела

 

Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тонкое жало. Его полет сопровождается высоким звенящим звуком.

А.Муха

Б. Клещ

В. Комар

 

Зеленое насекомое с сильными челюстями и тремя парами ног, причем задняя пара длиннее остальных, т.к. используется для прыжков. Оно имеет две пары крыльев: тонкие и жесткие. Самцы, потирая жесткие крылья друг о друга, издают стрекочущие звуки.

А. Кузнечик

Б. Блоха

В. Долгоносик.

 

 

7 конкурс. «Рассуждалки».

( За подробный ответ – 2 балла; за правильный ответ без пояснений – 1 балл. Неверный ответ – 0 баллов).

Учитель: В следующем конкурсе у вас будет возможность обсудить вопрос, cсообща , прежде чем вы на него ответите, т.к. ваши ответы нужно будет обосновать (доказать). Каждая команда получает по три вопроса.

(Можно их записать на карточках и предоставить возможность самим вытянуть).

 

Почему нельзя трогать яйца в гнё

здах птиц?

(Запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснется к яйцам, и потомство погибнет).

Почему дятла называют «помощником» других птиц?

(Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).

Сборщик желудей.

Собрав немалое количество

Золотистых желудей,

Парнишка утром шел в лесничество

С корзиной полною своей.

Не знал он, путь привычный делая,

Чем труд его прекрасен был:

В своей корзине рощу целую

Парнишка утром проносил.

(П.Комаров).

1) Почему поэт пишет, что мальчик нес в своей корзине «рощу целую»?

2) Можно ли этого мальчика назвать другом природы?

 

Послушайте!

Речушка вдоль околица текла

Негромкая...

Но мы любили, дети,

Её - она ведь первою была

Для нас и, значит

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зелёная, и хвощ болотный вылез...

Как будто люди целью задались

Убить её

И своего добились

(С. Викулов).

1) Как вы думаете, почему речка стала такой грязной?

2) Чем школьники могут помочь речке?

 

Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

( Птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти)

 

Почему погибает лес, если вырубить все старые деревья?

(На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли).

 

 

И последний конкурс №8.

 

Нужно придумать условные знаки о правилах поведения в природе.

Подведение итогов. Награждения.

 

Наша планета – Земля.

Наша планета – Земля –

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет, Песню день начинает.

Как хорошо, приглядись,-

Клёны, берёзы и ёлки !

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию – у пчёлки.

(Л. Савчук).

 

 

Завершается праздник песней «Улыбка».

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×