Рабочая программа по химии для детей с ВОЗ. Автор: Лагутина Елена Егоровна. Работа №95134
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Киевка
356 702 Ставропольский край Апанасенковский район с. Киевка
ул. Октябрьская, 79 тел: 8 (865) 5574523, 8 (865) 5574523;school4@divstv.ru
Рассмотрено: Согласовано:Утверждено:на заседании ШМОНа методическом советеДиректор МКОУ СОШ № 4« Мыслитель »Зам. директора по УВР______Т.В.НарышкинаПротокол №________ от «_____»_________20___ г___________Коваленко С. В.Приказ. №_________от «____»________20____ г.Руководитель МО:__________Е.Е.Лагутинапротокол. №___от «____»_______ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Химия» для обучающегося 9 класса Князева Сергея составлена на основе АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью ( в 1).
Ступень обучения 2 (9 класс)
Количество часов – 34
Составитель – учитель Лагутина Елена Егоровна
Пояснирельная записка.
Рабочая программа по химии для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 ФЗ, требований федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089), Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС), примерной программы основного общего образования по химии, программы по химии Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для общеобразовательных учреждений 2012 года и программы специальной( коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой,.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Материал отобран так , чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о химической картине окружающего мира: применять полученные знания и умения для объяснения различных явлений и свойств веществ, безопасной работы с веществами в быту и на производстве, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.
Цель курса — повышение социальной адаптации детей с ОВЗ средствами предмета химии
Содержание программы ориентировано на реализацию следующих задач:
Расширить и систематизировать знания школьников о единстве живой и неживой природы.
Формировать знания о составе химических веществ, свойствах, их применении на практике.
Формировать умения безопасного обращения с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием.
Формировать умения применять знания из области химии в практической и трудовой деятельности.
Формировать умения ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, характеризуя, сравнивая химические вещества по
составу, свойствам и применению, делать простейшие выводы и обобщения.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и умение вести здоровый образ жизни.
Программа рассчитана на учащихся с легкой умственной отсталостью, имеющих расстройство психического, психологического развития, поэтому при составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков с опорой на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Химия — наука экспериментальная.
Изучаемый курс химии практико-ориентирован: все понятия, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися лабораторных опытов и практических работ
Содержание курса.
Повторенье мать ученья
(
2ч.)
Зашифрованная таблица –Периодическая система химических элементов .Как устроена таблица, как пользоваться ей.
От водорода до воды. Водород, его свойства, роль в природе. Вода, свойства, биологическая роль.
2.Как ведут себя вещества в растворах( 7ч.)
Растворимость. Насыщенный и ненасыщенный растворы. Почему поваренная соль проводит электрический ток, а сахар нет ? Понятие об электролитах. Ионы. Реакции между ионами в растворах. Биологическая роль водных растворов.
Демонстрации. Испытание веществ на электропроводность.
Лабораторные опыты. Растворимость различных веществ в воде. Реакции обмена с выпадением осадка и выделением газа.
Практическая работа №1 Приготовление раствора поваренной соли.
Практическая работа № 2. Выращивание кристаллов медного купороса.
3 От кислорода до серы(5ч.)
Вездесущий, всемогущий кислород. Почему легко дышится в сосновом лесу и после дождя. Красавица сульфур : что скрывается под названием. О пользе и вреде сернистого газа. Хлеб химической промышленности – серная кислота. Всё обуглю , что смогу. Почему идут кислотные дожди ?
Демонстрации. Горение серы на воздухе и в кислороде. Растворение концентрированной кислоты. Обугливание сахара и бумаги.
Лабораторный опыт. Знакомство с природными соединениями
серы.
4. Элементы органогены( 10 ч.)
Безжизненный или жизненно необходимый? Азот, его роль в живой природе. Старый добрый аммиак … Практическая значимость в с/ х и в быту. Азотная кислота. Чем опасны нитраты.
Элемент жизни и мысли – фосфор. Удивительные свойства простого вещества.
Я и уголь и алмаз… Углерод, его аллотропия. Соединения углерода : углекислый и угарный газы, кальцит, сода, поташ.
Демонстрации. Получение аммиака из нашатыря. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с природными карбонатами.
Лабораторные опыты. Знакомство с азотными и фосфорными удобрениями. Гашение соды уксусом.
Практическая работа № 3 Получение углекислого газа.
5.Металл – особое природное тело ( 10 ч.)
Век бронзовый, век железный. Историческое значение металлов в жизни общества. Сплавы металлов. Самые активные среди металлов . Почему их назвали щелочные. Металл из солонки. Когда поваренная соль яд.
Кальций – жизненно необходимый элемент. Мел, мрамор, известняк одно и тоже ? Чем неудобна жёсткая вода.
«Крылатый « металл – алюминий. Практическая значимость алюминия и его сплавов. Двуличные незнакомцы ( оксид и гидроксид алюминия).
Металл смерти и жизни- железо. Легенды о дамасской стали и чугуне. Почему так быстро разрушаются изделия из железа ? Как замедлить коррозию.
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия , кальция и железа.
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме « Металлы.»
Тематическое планирование по курсу.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Форма занятия
Дата проведения
Примечание
Повторение курса 8 класса.
1
Зашифрованная таблица. Периодическая система химических элементов.
1
Коррекция знаний
2
От водорода до воды. Водород, его свойства, роль в природе. Вода, её свойства, биологическая роль.
1
Обобщение и коррекция знаний
Как ведут себя вещества в расворах.
3
Понятие о растворах.Растворимость веществ.Биологическая роль растворов.
1
Комбинированный.
4
Понятие об электролитах. Почему поваренная соль проводит электрический ток, а сахар нет.
1
Комбинир.
5
Ионы. Реакции между ионами в растворах.
1
Урок новых знаний
6
Урок практикум.
1
Комбинир.
7
Практическая работа №1 Приготовление раствора поваренной соли определённой конценрации
1
Практикум
8
Практическая работа №2 Выращивание кристаллов медного купороса.
1
Практикум.
9
Проверь свои знания.
1
Комбинир.
От кислорода до серы.
10
Кислород, его аллотропия. Почему легко дышится после дождя?
1
Комбинир.
11
Красавица сульфур: что скрывается под названием.
1
Урок новых знаний.
12
О пользе и вреде сернистого газа.
1
Комбиниров.
13
Хлеб химической промышленности – серная кислота. Всё обуглю, что смогу.
1
Новых знаний
14
Почему идут кислотные дожди ?
1
Комбинир.
Элементы органогены.
15
Безжизненный или жизненно необходимый? Азот,его роль в живой природе.
1
Комбинир.
16
Старый ,добрый аммиак. Практическая значимость в с/х и в быту.
1
Урок новых знаний
17
Азотная кислота – знакомая незнакомка.
1
Комбиниров.
18
Чем опасны нитраты.
1
Комбиниров.
19
Элемент жизни и мысли – фосфор. Удивительные свойства простого вещества.
1
Урок новых знаний.
20
Знакомство с минеральными удобрениями.
1
Практикум
21
Я и уголь и алмаз… Углерод, аллотропные соединения.
1
Урок новых знаний.
22
Угарный и углекислый газ : одно и тоже?
1
Комбиниров.
23.
Соды бывают разные….
1
Коибиниров.
24
Практическая работа №3» Получение углекислого газа.»
1
Практикум
Металл – особое природное тело..
25
Век бронзовый, век железный. Исторический очерк значения металлов в жизни общества.
1
Урок новых знаний
26
Сплавы металлов.
1
Комбиниров.
27
Самые активные среди металлов. Почему их назвали щелочные?
1
Урок приобретения новых знаний.
28
Металл из солонки. Когда поваренная соль яд.
1
Комбиниров.
29
Кальций жизненно необходимый металл. Мел, мрамор , известняк – одно и тоже ?
1
Урок приобретения новых знаний
30
Чем неудобна жёсткая вода.
1
Урок приобретения новых знаний
31
«Крылатый « металл – алюминий. Практическая значимость алюминия и его сплавов.
1
Комбиниров.
32
. Двуличные незнакомцы ( оксид и гидроксид алюминия
1
Комбиниров.
33
Металл смерти и жизни- железо. Легенды о дамасской стали и чугуне. Почему так быстро разрушаются изделия из железа ? Как замедлить коррозию.
1
Урок приобретения новых знаний
34
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме « Металлы.»
1
Практикум
Обучение предмету по программе «Химия для детей с ограниченными особенностями здоровья» ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах:
Учебно-методический комплект
· Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8-9 класс» Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман. - рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Данный учебно-методический комплект обеспечивает реализацию программы . В его состав входят учебная программа и учебник для обучающихся. Данные учебники представляют единую завершенную линию; их структура и содержание соответствуют ФГОС общего образования. Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год. Ниже рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
· Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс, Владос, 2004.
· Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии: 8-9 кл. – М: Дрофа,1997.
· Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман. Химия 8-9 класс – М.: Просвещение, 2012
· Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
· Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Интернет- ресурсы:
•http://festival.1september.ru (Первое сентября)
•http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)
•http://portfolio.1september.ru
•http://school-collection.edu.ru
• http://window.edu.ru
•http://www.uroki.ru/ur_rus/programms/env_3.htm
•http://www.kcn.ru/school/book/index.htm
•http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)
•http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии
.