Конспект урока по ОРКСЭ Тема "Ответственность". Автор: Оболенская Ольга Ивановна. Работа №95293
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Конспект урока по теме: «ОТВЕТСТВЕНОСТЬ»
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно – поисковый, репродуктивный, групповая работа.
Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности ответственности как нравственного качества личности человека, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
Личностные
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
, мысли, чувства, слова,
на основе представлений о нравственных нормах
разви
вать умение
сопоставлять эт
о понятие
с
соответствующими поступками
приви
вать
навык доброжелательного отношения к членам общества.
Метапредметные
развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
формирова
ть
готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою собственную
развивать умения размышлять, сравнивать и анализировать, творческое воображение
Предметные
уточнить смысл понятий «ответственность», его лексическим значением
создать условия для осознания обучающимися ценности ответственности в человеческой жизни
Основные термины и понятия: ответственность как нравственное качество человека..
Виды деятельности: беседа, словарная работа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пословицами, подготовка к творческой беседе с членами семьи
Методическое обеспечение: учебник “Основы религиозных культур и светской этики”, Москва, ООО «Дрофа», 2012 год (автор А. А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова и др.)
Оборудование к уроку: персональные компьютерные устройства, орфографические словари, рабочие тетради
Ход урока
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Сообщение темы урока
Учитель: – Сегодня вы сами определите тему урока. Я начну с вопроса – Читали ли вы сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?
Это философская сказка-размышление о человечестве, счастье, о смысле жизни. О добре и зле, любви, об ответственности людей за планету, природу.
Маленький принц жил на своей маленькой планете и чувствовал себя очень одиноким. Однажды мудрый Лис открыл ему важную истину: чувство одиночества проходи, если ты за кого-нибудь отвечаешь: заботишься о нём, помогаешь ему, «вкладываешь в него свою душу».
СЛАЙД № 1
Учитель: - Внимательно прослушайте фрагмент из сказки «Маленький принц» на с. 63-65 учебника.
- Расскажите, о чём поведал мудрый Лис принцу. Найдите в тексте то предложение, которое, на ваш взгляд, является самым важным. («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу»).
- Объясните, почему вы выбрали именно это предложение.
- Определите тему урока - о чём же мы будем сегодня говорить?
3. Работа по теме урока.
Учитель: - Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова и В.И. Даля
СЛАЙД № 2
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Найти объяснение данного слова в словаре.
словарь Ожегова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести ответственность за что-нибудь
словарь Даля
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо. Нести ответственность.
Учитель: - Как вы поняли значение этого слова?
- Прочитайте высказывание известного русского писателя Ф. Достоевского об ответственности:
«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё».
Учитель: - Как вы понимаете смысл слова ответственность?
- Подумайте, близко ли оно по смыслу словосочетанию «отвечать за кого-то или за что-то»?
СЛАЙД № 3
Учитель: - Прочитаем басню Эзопа на стр. 61 учебника
5. Обсуждение прочитанного.
Учитель: - Объясните, ка вы поняли смысл истории про Эзопа и Ксанфа.
- Что можно ли сказать, про человека, отбросивший камень? Можно сказать, что он обладает чувством ответственности?
- За кого он нёс ответственность?
- Что вы можете рассказать об Эзопе? Назовите басни И.А. Крылова, которые вы знаете.
- Вспомните или прочитайте в словаре, какое литературное произведение называется басней.
- Можно ли считать басню произведением, которое учит людей этике? Обоснуйте свой ответ.
СЛАЙД № 4
6. Работа по иллюстрации
Учитель: Рассмотрите иллюстрации на стр. 62.Узнаете ли вы тех, кто на них изображён? А почему люди ценят добро?
- Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь.
СЛАЙД № 4
Учитель: Как вы думаете, почему люди совершают не очень хорошие поступки, говорят плохие слова, негативно думают? (потому, что им самим плохо, в их сердце мало внутреннего света - мало любви)
Если у человека мало внутреннего света, то ему очень тяжело изменить что-то в своей жизни и мир в лучшую сторону. Да и вообще такой человек очень суров или обижен на мир.
Если у человека много внутреннего света, то ему легко изменять мир. Когда этот человек делает что-то, другие люди чувствуют его душевное тепло и соглашаются ему помочь.
Откуда взять внутренний свет?
Важно понимать, что внутренний свет есть в каждом человеке, но у кого-то он просто закрыт шторами.
Нужно
с
ледить за своими мыслями, эмоциями, действиями. Если вы чувствуете, что они имеют негативный харак
тер, то отказывайтесь от них.
Оставляйте только то, что имеет в своей основе любовь.
Можете мысленно направлять любовь на все то
,
негативное, что увидели в себе. Постепенно вы заметите, как негатива становится меньше, а внутреннего света больше.
Это можно делать каждый день. Учитесь раскрывать себя, раскрывать собственное сердце, свет и любовь, которые всегда есть внутри вас.
Ваш внутренний свет будет освещать вашу жизнь и жизнь всех, кто вас окружает.
СЛАЙД № 5
7. Оздоровительная минутка «Солнышко – внутренний Свет».
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что в середине вашего сердца Солнышко, которое излучает свет во все стороны. И вот этот свет бежит по вашим рукам и уже на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики бегут от центрального Солнышка и согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.
Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе этот мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Посмотрите, как светлее стало в классе от Света ваших солнышек. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
СЛАЙД № 6
8. Формирование умений и навыков. (Работа в командах).
Учитель делит обучающихся на две команды. Учащиеся команд выбирают описанные жизненные ситуации и рассказывают, в каких проявляется ответственность людей. Учащиеся обеих команд по очереди рассказывают свои ситуации, а учащиеся противоположной команды дают к ним свои комментарии КАК МОЖНО ЭТО ИЗМЕНИТЬ.
В конце игры обучающиеся оценивают свою работу и работу соседней команды с помощью смайликов и объясняют свои действия.
Учитель - Как оценить поступки детей? Где проявляется ответственность? Объясните ваше мнение.
Не выполнил домашнее задание.
Помочь другу в решении задачи.
Играть в футбол на газонах;
Рисовать на стенах в школе;
Посадить растения возле школы;
Сказать грубое слово кондуктору в автобусе;
Метко плюнуть жвачкой в товарища;
Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин.
Подумать о соседке по парте, что она взяла твою ручку.
Меня обидел мальчик.
Мама не положила в портфель ручку.
СЛАЙД № 7
Обобщение:
Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека, нельзя сразу стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом. И что мы выбираем - как поступим - в этом наша ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!
СЛАЙД № 8
Учитель:
Притча
Сыну
Когда я был маленьким, моя Мать сказала мне:
— Ты должен жить достойно, Сын!
— Достойно? — переспросил я.
— Достойно — это так, чтобы не было стыдно за свою жизнь.
Меня никогда не покидал вопрос: достойно ли я живу? Он был внутренним непримиримым судьей, который привел меня к следующим Вратам, и я переступил их Порог со словами: «Я жил так, чтобы моим Великим Предкам и будущим Потомкам не было стыдно за мой Путь».
Я завещаю этот наказ тебе, мой Сын: ЖИВИ ДОСТОЙНО. ТАК, КАК ЖИЛ ТВОЙ ОТЕЦ.
Учитель:
- Скажите, как вы поняли, что значит ЖИТЬ ДОСТОЙНО? Можно ли сказать, что ДОСТОИНСТВО и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ тождественные понятия?
СЛАЙД № 9
9. Задание на дом. (Дифференцированное, по выбору учащихся).
Учитель:
Объясните, что означает «отвечать за кого-то или за что-то». Приходилось ли вам брать на себя ответственность за кого-то или за что-то? Что вы при этом чувствовали?
Побеседуйте с членами семьи об ответственности каждого в вашей семье
Подумайте и скажите, за что отвечают ваши родители, учителя, врачи, военные
, знакомые вам взрослые. А за что отвечаете или готовы отвечать вы?
Если вы ещё не читали
сказку про
Маленького принца, прочитайте её. С помощью взрослых найдите сведения об Антуане де Сент-Экзюпери, подготовьте небольшое сообщение, подберите к нему иллюстрации,
10. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали об ответственности?
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
- Почему важно быть ответственным?
Учитель: Вы – будущие жители планеты Земля и от вас и вашей ответственности зависит, в каком городе и стране мы будем жить. Выращивайте сады из зёрен красоты, и красками любви раскрашивайте мир Земли, и пусть каждый человек найдёт себе дело по душе и будет счастлив.
СЛАЙД № 10
11. Оценка результатов.
Учитель: - Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А вы оцените свою работу с помощью смайликов - нарисуйте в тетради рисунок, который вы выбрали:
Солнце – понравилось
Солнце из-за туч – не очень понравилось
Из тучи дождь – не понравилось.
СЛАЙД № 11
СПАСИБО ЗА СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО!