Непосредственно-образовательная область Тема « Как кукла Акань себе друга искала».. Автор: Рыбалко Наталья Николаевна. Работа №95324
Непосредственно-образовательная область
Тема « Как кукла Акань себе друга искала».
(НОД для детей средней группы) .
Цель: Познакомить детей с хантыйскими куклами Акань и играми коренных народов Севера.
Задачи.
- формировать у детей уважительное отношение к культуре разных народов; - приобщать детей к традиционной культуре коренного населения Югры – народа ханты-манси; - продолжать знакомить с устным народным творчеством Югры; - познакомить детей с хантыйскими словами: (заяц – Шовр, кукла – Акань). - Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Словарная работа: чум, берестяной короб, малица, Шовр, , Акань,
Оборудование: игрушки сова, заяц, кукла Акань, берестяной короб,
Ход занятия. Ребята сегодня я хочу вам рассказать хантыйскую сказку, которая называется « Как кукла Акань искала себе друзей». Проходите в чум, присаживайтесь вот на эти мягкие шкуры (дети садятся на колени) . Т. к это хантыйская сказка , давайте поздороваемся на хантыйском языке (дети кланяются друг другу произнося слова Узя-Узя! Вот мы и поздоровались
Но сначала я вам расскажу о хантыйской кукле Акань. Первых таких кукол для маленьких девочек шьют мамы или старшие сёстры Куколки должны быть не больше детской ладошки. По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, и навлечь на ребёнка беду, поэтому все куклы были без лица, рук и ног. Сшитые из лоскутков ткани, или меха украшены хантыйским орнаментом. Акань имеет пол и возраст. Есть куклы мужчины, куклы женщины, куклы младенцы. Ещё есть куклы с утиным клювом вместо головы, куклы шишки, куклы ягодки, куклы растения. Но это всё присказка, а сказка будит впереди
Жила была кукла Акань в тайге, в чуме. Сама на охоту ходила, сама рыбу ловила, ягодами и грибами впрок запасалась. А как одежду из шкурок сошьет, да узоры замысловатые на ней вышьет любо дорого посмотреть. Да вот только смотреть то некому, одна одинёшенька жила, словом перемолвиться даже не с кем было. Надоела ей такая жизнь. Пойду, - решила Акань, - друга искать». Надела она малицу, на спину – расписной кузов. В кузове у нее – рукодельная сумочка с нитками, бисером и бисерной игольницей. (Показать). Шла кукла Акань лесной тропой. Вдруг выскочил ей на встречу Заяц-Шовр. Увидел куклу, удивился, ушами захлопал. – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит Заяц-Шовр, - я буду твоим другом. Я очень люблю играть. И научил куклу играть в очень интересную игру. Давайте вместе с куклой Акань тоже в нее поиграем.
Подвижная игра "Зайцы и волк". Волк ловит зайцев, а зайцы убегают. Зайцы скачут: скок, скок ,скок , На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идет ли волк? По команде: "Волк идет! ", из своего домика выбегает волк, а зайцы убегают, если зайца поймал волк, то волк его уводит в свой дом .
Такая шумна игра получилось, что разбудили они сову . Испугался Заяц-Шовр и убежал. Подумала Акань: « Зачем мне такой друг? Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь» – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? Спрашивает у неё сова. - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит сова. - Я буду твоим другом. Давай с тобой играть.
Подвижная игра " Сова и евражки".
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Такая шумна игра получилось, что услышал их охотник. Испугалась полярная сова и улетела. Подумала Акань: «Зачем мне такой друг? Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь» – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? Спрашивает у неё охотник- Иде - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит охотник- Иде - Я буду твоим другом. Давай с тобой вместе жить, ты будешь детей наших в чуме растить, да за чумом следить. А. я на охоту ходить, рыбу ловить. Семью нашу кормить. Согласную семью и горе не берет. Понравился кукле приветливый охотник- Иде согласилась жить она в его чуме. Так и повелось у них в семье. Муж на охоту ходил, оленей разводил, жена детишек растила, одежду всем шила, ягоды собирала, с рыбалки мужа встречала. Давайте и мы с вами поиграем в Хантыйскую игру, которая называется « Рыбаки и рыбки»
Рыбаки и рыбки
Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение бегать врассыпную.
Оборудование: Шнур / мел.
Ход игры: На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети – рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их. Указания: Ловить детей – рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак. Так нашла Акань своего любимого друга – Идее. И всё у них гладко да ладно, ведь дружная семья не знает печали.
Итог занятия.Ребята вам понравилась сказка? А что вам понравилось больше всего? Вспомните, пожалуйста, кого встретила Акань в лесу. Кто же стал её настоящим другом? И мне очень понравилось вам рассказывать сказки. Вы были не только хорошими слушателями, но и активными участниками. Я хочу пожелать вам всего хорошего и подарить частичку своей души. По хантыйски это звучит так: «Торум мет олэн! » Живите в ладу с Богом, с Природой и самим собой! Торум мет олен!