конспект прогулки "Путешествие в уголок хвойного леса". Автор: Бушманова Ирина Леонидовна. Работа №95325
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №115 «Акварель»»
Конспект прогулки
«Путешествие в уголок хвойного леса»
Воспитатель: Бушманова Ирина Леонидовна
Воспитатель: - Дети, посмотрите какой сегодня чудесный день. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в уголок леса.
Сравнительное наблюдение за елью и сосной
Цель: расширение и углубление экологических знаний, формирование бережного отношения к живой природе.
Задачи:
• Закрепить умение детей различать ель и сосну (у ели ветки растут по всему стволу, опущены вниз; у сосны – расположены наверху ствола, растут вверх; у сосны хвоя длиннее, у ели короче; у сосны хвоя растет по 2 вместе, у ели – по одной, шишки ели – продолговатые, у сосны – короткие, округлые, внутри - семена).
• Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.
• Развивать умение сравнивать, находить признаки различия и сходства.
. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к родной природе.
• Вызывать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование: веточки сосны и ели, их шишки, картинки с изображением сосны и ели.
Словарная работа: сосна, ель, сосновая шишка; еловая шишка; хвоя, хвойный лес, дыхательные «окошечки» - устьица, вечнозеленые деревья.
Ход:
Воспитатель: Отгадайте загадки, и вы узнаете за чем мы будем сегодня наблюдать?
- Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ель)
- Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста, только шапка зелена? (Сосна)
Дети: Сосна, ель.
Воспитатель: Дети, что общего есть у этих деревьев?
Дети: Ствол, ветви, корни, хвоя, шишки.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, деревья живые или нет? /ответы детей/.
Воспитатель обобщает: Деревья -это живой организм, т. к. для их роста и жизни нужна земля, свет и вода.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: У сосны ветки растут вверх, а у елки - вниз.
Воспитатель: Верно. Сосна любит расти на солнце, поэтому все ветки она подставляет солнышку. Если сосна растет в лесу, она всеми ветками и хвоинками тянется к солнцу. Нижние ветки, оставшись в тени, без солнца, погибают, елочка же наоборот, любит расти в тени, ветки у нее расположены по всему дереву, чем ниже – тем они длиннее.
Воспитатель: Посмотрите на ветки сосны и ели. Какая из них сосновая ветка, а какая- еловая (дети показывают- работа в парах). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их?
Дети: Сосну я узнала по длинным иголкам. И веточка у сосны толще, чем у ели. Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной. У сосны иголки длиннее, а у ели – короче. Ветка елочки колючая.
Воспитатель: Вы правильно отметили отличительные признаки. А похожи ли эти ветки между собой?
Дети: Похожи.
Воспитатель: В чем их сходство?
Дети: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее.
Воспитатель: Дети, вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Как вы думаете, у сосны и ели есть листья?
Дети: Иголки – это их листики.
Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?
Ребенок: Хвоя.
Воспитатель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. Иголки заменяют этим деревьям листочки, но почему тогда они не упали?
Дети: Иголочки не бояться мороза и снега
А вот новое и то, что вы пока не знали. Оказывается, снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания. У хвоинок есть дыхательные «окошечки» - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания.
Хвоинки живут несколько лет. Затем они коричневеют, буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосна «вечнозеленые» деревья.
- Пощупайте осторожно хвоинки, покатайте их между пальчиками (показываю). Осторожно - чтобы не навредить и самим не уколоться. Что вы почувствовали? (У ели хвоинки твердые и колючие).
Воспитатель: В народе говорят: «У ёлки иголки колки. Как вы думаете, почему так говорят?
Ответы детей: Иголки острые, если к ним прикоснуться можно уколоться.
Стихотворение Елка. А. Прокофьев
Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
Воспитатель: А теперь потрите веточку между ладошками. Понюхайте, пахнет чем-нибудь веточка?
Дети: Смолой.
Воспитатель: Давайте подышим свежей смолкой. Нужно сделать бесшумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
Дыхательное упражнение «Запах ёлочки, сосны». (Дети под руководством воспитателя делают дыхательное упражнение.)
Даже ели мы вначале от сосны не отличали:
Раз торчат иголки, значит это елка.
А когда на ветку ели мы получше посмотрели
Оказалось, что она не такая как сосна!
А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:
«Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна».
Воспитатель: «Как вы думаете, растут ли хвоинки на хвойных деревьях?» Организую исследование на участке за ростом иголок на ели и сосне. Объясняю ребятам, чтобы это узнать, надо пометить краской несколько молодых и старых хвоинок.
Краску наносим на иголочки недалеко от острия. Дети должны заметить, что на старых листьях метка остается на прежнем месте, а на молодых переместится по мере роста листа.
Воспитатель: Сравните шишки сосны и ели (работа в парах)
Дети: Еловая большая, сосновая – маленькая. Сосновая шишка колючая, еловая – нет. Шишка еловая овальной формы, сосновая – круглой.
Воспитатель: Посмотрите, дети, есть ли в ваших шишках семена.
Дети: Нет, семена высыпались, потому что шишки старые.
Воспитатель: Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Ветер разносит их везде. Там где упадут семена, вырастут новые ели и сосны.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если опустить шишку в воду? Проверим? Что с ней произошло?
Дети: она плавает на поверхности, потому что легкая, между чешуйками воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, ель и сосна – это полезные деревья? (Да). Кому они приносит пользу? (Птицам, животным и человеку). Какую?
Дети: Для человека: очищают воздух, которым мы дышим, помогает нам быть здоровыми; используются для строительства домов, изготовляют мебель. делают бумагу, карандаши, дерево – это топливо (дрова). Птицы вьют гнезда и выводят птенцов, семена сосны и ели едят клесты, дятлы, бурундуки. Хвоей питаются лоси, глухари, тетерев; корой – жуки-короеды; древесиной – жуки-усачи, точильщики.
Что же может произойти, если вдруг исчезнут хвойные деревья? /ответы детей/ Как их сохранить?
А мы с вами знаем стихи про эти деревья (читают дети):
Ели.
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Сосна.
Обычную сосну найдёте
В сухом лесу и на болоте;
Почти везде растёт сосна -
Непривередлива она!
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
На сосну уселась галка.
Мне бедняжку очень жалко:
Зачем себя так мучает,
Ведь сосна колючая!
Воспитатель: Что нового узнали? Что вспомнили? Что понравилось? О чём расскажете своим родителям?
- Давайте скажем хвойным красавицам: «Растите большие, людям и птицам на радость, а мы вас – не обидим».
Подвижные игры
Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем в игру.
П/ игра «Грибочки».
Цель: закрепить правила игры, развивать быстроту и ловкость; развивать ритмический слух.
И.п.: Дети в кругу, идут друг за другом, повторяя слова:
Мы идем, идем, идем.
Мы грибы сейчас найдем!
Дети присаживаются на корточки.
Под листочком, под травинкой,
На пенёчке, под осинкой.
Вот и гриб…
Дети ритмично стучат на каждый слог палочкой по земле (первую строчку - палочкой в правой руке, вторую строчку - палочкой в левой руке).
Дети кладут палочки на пол. Под бубен бегут по кругу.
В конце воспитатель говорит слова:
Ты смотри, не зевай
И быстрей его хватай!
Дети берут те палочки, возле которых остановились. Игра начинается сначала.
П/ игра
«Хитрая лиса»
Цель: Познакомить с новой игрой. Упражнять детей в беге. Развивать внимательность, выносливость, умение соблюдать правила игры.
Правила игры: Мы стоим в кругу с закрытыми глазами. Я обхожу круг и дотрагиваюсь до одного из вас, он становится хитрой лисой. Затем по сигналу открываем глаза и внимательно посмотрим, кто из нас хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - хитрая лиса быстро выбегает на середину круга и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.
После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
Трудовая
деятельность
Трудовые поручения: «Разберём шишки по корзинкам», «Разбери еловые и сосновые веточки», разметём дорожки от снега, вынесем ребятам игрушки, соберем игрушки и расставим на свои места.
Самостоятельная двигательная игровая
деятельность
.
Игры детей с выносным материалом: ведерки, лопатки, машинки, игрушки для обыгрывания, санки, лыжи с целью: поощрять организацию самостоятельных игр детей небольшими подгруппами, играть дружно, договариваться.
Индивидуальная работа с детьми.
Подойти к детям
и предложить им
поиграть
:
Воспитатель: игра называется «Шляпа на голове» Задача: учить сохранять осанку при ходьбе с мешочком на голове с Аней, Сашей В, Надей, Соней М. (Дети выполняют упражнение по очереди).
«Сколько
шишек
?
»
Задача: упражнять детей в счете и отсчете предметов в пределах десяти с Сашей П., Соней Ш., Ваней Г.