Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

конспект прогулки "Путешествие в уголок хвойного леса". Автор: Бушманова Ирина Леонидовна. Работа №95325

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Прогулка занимает важное место в жизни ребенка. Она должна быть интересной и познавательной.
Работа:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №115 «Акварель»»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект прогулки

«Путешествие в уголок хвойного леса»

 

 

Воспитатель: Бушманова Ирина Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: - Дети, посмотрите какой сегодня чудесный день. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в уголок леса.

 

Сравнительное наблюдение за елью и сосной

Цель: расширение и углубление экологических знаний, формирование бережного отношения к живой природе.

Задачи:

• Закрепить умение детей различать ель и сосну (у ели ветки растут по всему стволу, опущены вниз; у сосны – расположены наверху ствола, растут вверх; у сосны хвоя длиннее, у ели короче; у сосны хвоя растет по 2 вместе, у ели – по одной, шишки ели – продолговатые, у сосны – короткие, округлые, внутри - семена).

• Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.

• Развивать умение сравнивать, находить признаки различия и сходства.

. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к родной природе.

• Вызывать интерес к исследовательской деятельности.

 

Оборудование: веточки сосны и ели, их шишки, картинки с изображением сосны и ели.

Словарная работасосна, ель, сосновая шишка; еловая шишка; хвоя, хвойный лес, дыхательные «окошечки» - устьица, вечнозеленые деревья.

Ход:

 

Воспитатель: Отгадайте загадки, и вы узнаете за чем мы будем сегодня наблюдать?

- Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ель)

- Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста, только шапка зелена? (Сосна)

Дети: Сосна, ель.

Воспитатель: Дети, что общего есть у этих деревьев?

Дети: Ствол, ветви, корни, хвоя, шишки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, деревья живые или нет? /ответы детей/.

Воспитатель обобщает: Деревья -это живой организм, т. к. для их роста и жизни нужна земля, свет и вода.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: У сосны ветки растут вверх, а у елки - вниз.

Воспитатель: Верно. Сосна любит расти на солнце, поэтому все ветки она подставляет солнышку. Если сосна растет в лесу, она всеми ветками и хвоинками тянется к солнцу. Нижние ветки, оставшись в тени, без солнца, погибают, елочка же наоборот, любит расти в тени, ветки у нее расположены по всему дереву, чем ниже – тем они длиннее.

Воспитатель: Посмотрите на ветки сосны и ели. Какая из них сосновая ветка, а какая- еловая (дети показывают- работа в парах). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их?

Дети: Сосну я узнала по длинным иголкам. И веточка у сосны толще, чем у ели. Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной. У сосны иголки длиннее, а у ели – короче. Ветка елочки колючая.

 

Воспитатель: Вы правильно отметили отличительные признаки. А похожи ли эти ветки между собой?

Дети: Похожи.

Воспитатель: В чем их сходство?

Дети: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее.

Воспитатель: Дети, вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различиеКак вы думаете, у сосны и ели есть листья?

Дети: Иголки – это их листики.

Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?

Ребенок: Хвоя.

Воспитатель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. Иголки заменяют этим деревьям листочки, но почему тогда они не упали?

Дети: Иголочки не бояться мороза и снега

А вот новое и то, что вы пока не знали. Оказывается, снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания. У хвоинок есть дыхательные «окошечки» - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания.

Хвоинки живут несколько лет. Затем они коричневеют, буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосна «вечнозеленые» деревья.

- Пощупайте осторожно хвоинки, покатайте их между пальчиками (показываю). Осторожно - чтобы не навредить и самим не уколоться. Что вы почувствовали? (У ели хвоинки твердые и колючие).

Воспитатель: В народе говорят: «У ёлки иголки колки. Как вы думаете, почему так говорят?

Ответы детей: Иголки острые, если к ним прикоснуться можно уколоться.

Стихотворение Елка. А. Прокофьев

Елка, елка,

Елочка,

Вершинка

Что иголочка!

С буйным ветром

Борется,

Дотронешься

Уколешься!

 

Воспитатель: А теперь потрите веточку между ладошками. Понюхайте, пахнет чем-нибудь веточка?

Дети: Смолой.

Воспитатель: Давайте подышим свежей смолкой. Нужно сделать бесшумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Дыхательное упражнение «Запах ёлочки, сосны». (Дети под руководством воспитателя делают дыхательное упражнение.)

Даже ели мы вначале от сосны не отличали:

Раз торчат иголки, значит это елка.

А когда на ветку ели мы получше посмотрели

Оказалось, что она не такая как сосна!

А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

«Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна».

Воспитатель: «Как вы думаете, растут ли хвоинки на хвойных деревьях?» Организую исследование на участке за ростом иголок на ели и сосне. Объясняю ребятам, чтобы это узнать, надо пометить краской несколько молодых и старых хвоинок.

Краску наносим на иголочки недалеко от острия. Дети должны заметить, что на старых листьях метка остается на прежнем месте, а на молодых переместится по мере роста листа.

Воспитатель: Сравните шишки сосны и ели (работа в парах)

 

Дети: Еловая большая, сосновая – маленькая. Сосновая шишка колючая, еловая – нет. Шишка еловая овальной формы, сосновая – круглой.

 

Воспитатель: Посмотрите, дети, есть ли в ваших шишках семена.

Дети: Нет, семена высыпались, потому что шишки старые.

Воспитатель: Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Ветер разносит их везде. Там где упадут семена, вырастут новые ели и сосны.

 

Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если опустить шишку в воду? Проверим? Что с ней произошло?

Дети: она плавает на поверхности, потому что легкая, между чешуйками воздух.

 

Воспитатель: Как вы думаете, ель и сосна – это полезные деревья? (Да). Кому они приносит пользу? (Птицам, животным и человеку). Какую?

Дети: Для человека: очищают воздух, которым мы дышим, помогает нам быть здоровыми; используются для строительства домов, изготовляют мебель. делают бумагу, карандаши, дерево – это топливо (дрова). Птицы вьют гнезда и выводят птенцов, семена сосны и ели едят клесты, дятлы, бурундуки. Хвоей питаются лоси, глухари, тетерев; корой – жуки-короеды; древесиной – жуки-усачи, точильщики.

Что же может произойти, если вдруг исчезнут хвойные деревья? /ответы детей/ Как их сохранить?

А мы с вами знаем стихи про эти деревья (читают дети):

Ели.

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки -

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

 

 

 

Сосна.

Обычную сосну найдёте

В сухом лесу и на болоте;

Почти везде растёт сосна -

Непривередлива она!

 

 

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

На сосну уселась галка.

Мне бедняжку очень жалко:

Зачем себя так мучает,

Ведь сосна колючая!

 

Воспитатель: Что нового узнали? Что вспомнили? Что понравилось? О чём расскажете своим родителям?

- Давайте скажем хвойным красавицам: «Растите большие, людям и птицам на радость, а мы вас – не обидим».

Подвижные игры

Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем в игру.

П/ игра «Грибочки».

Цель: закрепить правила игры, развивать быстроту и ловкость; развивать ритмический слух.

И.п.: Дети в кругу, идут друг за другом, повторяя слова:

Мы идем, идем, идем.

Мы грибы сейчас найдем!

Дети присаживаются на корточки.

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб…

Дети ритмично стучат на каждый слог палочкой по земле (первую строчку - палочкой в правой руке, вторую строчку - палочкой в левой руке).

Дети кладут палочки на пол. Под бубен бегут по кругу.

В конце воспитатель говорит слова:

Ты смотри, не зевай

И быстрей его хватай!

Дети берут те палочки, возле которых остановились. Игра начинается сначала.

П/ игра

«Хитрая лиса»

Цель: Познакомить с новой игрой. Упражнять детей в беге. Развивать внимательность, выносливость, умение соблюдать правила игры. 

Правила игры: Мы стоим в кругу с закрытыми глазами. Я обхожу круг и дотрагиваюсь до одного из вас, он становится хитрой лисой. Затем по сигналу открываем глаза и внимательно посмотрим, кто из нас хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем-нибудь. 

Три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. 

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - хитрая лиса быстро выбегает на середину круга и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. 

После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

Трудовая 

деятельность

Трудовые поручения: «Разберём шишки по корзинкам», «Разбери еловые и сосновые веточки», разметём дорожки от снега, вынесем ребятам игрушки, соберем игрушки и расставим на свои места.

Самостоятельная двигательная игровая 

деятельность

.

 

Игры детей с выносным материалом: ведерки, лопатки, машинки, игрушки для обыгрывания, санки, лыжи с целью: поощрять организацию самостоятельных игр детей небольшими подгруппами, играть дружно, договариваться.

 

Индивидуальная работа с детьми.

Подойти к детям

и предложить им 

поиграть

:

Воспитатель: игра называется «Шляпа на голове» Задача: учить сохранять осанку при ходьбе с мешочком на голове с Аней, Сашей В, Надей, Соней М. (Дети выполняют упражнение по очереди).

«Сколько

шишек

?

»

Задача: упражнять детей в счете и отсчете предметов в пределах десяти с Сашей П., Соней Ш., Ваней Г.

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×