Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Применение технологии игрового обучения в преподавании обществознания. Автор: Леонов Дмитрий Евгеньевич. Работа №95397

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Педагог. Педагогика.
Описание:
Цель работы - повышение учебной мотивации школьников через применение игровых технологий в рамках преподавания обществознания
Работа:
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Леонов Дмитрий Евгеньевич, кандидат исторических наук
Российскому обществу сегодня как никогда необходимы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание. Воспитание таких людей – всесторонне развитых, активных, предприимчивых – цель системы образования. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их [1]. Для решения поставленной цели разработан комплекс методов, более или менее успешно применяемых в педагогической практике. Среди них важное место занимают активные методы обучения (АМО), как нельзя лучше подходящие для выполнения социального заказа в образовании.
Проблема повышения активности личности в обучении была поставлена еще в античную эпоху. Пифагор (VIв. до н.э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Демокрит (460—370 до н.э.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности. Очевидно, что формирование мотивации к получению новых знаний – одна из самых важных задач образовательного процесса.
Повысить познавательную активность учащихся, сформировать мотивацию помогают технологии игрового обучения, занимающие в классификации активных методов (по М. Новик) важное место. Игровые технологии относятся к числу имитационных методов, отличительной чертой которых является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Исследователи указывают на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности [2].
В преподавании дисциплин гуманитарного цикла игровые технологии применяются достаточно успешно. В настоящей работе предлагается вариант применения игровых методов в изучении курса обществознания.
В учреждениях начального и среднего профессионального образования данный предмет относится к циклу общеобразовательных дисциплин (изучаемых в 10-11 классе средней школы). Выпускники должны иметь представление о современном мире как о поликультурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе [3]. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно максимально связывать общеобразовательный предмет с будущей специальностью выпускника.
Курс обществознания состоит из разделов или модулей, включающих в себя основы ряда научных дисциплин – социологии, политологии, философии, экономики, права, культурологии, психологии и др. В программе обществознания эти основы носят практический характер. Именно поэтому использование имитационных активных методов обучения, в том числе, игровых технологий, является не только правомерным, но и необходимым.
Рассмотрим конкретные варианты применения игровых технологий в рамках раздела курса, посвященного основам правовых знаний. В примерной программе на изучение данного раздела отводится, в среднем, 24 часа. Рассматриваются следующие темы: Правовое регулирование общественных отношений, Основы конституционного права Российской Федерации, Отрасли российского права, Международное право. В рамках каждой из тем, наряду с традиционными формами работы, после изложения теоретического материала целесообразно провести по одному практическому занятию с использованием игровых технологий.
В рамках первой темы автором проводилось занятие в форме деловой игры под названием Правонарушение и его последствия. Игра состояла из трех частей - правонарушение, обращение в суд, судебный процесс. В ходе игры студенты актуализировали свои юридические знания, конструируя реальную ситуацию правонарушения. Важным этапом игры являлся анализ ситуации с юридических позиций, составление искового заявления, участие в судебном процессе. Кроме получения практических знаний студенты развивали общеучебные компетенции, стараясь воссоздать ситуацию в самых точных подробностях.
Вторая тема – Основы конституционного права Российской Федерации - также предусматривала, наряду с теоретическими и практическими занятиями обычной формы, использование игровых технологий. В рамках данной темы автором проводилась интеллектуальная игра: студенты были разделены на 4 команды по 6-7 человек. Интеллектуальная игра состояла из четырех этапов, включая в себя различные типы заданий: блиц-опрос, кроссворд, работа с документом (текстом конституции РФ), анализ ситуации и решение конкретной проблемы с позиций конституционного права.
Третья тема – Отрасли российского права - предусматривала использование технологии анализа конкретной ситуации. Студентам, уже изучившим ранее теоретический материал, предлагалось разделиться на 4 группы, после чего перед каждой группой была поставлена конкретная задача – ситуация, для разрешения которой необходимо было воспользоваться знаниями о российской системе отраслей права, а также обратиться к конкретным законам (кодексам). Целесообразно провести данное занятие в компьютерном классе, для того чтобы студенты научились самостоятельно использовать информационно-справочные системы (Гарант или Консультант).
В ходе изучения четвертой темы – Международное право – целесообразно проведение ролевой игры Модель ООН, имитирующей деятельность влиятельнейшей международной организации. В ходе игры каждый студент исполняет определенную, заранее продуманную роль лидера той или иной страны. Проводится заседание, генеральный секретарь ставит перед собранием проблему (лучше всего рассмотреть какую-либо реально существующую ситуацию, например, арабо-израильский конфликт, конфликт между Индией и Пакистаном, Грузией и Южной Осетией и пр.).
Применение технологии игрового обучения возможно и целесообразно при изучении прочих разделов предмета обществознание. Однако следует отметить, что излишнее увлечение игровыми технологиями может пагубно сказаться на успеваемости студентов; игра в системе профессионального образования не может полностью заменить традиционные формы учебных занятий. Проведению деловых, ролевых и прочих игр обязательно должно предшествовать изучение материала на лекциях и семинарских занятиях.
Вместе с тем, только игровые технологии, конструируя модель реальной ситуации, позволяют связать изучаемый материал с практикой, тем самым закрепляя полученные на занятиях умения, знания и навыки.
Литература
Галковская И. Содержание и формы образования как ответ на социальный заказ // Управление школой. 2005. № 12. (http://upr.1september.ru/2005/12/8.htm)
Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д, 2002. с. 97.; См. также о классификации М. Новик: Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д:Феникс, 2002. 544 с. (http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html)
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0205 Социальная работа. М., 2002.
Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×