Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Автор: Варганова Юлия. Работа №95400
"Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС"
Изучение опыта российских ученых-педагогов позволило сделать выводы о том, что транслируемое знание не выполняет роли средства, развивающего личность. Наиболее продуктивным способом освоения человеком мира является включение ученика в процесс добывания знаний. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Приоритетными направлениями в своей работе считаю следующие:
· Развитие исследовательских навыков учащихся на уроке
· Использование современных педагогических технологий
· Диагностику учебного процесса
· Рефлексию
Цели и задачи работы учителя:
· вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;
· развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);
· формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков
· интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);
· обогащение духовной культуры;
· развитие творческих задатков личности.
Большое внимание сейчас заслуженно уделяется проектной деятельности – педагогической технологии, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для подобной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность «почувствовать» предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Приобретенный за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся в области литературы позволил выработать ее алгоритм. Прежде всего, после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом. Для этого провести сначала несколько занятий творческой группы, на которых актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как метод выбора связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того произведения.
Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята, таким образом, не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.
Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна. В 5-8 классах исследовательская работа проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. В 5-6 классах в основном учитель предлагает предмет исследования и во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся, а в 7-8 ученики часто сами предлагают объект для исследования, и роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. В 9-11 классах исследовательская работа проводится так же в группах и индивидуально, но основной упор делается на индивидуальную работу. Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками. Учитель выступает в роли консультанта.
Примерная тематика исследовательских работ по русскому языку и литературе:
5-ый класс.
Художественные особенности русской народной сказки (на примере нескольких сказок).
Урок-исследование. Тайна баллады Гёте «Лесной царь» (перевод В.А. Жуковского).
Что читают в нашем классе?
Моё открытие словаря антонимов.
Цветовая гамма в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
6-ой класс.
Лингвистические сказки.
«Это многих славный путь…» Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник».
Урок-исследование. На чем держится мир? (на примере рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»).
Искусственные языки.
Невербальные средства общения.
Говорящие фамилии в произведениях писателей.
7-й класс.
Зачем нужны псевдонимы? /или Кто и зачем скрывается под маской?/
Роль художественной детали в новелле А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Значение эпилога в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
Отличие сказки от легенды (на примере рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко).
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Литературные сообщества в Интернете.
8-й класс.
Жанр путешествия в литературе Европы ХVIII–ХIХ веков
Общее и различное в характере Гринева и Швабрина.
Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова и «Князе Серебряном» А.К. Толстого.
Роль "ников" в интернете.
Особенности языка СМС сообщений.
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
9-й класс.
Французские, немецкие, английские реалии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Урок-исследование «Чичиков в гостях у Коробочки».
«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.
Деловые бумаги в жизни школьника.
Языковой портрет ученика нашей гимназии.
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.
10-й класс.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова (на примере нескольких стихотворений). Портретная живопись в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Родословное древо И.С. Тургенева.
Заглавие чеховских рассказов.
Символика огня в рассказе Чехова «Студент».
Какие существуют литературные премии сегодня.
Особенности языка современных СМИ (на примере местной газеты, новостного сайта в интернете).
11-й класс.
Образ Луны в лирике И.Бунина.
Афоризмы в пьесе А.М. Горького «На дне».
Мифологический подтекст романа Е.И. Замятина «Мы».
Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" в оценке священнослужителей.
Советская действительность в романах И. Ильфа и Е. Петрова.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Своеобразие поэзии В. Цоя.
Бардовская песня сегодня.
Как интернет влияет на язык?
Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично каждому дало выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.
Например, изучая басню И.А. Крылова “Квартет”, задаю вопросы:
- Какие проблемы испытывали музыканты?
- Почему им не удалось договориться?
И после этого даю задание группам: прочитать отрывок из текста и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.
Когда ученики научатся взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты. Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.
Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, поэтому они активно включаются в общую работу. Семинар по теме “Части речи. Имя прилагательное и имя существительное” начинался со сценки “Экзамен Митрофана” по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”, а далее следовал вопрос: - Какую ошибку допустил Митрофан и почему?
В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.
Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.
Например, изучая в 10 классе роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», ученики обратили внимание на цветовую и числовую символику. Выводы учащихся были неожиданными. Оказалось, что спектр романа состоит почти из красного и белого (остальные цвета несущественны, встречаются редко). Одна ученица сделала вывод, что роман — это предсказание великого противостояния «отцов» и «детей» 20 века — Красной и Белой армии. Еще одна интересная находка — по мере развития сюжета от ярких тонов в начале роман приходит почти к полной бесцветности в конце. Было задано сочинение-исследование — как эта «потеря цвета» связана с душевным состоянием Базарова. Число «семь», является ключевым для композиции “Отцов и детей”: важнейшие сюжетные эпизоды романа падают на главы, нумерация которых кратна семи (7 глава - рассказ о княгине Р.; женщине, кардинально изменившей судьбу Павла Петровича; глава 14 - появление Одинцовой, знакомство с корой обернулось трагическим исходом для Базарова; глава 21 - введение мотива смерти в образ Базарова; глава 28 - финал, художественный мир “Отцов и детей”).
Таким образом, приобщение учащихся к проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления.