Название работы:
Мастер-класс" Инновационный подход к актуализации экологического компонента в математике". Автор: Сенина Сания Умерзаховна. Работа №95423
Дата публикации:
29.08.2019
Автор:
Сенина Сания Умерзаховна
Номинация:
Внеурочная деятельность
Описание:
Мастер-класс разработан для учителей математики, где рассматриваются основные виды задач с экологическим содержанием прикладного характера
Работа:
Круглый стол Инновационный подход к актуализации экологического компонента в математике
(Слайд 1)Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Сенина С У, учитель математики МОУ СОШ с Камелик
Тема нашего круглого стола – Инновационный подход к актуализации экологического компонента в математике
Перед Вами две математические задачи:(Слайд 2)
1.На овощную базу привезли 5т яблок, груш – в 20 раз больше, а арбузов – на 380т больше, чем груш. На сколько меньше привезли на базу яблок, чем арбузов?
2. Бумажный стаканчик в нашем климате в почве разлагается 5 лет, консервная банка – в 20раз дольше, а пластиковая бутылка - на 380 лет дольше, чем консервная банка. На сколько лет раньше разложится бумажный стаканчик, чем пластиковая бутылка?
Какую из задач Вам хочется быстрее решить и узнать ответ? ( Ответ: вторую)
А почему?
Да, она интереснее по содержанию, дает в результате решения полезную информацию.
По моим наблюдениям ученики тоже хотят решать на уроках математики интересные содержательные задачи, узнавать из них что- то новое, удивительное.
(Слайд3):Нетрудно заметить, что именно математика может дать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Вообще, люди начинают задумываться об ужасающем состоянии окружающей среды, когда видят конкретные числовые показатели того, что происходит с нашей природой.
А как было бы здорово, если бы наши ученики решали бы на уроках не только абстрактные задачи или задачи про яблоки и книжки на полках, а полезные задачи , например, о состоянии окружающей среды. И когда ребята видят страшные цифры о вырубленных лесах, загрязненных реках и о многих других негативных факторах в решенных ими задачах, то может быть лично каждый из них задумается и оценит свое отношение к окружающей среде. Но, проблема в том, что задания с экологическим компонентом очень редко встречаются в наших учебниках. анализируя содержание учебников 5,6,7 классов на предмет содержания в них экозадач, я пришла к выводу, что задачи с экологическим компонентом практически отсутствуют в наших учебниках. (Таблица на слайде4)
Итак, цель нашего мероприятия – заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента на уроках математики, чтобы вы могли сделать ваши уроки необычными, интересными, увеличили воспитательный потенциал своего урока.
Итак. как же рождаются экозадачи?
Из каких источников и кем создаются задачи? Это тоже очень интересный творческий процесс, т.к. большинство задач ребята находят в различных источниках или придумывают сами.
Потребовались разнообразные формы работы по созданию сборника: (Слайд5)
Домашние задания по оформлению книжек-малышек с задачами на экологическую тему;
Групповая работа по решению экозадач в классе по статистическим данным;
Мини-проекты по созданию экозадач;
Индивидуальная работа - исследовательские работы, проблемно-поисковые
Этим формы работы не ограничиваются, их можно постоянно разнообразить.
Математические задачи с экологическим содержанием могут быть
классифицированы по содержательному признаку[2, с. 189]:
• информационные задачи(несущие конкретную информацию, которая
дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической
наукой;
• практически направленные задачи (содержащие описание методик
определения или же оценки величин на местности, в окружающем
пространстве);
• прикладные задачи (в содержании которых имеется постановка
некоторой проблемы, имеющей экологическую направленность, решение
которой возможно реализовать методами математики);
• исследовательские задачи (имеющие целью выявление
математических закономерностей в природных явлениях, процессах).
Математические задачи с экологическим содержанием классифицируют
также по способу воздействия при формировании экологической культуры.
Выделяют демонстрационные, проблемные, указательные задачи[1; c. 85]:
• демонстрационные – это задачи, в которых дано описание
памятников культуры, законов строения природных
объектов.
• проблемные – это задачи, в которых рассматривается какая – либо
проблема имеющая экологическую направленность, и указываются возможные
пути ее решения.
• указательные – это задачи, в которых имеется указание некоторой
экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.
Существует также классификация задач с экологическим
содержанием по цели и предназначению на уроке[6, с. 18]. Учителю полезно
знать, что на разных этапах урока, можно использовать соответствующие
этому этапу задачи:
1. задачи, мотивирующие введение понятия.
2. задачи, готовящие к исследованию понятия на
содержательном уровне.
3. задачи, иллюстрирующие введенное понятие.
4. задачи, закрепляющие введенное понятие на
стадии его усвоения.
5. задачи, демонстрирующие использование сформированного
понятия.
6. задачи, позволяющие установить связи этого понятия с
изученным ранее.
Следует отметить, что в отдельной теме не всегда применяются
задачи всех обозначенных классов, а только в тех случаях, когда это
целесообразно и имеются соответствующие примеры.
Примеры экологических задач решаемых количественным методом.
Следующие задачи могут быть рассмотрены при изучении
соответствующих величин[1, с. 95].
Задача1.
За день в среднем кожа человека выделяет800 г воды, почки– 1600 г,
лёгкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи
были следующие выражения:
а) 800+1600+400
б) 1600-400
в) 1600:400
г) 1600:800
д) 1600-(800-400)
Задача2.
Улитка делает 20 дыханий в минуту, кошка – 300, воробей – 60. На
какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления? А какие
– сделав вычитание?
Задача3.
Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха,
если продолжительность её жизни– 150 лет?
Следующие задачи носят познавательно-экологический характер,
развивают вычислительные способности.
Задача1.
В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет
создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей
стране?
Задача2.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани
исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Задача3.
Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт
липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?
Экологические задачи хорошо применять в 5-6 классах. В этих классах рекомендуется развивать "экологизационные" нравственные ценности, доступные подростку. Целью воспитания детей данного возраста (11-14л) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числе решение задач по проблемам природопользования и т.д. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания. Наиболее благоприятные темы в 5 классе: Натуральные числа, Десятичные дроби, Проценты, в 6 классе: Пропорции, Положительные и отрицательные числа Диаграммы, в 7 классе Графики функций, Степень, в 8 классе Квадратные корни, Степень с целым показателем, Осевая и центральная симметрии, в 9 классе: Прогрессии. Использование экологических задач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.
Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности, которые составлены учащимися и успешно применяются на уроках. Это задания направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После каждой задачи предлагаются небольшой комментарий или вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии у учащихся формируется экологическое сознание. Решения их элементарны, но формулируются они так, как возникают на практике, т.е. с недостающими или с лишними данными. Поэтому значительная часть урока уходит на объяснение и разбор содержания задач. Хотя в чистой математике при счете и вычислениях это не играет роли. Но при изучении предмета математика, тем более при начальном изучении, понимание содержания задачи принимает определенное значение и является основой для развития способностей к обучению учащихся 5-6 классов.
Развивающие и обучающие задания на экологическую тему для уроков математики
Напишите числами запись:"На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, апожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га".
20 кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100 кг макулатуры?
Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на 10лет).
Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?
Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?
За час ночной охотник - летучая мышь – может съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?
При решении экозадач у школьников вырабатывается:
Умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии и решать текстовые задачи на уроках;
Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.
Предлагаем несколько примеров задач, которые можно использовать в процессе изучения математики:
Задача № 1. Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 7, если он сделал 6 ходок? Расстояние маршрута равно 15 км. Результат переведи в килограммы.
Какое значение играет природа в жизни человека? Люди знают, что разрушать природу нельзя, так зачем же они это делают? О чем бы ты написал в сочинении Природа и здоровье человека?
Если бы ты был архитектором города, то построил бы школу около большой автотрассы? Какие меры необходимо предпринимать по предотвращению загрязнения окружающей среды? Как влияет выброс вредных веществ на здоровье человека? Только ли человек страдает от этого?
Задача №2. В школе за день остается около 2772 граммов бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 926 учащихся и в учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев? После решения учащиеся делают вывод:Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином.
Задача №3. Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Большая проблема - это целые горы мусора в каждом городе и наш город не исключение. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор сжигают и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде загрязненной воды, токсической пыли, болезней. Задача №4. Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5 кг мусора. Сколько мусора выбрасывается жителями города Кольчугино, если в городе 45000 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?
В брошюрах, журналах, в других СМИ можно найти большое количество различных методических пособий для уроков математики. Представлю несколько таких заданий для проведения мероприятий, занятий по математике на экологическую тему.
Математические раскраски - это комплексные задания, в которых необходимо выполнить математические действия, выбрать цвет для раскрашивания, который зависит от результата действий. В них изображаются как редкие, так и часто встречающиеся растения и животные. Ребята с ними могут работать как самостоятельно, так и в группах.
В учебниках математики много задач с экологическим содержанием, однако, при решении задач внимание учителя и учащихся направлено на выбор действия, посредством которого решается данная задача и учащиеся не видят в ней экологической морали. Поэтому нужно стараться показать, что решение связано с реальными жизненными ситуациями. Например, при изучении темы Умножение и деление в пределах 100
Задача 1. Один десятилетний дуб выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых дубов. Сколько надо посадить молодых дубов, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?
Для усиления экологического аспекта задаю вопросы: С какой целью высаживаются деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев? и т.п.
Отвечая на них, учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром, и начинают понимать необходимость восстановления и охраны природных ресурсов.
На уроках рекомендуется решать так же задачи, которые способствуют формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности и сохранении и преумножение природных ресурсов.
Задача 2. Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?
Задача 3. Зимой Миша подкармливал птиц. В кормушки в саду Миша ежедневно насыпала 150 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания. Например:
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим пылесосом
Берёза - 28
Сосна -17
Тополь - 23
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 16*5 -(18+39)
Ответ примера вам укажет на название дерева
После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим пылесосом, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел - 7
Клёст - 8
Аист - 6
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров 81:9=
-4=
*8=
+32=
:9=
Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.
Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.
Иногда дети ломают ветви деревьев, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Поэтому после проведения субботников на пришкольном участке, стоит провести акции Скворечник, где ученики должны придумать задания. Решение этих заданий оказывает положительное влияние на осознание и осмысление негативного поступка.
Решение задач с экологическим содержанием могут быть использованы проведении внеклассных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.
Способы конструирования экозадач.(Слайд)
1. По статистическим данным.(Слайд 3)
Пример задачи:
По данным Государственной инспекции и природопользованию Пермского края за летний период 2011 года в разных районах Прикамья зарегистрировано 460 несанкционированных свалок общей площадью 94 га. В настоящее время 220 свалок уже ликвидировано.
Какие вопросы можно сформулировать, чтобы из этих данных получилась задача?
(Слайд)Сколько свалок осталось ликвидировать?
Сколько процентов свалок ликвидировано?
Сколько процентов несанкционированных свалок осталось еще ликвидировать?
2. На основе жизненных ситуаций (Слайд )
Пример задачи:
Отряд мэра ежедневно с одной детской площадки собирает 4 мешка мусора в среднем по 15 кг каждый. Сколько мусора могли бы не оставить после себя жители микрорайона на детских площадках в течение 10 дней, если их в микрорайоне 9?
3.Наложения задания на разные темы (Слайд )
Пример задачи:
Решив уравнение, вы узнаете за какое время в нашем климате в почве разлагается пластиковая бутылка :
-2,5(х + 100)= -3х
4 С недостающими и лишними данными (слайд)
Для решения таких задач учащимся необходимо либо из различных источников узнать недостающие сведения, либо догадаться не использовать в решении задачи лишние числа.
Пример задачи:
- На территории Пермского края особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории?
(Для решения задачи необходимо знать площадь Пермского края – 160,6 тыс. кв. км )
Решение: 1294000:160600=8%. Самый крупный из охраняемых территорий – это природный парк Сылвенский. Всего на территории Пермского края 24 государственных природных заказника.
Та же задача может быть сконструирована и как задача с лишними данными:
- На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории, если площадь Пермского края – 160,6 тыс. кв. км )
А может быть одновременно с недотающими и лишними данными:
- На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории?
5.Ребусы, шифровки, тесты (Слайд 6)
Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.
Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
Береги свои леса: лес – богатство и краса.
Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.
Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.
( должно получиться слово Дроби)
Игра. Двое человек поочереди как можно точнее называют срок разложения предметов из различных материалов. Кто ближе к истине, тот выигрывает.(получает приз) третий человек из аудитории – в жюри. Подстчитывает количество более близких ответов, после игры всем раздает таблички – в подарок.
Материалы - из таблицы:
Последнее задание: карточки- всем присутствующим. Работа в группах. Решив задачу, закрыть на карте Пермского края ответ задачи цветком.
Из бледного непривлекательного пятна иы получили с вами прекрасное цветущее поле, которое называется Пермский край. Этим мы вложили свою частичку в дело сохранения окружающей среды, создания зеленого экологичного города. Создание экологического города - это сравнительно новое направление в экологии. В мире уже существуют "города - сады", "тихие города", "зеленые города"... Ученые разрабатывают все новые проекты экологических городов.
Заключение. Я надеюсь, что мне удалось заинтересовать вас своей темой, как можно актуализировать такую глобальную проблему как экология на уроках математики. Я думаю, что это поможет вам разнообразить ваши уроки, мотивировать ваших учеников к изучению нашего с вами нелегкого предмета. В новом учебном году хочу пожелать вам
Здоровья, счастья и добра,
Любви, удачи и тепла.
Пусть воздух будет везде чистым
И солнце светит пусть для всех,
А на столе всегда пусть будет...
Только полезная еда!
(Слайд)Свое выступление я хочу закончить , на мой взгляд. необыкновенными словами: Природа для человека — все: школа, вуз, академия (где учатся всю жизнь); она — музей (где собрано все лучшее, что создано годами, тысячелетиями); она — художественная галерея (с неповторимыми картинами); она — театр (музыкальный, драмы, комедии, теней и др.); она — наша столовая, аптека; она—наш дом (где хочется чистоты, уюта, красоты, удобства, взаимопонимания, любви, спокойствия). Береги свой дом!
Скачать работу
(Слайд 1)Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Сенина С У, учитель математики МОУ СОШ с Камелик
Тема нашего круглого стола – Инновационный подход к актуализации экологического компонента в математике
Перед Вами две математические задачи:(Слайд 2)
1.На овощную базу привезли 5т яблок, груш – в 20 раз больше, а арбузов – на 380т больше, чем груш. На сколько меньше привезли на базу яблок, чем арбузов?
2. Бумажный стаканчик в нашем климате в почве разлагается 5 лет, консервная банка – в 20раз дольше, а пластиковая бутылка - на 380 лет дольше, чем консервная банка. На сколько лет раньше разложится бумажный стаканчик, чем пластиковая бутылка?
Какую из задач Вам хочется быстрее решить и узнать ответ? ( Ответ: вторую)
А почему?
Да, она интереснее по содержанию, дает в результате решения полезную информацию.
По моим наблюдениям ученики тоже хотят решать на уроках математики интересные содержательные задачи, узнавать из них что- то новое, удивительное.
(Слайд3):Нетрудно заметить, что именно математика может дать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Вообще, люди начинают задумываться об ужасающем состоянии окружающей среды, когда видят конкретные числовые показатели того, что происходит с нашей природой.
А как было бы здорово, если бы наши ученики решали бы на уроках не только абстрактные задачи или задачи про яблоки и книжки на полках, а полезные задачи , например, о состоянии окружающей среды. И когда ребята видят страшные цифры о вырубленных лесах, загрязненных реках и о многих других негативных факторах в решенных ими задачах, то может быть лично каждый из них задумается и оценит свое отношение к окружающей среде. Но, проблема в том, что задания с экологическим компонентом очень редко встречаются в наших учебниках. анализируя содержание учебников 5,6,7 классов на предмет содержания в них экозадач, я пришла к выводу, что задачи с экологическим компонентом практически отсутствуют в наших учебниках. (Таблица на слайде4)
Итак, цель нашего мероприятия – заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента на уроках математики, чтобы вы могли сделать ваши уроки необычными, интересными, увеличили воспитательный потенциал своего урока.
Итак. как же рождаются экозадачи?
Из каких источников и кем создаются задачи? Это тоже очень интересный творческий процесс, т.к. большинство задач ребята находят в различных источниках или придумывают сами.
Потребовались разнообразные формы работы по созданию сборника: (Слайд5)
Домашние задания по оформлению книжек-малышек с задачами на экологическую тему;
Групповая работа по решению экозадач в классе по статистическим данным;
Мини-проекты по созданию экозадач;
Индивидуальная работа - исследовательские работы, проблемно-поисковые
Этим формы работы не ограничиваются, их можно постоянно разнообразить.
Математические задачи с экологическим содержанием могут быть
классифицированы по содержательному признаку[2, с. 189]:
• информационные задачи(несущие конкретную информацию, которая
дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической
наукой;
• практически направленные задачи (содержащие описание методик
определения или же оценки величин на местности, в окружающем
пространстве);
• прикладные задачи (в содержании которых имеется постановка
некоторой проблемы, имеющей экологическую направленность, решение
которой возможно реализовать методами математики);
• исследовательские задачи (имеющие целью выявление
математических закономерностей в природных явлениях, процессах).
Математические задачи с экологическим содержанием классифицируют
также по способу воздействия при формировании экологической культуры.
Выделяют демонстрационные, проблемные, указательные задачи[1; c. 85]:
• демонстрационные – это задачи, в которых дано описание
памятников культуры, законов строения природных
объектов.
• проблемные – это задачи, в которых рассматривается какая – либо
проблема имеющая экологическую направленность, и указываются возможные
пути ее решения.
• указательные – это задачи, в которых имеется указание некоторой
экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.
Существует также классификация задач с экологическим
содержанием по цели и предназначению на уроке[6, с. 18]. Учителю полезно
знать, что на разных этапах урока, можно использовать соответствующие
этому этапу задачи:
1. задачи, мотивирующие введение понятия.
2. задачи, готовящие к исследованию понятия на
содержательном уровне.
3. задачи, иллюстрирующие введенное понятие.
4. задачи, закрепляющие введенное понятие на
стадии его усвоения.
5. задачи, демонстрирующие использование сформированного
понятия.
6. задачи, позволяющие установить связи этого понятия с
изученным ранее.
Следует отметить, что в отдельной теме не всегда применяются
задачи всех обозначенных классов, а только в тех случаях, когда это
целесообразно и имеются соответствующие примеры.
Примеры экологических задач решаемых количественным методом.
Следующие задачи могут быть рассмотрены при изучении
соответствующих величин[1, с. 95].
Задача1.
За день в среднем кожа человека выделяет800 г воды, почки– 1600 г,
лёгкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи
были следующие выражения:
а) 800+1600+400
б) 1600-400
в) 1600:400
г) 1600:800
д) 1600-(800-400)
Задача2.
Улитка делает 20 дыханий в минуту, кошка – 300, воробей – 60. На
какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления? А какие
– сделав вычитание?
Задача3.
Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха,
если продолжительность её жизни– 150 лет?
Следующие задачи носят познавательно-экологический характер,
развивают вычислительные способности.
Задача1.
В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет
создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей
стране?
Задача2.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани
исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Задача3.
Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт
липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?
Экологические задачи хорошо применять в 5-6 классах. В этих классах рекомендуется развивать "экологизационные" нравственные ценности, доступные подростку. Целью воспитания детей данного возраста (11-14л) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числе решение задач по проблемам природопользования и т.д. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания. Наиболее благоприятные темы в 5 классе: Натуральные числа, Десятичные дроби, Проценты, в 6 классе: Пропорции, Положительные и отрицательные числа Диаграммы, в 7 классе Графики функций, Степень, в 8 классе Квадратные корни, Степень с целым показателем, Осевая и центральная симметрии, в 9 классе: Прогрессии. Использование экологических задач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.
Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности, которые составлены учащимися и успешно применяются на уроках. Это задания направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После каждой задачи предлагаются небольшой комментарий или вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии у учащихся формируется экологическое сознание. Решения их элементарны, но формулируются они так, как возникают на практике, т.е. с недостающими или с лишними данными. Поэтому значительная часть урока уходит на объяснение и разбор содержания задач. Хотя в чистой математике при счете и вычислениях это не играет роли. Но при изучении предмета математика, тем более при начальном изучении, понимание содержания задачи принимает определенное значение и является основой для развития способностей к обучению учащихся 5-6 классов.
Развивающие и обучающие задания на экологическую тему для уроков математики
Напишите числами запись:"На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, апожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га".
20 кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100 кг макулатуры?
Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на 10лет).
Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?
Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?
За час ночной охотник - летучая мышь – может съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?
При решении экозадач у школьников вырабатывается:
Умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии и решать текстовые задачи на уроках;
Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.
Предлагаем несколько примеров задач, которые можно использовать в процессе изучения математики:
Задача № 1. Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 7, если он сделал 6 ходок? Расстояние маршрута равно 15 км. Результат переведи в килограммы.
Какое значение играет природа в жизни человека? Люди знают, что разрушать природу нельзя, так зачем же они это делают? О чем бы ты написал в сочинении Природа и здоровье человека?
Если бы ты был архитектором города, то построил бы школу около большой автотрассы? Какие меры необходимо предпринимать по предотвращению загрязнения окружающей среды? Как влияет выброс вредных веществ на здоровье человека? Только ли человек страдает от этого?
Задача №2. В школе за день остается около 2772 граммов бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 926 учащихся и в учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев? После решения учащиеся делают вывод:Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином.
Задача №3. Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Большая проблема - это целые горы мусора в каждом городе и наш город не исключение. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор сжигают и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде загрязненной воды, токсической пыли, болезней. Задача №4. Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5 кг мусора. Сколько мусора выбрасывается жителями города Кольчугино, если в городе 45000 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?
В брошюрах, журналах, в других СМИ можно найти большое количество различных методических пособий для уроков математики. Представлю несколько таких заданий для проведения мероприятий, занятий по математике на экологическую тему.
Математические раскраски - это комплексные задания, в которых необходимо выполнить математические действия, выбрать цвет для раскрашивания, который зависит от результата действий. В них изображаются как редкие, так и часто встречающиеся растения и животные. Ребята с ними могут работать как самостоятельно, так и в группах.
В учебниках математики много задач с экологическим содержанием, однако, при решении задач внимание учителя и учащихся направлено на выбор действия, посредством которого решается данная задача и учащиеся не видят в ней экологической морали. Поэтому нужно стараться показать, что решение связано с реальными жизненными ситуациями. Например, при изучении темы Умножение и деление в пределах 100
Задача 1. Один десятилетний дуб выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых дубов. Сколько надо посадить молодых дубов, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?
Для усиления экологического аспекта задаю вопросы: С какой целью высаживаются деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев? и т.п.
Отвечая на них, учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром, и начинают понимать необходимость восстановления и охраны природных ресурсов.
На уроках рекомендуется решать так же задачи, которые способствуют формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности и сохранении и преумножение природных ресурсов.
Задача 2. Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?
Задача 3. Зимой Миша подкармливал птиц. В кормушки в саду Миша ежедневно насыпала 150 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания. Например:
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим пылесосом
Берёза - 28
Сосна -17
Тополь - 23
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 16*5 -(18+39)
Ответ примера вам укажет на название дерева
После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим пылесосом, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел - 7
Клёст - 8
Аист - 6
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров 81:9=
-4=
*8=
+32=
:9=
Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.
Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.
Иногда дети ломают ветви деревьев, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Поэтому после проведения субботников на пришкольном участке, стоит провести акции Скворечник, где ученики должны придумать задания. Решение этих заданий оказывает положительное влияние на осознание и осмысление негативного поступка.
Решение задач с экологическим содержанием могут быть использованы проведении внеклассных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.
Способы конструирования экозадач.(Слайд)
1. По статистическим данным.(Слайд 3)
Пример задачи:
По данным Государственной инспекции и природопользованию Пермского края за летний период 2011 года в разных районах Прикамья зарегистрировано 460 несанкционированных свалок общей площадью 94 га. В настоящее время 220 свалок уже ликвидировано.
Какие вопросы можно сформулировать, чтобы из этих данных получилась задача?
(Слайд)Сколько свалок осталось ликвидировать?
Сколько процентов свалок ликвидировано?
Сколько процентов несанкционированных свалок осталось еще ликвидировать?
2. На основе жизненных ситуаций (Слайд )
Пример задачи:
Отряд мэра ежедневно с одной детской площадки собирает 4 мешка мусора в среднем по 15 кг каждый. Сколько мусора могли бы не оставить после себя жители микрорайона на детских площадках в течение 10 дней, если их в микрорайоне 9?
3.Наложения задания на разные темы (Слайд )
Пример задачи:
Решив уравнение, вы узнаете за какое время в нашем климате в почве разлагается пластиковая бутылка :
-2,5(х + 100)= -3х
4 С недостающими и лишними данными (слайд)
Для решения таких задач учащимся необходимо либо из различных источников узнать недостающие сведения, либо догадаться не использовать в решении задачи лишние числа.
Пример задачи:
- На территории Пермского края особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории?
(Для решения задачи необходимо знать площадь Пермского края – 160,6 тыс. кв. км )
Решение: 1294000:160600=8%. Самый крупный из охраняемых территорий – это природный парк Сылвенский. Всего на территории Пермского края 24 государственных природных заказника.
Та же задача может быть сконструирована и как задача с лишними данными:
- На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории, если площадь Пермского края – 160,6 тыс. кв. км )
А может быть одновременно с недотающими и лишними данными:
- На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории?
5.Ребусы, шифровки, тесты (Слайд 6)
Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.
Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
Береги свои леса: лес – богатство и краса.
Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.
Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.
( должно получиться слово Дроби)
Игра. Двое человек поочереди как можно точнее называют срок разложения предметов из различных материалов. Кто ближе к истине, тот выигрывает.(получает приз) третий человек из аудитории – в жюри. Подстчитывает количество более близких ответов, после игры всем раздает таблички – в подарок.
Материалы - из таблицы:
Последнее задание: карточки- всем присутствующим. Работа в группах. Решив задачу, закрыть на карте Пермского края ответ задачи цветком.
Из бледного непривлекательного пятна иы получили с вами прекрасное цветущее поле, которое называется Пермский край. Этим мы вложили свою частичку в дело сохранения окружающей среды, создания зеленого экологичного города. Создание экологического города - это сравнительно новое направление в экологии. В мире уже существуют "города - сады", "тихие города", "зеленые города"... Ученые разрабатывают все новые проекты экологических городов.
Заключение. Я надеюсь, что мне удалось заинтересовать вас своей темой, как можно актуализировать такую глобальную проблему как экология на уроках математики. Я думаю, что это поможет вам разнообразить ваши уроки, мотивировать ваших учеников к изучению нашего с вами нелегкого предмета. В новом учебном году хочу пожелать вам
Здоровья, счастья и добра,
Любви, удачи и тепла.
Пусть воздух будет везде чистым
И солнце светит пусть для всех,
А на столе всегда пусть будет...
Только полезная еда!
(Слайд)Свое выступление я хочу закончить , на мой взгляд. необыкновенными словами: Природа для человека — все: школа, вуз, академия (где учатся всю жизнь); она — музей (где собрано все лучшее, что создано годами, тысячелетиями); она — художественная галерея (с неповторимыми картинами); она — театр (музыкальный, драмы, комедии, теней и др.); она — наша столовая, аптека; она—наш дом (где хочется чистоты, уюта, красоты, удобства, взаимопонимания, любви, спокойствия). Береги свой дом!
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы