Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Программа по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках географии и во внеурочное время. Автор: Афанасьева Татьяна Павловна. Работа №95658

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Мой мастер-класс
Описание:
Работала по теме здоровьесбережение, применяла как на уроках, так и во внеклассной работе. Большое внимание уделялось туристскому направлению.Познакомила и провела мастер-класс по этой теме.
Работа:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №83 г. Печора, Республика Коми.

 

 

 

Программа по использованию

здоровьесберегающих технологий на уроках географии и во внеурочное время

 

 

 

Исполнитель:

учитель географии:

Афанасьева Татьяна Павловна

 

г. Печора

2019 г.


Пояснительная записка.

Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. Необходима специальная работа школы по сохранению и укрепления здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.

Ребёнок должен понять простую истину: «чтобы быть успешным - необходимо быть здоровым». У современного педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей. Реализацией этой задачи на уроках и во внеурочное время я занимаюсь в течение последних лет.

Элементы здоровьесберегающих технологий.

На уроках и во внеурочное время я пытаюсь решить 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся:

-диагностические;

-коррекционные;

-формирующие;

При этом я фиксирую свое внимание не только на учащихся, но и на условия проведения занятий. В начале урока оцениваю и в дальнейшем удерживаю своё внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух или оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов – вполне хватит органолептических способностей учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. В моём кабинете есть комнатные цветы. Они создают уют и поддерживают качество воздуха. Правильный подбор растений, выделяющих фитонциды – биологически активные вещества, способен полностью оздоровить атмосферу в классе. Комнатные растения являются уникальными воздухоочистителями, некоторые убивают болезнетворных микробов. Но при выборе комнатных растений учитель должен учитывать:

- количество и их метрические размеры не должны препятствовать учебному процессу;

-перед использованием каких-либо растений необходимо ознакомиться со школьными медицинскими картами учащихся, чтобы не вызвать аллергических реакций.

Не менее важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что, так или иначе, связанно с влиянием на их здоровье. Экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе на уроках географии провожу по следующим показателям:

-возбуждены(перевозбуждены), например, после урока физкультуры;

-утомлены, выглядят уставшими;

-взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;

-сосредоточены, деловиты, настроены на урок;

Решаю коррекционные задачи, слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз.

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках.

При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.

 Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки– путешествия (особенно располагает к путешествиям программа 7 класса курс «Материков и океанов»).

В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

Во время работы в группах учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся. Коррекцию позы провожу мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по несколько раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, просто подхожу к нему, не прерывая объяснений. Иногда достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в коррекции позы, прошу весь класс "подтянуться, выпрямить спинки". Это также удачный момент для того, чтобы предложить всему классу сделать физкультминутку.

К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего, сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке географии.

Таким образом, на уроках я стараюсь проводить разнообразные формы работ, различные физкультминутки, строгое нормирование домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. В младших классах использую оценивание в виде солнышка, которое выдается в виде бонуса за удачный ответ. На своих уроках в старших классах я достаточно широко практикую самооценку и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке: (хорошо), (нормально), (нужно еще поработать).

Для повышения мотивации, особенно в старших классах, подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно-ориентированные. Метод проектов является составной частью обучения географии и поддерживает мотивацию к учению - в проектной работе она всегда положительна - и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир. Проекты стараюсь давать краткосрочные или среднесрочные, темы подбираю, учитывая интересы и способности детей. Проекты выполняют как индивидуально, так и в составе группы.

На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

Я считаю одной из самых важных задач педагогов школы, чтоб наши дети были здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с удовольствием каждый день будут приходить в школу, где их ждут, эти цели обозначены в моей программе.

 

Здоровье – это не всё, но всё без здоровья ничто

Сократ

Цели программы:
Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников 6-11 классов на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков на уроках географии.

Основные задачи учебной работы:

Формирование у обучающихся современного уровня знаний по предмету

;

Формирование навыков здорового образа жизни, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к ок

ружающей природе, Родине, семье;

Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:

поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;

физиологически правильное построение уроков с использованием в и

х

процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;

создание психологически комфортной среды в процессе обучения;

использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе

здоровьесберегающих

)

;

использование современных педагогических технологий во внеурочное (в

том числе

здоровьесберегающих

).

 

1.Обоснование программы.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путём внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно-развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники.

2.Содержание программы.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность приёмов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать в повседневной жизни.
Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

 

Таблица №1. Материал по здоровьесбережению на уроках географии.

Компонент здоровье

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

6 класс

1

Физическое здоровье

Погода

Опасны для жизни как чрезмерно высокая, так и низкая температура воздуха. Опасны для жизни тепловой и солнечный удар (головная боль, тошнота, иногда рвота, кровотечения из носа) основные причины солнечного удара – солнечные лучи, палящие непокрытую голову, а так же обнаженную тело.

Первая помощь

Пострадавшего перенести в прохладное место. Пациент должен занять горизонтальное положение, приложить смоченный холодной водой кусочек ткани, Больной должен получить оптимальное количество жидкости.

2

Духовно - нравственное здоровье

 

 

 

Экологическое воспитание

Горы суши

 

 

 

Изобразить пейзаж гор, предложить музыкальное произведение Грига, которое помогает учащимся настроиться на нужный эмоциональный лад.

 

Доказано, что пребывание в горах, оказывает положительное влияние на адаптацию человека к окружающим условиям. Это значит, после отпуска, проведенного в горах, у человека вырабатывается определенный акклиматизационный потенциал, что позволяет ему до полугода и больше не поддаваться простудным заболеваниям, быть более устойчивым к разнообразным стрессовым воздействиям.

3

Духовно -нравственное здоровье

Атмосферные осадки

Использование музыки. С помощью музыки возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе. Так лирическая музыка дает общее настроение спокойствия, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение.

… желтый снег стучит по крышам, по асфальту…”

… колышется дождь густой пеленой …”

… снег, снег белый и пушистый…”

4

Физическое здоровье

Стороны горизонта. Азимут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление плана местности.

Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:

Руки вниз – южная сторона горизонта; Руки вверх – север. Правая рука в сторону – восток; Левая рука в сторону под прямым углом – запад. Поворот вокруг своей оси, направо, налево и т.д. – для изучения азимутов предметов в кабинете географии.

Так, в начальном курсе географии на практической работе по выполнению глазомерной съемки участка местности , где отрабатываются учебные навыки работы с компасом, ученики в течение 45 мин находятся в постоянном движении на свежем воздухе. Целесообразно класс разделить на маленькие группы, тем самым задействовать в работе каждого ученика.

 

7 класс

5

Духовно нравственное здоровье.

Физическое здоровье.

Природная зональность. Природные комплексы РК

Живописный ландшафт способен поднять настроение, снять стресс, отвлечь от тяжелых дум, возвысить душу. Лес благотворно влияет на здоровье и самочувствие. Республика Коми богата хвойными деревьями. Один гектар соснового леса выделяет в атмосферу за сутки около пяти килограммов летучих фитонцидов. Воздух практически стерилен в нем в тысячи раз в меньше патогенных микробов, чем в городе. Прогулки по хвойному лесу показаны тем, кто страдает легочными заболеваниями.

6

Физическое здоровье

Атмосфера. Роль воздушных течений в формировании климата.

Быстрая смена погоды объясняется перемещением воздушных масс. Зимой в холодное время года и особенно при резком изменении погоды страдают люди, болеющие сердечно – сосудистыми заболеваниями. Повышается риск возникновения таких болезней, как гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда очень чувствительны к изменениям погодных условий являются больные с расстройствами функций нервной вегетативной системы или хроническими заболеваниями вследствие того, что их организмы с трудом приспосабливаются к этим изменениям.

8 класс

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Физическое здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно нравственное здоровье.

 

 

 

 

Экологическое здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое и социальное здоровье

 

Моря, омывающие берега России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различие во времени на территории России и РК

Морская вода имеет в своем составе практически полный набор элементов таблицы Менделеева. Кальций прогоняет депрессию прочь, способствует хорошему сну. Магний защищает от аллергии, раздражительности. Бром успокаивает нервную систему. Йод необходим для щитовидной железы. Селен предотвращает онкологические заболевания. Морская вода лучше других средств подходит для терапии болезней горла.

Какой восторг человек ощущает , стоя на берегу моря! Слушая музыку морского прибоя открывается красота природы моря. У моря дышится легче, так как кислород растворен в большом количестве.

 

Моря обладают способностью очищать загрязненные воды. Но способность морей к самоочищению не безгранична. 40 % загрязнителей поступает с речным стоком, 30% приходится на морской транспорт. Но особый вред наносят аварии нефтеналивных судов.

 

Есть люди, которые по роду своей деятельности вынуждены часто пересекать часовые пояса, оказываясь то в жарких странах, то в холодных регионах. Многие не испытывают из-за этого никаких неудобств. А некоторые быстро утомляются и предпочитают прекратить такие путешествия.

9класс

9

 

 

 

 

 

 

Духовно –нравственное.

 

Экологическое и физическое здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инфраструктурный комплекс. Сфера обслуживания.

Рекреационное хозяйство

В России насчитывается около 4,5 тысяч учреждений отдыха. Красивая северная природа. Сизябск (Ижемский район) – идеальный вариант для отдыха детей, особенно зимой: экскурсия по музею, мастер-класс по изготовлению изделий народного промысла, обед в чуме, встреча с оленями, катание на лошадях и салазках с горки.

Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика» 
Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и 
электростанции (Кислогубская ПЭС, Мутновская и Паужетская 
геотермальные ЭС и др.) 
Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых,  геотермальных, приливных электростанций перед традиционными электростанциями с точки зрения здоровья человека? 

Приэльбрусье - это чудесный уголок Кабардино – Балкарии постоянно привлекает людей, способных оценить великолепие сияющего мира горных вершин и наполненного ароматами трав воздуха, современный международный центр туризма, альпинизма и горнолыжного спорта.

11 класс

10

Физическое здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно нравственное здоровье.

 

Япония

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа Почему Японию называют нацией здоровых людей? Почему японцы долго живут?

1) Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты, причем самыми полноценными считается морепродукты, их японцы употребляют в больших количествах ежедневно.

2) Привычка ходить. Когда то в стране был провозглашен лозунг: “Десять тысяч шагов в день ради здоровья”, который стал жизненным правилом для каждого японца.

3)Гигиена. Каждый чихающий носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

4) Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь.

5) В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

11

Духовно –нравственное и

социальное здоровье.

 

Китай

Индия

Франция

Ф.Р.Г.

Экономико-географическая характеристика двух стран Европы и Азии. Составить презентацию.

 

При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты, исходя из таблицы №1. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

В условиях имеющихся материально-технических возможностей школы, стараюсь рационально организовать двигательную активность учащихся.

Таблица 2.

Вид деятельности на уроке

Методы и приемы организации двигательной активности

Подвижные игры.

 

 

 

На этапе урока

 

 

 

 

 

 

На воздухе

 

 

 

 

 

 

 

Использование наглядности

 

 

 

При применении данных здоровьесберегающих технологий используются упражнения и подвижные игры различной интенсивности и направленности. В основе своей это психологические игры и упражнения, направленные на развитие психической сферы и укреплению физического здоровья учащихся. Например: упражнение на знание объектов географической номенклатуры (вместе с броском мяча ученик называет слово).

Особое место и значение имеют уроки – экскурсии, уроки- практикумы на местности, где главными целями являются уменьшение психологической нагрузки на учеников , достижение усвоения учащимися особенностей природных компонентов и физико- географических процессов своей местности, в движении по маршруту.

На уроках в 6 классе использую игры при проведении экскурсий, практических работ на свежем воздухе. Например: игра «Стороны горизонта» (дети разбегаются по сторонам горизонта) и т.д.

 

Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, использую шаблоны – рисунки растений и животных, которые получают ученики, подбегая по очереди к столику, а затем к настенной карте «Природные зоны мира » и крепят шаблоны. Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой.

При изучении политической карты и типологии стран современного мира предлагаю эстафету на скорость мышления с перемещением по классу. На доске размещены три магнитных планшета с указанием названий стран .Ученики по желанию условно делятся на 3 команды. Каждая получает конверт с заданием, где могут быть наименования столиц, шаблоны самих государств , государственных атрибутов, условные знаки полезных ископаемых и т.д. По сигналу каждый участник эстафеты вскрывает конверт у доски и прикрепляет шаблон к указанному названию государства. Побеждает команда , которая быстро и правильно разместит шаблоны.

Организованное проведение перемен (проект «Весёлая перемена»)

Благоприятные условия для отдыха создаются на переменах между уроками. На каждой перемене и в каждой классной комнате открываются фрамуги, форточки или окна, при этом больший эффект дает сквозное проветривание. Осенью и весной в хорошую погоду школьникам лучше находиться на свежем воздухе, а в ненастную погоду и в зимнее время — в рекреациях. Перемены, особенно большие, заполняются активными и разумными движениями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов. Игры, устраиваемые на переменах, должны быть в основном знакомы школьникам, быть простыми по содержанию. В каждом классе назначаются ребята, ответственные за организацию игр на перемене. Приветствуется, если проводится игра с элементами географии. Например: изобразить походку животных. Игра «Крокодил», в которой ребята с помощью жестов и мимики показывают разные объекты живой и неживой природы, остальные должны угадать.

Физкультурные минутки и паузы.

Основное назначение физкультурных минут и пауз — средствами активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность, рабочее настроение и самочувствие учащихся. Чаще всего она проводится в середине второго (начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки утомления (рассеянность, вялость и т. п.). Для физкультминутки достаточно 3—4 упражнений, не требующих сложной координации движений и в то же время оказывающих влияние на основные группы мышц. Преобладающее место в комплексе занимают упражнения, связанные с наклоном туловища назад с сильным напряжением мышц спины. Наклоны направо и налево проводятся для предупреждения бокового искривления позвоночника. Ритмические сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями снимают усталость мышц. В комплексе должно быть упражнение и для мышц нижних конечностей: приседания, переступания с ноги на ногу, прыжки и др.

Ожидаемые результаты

После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена, перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него.

Применение на уроке физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урок.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки насчет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

 

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Правую руку вперед, левую вверх.3-4. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд.

Темп средний

.

Исходное положение – стоя ли сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2. Свести локти вперед, голову наклонить вперёд. 3-4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз потрясти расслабленно.

Темп медленный

.

Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1-1. Взмахом левую руку занести через первое плечо, голову повернуть влево.

Исходное положение. 4-5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Темп медленный

.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, обьемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течении урока такова:

5 – 25 минута – 80%

25 – 35 минута – 60 - 40%

35 – 45 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении , что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление учащихся.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является решение проблемы внеурочной занятости учащихся, организация их досуга.

В рамках организации деятельности по привитию навыков здоровьесбережения, ежегодно, совместно с коллегами я, как классный руководитель, участвую в разработке и проведении следующих мероприятиях с детьми:

Таблица .

Основные мероприятия

Приложения

1.

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Традиционное проведение Дней здоровья (4 раза в год)

 

2.

Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры ведения ЗОЖ.

Проведение тематических классных часов

 

3.

Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков ведения и сохранения ЗОЖ.

Участие класса в спортивных состязаниях «Зарница», «Президентские состязания», «Мини-футбол» и пр.

5.

Развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам ЗОЖ.

Участие в туристических слетах, проектах

«У похода есть начало…»

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время с учащимися школы.

Каждый год я организую проведение туристических походов по родному краю. Вместе с моими учениками 8 класса и 7 класса мы участвовали в городском туристическом слете, который был проведен на реке Каменка в Печорском районе. Программа слета была насыщенной: сплав по реке, умение разжечь костер, скалолазание, установка палаток, ловля рыбы…Ребята моего класса принимали самое активное участие в проведении игр, конкурсов. Много играли на свежем воздухе, знакомились с геологическим заказником «Скалы Каменки», изучали скальные отложения. Ребята получили огромное удовольствие от увиденной красоты, получили заряд бодрости. Результаты нашей экспедиции мы отправили на II Всероссийский дистанционный конкурс исследовательских работ школьников «Кто бывал в экспедициях…», организатором которого был Пермский государственный национальный исследовательский университет, географический факультет. По итогам конкурса наша работа заняла 2 место.

Такие формы работы сплачивают ребят и помогают быстрее организоваться на следующие добрые дела.

Вот уже пятый год подряд мы совершаем туристические походы на станцию Джинтуй, на реку Изьяю. В программе нашего похода, кроме обычных занятий, мы изучали достопримечательности станции Джинтуй. Нас заинтересовал заброшенный щебеночный завод, и мы решили провести исследование по этому объекту в 2017 – 2018 учебном году и выступить на городской научно-практической конференции.

В числе туристов, посещающих национальный парк «Югыд Ва», есть и наши школьники. Так, например, ученик 9 класса Соловьев Иван первым в городе совершил восхождение на гору Народную в 2011году, затем в 2012 году совершил восхождение на гору Высоцкого, гору Колокольню. На всех вершинах Урала Иван поднимал флаг с надписью школы «СОШ №83». Его фильмы про Урал, как учебное пособие, смотрят учащиеся школ города и района. Еще одна ученица нашей школы Эвальд Алина (10 класс) вместе с родителями, ежегодно посещает национальный парк «Югыд Ва», начиная со 2 класса. Она покорила многие вершины Урала, а в 2017 году – гору Карпинского. Ее приглашают на разные мероприятия, устраивают встречи, о ней пишут в газете, показывают на телевидение – этим самым она пропагандирует здоровый образ жизни, положительный пример для родителей.

Вместе с детьми мы участвуем в различных конкурсах, проводимых национальным парком «Югыд Ва». Так, например, в Республиканском конкурсе на лучший видеоролик на тему «Здоровый образ жизни» работа ученицы 8 класса Бачуринской Анастасии заняла 2 место, а моя работа на тему «Спорт любить – здоровым быть» заняла 3 место ( в ней я показала участие ребят моего класса в спортивной жизни школы).

Стараюсь привлекать ребят к участию в разных конкурсах, которые направлены на пропаганду здорового образа жизни. Так, например, я и мой ученик Васин Вячеслав приняли участие в Республиканском конкурсе на лучший социальный ролик на тему « Я выбираю жизнь», который организовало Агентство по печати и информации Республики Коми. Эти работы мы используем во внеклассной работе при проведении мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Ежегодно я с учениками организовываю экскурсионные туры по городам России. Так, например, в 2015 мы побывали в Сизябске Ижемского района, в 2016 году мы побывали в Великом Новгороде, в 2017 году – в Санкт – Петербурге. Во время этих туров мы получили не только физическое здоровье (на свежем воздухе), но и духовно – нравственное развитие.

Школьники с удовольствием играют в игру «Крокодил», когда с помощью жестов и мимики показывают разные объекты живой и неживой природы. Ребята моего 10 класса в 2018-2019 году заняли 1 место в этой игре.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.  Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровьесберегающие технологии реализую на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

 

 

 

Литература

 

Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.

Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992

Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа.- М.: Просвещение, 1988.

Журнал «География в школе» №7/ 2005

Запрудский

Н. И. Современные школьные технологии:

Пособ

. Для учителей. – Мн., 2003. – 288 с.

Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя

/ П

од ред. В.Н.

Кардашенко

.- М.: Просвещение, 1986

Концепция формирования

здоровьесберегающей

деятельности. М.Л. Лазарев. Образование и общество.

Колесникова М.Г.

Здоровьесберегающая

деятельность учителя. Естествознание в школе. 2005г. №5 с. 50-55.

Лекция 4: “Современные образовательные технологии, используемые при реализации ФГОС общего образования”.

Лекция 5: “Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС общего образования”.

Шапцева

Н.Н. Наш выбо

р-

здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.- сост. Н.Н.

Шапцева

, 2009

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз