Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"В стране звуков и букв"-программа дополнительного образования | Нырцова Людмила Егоровна МБДОУ "Детский сад №55 "Мишутка". Работа №148542

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Нырцова Людмила Егоровна МБДОУ "Детский сад №55 "Мишутка"
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей (обучение дошкольников элементам грамоты)

 

 

 

 

 

Программа «В стране звуков и букв» составлена на основе авторской Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

Программа опирается на федеральный закон «Об образовании».

В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей:

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учетом их психофизиологических

особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1-й год- развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха.

2-й год- развитие звукобуквенного анализа, интереса и способностей к чтению.

Программа предполагает обучение веселым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладеть задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребенка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

- развитие основных движений ( упражнения для рук, ног туловища);

- развитие мелкой моторики (упражнения для кистей и пальцев рук);

- формирование графических навыков.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б.Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.

«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б.Эльконин)

Способы и формы работы с детьми.

- дидактические игры, - фонематические упражнения, - работа с текстами, - театрализация, - рисование.

Рабочая программа по раннему обучению чтению на 2017-2018 учебный год составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»/ М.,Изд. «Ювента»; 2010г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5- 7 летнего возраста.

Рабочая программа составлена из расчета 1 раз в неделю продолжительностью не более 25- 30 минут (18 раз в год)

Календарно- тематическое планирование

1 год обучения

Программа на учебный год:

- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки;

- закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита;

- учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;

- учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);

- продолжить знакомить с графическим изображением слова- прямоугольником ( моделирование);

- познакомить с условным изображением звуков: гласные- красный квадрат, твердые согласные- синий квадрат, мягкие согласные- зелены квадрат (моделирование);

- учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;

- учить писать слова с помощью графических изображений;

- учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;

- учить соотносить звук и букву;

- учить писать слова, предложения печатными буквами;

- учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;

- способствовать развитию фонематического восприятия;

- учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;

- познакомить с термином «предложение»;

- учить правильно пользоваться терминами «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

- учить составлять предложения из двух, трех, четырех слов;

- учить записывать предложение условными обозначениями;

- способствовать развитию графических навыков;

- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- формировать навык самоконтроля и самооценки.

п/п

Тема занятия

Методические приемы

Сентябрь

 

Вводное занятие. Звук и буква «А»

Графическое изображение, написание буквы в клетке.

 

Звук и буква «О». Звук и буква «У»

Рисование крючков. Игра «Соедини правильно». Графическое изображение. Игра «Схема - слово».

Октябрь

 

Звук и буква «ы». Звук и буква «Э»

Написание буквы. Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно». Графическое изображение. Игра «Слово- схема»

 

Написание и чтение слов «ау», «уа»

Игра «Звуки и буквы». Игра «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся»

Ноябрь

 

Звук и буква «Л», звук и буква «М»

Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Схема - слово»

 

Звуки и буквы «Н», «Р»

Чтение слогов, знакомство с предложением. Игры: «Закрась правильно» «Подскажи словечко».

Написание букв и чтение слогов.

Декабрь

 

Буквы «Я», «Ю»

Чтение слогов, слов и их графическая запись. Чтение слогов. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку»

 

Буквы «Е», «Ё»

Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Январь

 

Звук и буква «И»

Игры «Определи место звук в слове», «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно».

 

Звуки «К-КЬ», «Г -Гь»;

«Д-ДЬ», «Т -Ть»

Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Узнай, какой звук потерялся»

Февраль

 

Звуки «В-Вь», «Ф-Фь»;

«З-Зь», «С-Сь»

Чтение слогов, слов и предложений. Игры: «Закончи предложение», «Определи место звука в слове»

 

Звуки «х-Хь»,

«Б-Бь», «П- Пь»

Чтение слогов слов и предложений. Игры: «Соедини правильно», «Буквы рассыпались», «Закончи предложение»

Март

 

Звуки и буквы «Ж», «Ш».

«Ч»- «Щ»

Написание букв, чтение слогов. Фонетически разбор слов.

Игры «Подскажи словечко»

 

Звуки и буквы «Ц»,

«Й»

Чтение слогов, стихотворений. Игры: «Буквы рассыпались», «Предмет, слово, схема»

Апрель

 

Буквы «ь», «ъ»

Фонетический разбор слов Игры «Допиши слово», «Слово, схема», «Найди букву».

 

Закрепление пройденного материала

Игры: «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

Май

 

Закрепление пройденного материала

Игровые упражнения: «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложение», «Подскажи словечко». Повторение пройденного материала, чтение стихотворений, знакомство с алфавитом.

 

Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года ребенок должен:

- знать буквы русского алфавита,

- писать значки букв русского алфавита,

- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»,

- определять место звука в слове в разной позиции,

- различать гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие звуки,

- пользоваться графическим изображением звуков (гласный- красный квадрат, согласный твердый- синий квадрат, согласный мягкий- зеленый квадрат),

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами,

- соотносить звук и букву,

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами,

- определять ударный слог, ударную гласную, обозначать соответствующим значком,

- проводить звуковой анализ слов,

- читать слоги, слова, предложения, небольшие стихотворные тексты,

- правильно пользоваться терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение»,

- составлять предложения из двух, трех слов и анализировать их.

Календарно - тематическое планирование

2 год обучения, программа на учебный год:

- расширять знания и представления детей об окружающем мире,

- учить проводить фонетический разбор слова,

- закреплять умение соотносить звук и букву,

- учить читать слова, стихотворения, тексты,

- учить разгадывать ребусы, кроссворды,

- учит писать слова, короткие предложения печатными буквами,

- познакомить с тетрадкой в линейку, научит способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму,

- способствовать развитию логического мышления,

- формировать умение понимать прочитанный текст,

- развивать интерес и способность к чтению,

- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно,

- учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями,

Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Тема занятия

Методические приемы

Сентябрь

Звуки и буквы

Игровые упражнения (далее И/У) «Прочитай и допиши правильно», «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами»

Слова и слоги

Чтение пословиц. И\У - «Соедини правильно», «Кто в каком домике живет»

Октябрь

«Предложение, графические навыки»

Составления предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради. И/У «Прочитай и допиши правильно»

«В мире книг»

Чтение и отгадывание загадок, запись слов- отгадок, чтение пословиц, рисование Колобка

Ноябрь

«Осень»

Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени.

Рисование осенних листьев

«Домашние животные»

Разгадывание кроссворда чтение рассказа К.Д.Ушинского «Кот Васька». Рисование кошки. И/У «Допиши предложение»

Декабрь

«Сказки»

Чтение отрывка из рассказа Ю.Коваля, и/у «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки

«Зима»

Чтение загадок, рассказов о зиме, составление предложений по картинкам, рисование снежинок

Январь

« Новый год»

Чтение стихотворений, составление рассказов по серии сюжетных картинок, рисование елочных шаров, и/у «Напиши правильно»

«Транспорт»

Чтение загадок, рисование вагончиков, и/у «Напиши правильно», « Соедини правильно»

Февраль

«Природные явления»

Чтение пословиц, стихотворений о природных явлениях, соотнесение звука и буквы. И/у «соедини правильно»

«Лес»

Чтение рассказов, задок о деревьях. Рисование деревьев, желудей, грибов. И/у «Что перепутал художник»

Март

«8 Марта»

Чтение стихотворения Т. Шорыгиной, написание поздравлений для женщин и рисование для них букетов цветов

«Птицы»

 

Апрель

«Весна»

Чтение загадок, рассказа Н. Сладкова «Весенние радости», рисование подснежников, и/у «Соедини правильно»

«Ребусы», «Кроссворды»

Разгадывание ребусов и кроссвордов

Май

«Лето»

Чтение загадок и рассказов, пословиц, о лете, рисование ягод, и/у «Раскрась правильно», «Звуки и буквы»

«Скоро в школу»

Чтение стихотворений и пословиц о школе. И\у «Соедини правильно»

Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года ребенок должен:

- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму,

- ориентироваться в звукобуквенной системе языка,

- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв,

- записывать слова, предложения печатными буквами,

- разгадывать ребусы, кроссворды,

- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст,

- ориентироваться в тетради в линейку (широкая, узкая строка),

- рисовать предметы.

Учебно - методическое обеспечение:

Для педагога:

Программа

«От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядн

о-

методическое пособие, Е.В.Колесникова/

М.,Изд

. ЮВЕНТА, 2007г.

Е.В.Колесникова «Веселая грамматика для детей 5-7 лет, раб

.

т

етр

./М., Изд. ЮВЕНТА, 2008г.

Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/Сборник литературных произведений./

М.,Изд

. ЮВЕНТА, 2009г.

Для детей:

Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М., изд. ЮВЕНТА,2009.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×