Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Внеурочная деятельность. Программа " Я гражданин России", "Юный патриот" | Федорова Светлана Викторовна. Работа №289866

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Федорова Светлана Викторовна
Рабочая программа по курсу "Внеурочная  деятельность". Программа разработана по двум направлениям: для 1-4 классов "Юный патриот", для 5-9 классов "Я гражданин России". Патриотическое воспитание для детей - одно из важнейших направлений в работе педагога и классного руководителя. Разработанные программы расчитаны на одно занятие в неделю. Формы работы используются разнообразные: лекции, беседы, круглый стол, игровые занатия, викторины, конкурсы, подготовка и выполнение проектов. Программа востребованы, так как детям интересно и позновательно.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ивановская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено на заседанииУтверждаю

педагогического совета школы Директор ___________А.О.Исайчев

Протокол №_____от «___»сентября 2021 г. Приказ №____ от « ___» сентября 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности «Я - гражданин России»

5 – 9 классы

 

 

 

Рабочая программа разработана

на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования

 

 

 

 

 

 

Срок освоения 5 лет

 

 

 

 

Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания реализации программы.

 

1.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., N 273-ФЗ

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.10. 2009 г., № 373)

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 г.. № 1897)

4.     Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» от 15 апреля 2014 года №295-р

5.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493

6.     Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество и поддерживать российскую государственность, обеспечивая ее будущее. Основная цель школы в этих условиях – воспитать гражданина. «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, и в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке». (Речь В.В. Путина )

Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и означает осознание себя гражданином конкретной страны. Формирование гражданской идентичности начинается с ранних лет, поэтому школа выступает в качестве основного агента ее формирования. Гражданская идентичность предполагает:

-  развитие гражданской активности и ответственности;

- формирование чувства гордости за отечество и чувства патриотизма;

- формирование потребности знать историю и культуру отечества.

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" сказано: "Историческая миссия российского патриотизма заключается в том, что он как духовный ориентир современных поколений граждан России возрождает и развивает в их чувствах, сознании, поступках, мотивах и смыслах деятельности героическое прошлое России, основанное на приобщении к боевым, трудовым традициям, историческим свершениям в борьбе за свободу и независимость Отечества, учете многогранных исторических, этнографических и культурных корней развития российского общества, духовного опыта Победы в Великой Отечественной войне и самоотверженности воинов в послевоенных вооруженных конфликтах". Весь этот исторический опыт обладает богатейшим воспитательным потенциалом.

В условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма.

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Сегодня, как никогда, ясно, что без воспитания российского патриотизма у детей и молодёжи ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – любовь к Отечеству, к своей Родине.

Программа ориентирована одновременно, с одной стороны, на формирование успешной и адаптирующейся личности, с другой – на развитие интеллигентности и гражданственности. В своей программе мы опираемся на данные концептуальные принципы.

Интеллигентность в российском понимании всегда предполагала наличие гражданской позиции. Гражданину свойственны следующие черты:

- патриотизм – любовь к Родине, своему краю, народу, готовность служения Отечеству;

- гражданственность – забота о благосостоянии Отечества, поддержка правового государства и гражданского общества, гражданская активность и общественное участие, присоединение к социальной солидарности на принципах справедливости и равноправия.

Основным принципом реализации Программы выступает индивидуальный подход. Это означает, что внимание педагогов в плане воспитания патриотизма и формирования гражданской идентичности должно быть направлено на каждого ученика с учетом его личностных особенностей. Важно, что каждый ученик понимается здесь не как объект воздействия, но как субъект, способный самостоятельно развивать свою нравственную систему ценностей, формировать духовный мир и воспитывать в себе гражданскую позицию.

Воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

• нравственного примера педагога;

• социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• социальной востребованности воспитания.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

формировать эффективную

работу

по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.

 

Данная рабочая программа предусматривает изучение курса «Я – гражданин России» в 5 – 9 классах в объёме 170 часов (34 часа в год, 1 час в неделю).

Программа предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 5 класс «Мы - Россияне»;

2 ступень – 6 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень – 7 класс «Россия – Родина моя»;

4 ступень – 8-9 классы «Я – гражданин России».

Требования к результатам освоения программы

1.     Ожидаемым результатом освоения программы является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – гражданственной, познавательной, информационно-технологической, коммуникативной.

2.     Укрепление исторических традиций, преемственности поколений.

3.     Позитивный психологический климат в гимназии и творческая атмосфера.

4.     Функционирующие  историко-патриотические площадки.

5.     Повышение престижа армейской и государственной службы.

6.     Сложившаяся система мероприятий, направленных на развитие чувства патриотизма.

7.     Повышение мотивации к проектной и исследовательской деятельности  в рамках тематики  патриотизма.

8.     Функционирующие уголки культуры/площадки, историко-патриотические площадки.

9.     Повышение престижа армейской и государственной службы.

Личностные результаты

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-   осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты 

-  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты 

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

Содержание курса

 

5 класс - «Мы - Россияне»

 

Раздел №1. «Я и я» - 4часа

Формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

Раздел№2. «Я и семья» - 4 часа

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков, стихов. Оформление фотовыставки.

Раздел№3. «Я и культура» - 8 часов

Формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени.История моего города.Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.

Экскурсии в музеи, организация праздников.

Раздел№4. «Я и школа» - 4 часа

Формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьному участку. Акции.

Раздел№5. «Я и мое Отечество» - 8 часов

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Раздел№6. «Я и планета» - 6 часов

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

 

6 класс - «Моя Малая Родина»

Раздел №1. «Я и я» - 4часа

Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других.

Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.

Раздел№2. «Я и семья» - 8 часов

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

Раздел№3. «Я и культура» - 4 часа

Формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи.

Раздел№4. «Я и школа» - 4 часа

Формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

Раздел№5. «Я и мое Отечество» - 12 часов

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Раздел№6. «Я и планета» - 2 часа

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

 

7 класс Россия – Родина моя»

 

Раздел №1. «Я и я» - 4 часа

Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

Раздел№2. «Я и семья» - 4 часа

Формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

Раздел№3. «Я и культура» - 4 часа

Формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка. Экскурсии в библиотеку.

Раздел№4. «Я и школа» - 4 часов

Формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем.Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

“Раздел№5. «Я и мое Отечество» - 12 часов

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наш край. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории? Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Раздел№6. «Я и планета» - 8 часов

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном посёлке. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков.

 

8 - 9 классы - «Я – гражданин России»

Раздел №1. «Я и я» - 6 часов

Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

Раздел№2. «Я и семья» - 8 часов

Формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.

Раздел№3. «Я и культура» - 8 часов

Формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4.“Я и школа” (16 ч.) – формирование гражданского отношения к школе.Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика.

5.“Я и мое Отечество” (20 ч.) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.Права ребенка. Закон № 1539 – КЗ. Наше право и наш интерес.От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета” (10 ч.) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приручили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Природа в поэзии.

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

 

Программа предусматривает применение различных методов и приемов:

сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

практические (лабораторные работы, эксперименты);

коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

проблемный

(создание проблемной ситуации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ивановская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено на заседанииУтверждаю

педагогического совета школы Директор ___________А.О.Исайчев

Протокол №_____от «___»сентября 2021 г. Приказ №____ от « ___» сентября 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности « Юный патриот»

1-4 классы

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа разработана

на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования

 

 

 

 

 

 

Срок освоения 5 лет

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые основания реализации программы.

 

1.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., N 273-ФЗ

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.10. 2009 г., № 373)

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 г.. № 1897)

4.     Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» от 15 апреля 2014 года №295-р

5.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493

6.     Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Юный патриот” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Юный патриот” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  
           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  
           Программа “Юный патриот”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
    Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа “Юный патриот” используется с 1-4 классы и рассчитана на 1 час в неделю. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».

Методы и приемы:

диалоги; элементы дискуссий

игры-практикумы;

проблемные ситуации;

сюжетно-ролевые игры;

конкурсы, викторины;

беседы.

Формы проведения

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

экскурсия, поход

практическое занятие, викторина

встречи с участниками исторических событий

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ценностные установки:  
любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:
  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.

 С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.    
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.     
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего села.  
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.  
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.   
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции. 

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
 Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.        
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.     
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.


3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.   
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.     
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Выставки поделок. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наша страна. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории .Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.   
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.   Мини – проект.      
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Масленица.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.   
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка.  Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  . Победа деда – моя победа.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.    Растения из Красной книги. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×