Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

После просмотра дистанционного образовательного вебинара можете оформить международный сертификат участника вебинара.

Сертификат подтверждает участие в проводимых учебных вебинарах. На сертификате указывается ФИО участника (воспитателя или учителя), тема и продолжительность познавательного вебинара.

Получить сертификат
Тип
Вебинар
Документ
Сертификат участника профессионального вебинара
Сертификат подтверждает участие в современных проводимых вебинарах. На сертификате указывается ФИО участника (воспитателя или учителя), тема и продолжительность всероссийского вебинара.
Формат
Онлайн
Начало
19.05.2022 в 18:00
Стоимость
Бесплатно (сертификат оплачивается отдельно, стоимость 174 руб.)
Программа
На вебинаре вы узнаете о том, с чего начинать работу над орфографической зоркостью, познакомитесь с различными простыми техниками и упражнениями, которые можно использовать абсолютно на любом занятии, не только на уроках русского языка.
Диплом
Отзывы
План вебинаров на текущий месяц
курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Адаптивная физическая культура в школе для детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС
Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности
Активные методы обучения в дополнительном образовании (экология и краеведение)
Актуальные вопросы проектирования и осуществления образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СОО
Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста
Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования
Имя
Номер телефона
Email
Записаться на курс

Что такое орфографическая зоркость?
Это умение «видеть» правильное написание слова, чувствовать верное написание, даже если не знаешь правил орфографии.
Это не врождённая способность, её можно и нужно развить! На вебинаре вы узнаете о том, с чего начинать работу над орфографической зоркостью, познакомитесь с различными простыми техниками и упражнениями, которые можно использовать абсолютно на любом занятии, не только на уроках русского языка.

Ведущая вебинара — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться» — Щербакова Анастасия.

Орфографическая зоркость — умение видеть верное написание слова.

Кажется, что этот навык не такой уж серьёзный, и без него можно спокойно прожить и в школе, и после неё.

Но это точно не так.

В этой статье рассказываем о том, зачем развивать орфографическую зоркость и как она может помочь в будущем.
Полное определение этого понятия звучит так: это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Если говорить более научно, то это способность видеть звуки, стоящие в слабой позиции.

Все орфограммы обладают рядом общих черт:
- расхождение между звуком и буквой, написанием и произношением
- “опасные” звуки и звукосочетания, их запоминание и постоянное внимание к ним
- морфемы, их выделение, умение спрогнозировать нахождение орфограмм в них.

Конечно, недостаточно просто найти этот звук в слове. Необходимо знать различные способы проверки, алгоритмы подбора проверочных слов.

С помощью каких заданий развивается орфографическая зоркость?

1) Специально организованное списывание.
Не просто копирование текста с доски, а задание, которое имеет конкретную цель. Например, это может быть текст, где пропущена первая буква или буквы в именах собственных. Также целью списывания может быть улучшение навыков каллиграфии. Ученики могут, например, списывать фрагмент стихотворения.
2) Текст с пропусками
Это задание можно выполнять как индивидуально. так и в парах. Есть специальные сборники с такими текстами с пропусками, которые направлены на повторение конкретной орфограммы или нескольких орфограмм. Такие тексты вы можете сделать самостоятельно, выбирая уровень трудности (например, убирая в слове одну или несколько букв) в зависимости от того, как работают ваши ученики.
3) Исправление ошибок в тексте
Ошибки в таких текстах нужно не просто исправить, но и объяснить. Часто необходимо подобрать проверочное слово. После этого ошибки можно сгруппировать и выполнить отдельное задание на классификацию.
4) Создание мемо-карточек или мемо-словариков
Словарики можно создавать как в течение изучения темы, так и после неё, на обобщающем уроке. Такая работа будет намного более эффективной, чем ведение словаря в конце тетради или на полях. Такие словари можно создавать на конкретную букву или по отдельной орфограмме. Можно предложить ученикам по-своему оформить страницы со словами.
5) Подключение мнемонических техник. Например, запоминание словарных слов через рисунки или символы.
6) Комментированное письмо. Комментировать может один ученик или несколько учеников по цепочке. Важно проговаривать не только ту букву, которую нужно писать в слове, но и правило.
7) Письмо с проговариванием. При выполнении этого задания можно “простукивать” слова, акцентировать внимание на тех буквах, которые мы часто “проглатываем” в потоке речи.
8) Сигнальные карточки. С их помощью можно показывать, есть ли ошибка в слове или выбирать нужную букву, которая пишется в слове.
9) Письмо по памяти. Например, сначала предложение выводится на экран или пишется на доске. Затем ученики закрывают глаза и проговаривают его. Можно проговорить перед этим трудные случаи правописания. После этого ученики по памяти пишут это предложение, а затем проверяют написанное.
10) Задания для одноклассника по пройденной теме. Можно придумать задание с пропусками, а потом обменяться текстами. Ученик может получить оценку и за составление задания, и за ответы.

Ещё одна методика, которая эффективно развивает орфографическую зоркость - зрительные диктанты (методика И.Т. Федоренко).

Это зрительные диктанты, в которые входят 18 наборов. В каждом наборе по 8 предложений. Каждое из предложений содержит одинаковое количество символом (например, по 8 букв), постепенно это количество увеличивается. Ученики должны посмотреть на это предложение и запомнить, как оно выглядит, как оно записано. При этом не советуется проговаривать это предложение, только читать про себя. Время на запоминание каждого предложения - 5-10- секунд. Затем предложение записывается на отдельной карточке, не в тетради. Так повторяется с каждым предложением набора.

Такая методика позволяет ученикам развить скорость чтения, быстрее обрабатывать информацию и запоминать написание конкретных слов. Словарный запас учеников возрастает примерно на 40 слов. Время работы по такой методике - 54 дня. Делать эти задания необходимо ежедневно, только тогда будет виден результат.

Что входит в состав подготовки к развитию орфографической зоркости:

- умение видеть границу предложения
- написание имён, кличек, названий с заглавной буквы
- раздельное написание слов, слов с предлогами и союзами
- правила переноса слов.

Орфографическая зоркость включает не только работу с визуальным восприятием. Развитие фонематического слуха играет здесь немаловажную роль.
Например, важно уметь вычленять отдельный звук, давать ему характеристику (звонкий или глухой, ударный или безударный, мягкий или твёрдый). соотносить звуковую схему со словом, различать ударные и безударные слоги. Еще одно эффективное упражнение на развитие фонематического слуха - составление звуковой схемы предложения. В ней отмечается количество слов, в них указывается количество слогов, ударный и безударный слог, а также ошибкоопасные места.

Для учеников, которые уже учатся во втором классе, важно включать понимание законов морфемики. Учителю необходимо объяснить, что местонахождение орфограммы напрямую зависит от того, как эту орфограмму проверять.
Например:
- если ошибкоопасное место в корне, то надо подбирать проверочное слово или изменить форму слова.
- если орфограмма в приставке, то правописание нужно или запомнить, или проверить с помощью первой корневой буквы.
- если орфограмма в суффиксе, то запоминаем.
- если орфограмма в окончании, то проверяем в зависимости от части речи (например, с помощью вопроса, формы инфинитива).

Работать над орфографической зоркостью должна проводиться не только на уроках русского языка и литературы. Этому стоит уделять буквально 5-7 минут на любом уроке. На что обращать внимание? На правописание терминов, наиболее встречающихся слов. Можно также завести специальный раздел в рабочей тетради, вести работу с такими словами на полях или завести отдельный справочник.

Развитие орфографической зоркости позволяет не только «увидеть» опасное место в слове и применить знания определенного правила орфографии, но и увеличить скорость чтения, развить умение концентрироваться на конкретном символе или слове. Это позволяет проводить более качественную работу с текстом, быстрее находить и выделять среди других предложений нужную информацию, определять главное, находить ответ на вопрос в объёмном тексте.

Обращайте внимание на развитие этого навыка, уделяйте этому хотя бы несколько минут на уроке, и вы увидите, насколько положительно влияет на грамотность и скорость чтения учеников.

Ждем Вас 19 мая в 18:00

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×