Вебинар 6 февраля в 16:00 МСК "Медиация и согласительные процедуры в деятельности образовательной организации для разрешения конфликтных ситуаций с учащимися, родителями и педагогами"

Записаться на вебинар

Интерес к проблеме и необходимости внедрения альтернативных способов урегулирования конфликтов в образовании обусловлен значительным ростом конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются все участники образовательных отношений.

На вебинаре слушатели познакомятся со способами разрешения конфликтных ситуаций с учащимися, родителями и педагогами, а также узнают, что такое медиация и как она работает.

  Оформить сертификат участника вебинара  

Вебинар ведет Журова Инна Александровна – учитель-логопед, олигофренопедагог, высшая квалификационная категория.
С 2012 г. по 2017 г. член экспертной группы по экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников социальных учреждений. 
С 2017 г. по настоящее время - член экспертной группы по аттестации педагогических работников Департамента Смоленской области по образованию и науке. 
Активный участник международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций, семинаров, акций, круглых столов.

 

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. И здесь же еще родители учеников - их законные представители. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. 

Школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Конфликты могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц. Главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. 

Обычно, какие способы реагирования на конфликты чаще всего применяются в школе:

  • Административный (наказание или угроза наказанием)
  • Направление к психологу или социальному педагогу

… а также порой встречаются деструктивные.

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Иногда для решения спора без третьей стороны не обойтись. И здесь речь идет о восстановительном подходе.

Восстановительные отношения будут направлены на исцеление причиненной боли и заглаживание вреда. Но они также позволяют увидеть другого человека в совершенно новом свете – благодаря тому, что люди во время восстановительной работы делятся друг с другом важным для них. Восстановительная культура приводит к позитивным отношениям в сообществе.

Для поддержки восстановительного подхода в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения.

Активная служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ

  • «Круг ответственности» — первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения  в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса существует напряженность.
  • «Программа примирения» -  урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).
  • «Восстановительная медиация» —урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
  • «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.  
  • «Семейный совет» —согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
  • «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика  и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по  делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
  • «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) —сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
  • Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе —для педагогов и классных руководителей.
  • Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации для администрации и управленческо-педагогической команды ОО — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.

Как сказал  Ричард Коэн:

"Важно построить правильные взаимоотношения между «медиацией ровесников» и дисциплинарной системой школы. Исключительно важно, чтобы «школьное население» воспринимало эти две совершенно разные функции школы как обособленные категории! «Медиация ровесников» проводится школьниками и служит их интересам. Дисциплинарная система, как бы она ни заботилась о школьниках, в первую очередь, представляет и защищает интересы школы. Власть НАД подростком ключевой момент современной школы. Медиация же предлагает повысить у подростков чувство «хозяина» в своей школе".


Уважаемые коллеги, напоминаем, что у нас начала работать группа в Viber, в которой мы выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь!
 

Пожалуйста, подождите.
×