Вебинар 12 марта 18:00 МСК "Система работы по коррекции произношения свистящих звуков у детей с тяжелыми речевыми патологиями"

Записаться на вебинар

 

Речь является важнейшей психической функцией человека. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения.

На вебинаре вы познакомитесь с характеристикой, анализом причин возникновения сигматизма, системой коррекции нарушенных звуков.

Правильная диагностика нарушений звукопроизношения свистящих звуков и грамотное коррекционное воздействие поможет вам неизменно достигать стабильных положительных результатов в самые короткие сроки.

 

 


Вебинар ведет Журова Инна Александровна – учитель-логопед, олигофренопедагог, высшая квалификационная категория.

С 2012 г. по 2017 г. член экспертной группы по экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников социальных учреждений. 
С 2017 г. по настоящее время - член экспертной группы по аттестации педагогических работников Департамента Смоленской области по образованию и науке. 
Активный участник международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций, семинаров, акций, круглых столов.

 

В настоящее время специалисты дошкольных образовательных организаций отмечают неуклонный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Особую тревогу вызывает тот факт, что у большого количества детей нарушения речи вызваны дизартрией, что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речи.

Исследования Карелиной Инны Борисовны показали, что наиболее трудными в произношении для детей – дизартриков являются свистящие звуки. Произношение звука «С», например, нарушается в 98% случаев.

Положение органов артикуляции при произношении свистящих звуков:

Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

[с], [з]: Губы не напряжены, растянуты; в сочетании с гласными занимают положение, соответствующее данному гласному.

Зубы сближены, верхние и нижние резцы слегка обнажены.

Кончик языка упирается в нижние резцы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; по средней линии языка образуется желобок, по которому проходит холодная воздушная струя.

Голосовые складки при произношении [с] разомкнуты и не вибрируют, [з] - сомкнуты и вибрируют.

Произношение мягких [с'] и [з'] отличается большей напряженностью средней линии языка

[ц]: положение губ, зубов тоже, что и при произношении звуков [с], [з].

Кончик языка упирается в основание верхних резцов, образуя смычку, которая разрывается под действием воздушной струи, и кончик языка занимает положение как при произношении [с].

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют

Дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков называется сигматизмом. Это фонетическое нарушение. К нему относятся отсутствие и искажения звуков.

Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.

Сигматизм возникает у детей по разным причинам.

Основными причинами свистящего сигматизма являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса

  • Перцептивные нарушения

  • Нарушения иннервации органов артикуляции

  • Сенсомоторные нарушения

  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов

  • Другие функциональные нарушения

  • Аденоиды

  • Неправильный прикус

  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизма может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  • Нарушениями актов кусания, глотания, жевания

  • Невритами

  • Парезами мышц рта

  • Бульбарным параличом

Этапы работы по коррекции свистящих звуков:

  1. Подготовительный.

  2. Основной.

  3. Заключительный.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Пожалуйста, подождите.
×