Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста



Оформить сертификат участника вебинара

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Вебинар для воспитателей, логопедов, родителей.

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников влияет на эффективность овладения грамматическим строем речи, освоение звукового анализа и синтеза, формирование навыка чтения и письма. Это одно из приоритетных направлений в логопедической работе. На вебинаре мы разберем типы нарушений слоговой структуры слова и их причины, рассмотрим вопросы профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста.

Вебинар проведет Толкунова Елена Сергеевна
Образование: Новосибирский государственный педагогический университет,
Направление: Специальное (дефектологическое) образование,
Профиль: Логопедия

Повышение квалификации за 2020-2022 гг.:
⦁ Коррекция заикания у детей и подростков в соответствии с требованиями ФГОС. Автор Томилина С.М. Учебный цент «Логопед-Мастер»;
⦁ Алалия; Речевая слуховая агнозия и артикуляционная диспраксия; Диагностика; Запуск речи – автор Тарасова О.А.
⦁ Коррекция звуков методом тейпирования – Академия Tерапевтического Tейпирования Ортодинамика.
⦁ Точечный логопедический массаж – Институт повышения квалификации Дефектология ПРОФ.
⦁ Дифференцированный логопедический массаж в системе преодоления дизартрии и дисфагии у детей и взрослых – автор Федосенко Л.А.
⦁ Работа с вестибулярными пластинками и трейнерами; Влияние миофункциональных нарушений на речевое развитие и здоровье ребёнка; Стопа и язык. Где связь? – автор Маюрова Г.М.
⦁ Алалия. Начальный и основной этап – автор Большакова С.Е.
⦁ Ринолалия. Теория и практика. – автор Сазонова А.Ю.

«Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

Работа по профилактике и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников – одна из важных тем в логопедии. Данное нарушение влияет не только на эффективность овладения грамматическим строем речи, но и на формирование навыков звукового анализа и синтеза, имеющих непосредственное влияние на способность к овладению чтением и письмом.

Слоговая структура слова – чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности (по А.К. Марковой). На практике чаще встречаются следующие виды нарушения слоговой структуры слова: нарушение количества слогов (уменьшение или увеличение), последовательности, искажение структуры отдельного слога (упрощение или усложнение).

Понимая причину данного нарушения, можно выстроить грамотный коррекционный маршрут. Среди причин выделяют: несформированность фонематического восприятия, пространственно-временных представлений, ритмической и динамической организации движений, навыков моторного планирования и программирования, нарушение артикуляционного праксиса, низкая мотивация к учебной деятельности дошкольника.

Таким образом, работа по профилактике и коррекции нарушений слоговой структуре слова дошкольника выстраивается комплексно, учитывая причину нарушения, поэтапно (от простого к сложному). При этом в работе принимают участие неврологи, нейропсихологи, сенсорные терапевты и логопеды.

Рассмотрим несколько приемов работы по формированию пространственных представлений. Помним, что двигательный анализатор - важное звено в коррекционном процессе. Необходимо взаимодействовать с окружающим миром и накапливать опыт. Маркеры освоения пространственных представлений: рисование, конструирование, лепка.

Взрослый даёт инструкцию: «Я буду говорить громко слово, то ты бросаешь мяч вверх, если тихо, то – вниз». Данное задание решает дополнительную задачу по формированию фонематического восприятия.

Для следующего задания понадобятся клавесы, бубен, ортопедические коврики, разложенные по кругу. Инструкция: «Если будет звучать бубен, то шагай вправо и говори «ША», если клавесы, то шагай влево и говори «СА».

Для развития чувства ритма важна стабильность во всем. Очень важен режим дня. Помним, что ритмичность дыхательного процесса определяет ритмичность речи. Проведение работы с визуально-ритмическими рядами, что представляет собой последовательное выкладывание серии предметов, важное направление в развитии чувства ритма. Для начала берем два абсолютно разных предмета по признакам, например, шишки и мячики. Готовим восемь предметов по четыре одинаковых и выкладываем ряд 1:1, то есть шишка, мячик и спрашиваем у ребенка: «Что дальше?». На начальном этапе обязательно добавляем проговаривание: «Шишка, мячик, шишка, мячик… Что дальше?» После усвоения данного этапа начинаем выполнять это задание молча.  Следующие ряды 2:1, 1:1:1. Визуально-ритмический ряд может быть выстроен по вертикали, по горизонтали, по кругу. Усложнение задания – добавление моторной программы. Например, шишка (кулак), мячик (указательный палец). Добавляем слоги, например шишка («кла»), мячик («вла»).

Работа над ритмом, оральным и артикуляционным праксисом – это проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие способности к переключению с одной артикуляционной позы на другую («Часики», «Заборчик» - «Трубочка», «Качели» и другие).

При формировании или коррекции нарушения слоговой структуры слова, необходимо идти от типа слога по классификации слоговой структуры слова А.К. Марковой, доступного ребенку. Усвоив один тип, переходим к более сложному.

Для повышения мотивации ребенка к коррекционному процессу необходима смена деятельности в течение занятия, использование разных пособий и дидактических игр, эмоциональная вовлеченность взрослого в процесс.

Увеличивает эффективность работы по профилактике и коррекции слоговой структуры слова дошкольников - подключение смежных специалистов (неврологов, нейропсихологов, сенсорных терапевтов). 

Ждём Вас 13 сентября в 18:00

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

 

Пожалуйста, подождите.
×