Оформить сертификат участника вебинара
«Работаем над развитием речи: эффективные задания для учеников»
Как помочь ученикам использовать их главный инструмент — речь? С помощью каких заданий на каждом уроке работать над развитием речи? Мы поговорим о том, какие задания стоит включать в каждый урок, как помочь ученикам давать полные ответы, импровизировать в речи и выполнять творческие задания.
Ведущая вебинара — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться» — Щербакова Анастасия.
Работаем над развитием речи: эффективные задания для учеников
Развитие речи - важный процесс, которому нужно уделять внимание в процессе обучения детей самого разного возраста. Развитие речи - это, прежде всего система методов и приёмов, направленная на развитие у учащихся правильной устной и письменной речи, а также логического мышления.
В практике преподавания часто можно встретить следующие ошибки в организации занятий по развитию речи:
- уделяется внимание плану, а не конкретным потребностям учеников.
- работа ведётся не комплексно, а с большими перерывами. Лучше на каждом уроке в качестве разминки или полноценного задания давать упражнения на развитие речи, чем провести один урок в четверть.
- на занятиях по развитию речи акцент делается только на одном направлении. Например, на составлении текста-описания. Если постоянно давать задания на составление только одного текста-описания по картине, но речи учащихся, к сожалению, комплексно развиваться не будет.
- нет интересных тем, которые цепляли бы учеников. Чаще всего в учебниках даются для описания очень странные картины, для сочинений-рассуждений предлагаются темы, которые не цепляют учеников.
Основные задачи, которые стоят перед педагогом в этом направлении:
- обогащение словарного запаса
- единство развития мышления и речи
- развитие культуры речи учащихся
- развитие фантазии
Предлагаем вам следующие упражнения, которые точно помогут ученикам быстрее и эффективнее развить речь.
- Виммбельбухи. Это сюжетные картинки с множеством деталей, которые хочется долго рассматривать. В чем их преимущество? Во-первых, дети с удовольствием рассматривают эти изображения и выполняют с помощью них даже сложные задания. Во-вторых, вы всегда можете адаптировать эти изображения под собственную задачу: тему урока, интересы ученика, его возраст и уровень знаний. Какие задания можно делать с помощью виммбельбухов:
- Составить предложения.
- Назвать слова по заданному условию (например, найти слова с орфограммой “жи-ши”, или назвать все слова на букву “а”.
- Соединить в историю (можно бросать кубик, и там, где он остановится на картинке, начинать предложение, соединяя их по смыслу).
- Назвать словосочетание с правильной формой (цвет, размер, форма и т.п.).
Такое задание отлично подойдет для изучающих русский язык как иностранный, для детей-билингвов, когда нужно отработать лексику и грамматические конструкции.
- Задания на основе текста
Текст лучше подобрать такой, чтобы на его основе можно было составить много заданий. Не только на нахождение нужного слова или предложения, характеристики предложения, но и на продолжение истории в таком же типе речи и стиле, на замену некоторых слов (но чтобы смысл остался прежним).
- Языковые игры
“Переводчик”. Дать ученикам предложение (например, “Прекрасная берёза стояла в запущенном лесу и радовала каждого жителя города своей красотой”). В нём нужно заменить каждое слово, чтобы смысл сохранился. Что может получиться: “Удивительное дерево с чёрно-белой корой находилось в забытой чаще и поражало всех горожан своим великолепием”.
Такое задание можно выполнять и в парах: один ученик придумывает исходное предложение, другой ученик его меняет. Потом наоборот.
“Убери букву”. В эту игру можно играть как с помощью изображений, так и без них. Можно заранее подготовить карточки со словами, которые отличаются одной буквой. Задача ученика - быстро назвать новое слово. Тогда он забирает карточку.
Игра с множеством изображений.
Например, читай-хватай. Мы предлагаем адаптировать эту игру так:
на стол выкладываются фишки картинками вверх. Ученик-ведущий выбирает предмет, но не называет его, а описывает. Кто угадал - забирает фишку.
- Настольные игры
“Соображарий”. Отличный вариант даже для большой группы участников. Одна колода - карточки с буквами алфавита, вторая - задания. Например, “что может вас испачкать?”, “Что сделано из дерева?”, “Кого можно встретить на улице?”. Все ответы должны быть именно на заданную букву. Можно играть в “Соображарий” командами на время или индивидуально (кто быстрее даст ответ).
“Тройная чепуха”. Карточная игра, которая поможет понять, как верно выстраивать предложения, какой порядок слова может быть в предложении, какие падежи выбирать. Есть несколько вариантов, как играть в “Тройную чепуху”: выбирайте подходящий, каждый из них по-своему интересен и эффективен для развития речи.
“Story Cubes”. Это кубики с изображениями, которые нужно объединить в историю. Можно выбрасывать сразу 5-6 и рассказывать, можно начать с одного, а следующие кубики вводить в историю постепенно по одному.
- Задания повышенной сложности
Составить историю-монолог от имени цвета в букете, перегоревшей лампочки, только что купленной игрушки. Тему могут предложить как сами ученики, так и учитель. Часто интересные темы можно найти в различных воркбуках для развития писательского мастерства, авторского стиля.
Экспериментируйте, не бойтесь пробовать новое! Развитие речи - долгий процесс, но увлекательный и продуктивный, если подходить к нему с умом.
Ждем Вас 23 июня в 18:00
Оформить сертификат участника вебинара
Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь!