Оформить сертификат участника вебинара
На вебинаре рассматриваются универсальные арт-терапевтические техники, которые сотрудник образовательного учреждения может применять на занятиях разных направлений деятельности.
В рамках проведения вебинара будут рассмотрены арт-терапевтические техники, которые позволяют в увлекательной форме проводить коррекционную и развивающую работу не только с детьми, но и со взрослыми. Применение данных заданий на занятиях позволит сделать их увлекательными и заинтересовать воспитанников и обучающихся.
Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, высшая квалификационная категория.
Окончила Смоленский государственный университет.
Прошла курсы повышения квалификации: «Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией», «Арт-терапия: основные принципы использования данного метода в работе педагога-психолога», «Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации»
Ранее главной целью арт-терапии было лечение клиентов. Но в педагогическом процессе элементы арт-терапии можно использовать не как лечение, а как вспомогательный метод при коррекции и установке контакта и доверительных отношений с детьми.
Если рассматривать типологию арт-терапии, то можно выделить следующие ее виды:
- музыкотерапия (написание музыки, её прослушивание);
- танцевальная терапия (применение элементов танца);
- песочная терапия (работа с различными видами песка);
- глинотерапия (лепка из глины различных элементов и предметов);
- библиотерапия (в том числе написание сказок, их прослушивание, изменение сюжета);
- куклотерапия (создание кукол, проигрывание сцен при помощи кукол);
- мульттерапия (не только просмотр мультипликационных фильмов, но и написание сценариев к ним, создание мультфильмов);
- изо-терапия (создание картин разными способами и их созерцание) - один из самых распространенных видов, применяемых не только психологами, но и сотрудниками образовательных учреждений;
Все эти виды арт-терапии могут быть использованы как комбинированно, так и изолированно друг от друга.
Если говорить о задачах арт-терапии, то можно их определить как:
- выход накопленной агрессии или негативных чувств в социально приемлемой форме;
- вспомогательный и дополнительный метод в психотерапии;
- получение информации при психодиагностике;
- выявление скрытых, подавленных и неосознанных чувств, мыслей;
- налаживание контакта с клиентом;
- развитие внимания и самоконтроля;
- принятие и выявление получаемых ощущений и чувств;
- развитие творческих задатков и способностей, повышение самооценки.
В легкой и непринужденной обстановке специалист может решить все эти задачи, а клиент, в свою очередь, сможет себя чувствовать комфортно и раскрепощено.
Когда же специалисту можно применить методы арт-терапии? Показания к арт-терапии следующие:
- нарушения эмоционального развития;
- эмоционально неустойчивые состояния (стресс, сниженное или подавленное настроение, депрессия, импульсивность);
- межличностные конфликты, одиночество, отверженность окружающих;
- нарушения семейных и межличностных отношений;
- тревожность, боязнь, страхи;
- сниженная или низкая самооценка.
Это всего лишь часть направлений, в которых арт-терапия становится не только вспомогательным, но и основным методом, применяемым специалистом.
Арт-терапия может быть не только лечебным методом, но и вспомогательным, в образовании она и используется как вспомогательный метод, также может быть активной (клиент принимает активное участие, создает или выполняет что-либо) или пассивной (клиент слушает, созерцает, наблюдает) и проводиться может индивидуально или в группе, выбор формата занятий напрямую зависит от цели применения метода арт-терапии.
Одним из наиболее легких для освоения и часто применяемым видом арт-терапии является изотерапия. Об изотерапии можно сказать, что это терапия рисованием, творчеством.
Как и во многих других техниках, в изотерапии существуют свои параметры, по которым анализируется процесс и результат рисования, а именно: то, с какой скоростью клиент рисует и заполняет лист, какие линии, формы, элементы изображены на рисунке, какие цвета использует клиент при создании рисунка. Все эти параметры являются диагностическими для специалиста.
При работе с рисунками в группе можно выделить два вектора. Первый вектор – это демонстрация всех рисунков одновременно, при этом клиенты должны найти в работах общие и индивидуальные элементы. Второй – анализ рисунков отдельно. Все участники по очереди рассматривают и рассказывают о своих чувствах, об изменениях, которые хотели бы произвести.
Изотерапия включает в себя: глинотерапию, тестопластику, работу с лыком, работу с природным материалом, бумагой, салфетками, нетрадиционные техники рисования.
Давайте рассмотрим, какие же нетрадиционные техники рисования можно применять на занятиях:
- рисование различными материалами (применение штампирования фруктами или овощами (яблоки, груши, картофель и другие фрукты и овощи), губки для мытья посуды, отпечатки от листов различных трав, кустарников и деревьев);
- рисование ладошками или пальчиками;
- тычкование (ватными палочками или сухой кистью);
- набрызг;
- рисование при помощи трафарета;
- свеча и акварель;
- кляксография;
- монотипия;
- рисование на пене;
- рисование бумажными втулками, мятой бумагой, ниткой, цветным песком, зубочисткой, солью и на соли;
- рисование на песке на световом планшете.
Это только часть техник, которые специалист может применять в рамках изотерапии на своих занятиях или при проведении диагностик и консультаций. Они не требуют от клиента каких-то специальных творческих способностей, при этом помогают расслабиться, получить удовольствие от процесса создания работы.
Подводя итог, можно сказать, что техники арт-терапии являются интересными и увлекательными для клиента, а для специалиста удобными и комфортными для решения поставленных задач.
Ждём Вас 30 октября в 17:00
Оформить сертификат участника вебинара
Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь!