Анализ урока завучем: как правильно провести
Сохранить статью:
В чем проблема? В последнее время в школах все больше и больше внимания уделяется анализу уроков завучем. Это очень важная практика, которая помогает не только оценить качество преподавания, но и сделать выводы о том, какие изменения могут быть внесены для повышения эффективности образовательного процесса.
Для чего? Анализ урока завучем позволяет оценить профессионализм педагога, его индивидуальный стиль обучения, соответствие учебного плана поставленным целям, результативность и эффективность представленной программы, наличие новизны и поисковой деятельности, возможность распространения опыта и пр.
Понятие и роль анализа урока
Анализ урока в образовательном учреждении – это комплексная оценка учебного процесса. Детальное и всестороннее рассмотрение всех структурных элементов занятия позволяет выявить сильные и слабые стороны обучения с целью совершенствования качества образования, повышения профессионального мастерства педагога и соответствия достигнутых результатов установленным стандартам.
Как правило, в общеобразовательных школах, колледжах, ссузах, гимназиях время одного урока ограничено 45–50 минутами. В высших учебных заведениях практикуется обучение по парам продолжительностью 90 минут, при необходимости в середине занятия делается перерыв длительностью 5 минут. Иногда учителю или преподавателю трудно уложиться в отведенное время, реализовать в полной мере все этапы занятия.
В рамках аналитической деятельности эксперты осуществляют диагностику следующих направлений:
- Творческий подход педагога к организации урока, выбор типа: игровой, развивающий, проблемный, дискуссионный развивающий и т. д.
- Уровень подготовки занятия: гигиенические условия, основные учебные пособия, наличие дополнительных материалов, использование различных ресурсов и пр.
- Психологический климат в классе: дисциплина, доброжелательная атмосфера, учебная мотивация, заинтересованность обучающихся.
- Профессиональные компетенции: методология обучения, соответствие занятия общей программе обучения и ФГОС, целесообразность, продуманность и целостность плана урока, актуальность учебной информации, обоснованность и уровень сложности заданий, навыки коммуникации, умение объяснять, организовывать деятельность учащихся и т. д.
Анализ урока завучем учебного заведения необходим, чтобы рассмотреть и дать оценку эффективности обучения, диагностировать проблемные зоны и найти возможности их устранения, определить наиболее результативные способы совершенствования обучения, создать для учащихся или студентов благоприятные условия, повысить качество и доступность образования. Экспертной оценке подлежит не только профессиональное мастерство педагога, но и результаты учебной деятельности обучающихся, уровень их знаний, умений и навыков.
Виды анализа урока
Существует несколько видов анализа урока завучем, у каждого из них своя цель. При экспертной оценке любого занятия с обучающимися осуществляется комплексный подход, который объединяет сразу несколько аспектов: методический, предметный, педагогический, содержательный, психологический. Анализ необходим не только администрации образовательной организации, но и, прежде всего, педагогическому работнику.
Рефлексия позволяет учителю оценить свои профессиональные компетенции, увидеть сильные и слабые стороны собственной педагогической деятельности, определить ресурсы и потенциал.
Представителю администрации образовательной организации не менее важно услышать оценку учителем эффективности собственной педагогической деятельности. Объективный самоанализ является показателем компетентности и профессионализма педагога, степени понимания им поставленных образовательных задач.
Можно выделить пять основных видов анализа урока завучем:
- структурный;
- аспектный;
- комплексный;
- системный;
- целевой.
Структурный анализ является фундаментальным, для него характерна логическая последовательность и взаимосвязь всех составных элементов урока, возможность выделить ряд дополнительных этапов учебного занятия. Этот вид разбора предполагает рассмотрение и оценку основных этапов занятия, их соответствие целям, обеспечивающим развитие познавательных способностей детей, а также определение основных видов работы с обучающимися.
Примерная схема структурного анализа урока завучем:
- тема, цели и задачи занятия;
- содержание урока;
- виды деятельности педагога и обучающихся;
- итоги урока, оценка полученных результатов.
Следующий вид – аспектный анализ учебного занятия, он выполняется на основе структурного. В этом случае приоритет отдается экспертной оценке одного аспекта урока, например, цели, структуре, содержанию, видам деятельности и т. д.
Аспектный анализ урока завучем – это процесс всестороннего детального изучения и оценки под определенным (аспектным) углом зрения какой-либо стороны учебного занятия или его отдельной цели в тесной взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Выбор аспекта зависит от аналитической потребности и от практической необходимости, например, анализ методов формирования универсальных учебных действий (УУД).
Примерные направления аспектного анализа урока завучем:
- планирование педагогом задач занятия: образовательной, воспитательной, развивающей;
- организация процесса повторения ранее полученных знаний;
- оптимальный тип и структура урока;
- степень соблюдения условий и требований к содержанию учебных занятий;
- выбор учителем методов, приемов и средств обучения;
- взаимоотношения педагога с обучающимися, психологический климат на уроке;
- подготовка учащихся к выполнению домашнего задания;
- закрепление изученного ранее учебного материала.
Комплексный (полный) анализ урока – это одновременное изучение дидактических, психологических и других структурных элементов занятия. Предполагается выполнение целой системы аспектных разборов, которая включает в себя оценку реализации задач учебного занятия, содержания и выводов деятельности обучающихся по нескольким характерным свойствам: уровню усвоения детьми знаний и способов умственной работы, развитию учащихся, реализации дидактических принципов, результативности урока.
Полнота комплексного анализа может обеспечиваться сразу несколькими экспертами. Итоговая оценка представляет собой сумму обобщенных выводов по каждому элементу и направлению урока.
Примерная схема комплексного или полного анализа урока:
- цель и задачи;
- готовность педагога и обучающихся к учебному занятию;
- организационная структура;
- содержание урока;
- методическое обеспечение;
- поведение и деятельность учащихся на уроке;
- характеристика профессиональных качеств и мастерства педагога;
- итоги урока и общая результативность.
Системный анализ учебного занятия направлен на выявление резервов урока и преодоление формализма при оценивании труда педагогических работников.
При системном анализе учебное занятие рассматривается как целостная система, выполняется оценка его положительных сторон и недостатков в соотношении с итоговыми результатами.
Например, системный анализ урока завучем позволяет сделать выводы об объеме самостоятельной работы обучающихся, проследить связь этого вида деятельности с целями, задачами и спецификой содержания занятия, индивидуальными особенностями детей и т. д. Такой аналитический подход помогает выявить конкретные факторы, влияющие на получение тех или иных результатов обучения.
Главная направленность целевого анализа урока – оценить профессиональные качества и резервы педагога в рамках использования различных методов, приемов, технологий, форм, средств обучения и авторских методик, как адаптированных, так и самостоятельно разработанных учителем.
Примерная схема целевого анализа урока завучем:
- цель, задачи, этапы учебного занятия;
- характеристика формы, подлежащей анализу, ее использование в работе с обучающимися (со всеми или определенной группой);
- степень соответствия метода обучения поставленным целям;
- степень адаптированности выбранной технологии к потребностям обучающихся, учет педагогом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- возможность сочетать рассматриваемый метод с другими способами, технологиями, формами, средствами обучения.
В каких случаях проводится анализ урока
Причины и цели проведения анализа урока завучем могут быть самыми разными, все зависит от типа и направленности процедуры.
Детальному рассмотрению и оценке подлежат:
- Организаторские способности учителя.
Эксперт определяет соответствие плана уроков целям утвержденной образовательной программы и требованиям ФГОС. Изначально предполагается, что в ходе учебного занятия учащиеся должны освоить определенный комплекс знаний, умений, навыков (ЗУМ) и личностных качеств в соответствии с общим учебным планом.
Если у педагога появляется возможность (время) для более углубленного изучения некоторых тем или увеличения объема учебного материала, то это не должно выходить за рамки общего контекста и снижать эффективность образовательного процесса.
- Определение качества обучения и уровня профессионализма учителя
При прохождении аттестации с целью подтверждения квалификации или итоговая аттестация выпускников пединститута. Этот показатель достаточно важен, так как по результатам анализа урока завучем или членами аттестационной комиссии делается вывод о мастерстве и профессиональной компетентности педагога, его способности работать с детьми, умении донести информацию до обучающихся. Также очень важна степень усвоения учебного материала учениками, формирование и развитие у них необходимых качеств и т. д.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Творческий подход к учебному процессу.
Под этим предполагается определение уровня мотивации обучающихся, наличие у них желания изучать предмет, а также проверка степени активности на уроке и увлеченности учебной деятельностью.
Особое внимание обращается на педагогические подходы и приемы, формы работы с детьми для повышения их работоспособности и привлечения внимания, умение учителя понятно объяснить тему. Обязательно следует оценить эффективность педагогического процесса, соответствие результатов урока поставленной цели, качественные показатели успеваемости учеников и т. д.
Анализ урока может проводить не только завуч, но и другие специалисты. Самоанализ с целью определения полноты раскрытия темы, реализации всех задач, соответствия содержания занятия, достаточного уровня формирования ЗУН у обучающихся выполняет непосредственно учитель.
Если возникает потребность проконтролировать профессиональную деятельность педагога, уровень успеваемости учащихся, оценить качество их подготовки, то это выполняет администрация образовательной организации или представители Минобрнауки, Рособрнадзора, института развития образования и др.
В любом случае анализ занятий проводит только компетентный и опытный специалист, который разбирается не только в предмете, но и знает азы преподавания, может определить качество усвоения, достоинства и недостатки работы педагога и учащихся, а также дать толковые рекомендации по устранению выявленных недочетов и совершенствованию системы обучения с учетом имеющихся условий.
Важно знать, что при любых обстоятельствах проводить анализ урока может только опытный, высококвалифицированный специалист, который хорошо разбирается во всех тонкостях предмета, знает методику преподавания, способен определить качественный уровень усвоения учебного материала, увидеть все достоинства и недостатки работы учителя. По результатам сделанных выводов он может дать педагогу полезные и объективные рекомендации, направленные на совершенствование системы обучения с обязательным учетом реальных условий.
Основные требования к анализу урока
Рассмотрим основные требования к анализу урока завучем.
Научный подход
Разбор учебного занятия должен опираться на проверенные, обоснованные педагогические и психологические научные знания, а также практический опыт. Анализ урока завучем – это, прежде всего, глубокая и всесторонняя оценка с учетом специфики предмета, взаимосвязи всех структурных элементов, их логической и дидактической обусловленности.
Рекомендуется любое учебное занятие рассматривать в контексте всей изучаемой темы. При анализе следует сделать акцент на приоритетные стороны урока, влияющие на степень усвоения учебной информации, качество знаний, развитие интеллектуальных способностей обучающихся. Важна объективность и научная обоснованность экспертных оценок, конкретность, доказательность и убедительность всех характеристик и итоговых выводов.
Выбор вида посещения уроков
Каждая форма контроля – это технология внутри образовательной организации, которая должна иметь определенное целевое назначение.
Выделяют следующие виды посещения учебных занятий: целевое, выборочное, тематическое, параллельное, комплексное. Последнее дает возможность изучить и проанализировать образовательный процесс в отдельно взятом классе в течение полного учебного дня.
Планирование посещений уроков
Календарное и графическое, текущее (на неделю, месяц), перспективное (на учебную четверть, полугодие, год).
Подготовка к посещению урока
Это требование предполагает обязательное определение цели разбора учебного занятия, а также знакомство с концепцией предмета, программой и планом обучения, требованиями ФГОС, материалами (планом, конспектом) данного урока, учебно-наглядными пособиями, методикой проведения: по учебнику, методическим или дидактическим пособиям, инструктивно-методическим указаниям органов народного образования, ИУУ и др.
Анализ урока завучем позволяет установить степень его соответствия ФГОС, проконтролировать накопление оценок, текущую успеваемость обучающихся, количество и частоту проведения проверочных работ, предусмотренных календарно-тематическим планированием, объем выполнения домашнего задания, а также проследить реализацию практической части программы по предмету: лабораторных и практических работ, экскурсий, творческих заданий.
После посещения завучем урока проводится изучение работ учеников класса, рефлексия. В ходе анализа эксперт знакомит педагога с выводами и предложениями, дает рекомендации по результатам присутствия на занятии.
Администрация учебного заведения может определить формы личной проверки качества знаний обучающихся и то, какие материалы для этого понадобятся. Иногда встает вопрос о приглашении на урок других педагогов, в этом случае следует заранее определить цель открытого мероприятия.
Примерная схема анализа урока
- Целевая направленность урока, постановка задач (образовательных, воспитательных, развивающих), их целесообразность, обусловленность, взаимосвязь, пути реализации.
- Готовность педагога и обучающихся к учебному занятию. Оценивается: оформление и санитарно-гигиеническое состояние класса, оборудование урока, наличие наглядных и дидактических пособий, ТСО и т. д.
- Организационная структура: тип урока, его место в системе занятий по предмету; этапы урока – их соответствие ФГОС и познавательной деятельности обучающихся, определенность, целесообразность, последовательность, четкость и соблюдение временных рамок каждого этапа.
- Содержание урока. Оценивается: научная обоснованность учебного материала, наличие воспитывающей и развивающей значимости; соответствие объема и содержания обучающей информации целям предмета, возрастным и интеллектуальным особенностям учащихся; сочетание теоретического и дидактического материалов; группировка и классификация изучаемых данных в соответствии с ключевыми понятиями; практическая направленность, возможность использовать в реальной жизни.
- Методическое обеспечение урока. Учитывается: использование разных методов, приемов, технологий обучения, обоснованность и целесообразность их выбора, способы сочетания, эффективность использования, соответствие уровню подготовки обучающихся и основным принципам обучения, соблюдение определенного темпа учебной деятельности на уроке.
В рамках анализа урока завучем дается характеристика методике проведения различных этапов урока:
- постановка познавательных задач перед обучающимися;
- проверка домашнего задания;
- изложение нового учебного материала;
- обобщение и закрепление учебной информации;
- проверка и оценка педагогом знаний, умений и навыков;
- наличие и эффективность приемов активизации познавательной деятельности обучающихся: мышления, воображения, восприятия, памяти и т. д.;
- организация и сочетание репродуктивной и творческой деятельности детей;
- использование педагогом элементов проблемного и программированного обучения (перфокарты, дидактические карточки, вариативные задания и т. д.);
- реализация принципов личностно-ориентированного обучения, обеспечение дифференцированного подхода, учет индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, уровня их подготовленности;
- уровень организации различных видов самостоятельной работы обучающихся: воспроизводящих, творческих, контрольных заданий и др.;
- домашнее задание – объем, способ разъяснения;
- наличие компонента воспитывающего обучения: трудового, эстетического, ЗОЖ, культуры учебной деятельности и работы в группе, воспитание сознательности и позитивных установок и др.;
- прослеживание в учебном материале внутрипредметных и межпредметных связей, их обоснованность и педагогическая целесообразность.
Поведение и деятельность обучающихся на уроке:
- характеристика способов обеспечения порядка и дисциплины;
- активность, самостоятельность, интерес обучающихся к уроку при разном уровне подготовленности;
- сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся на каждом этапе урока;
- организованность и аккуратность учебной деятельности;
- отношение к слабоуспевающим, неуспевающим и нарушителям дисциплины;
- характеристика участия в работе на уроке отдельных обучающихся и всего классного коллектива в целом;
- взаимоотношения учителя и учащихся, их способ коммуникации с педагогом и друг с другом, различные эмоциональные проявления: доброжелательность, уважение, оказание помощи и поддержки, игнорирование, боязнь, натянутость, раздражение и т. д.
Характеристика профессиональных качеств педагога
В процессе анализа урока завучем обязательно отмечается педагогическое мастерство учителя: уровень его научных знаний, степень готовности к уроку. Отдельно оценивается владение теорией обучения и воспитания, методикой преподавания предмета, компетентность в вопросах возрастной психологии и гигиены, умение применять эти познания на практике.
Немаловажное значение имеют личностные качества педагога, его стиль работы, педагогический такт, культура общения, труда и поведения, чистота речи. Следует отметить, пользуется ли педагог авторитетом и уважением детей, имеет ли лидерские качества, какие у него взаимоотношения с классом и отдельными учащимися.
Общие результаты урока
При подведении итогов отмечается выполнение плана учебного занятия, достижение целей (общеобразовательной, воспитывающей, развивающей). Наряду с общей оценкой урока анализируются его результативность, эффективность и качество, делаются выводы и даются предложения по дальнейшему совершенствованию обучения, закреплению успехов и устранению допущенных недостатков.
Порядок оформления результатов анализа урока
После проведения анализа урока завуч (или другой эксперт) составляет аналитический отчет по результатам посещения, в котором фиксируются аналитические наблюдения, приводятся факты и доводы в логической последовательности. В заключительной части документа прописываются обоснованные выводы и рекомендации. При формировании отчета следует придерживаться научного или делового стиля и учитывать оценку всех этапов учебного занятия.
Итоги аналитической оценки урока приводятся в текстовом или табличном формате. Каждая характеристика, параметр или этап выделяется отдельно и оценивается в соответствии с заранее разработанной и утвержденной оценочной шкалой: по балльной системе, успеваемости обучающихся, общим направлениям, мнению эксперта и др.
Основные разделы отчета по результатам анализа урока завучем
- Введение.
Во вводной части характеризуется: вид урока, цель посещения и анализа занятия, способы оценивания мероприятия, сроки проведения, общая характеристика наблюдаемого класса (группы): образовательная организация, класс, количество детей по списку и сколько присутствует на уроке, предмет, в рамках которого оценивается учебная и педагогическая деятельность.
- Основная часть.
Здесь описывается ход аналитической мысли с четким акцентом на основные этапы урока. В рамках каждой ступени анализа учебного занятия следует выделить основные моменты, достоинства и недостатки, характерные черты. Также оцениваются общие направления и условия их реализации, степень раскрытия темы, педагогический подход, уровень качества обучения, характеристика плана учебного занятия и его соответствие требованиям ФГОС, наличие творческих и инновационных технологий обучения и т. д.
- Заключение.
В разделе отражаются: выводы по основным моментам урока, его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны учителя и обучающихся, а также аргументированные рекомендации, направленные на совершенствование педагогической деятельности, личностных и профессиональных качеств педагога, устранение недостатков.
Анализ урока может проводить как сам учитель (самоанализ), так и специалисты или представители администрации учебного заведения, посетившие урок, и даже целая экспертная комиссия. В этом случае каждый эксперт составляет свой отчет, где отражается объективная и субъективная оценка, подкрепленная доводами, четко описываются все позиции и рекомендации.
Рекомендации по проведению и оформлению анализа урока и педагогической деятельности
Посещение и анализ урока завучем должно быть грамотно спланировано. Очень важно определить цели этого мероприятия, обозначить основные моменты, которые подлежат рассмотрению и оценке: вид и объект анализа, учебный предмет и его специфика, учебный план с описанием темы и глубиной погружения в нее, методика обучения и т. д.
Оценка педагогической деятельности и качества образования требует уточнения следующих составляющих:
- Основная программа обучения и ее особенности: на каких элементах делается акцент (профиль программы), уровень изучения (класс, группа, курс) и пр.
- Особенности целевой аудитории: класс с указанием литеры, наполняемость по списку, количество присутствующих детей, актуальная подготовка обучающихся, понимание предмета, качество выполнения домашнего задания, активность на уроке, профиль класса (школы) – гуманитарный, физико-математический, экономический, педагогический и др.
- План-конспект урока, изучение методической литературы, оценка качества подготовки учителя к занятию: дидактический материал, авторы методик и технологий, знание и понимание педагогом базовых основ обучения, типы заданий для самостоятельной и классной работы, домашнее задание и т. д.
- Изучение нормативной документации и осведомленность о требованиях и условиях образовательной среды: ФГОС, ГОСТ, методические рекомендации и т. д. Это поможет в дальнейшем соотнести текущий образовательный процесс с утвержденными стандартами.
Анализ урока завучем требует комплексного подхода, предельной концентрации внимания и учета всего происходящего во время занятия, четко обозначенной позиции. Все выводы и рекомендации эксперта должны основываться на ясной доказательной базе.
Важно, чтобы в заключительной части отчета прослеживалось сравнение исходной цели и конечного результата. Такое сопоставление позволяет определить не только качественный уровень обучения, но и степень профессионализма учителя: его умение планировать ход урока, распределять время, доносить информацию до обучающихся, продуктивно взаимодействовать с детьми и т. д.
Следует помнить, что любой анализ урока основывается на принципе сравнения действительности с опытом других педагогов, нормативами и требованиями ФГОС.
При составлении отчета по результатам анализа урока следует учитывать базовые правила: краткость, емкость, аргументированность, достоверность, корректность, обоснованность оценки, классическая структура. Допускается дополнение необходимыми пунктами или разделами. Следует помнить, что главная цель этой процедуры – повысить профессионализм педагога и качество обучения детей, внедрять и развивать инновационные технологии в образовательной среде.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: