Цель процесса обучения в современном образовании
Сохранить статью:
Какая? Цель процесса обучения в педагогике – помочь учащимся получить знания, развить навыки. Учителя дают школьникам новую информацию в рамках своего предмета, учат ее запоминать и использовать в жизни.
Как реализуется? Обучение может происходить в формальной и неформальной обстановке, например, в классе, на онлайн-курсах или даже в процессе самообразования. В любом случае его целью должно быть содействие интеллектуальному развитию учащихся, чтобы они могли стать успешными в выбранной ими области или профессии.
Понятие обучения
Еще в XIX веке под обучением понимали одностороннюю передачу знаний от учителя к воспитаннику. Затем, по мере развития педагогической науки, это понятие стало трактоваться гораздо шире. Все чаще просвещение воспринималось в виде совместной деятельности, в которой заняты две стороны – ученик и преподаватель.
Следовательно, целью процесса обучения в педагогике становится не только передача материала, но и его активное усвоение. При этом происходит накопление опыта и развитие навыков у подопечного.
Сам процесс обладает следующими признаками:
- предоставление информации, последовательное развитие навыков;
- организация деятельности учеников;
- коммуникация преподавателя и обучающихся;
- сотрудничество с элементами совместного творчества.
Цель процесса обучения
Прежде чем организовать процесс обучения, необходимо определить его цели, которые были бы понятны ученикам. Одной из главных задач, решаемых при трансляции знаний, является создание предпосылок для лучшего усвоения социального опыта на современной стадии развития общества. То есть происходит предвосхищение результатов учебы, к которым должны стремиться как педагог, так и воспитанник.
Определение конкретных целей процесса обучения – сложная процедура, требующая наличия педагогического таланта. Можно выделить три взаимозависимых ключевых задачи, которые необходимо решать и при организации отдельного урока, и при прохождении всего курса.
- Первая (образовательная) заключается в прямой передаче материала и развитии практических навыков.
- Вторая (развивающая) включает стимулирование у ученика стремления к исследованию и раскрытию творческого потенциала.
- Третья (воспитательная) содействует формированию системы нравственных ориентиров и мировоззрения, эстетическому и культурному развитию.
Поэтому, каждый педагог, составляя план занятий, должен расставить приоритеты и произвести детальную разработку тем с учетом потенциала конкретного ученика.
Процесс обучения, решая задачи, рассматриваемые с объективной стороны, включает три главные цели:
- Усвоение основ научных знаний о природе и обществе, технике и искусстве, за счет чего формируется целостное мировоззрение и происходит накопление опыта самостоятельного применения полученных навыков. Ученики постигают методологию и закрепляют материал при проведении экспериментов, находят отличительные особенности способов исследования в различных областях.
- Подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности, позволяющая производить необходимые трансформации в природе, социальной сфере и пр.
- Закладывание фундамента для выработки синтетического восприятия окружающей действительности.
Цели процесса обучения с субъективной (личностной) точки зрения имеют неразрывную связь с рассмотренными выше задачами. Ученик должен получить:
- исследовательские навыки и сформированный мыслительный аппарат для нахождения закономерностей;
- стимулы к формированию системы ценностей и мотивацию на дальнейшее развитие;
- навыки самообразования, заключающиеся в самостоятельном поиске информации, ее систематизации и анализе.
Для получения положительных результатов от процесса обучения сформулированные цели должны быть достигнуты. Это подразумевает и решение следующих вспомогательных задач:
- поощрение стремления к познанию;
- организационные мероприятия, проводимые на систематической основе и направленные на овладение навыками и умениями;
- раскрытие потенциала обучающихся и развитие способностей, талантов и творческого начала;
- формирование целостного мировоззрения и системы нравственно-культурных ориентиров;
- закрепление пройденного материала и совершенствование навыков.
Функции преподавателя
Перечислим основные функции преподавателя в процессе передачи знаний:
- формулирование конечных целей;
- планирование этапов процесса в зависимости от степени подготовки учеников и формирование их стремления к усвоению информационного потока;
- сортировка всей совокупности материала на порции для отдельных уроков и расстановка приоритетов в его подаче;
- проработка методологии;
- привлечение наглядных пособий и разработка форм обучения, предполагающих создание благоприятной психологической атмосферы;
- дозирование информации и регулирование учебного процесса;
- оценка эффективности педагогической деятельности.
Функции учеников
В свою очередь, ученики должны стремиться:
- получить четкое представление о целях, которые нужно достичь в процессе обучения;
- повысить мотивацию к последовательному качественному усвоению информации;
- закрепить полученные знания и навыки;
- уделить большое внимание практическому аспекту обучения;
- проявить целеустремленность и заинтересованность в учебно-познавательной деятельности;
- сформировать навыки анализа и самоконтроля;
- объективно оценивать свои успехи в процессе обучения.
Очевидно, что достичь цели в процессе обучения можно только при активном взаимодействии педагога и ученика. Эмоциональное состояние, при котором обучающийся испытывает противоречивые чувства при сопоставлении объема уже полученных знаний и того, что еще предстоит узнать, является стимулом к продолжению образовательной деятельности.
Современные принципы обучения
К настоящему времени накоплен большой опыт в методологии преподавания. Несмотря на существенные различия в подходах, можно выделить несколько универсальных педагогических принципов.
Научный метод
Независимо от потенциала и подготовки учеников, преподносимые им знания должны иметь научный характер.
Принцип данного способа в том, что передаваемая информация систематизирована, а ученик, получая ее, находит определенные закономерности и понимает, что воспроизведение одних и тех же результатов при проведении экспериментов обусловлено наличием законов природы.
Требования к реализации принципа научности в процессе обучения:
- Соответствие учебного материала современному состоянию фундаментальной науки. Для младшей группы позволительно упрощенное изложение сложных теорий, но таким образом, чтобы искажения были минимальны и некритичны. Это избавит учеников от лишних переоценок по мере взросления и развития у них мыслительных способностей. То есть полученный в детстве комплекс понятий и определений постепенно расширяется.
- Ученики должны быть в курсе последних научных открытий. Естественно, в адаптированном для возрастной категории виде.
- Недопущение догматизма в процессе обучения. Выбор развивает мыслительный аппарат учеников. С другой стороны, нельзя допускать и увлечения псевдонаучными теориями, разоблачение которых необходимо производить мягко и на основе доказательной базы.
- Учебный материал должен быть систематизирован.
Взаимозависимость практики и тории
Полученный теоретический багаж может быть усвоен, только если основные выводы можно подкрепить наглядными практическими опытами. Некоторыми педагогами применяется метод преподавания, при котором ребенку демонстрируется какой-либо эксперимент, который уже после реализации находит объяснение в системе теоретических знаний. В этом случае используется особенность человека запоминать информацию по ассоциативному признаку.
Кроме того, при сочетании практического опыта и теории у индивида задействуются одновременно следующие сенсорные анализаторы: зрительный, обонятельный, слуховой и тактильный. Так материал лучше запоминается, и ребенок в дальнейшем может применять полученный опыт в других условиях, что развивает его творческое начало и стимулирует на дальнейшее получение знаний.
на наши новости
500 000 пользователей!
Проявление активности и заинтересованности ученика в процессе познания
При реализации педагогических усилий по воспитанию ребенка рассматривают одновременно как объект приложения сил и как субъект с собственным потенциалом. Иными словами, ученик – это не пассивный наблюдатель, он может сам способствовать формированию направления процесса обучения для достижения определенной цели, причем навыки педагога также могут быть усовершенствованы.
Из-за особенностей растущего организма дети в большей степени, нежели взрослые, нуждаются в повышении мотивации. Введение в образовательный процесс игровых элементов является эффективным стимулом.
Доступность
Процесс онтогенеза проходит несколько стадий, продолжительность которых зависит от влияния генетической и анатомической особенностей формирующегося организма, а также от воздействия окружающей социальной среды (особенно это характерно для умственного развития и приобретения системы нравственных ценностей). Поэтому и способ обучения на каждом из этих этапов должен быть выбран с учетом специфики физического и психологического состояния обучающегося.
Непрерывность, последовательность и системный подход
Этот принцип реализации процесса обучения преследует цель, состоящую в формировании у ребенка целостной картины мира. Систематизация информационной базы способствует развитию способности применять полученные знания на стыке наук. Последовательность заключается в изложении материала от простого к сложному.
Устойчивость полученной базы знаний
Дети, демонстрирующие рассеянность и низкую концентрацию внимания, как правило, обладают плохой памятью. Поэтому процесс обучения для них должен быть построен на принципе постоянного повторения и закрепления пройденного. Помогает активное изучение и практическое применение приемов мнемотехник.
Наглядность
Запоминание материала происходит гораздо эффективнее, если при его подаче используется принцип наглядности. Применение пособий, схем, графического представления, демонстрация фильмов и пр. способствует формированию лучшего понимания изучаемого предмета.
Индивидуальный подход к обучению
Каждый ребенок обладает уникальным набором качеств, учитывая которые можно значительно повысить эффективность обучения. Индивидуальный подход к конкретному ученику позволит подобрать нужный темп подачи материала, определить степень самостоятельности, которую сможет проявить обучающийся, скорректировать программу с учетом различного отношения личности к объектам реальности и пр.
Целесообразно разделить детский коллектив на группы, сформированные по определенным признакам. Преподавание нужно осуществлять дифференцировано, так как даже имеющие сходные способности ученики могут демонстрировать различное отношение к восприятию материала.
Цель процесса обучения состоит не только в передаче знаний. Важна и воспитательная функция педагога. Социализация детей и выработка у них способности адаптироваться к работе в коллективе – важная составляющая деятельности учителя.
Часто задаваемые вопросы о процессе обучения
Отвечаем на популярные вопросы.
В чем отличие образования и обучения в педагогической науке?
Термин «образование» – это более общее понятие. Можно сказать, что обучение является его частью и заключается в передаче определенного объема знаний. Образование же представляет собой стройную комплексную систему, задача которой – развитие интеллекта и личностных качеств ученика. Реализуется она, как правило, по разработанным методикам в специализированных учреждениях.
Что является результатом обучения в педагогике?
Результатом передачи информации является формирование у учеников базы знаний, умение применять на практике приобретенные навыки, а также формирование личности в рамках социального и культурного окружения. При дошкольном образовании целью процесса обучения и воспитания являются личностные достижения.
Каковы способы достижения целей процесса обучения?
На первых этапах педагог какого-либо образовательного учреждения производит диагностику фокус-группы для определения потенциала и корректировки учебного плана с учетом возрастных, интеллектуальных и других критериев. Затем выделяются приоритетные направления с формулированием ключевых задач обучения и воспитания (задачи-доминанты). Наибольшего успеха можно достичь при индивидуальном подходе к обучающей деятельности.
Обучение – это сложный комплексный процесс взаимодействия педагога и ученика. Он обусловлен влиянием множества факторов и заключается в формировании целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения учеником цельной научной базы знаний, навыков и развития положительных черт характера.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: