Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Проблемное обучение: технология и методы
Главная > Блог > Проблемное обучение: технология и методы
13.06.2023
4730
Время чтения: 17 минут

Проблемное обучение: технология и методы

Что это? Технология проблемного обучения – это такой способ получения знаний, при котором учитель создает проблему и подталкивает учеников к поиску решения поставленной задачи. Ситуации, предложенные учителем, должны быть нестандартными и конкретными.

Как работает? Технология направлена на развитие творческого мышления, навыков командной работы и диалектико-материалистического мышления. Применение таких методов работы на занятиях способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности.

Оглавление:
  1. Особенности технологии проблемного обучения
  2. Виды технологий проблемного обучения
  3. Деловая игра как распространенная форма проблемного обучения
  4. Содержание и методы проблемного обучения
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Особенности технологии проблемного обучения

Рассвет технологии проблемного обучения приходится на 20-30-е годы прошлого столетия. Она получила широкое распространение как в советской, так и зарубежной школах. В основу проблемного обучения легли идеи американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В 1894 году он открыл опытную школу, в которой традиционный учебный план был преобразован и нацелен на осуществление игровой и трудовой деятельности.

Проблемное обучение

Уроки по обучению чтению, счету, письму проводились на основе потребностей-инстинктов, которые возникали у детей самопроизвольно, в процессе их физиологического созревания. Дьюи определил четыре инстинкта, характерных для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Чтобы удовлетворить данные потребности детей, им в качестве источников познания предлагались разные объекты: слова, произведения искусства, технические устройства. Кроме того, ребят активно вовлекали в игровую и трудовую деятельность.

Проектные технологии проблемного обучения широко применялись в СССР. Опираясь на теоретические положения Дьюи, в 1923 году в Советском Союзе были разработаны «комплекс-проекты», в процессе выполнения которых обретались новые знания.

Классно-урочная система была упразднена, пика популярности достиг лабораторно-бригадный метод. Однако в 1932 году постановлением ЦК ВКП (б) данные технологии были признаны фантазерством, и от использования их в системе образования отказались.

Характеристика технологии проблемного обучения

Эта методика

  • по уровню применения: общепедагогическая;
  • по философской основе: прагматическая и приспосабливающаяся;
  • по основному фактору развития: биогенная (по Дьюи), социогенная, психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная и бихевиористская;
  • по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков) и операционные (формирование способов умственных действий);
  • по характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая и технократическая, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: групповая, академическая и клубная;
  • по подходу к ребенку: свободное воспитание;
  • по преобладающему методу: проблемная;
  • по направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся;
  • по категории обучающихся: массовая.

Цели технологии проблемного обучения

  • Приобретение знаний, умений, навыков.
  • Усвоение способов и приемов самостоятельной деятельности.
  • Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Концептуальные положения проблемного обучения (по Д. Дьюи)

  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
  • Усвоение знаний является стихийным, неконтролируемым процессом.
  • Ребенок узнает о новом, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, он является активным субъектом своего обучения.

Условия эффективности обучения

  • Создание проблемных ситуаций в процессе усвоения учебного материала.
  • Высокая активная деятельность ребенка (усвоение знаний с аппетитом).
  • Соблюдение принципа связи обучения с жизнью ребенка, игрой, трудовой деятельностью.

В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, в ходе которых под руководством учителя создается проблемная ситуация и поддерживается активная самостоятельная деятельность учащихся для ее решения, в результате чего происходит усвоение профессиональных знаний, умений, навыков и развитие умственных способностей.

Виды технологий проблемного обучения

Рассмотрим, какие технологии могут применяться для проблемного обучения.

Имитационные игры

На занятиях участники подражают деятельности определенного учреждения, фирмы или его структурного подразделения, к примеру цеха, отдела, профсоюза и др. Имитированию могут поддаваться какие-либо действия, эпизоды, деятельность людей (проведение планерок, раздача поручений, дискуссия) и обстановка, условия, где возникает событие или происходит какая-то работа (зал для совещаний, кабинет директора). Сценарий ролевой игры содержит определенный сюжет, описание механизма и целей разыгрываемых процессов и объектов.

Проблемное обучение

Операционные игры

Способствуют отработке исполнения определенных действий, таких как порядок написания сочинений, решение задач, ведение пропагандистской и агитационной деятельности. В подобных играх воспроизводится конкретный рабочий процесс. Имитационное событие реализуется в условиях, приближенных к настоящим.

Исполнение ролей

Такие игры предназначены для отработки тактики поведения, действий, осуществление функций и должностных обязанностей определенной личности. Для технологии характерно написание модели-пьесы, распределение ролей между детьми с необходимым содержанием.

«Деловой театр»

В рамках технологии разыгрывается конкретный эпизод, поведение человека в определенных условиях. Задача ребенка – полностью вжиться в образ вымышленного человека, осмыслить его поступки, дать оценку обстановке и отыскать правильную линию поведения, основываясь на своем собственном жизненном опыте, знаниях, умениях.

Цель данного метода – научить подростка разбираться в определенных обстоятельствах, объективно оценивать свои действия, учитывать способности окружающих, взаимодействовать с ними, оказывать влияние на интересы, потребности и деятельность, не применяя приказы, требования. Для данного метода составляется сценарий, где прописывается ситуация, обозначаются функции, задачи и обязанности персонажей.

Психодрама и социодрама

Технологии схожи с «исполнением ролей» и «деловым театром». Однако здесь пролеживается социально-психологическая направленность. В ходе игры участники учатся умению чувствовать обстановку в коллективе, давать оценку и воздействовать на состояние другого человека, продуктивно взаимодействовать с ним.

Деловая игра как распространенная форма проблемного обучения

Этапы технологии деловой игры как формы проблемного обучения:

  1. Подготовительный этап. Сюда входят: разработка игры, описание ее сюжета, утверждение плана проведения, работа над сценарием и содержанием ситуации, характеристика действующих лиц, поиск материального оснащения.
  2. Введение в суть игры. Этап характеризуется обозначением проблем, постановкой целей и задач, проведением инструктажа, знакомством с правилами и инструкцией, распределением ролей между учащимися, формированием групп, проведением консультации учителем или экспертом при необходимости.
  3. Этап активной фазы игры. Работа проводится в группах. Дети получают задание и выполняют его, используя необходимую литературу. В процессе игры применяются тренинговые упражнения, мозговой штурм, внедряются интерактивные формы с целью решения конкретной задачи (игротехника). Далее осуществляется межгрупповая работа. Команды выступают, дискутируют между собой, проводится защита полученных результатов. По завершении игры слово предоставляется экспертам.
  4. Этап анализа и обобщения. Игра завершается. Начинается ее анализ, обсуждение и оценка игрового события, участники обмениваются мнениями, делают выводы. Большое внимание уделяется рефлексии учащихся. Педагог констатирует полученные результаты, отмечает ошибки, формулирует итог занятия, дает рекомендации.

Разработка сценария представляет собой условное изображение ситуации и объекта. В его содержание входят: цель занятия, характеристика проблемы, разъяснение поставленных задач, план деловой игры, описание механизма проведения, отдельных эпизодов, характеристик действующих лиц.

Далее начинается ввод в игру, дается установка участникам и экспертам. Обозначается регламент работы, до детей доводится информация о цели занятия, обосновывается проблема и выбор ситуации. Участники получают необходимый инвентарь, инструкции, правила, установки. Осуществляется сбор дополнительных сведений.

Проблемное обучение

В случае необходимости дети могут обратиться с вопросами к педагогу и экспертам. Контакты между участниками игрового события до его начала допустимы. Согласно установленным правилам, ребенок не может отказаться от доставшейся ему роли, самовольно покидать игру, не принимать в ней активного участия, нарушать регламент и вести себя неподобающим образом.

Как только началась игра, никто из задействованных лиц не должен вмешиваться в ее процесс с целью внесения каких-либо изменений в ход события. Только ведущий имеет право делать корректировки в действиях детей, если замечает, что они отошли от главной цели мероприятия.

Исходя из разновидности деловой игры, ролевые позиции участников могут варьироваться.

  • В зависимости от характера деятельности ребенка в группе он может занимать следующие положения: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
  • Организационные позиции включают такие роли: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
  • Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
  • Позиции с точки зрения методологии: критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
  • Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Содержание и методы проблемного обучения

Использование технологий проблемного обучения подразумевает побуждение к действию посредством создания цепи проблемных ситуаций, поэтому учебный материал должен быть тщательно сконструирован. Логика научных понятий в самом начале их зарождения опирается на закономерности проблемного обучения, в связи с этим часть образовательной программы содержит достоверные исторические противоречия из областей наук.

Но подобный способ получения знаний неэкономичен, поэтому наиболее выгодным вариантом структурирования учебного материала будет комплекс классического изложения с внедрением проблемных ситуаций.

Проблемное обучение

Проблемная ситуация является средством технологии проблемного обучения, начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность учения.

Проблемные ситуации классифицируются по сущности неизвестного, по степени проблемности, по виду нестыковки информации и по другим методическим обоснованиям.

Суть проблемного метода состоит в создании проблемных ситуаций, активной образовательной деятельности детей, которая представляет собой поиск и решение трудных вопросов, способствующих обновлению знаний, анализа, умения замечать за конкретными фактами явление, закон.

В настоящее время в теории проблемного обучения выделяют психологические и педагогические проблемные ситуации.

Психологическая затрагивает деятельность учащихся, педагогическая – организацию образовательного процесса. Последняя моделируется посредством действий, побуждающих активность, учительских вопросов по акцентированию новизны, важности, красоты и других специфических особенностей объекта познания. Психологическая проблемная ситуация исключительно индивидуальна. Ни очень сложная, ни крайне легкая учебная задача не способствуют созданию проблемной ситуации для школьников.

Они могут искусственно возникать в ходе процесса объяснения нового материала, на этапе закрепления, в процессе контроля. Учитель создает проблемную ситуацию, мотивирует учащихся на ее решение, способствует организации поиска выхода из нее. Так школьник оказывается субъектом своего познания, и в результате он овладевает новыми знаниями и способами действия.

Проблемное обучение – тяжело управляемый процесс, так как появление проблемной ситуации сугубо индивидуально и от педагога требуется применение дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы технологии проблемного обучения

  • Учитель подталкивает учащихся к противоречию и организует ситуацию поиска вариантов его разрешения.
  • Способствует столкновению противоречий практической деятельности.
  • Выдвигает различные мнения на один и тот же вопрос.
  • Помогает ученическому коллективу объяснить явление с разных позиций (командира, юриста, финансиста, педагога).
  • Способствует применению учащимися таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение, умозаключение, сопоставление фактов и явлений.
  • Задает конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
  • Формулирует проблемные задания по теории и практике.
  • Задает проблемные задачи (с дефицитом или переизбытком исходных данных, с неточностью в вопросе, с двойственными данными, с наличием ошибок, с ограничением времени на поиск решения и др.).

Применение технологий проблемного обучения подразумевает:

  • подбор самых актуальных, содержательных задач;
  • выявление специфики проблемного обучения в различных видах учебной деятельности;
  • создание оптимальной системы проблемного обучения, работу над составлением учебных и методических брошюр, буклетов, пособий;
  • осуществление личностно-ориентированного подхода и опыт педагога, способствующие активной познавательной деятельности учащихся.

К аналогам проблемного обучения можно отнести поисковые и исследовательские методы, которые подразумевают осуществление учащимися самостоятельного поиска и исследования противоречий, а также способствуют творческому применению и добыванию новых знаний.

Задачами технологии проблемного обучения являются создание условий для развития у детей внимания, наблюдательности, ответственности, критичности, активации мыслительной и познавательной деятельности, формирования инициативности и нестандартности мышления. Проблемные ситуации способствуют прочному усвоению полученных знаний, так как они формируются в ходе самостоятельной работы, что в психологии называется «эффектом неоконченного действия».

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw