Цели развития образования до 2030 года – проблемы и решения
Сохранить статью:
Какие? Цели развития образования до 2030 года сформулированы исходя из новых реалий. Современная школа должна выпускать детей, готовых к жизни, в связи с чем меняется и корректируется учебная программа. Современный выпускник должен обладать набором важных компетенций, необходимых ему для эффективной реализации своего потенциала.
Как реализовать? Будущее детей зависит не только от семьи. Школа предоставляет все возможности для развития нового поколения, которое к 2030 году, выходя из стен образовательного учреждения, не будет испытывать страха перед реальностью, зная, что готово к ней.
- Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030»
- Самостоятельность учащихся как приоритет новой системы образования
- Развитие новых компетенций в системе современного образования
- Функциональная грамотность как базовое понятие новой системы образования
- Направления функциональной грамотности
Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030»
Разнообразные нынешние реформы и мировые тенденции формируют принципиально новые запросы и особенности, требующие решений всех людей и каждого члена общества. Эти меры в определенной степени влияют на обучение школьников и студентов в связи с тем, что требуют незамедлительных преобразований системы образования из-за социально-экономических реформ, проводимых в стране, появлением новых профессиональных требований, развития высокотехнологичных направлений производства, актуальных в современном мире.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международное экономическое объединение, призванное выступать как координатор экономической, социальной и экологической политики ведущих развитых и некоторых развивающихся стран. Основной задачей является содействие осуществлению политики, направленной на улучшение социальных и экономических показателей.
Члены этой организации анализируют и изучают экономическое состояние государств-участников, находят пути решения основных экономических вопросов, включающих экологию, образование, здравоохранение и пр. Далее рекомендации и заключения экспертов находят свое отражение в международных договорах и соглашениях.
Помимо основных направлений экономики, аналитики объединяют свои усилия в области сельского хозяйства, цифровой трансформации, химической безопасности, науке, страхованию и т.д. Но с недавних пор сложившийся современный уровень образования нуждается в применении своевременных преобразований с перспективой дальнейшего развития. ОЭСР пытается определить, как выстроить образовательную политику таким образом, чтобы учитывать современные требования к образованию с учетом меняющегося рынка труда, появления новых специальностей, уменьшения трудовой занятости.
Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030» направлен на формирование общего понимания знаний, взглядов, навыков и ценностей, необходимых учащимся в двадцать первом веке. Структуры преподавания и обучения создаются совместно с ведущими политиками, руководителями школ, исследователями, учителями и учащимися со всего мира. Проект помогает странам в подготовке учащихся, учителей и школ к будущему с помощью целей образования, учебных программ, моделей обучения, профессионального развития учителей и условий обучения.
Первый этап проекта направлен на изменение учебного плана и разработку концептуальной основы обучения в целях развития образования до 2030 года.
Второй этап сконцентрирован на реализации переработанной учебной программы, т. е. акцент сместится с «разработки учебной программы» на «внедрение учебной программы».
Благополучная трансформация системы образования тесно связана с процессом определения задач политического действия, влияющим на современные вызовы. Таким образом, проект призван помочь сформировать наше общество в направлении устойчивого и творческого будущего и направлен на установление общего языка и общего пространства, в рамках которого страны могут коллективно и индивидуально изучать проблемы, влияющие на структуру систем образования.
Самостоятельность учащихся как приоритет новой системы образования
Образование способствует повышению уровня знаний и навыков, которые позволяют успешно адаптироваться к обществу и заниматься полезной деятельностью. Государству необходимы грамотные специалисты, которые будут в состоянии закрыть потребности трудовых ресурсов в различных сферах экономики. Адаптироваться под современные условия, находить оптимальные решения, успешно социализироваться в обществе – такие требования актуальны уже сейчас.
Качественное образование – это не только получение знаний, но и приобщение к материальной, духовной культуре человечества, воспитание личности с активной жизненной позицией.
Одной из ключевых характеристик образования сегодня является не просто передача технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к самостоятельному обучению. Из-за стремления воспитать поколение специалистов, способных к непрерывному обучению в течение всей жизни, возрастает роль самостоятельной образовательной деятельности учащегося. Самостоятельное принятие решений будет являться одним из самых востребованных профессиональных качеств.
Развитию познавательной самостоятельности способствуют система организации и способы осуществления учебной деятельности при условии, что они реализуются с учетом индивидуальных и личных особенностей каждого ученика, взаимоотношений со всеми членами общества, которые участвуют в учебном процессе.
Для развития навыков самостоятельности выделяют два источника
- Наличие образовательной среды, при которой учащийся становится полноценным участником образовательного процесса. Среда является средством поддержки инициативы и самостоятельности в том случае, когда побуждает его к действиям и исследованию.
- Формирование и развитие базовой математической и читательской грамотности. Сегодня ученику необходимо быть готовым успешно взаимодействовать с окружающим миром, решать различные жизненные задачи. Важно учиться работать с информацией в новой непривычной среде и применять знания для достижения цели.
Развитие новых компетенций в системе современного образования
Цели развития образования до 2030 года должны быть поставлены таким образом, чтобы будущие выпускники смогли быть интегрированы в современное общество, учитывая его многообразие, технологический уровень и уязвимость. Им придется самостоятельно принимать решения и следовать по пути достижения и развития высоких результатов в экономической, духовной, социальной и политической сферах общества.
на наши новости
500 000 пользователей!
В международном проекте «Образование 2030» выделены три определяющих навыка, которые помогут молодому поколению выработать ответственное отношение к решению поставленных задач, научиться принимать самостоятельные и взвешенные решения:
- Приобретение инновационного мышления. Выпускники должны обладать глубокими разносторонними знаниями во всех областях жизнедеятельности. Для этого надо учиться широко применять новые умения, состоящие из когнитивных, физических и практических компетенций. Наличие нестандартного мышления, тяги к знаниям и всему новому позволит развивать новые технологии, экономические модели, предприятия в различных секторах экономики.
- Нахождение компромисса в обществе. Чтобы отвечать вызовам современности, молодые люди должны быть готовы выстраивать взаимоотношения между людьми, находить способы решения конфликтов, уметь слышать и учитывать мнения оппонентов. Необходимо научиться работать в команде, вырабатывать совместные решения, уметь высказывать альтернативную точку зрения.
- Осознание своего решения. Способность нести личную ответственность за свои действия, вносить собственный вклад в общее дело. Самостоятельность и эффективность в работе поможет молодому человеку адаптироваться к меняющимся условиям и переменам.
Функциональная грамотность как базовое понятие новой системы образования
Следуя национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года в сфере образования, адаптации молодого поколения к взрослой жизни в условиях динамично меняющегося мира и развития в этой связи необходимых компетенций, разрабатываются новые формы обучения, формируются классы с углубленным изучением предметов, вводятся новые кружки, проводятся семинары и лекции.
В сегодняшнем мире обладать академическими знаниями уже недостаточно. Фокус нацелен на умение использовать полученную информацию и навыки в определенных ситуациях. На сегодняшний момент функционально грамотный ученик – это показатель качественного образования. Чтобы соответствовать современным требованиям, выпускать конкурентоспособных специалистов, российская система образования начала внедрять в школьную программу основы функциональной грамотности.
В контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения понятие функциональная грамотность определяется как способность человека использовать приобретаемые в течение всей жизни знания для решения широкого спектра задач в разнообразных сферах деятельности, общения, социальных отношений.
Параметры функциональной грамотности объединяют финансовую, языковую, компьютерную, информационную, гражданскую, правовую, экологическую грамотность, способность менять задачи в условиях неопределенности.
Направления функциональной грамотности
Функциональная грамотность включает в себя следующие компетенции: математическую, финансовую, естественно-научную, читательскую, критическое мышление.
Читательская грамотность
Способность к пониманию и чтению учебного материала, умение выделять нужную информацию из текста и использовать ее при решении учебно-профилактических задач в современной жизни.
Наиболее важным навыком является осознанное чтение, при котором происходит понимание смысловой, идейной и информационной части произведения. Осознанное чтение помогает максимально точно понять содержание текста, уловить детали и суть извлекаемой информации. Владение этим навыком позволяет уверенно чувствовать себя при освоении любой информации.
Различают следующие виды читательской грамотности:
- Коммуникативная грамотность – совокупность навыков, позволяющих эффективно выстраивать общение с применением правил устного и письменного способов общения и приемов коммуникации.
- Хорошее знание и применение способов речевой деятельности.
- Точное и правильное восприятие письменной и устной речи.
- Умение четко формулировать свои мысли во время разговора, письменной речи или общения с помощью компьютера.
- Информационная грамотность – способность к поиску, анализу и агрегирования информации.
- Способность к поиску информации из различных источников и носителей, а также умение ее обрабатывать и анализировать.
- Деятельная грамотность – способность контролировать, планировать и корректировать свою деятельность, применяя организационные навыки.
Математическая грамотность
Это умение человека осознать и принять роль математики как одну из самых важных достижений культуры и цивилизации, считывать информацию, поданную разными способами и использовать математику для интеллектуального совершенствования человека.
Математика способствует развитию важных умственных качеств. Она организует мышление человека и дает опыт применения самых разнообразных умственных приемов: от невероятных утверждений до моделирования. Математический язык формирует тесные связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, выраженную разными способами, приобретает особую роль в эпоху информатизации. Роль математического образования становится ключевой.
Изучение математики способствует развитию познавательных навыков, в том числе логического мышления. Решение задач на уроках математики формирует у детей определенный склад ума, накапливает опыт решения любых практических задач, вырабатывает привычку к методичной и систематической работе. Все это способствует формированию у учеников математической грамотности.
Учащиеся должны уметь:
- находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
- формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации;
- решать проблему с использованием математических методов;
- давать оценку применяемым методам решения;
- интерпретировать математические данные в контексте личной ситуации;
- оформлять результаты решения.
Естественнонаучная грамотность
Это способность ребенка иметь активную жизненную позицию по вопросам, относящимся к естественным наукам и его стремление участвовать в обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям.
Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук начинается с учебного предмета «Окружающий мир». Этот предмет объединяет в равной степени природоведческие, исторические, обществоведческие знания и представляет ученикам широкий спектр природных и общественных явлений как частиц единого мира.
«Окружающий мир» помогает школьнику формировать личное восприятие, эмоциональное отношение к миру природы, воспитывает нравственных, активных, компетентных людей, способных понять свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной работе на благо родной страны.
Различают три группы умений, характеризующие естественнонаучную грамотность:
- объяснять явления с научной точки зрения;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- применять данные и использовать научные доказательства для получения ответов.
Финансовая грамотность
Совокупность знаний о способах достижения финансового благополучия, о том, как минимизировать уровень стресса, связанный с деньгами, умение пользоваться финансовыми инструментами и применять эти знания на практике.
Одной из основных целей развития образования до 2030 года является воспитание молодого поколения с развитыми финансовыми навыками, которые позволяют эффективно обращаться с деньгами, быстрее и качественнее достигать поставленных финансовых результатов.
К таким навыкам относятся:
- оценка информации для определения финансовых решений;
- умение обсуждать финансовые вопросы с участниками рынка;
- нахождение источников мотивации для увеличения личных финансов;
- умение находить решение для достижения финансовых целей;
- планирование личного бюджета;
- умение сделать осознанный выбор финансовых инструментов;
- управление инвестициями.
Глобальные компетенции
Это совокупность следующих навыков:
- способность критически оценивать проблемы глобального характера и взаимодействия в современном обществе
- умение осознавать влияние расовых, политических и культурных различий на взгляды и суждения
- взаимодействие с обществом на основе уважения друг к другу.
Умение владеть глобальными компетенциями способствует гармоничному существованию в многокультурном обществе, позволяет уверенно себя чувствовать и адаптироваться в постоянно меняющемся рынке труда, эффективно использовать современные цифровые технологии, чувствовать ответственность за развитие современного общества.
Креативное мышление
Один из важнейших компонентов функциональной грамотности, при котором в ходе познавательной деятельности появляются решения, оригинальные идеи, теории, в результате которых создается новый продукт.
Креативность может проявляться, например, в ежедневных делах, нахождении необычной идеи оформления подарка, способности приготовить вкусную необычную еду. Либо в более глобальном выражении – творческом прорыве, создании шедевра, глубоком знании предмета, выдающихся способностях.
Чтобы ребенку научиться креативному мышлению, необходимо больше читать, разговаривать и придумывать, решать различные головоломки, ребусы, занимательные задачи.
К таким навыкам относятся:
- способность создавать максимальное количество идей за определенное время;
- умение создавать многообразие идей;
- способность высказывать нестандартные идеи;
- умение придавать конечный вид своим идеям.
Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены основные цели для осуществления прорывного развития страны. Одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году в сфере образования, является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Задача сегодняшних учителей заключается в том, чтобы научить их принимать взвешенные решения, использовать современные технологии, быть интегрированным в общество, уметь противостоять глобальным процессам, происходящим в социальной, политической и экономической сферах нашего общества.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: