«Эффективная школа»: особенности, преимущества, процедура зачисления
Сохранить статью:
Что это? «Эффективная школа» – новый проект в московской системе начального образования. В основе его идея о сокращении срока обучения с четырех до трех лет. Предполагается, что за один год ученики освоят программу за 1-2 класса. В основе лежит традиционный учебник «Школа России».
Для кого подойдет? Перед зачислением дети проходят отбор, состоящий из выполнения заданий и собеседования. Если ребенок умеет читать, считать, размышлять и обгоняет сверстников по развитию, можно рекомендовать родителям выбрать «Эффективную школу».
- Актуальность внедрения программы «Эффективная школа»
- «Эффективная школа» как образовательный проект
- Нормативная база ускоренного обучения
- Цели программы «Эффективная начальная школа»
- Плюсы и минусы программы ускоренного обучения в начальной школе
- Требования к ученикам
- Психологическая готовность ребенка
- Отбор учеников в класс «1-3»
- Как оценить, потянет ли ребенок программу «Эффективной школы»
- Актуальные вопросы о программе «Эффективная школа»
- Мнение родителей о классе «1-3»
Актуальность внедрения программы «Эффективная школа»
Каждая ступень средней школы по-своему важна, но именно в начальных классах формируются фундаментальные навыки, от развития которых зависит успешность дальнейшего освоения образовательной программы. Возраст 7-10 лет является временем интенсивного интеллектуального развития ребенка, и оптимальные условия образовательной среды способны существенно ускорить этот процесс.
Одной из задач современной педагогики становится содействие в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, и это касается не только вузов, но даже начальной школы. При этом приоритетом служат интересы и потребности самого ребенка и его семьи.
В настоящее время в нашей стране действует много образовательных проектов, и одним из самых перспективных следует признать «Эффективную начальную школу». Он нацелен на то, чтобы помочь детям быстрее освоить программу начального образования с применением индивидуальных учебных планов. Сейчас этот проект реализуется в Москве и Московской области, и у него есть все возможности для расширения масштаба.
Индивидуальные особенности, таланты и способности детей начинают отчетливо проявляться уже в детском саду. Поэтому вполне обычна ситуация, когда один ребенок что-то уже давно освоил, и для него это пройденный этап, а другой лишь приобретает необходимые навыки, причем с большим трудом. Чтобы мотивировать лучших, необходимо предлагать им новые, все более сложные задачи, что не всегда достижимо в рамках групповых занятий.
Как известно, поступление в 1 класс на общих основаниях не предполагает каких-либо вступительных испытаний, и муниципальные школы обязаны принимать всех детей, проживающих на закрепленной за образовательным учреждением территории.
Однако, если речь идет о специальной программе, здесь возможен конкурсный отбор, и проект «Эффективная школа» относится к подобной категории. Поскольку образовательный процесс рассчитан на ускоренное изучение содержания предметов начальной школы, это подходит не всем детям.
Инициатива исходит от родителей, у которых полная свобода выбора, на какую программу отдать ребенка – классическую четырехгодичную либо эффективную трехгодичную, но решение принимается по итогам педагогической диагностики, которая призвана оценить способности будущего первоклассника, его перспективы обучения по специальному учебному плану.
Чаще всего в «Эффективную школу» поступают дети, родители которых сами проявляют активность – занимаются с ними, водят в кружки и секции, много времени уделяя подготовке к школе.
«Эффективная школа» как образовательный проект
Программа «Эффективная школа» стартовала в 2018 году в Москве, а затем распространилась и на Подмосковье. Главная особенность проекта – изучение учебных предметов в объеме начальной школы за три года вместо стандартного 4-летнего периода.
Именно по этой причине другое название «Эффективной школы» выглядит как «1-3».
Учебный план построен таким образом, что за первый год дети осваивают материал первого и второго классов. Соответственно, до Нового года они первоклассники, а после их можно уже называть второклассниками. В последующем программа обучения не отличается от обычной, но ученики «Эффективной школы» начинают изучать темы за 3-4 классы на год раньше, чем их сверстники.
Хотя масштабы проекта растут, далеко не все образовательные учреждения, даже в Москве, являются его участниками. К сожалению, единого сайта типа портала госуслуг, где можно было бы найти всю информацию, в настоящий момент нет, поэтому за сведениями придется обращаться непосредственно в школы. На сайте должно быть указано, участвует ли учебное заведение в проекте и каковы условия набора в первый класс «Эффективной школы».
Нормативная база ускоренного обучения
Разумеется, программа «Эффективная начальная школа» имеет нормативно-правовую основу, и в качестве таковой выступают следующие действующие документы:
- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году.
- Приказы Министерства науки и высшего образования РФ – «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 6 ноября 2009 г.), «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (от 30 августа 2013 г.) и «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (от 9 января 2014 г.).
- Постановление Главного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г).
Нормативные документы на уровне образовательной организации
- Устав учреждения.
- Локальные нормативные акты (положения, приказы и т. д.).
- Индивидуальный учебный план.
Общий порядок поступления в класс «Эффективной начальной школы»
- Подача заявления на проведение педагогической диагностики.
- Проведение педагогической диагностики – обычно очно, в апреле – мае.
- Информирование родителей или законных представителей ребенка о результатах диагностики.
- Зачисление в класс «Эффективной начальной школы».
Цели программы «Эффективная начальная школа»
Проект эффективного обучения ориентирован на детей, лучше готовых к школе и обладающих повышенной учебной мотивацией. Они уже умеют читать, писать и считать, поэтому в обычном классе им поначалу может быть неинтересно, что способно негативно повлиять на их желание учиться. Чтобы этого избежать и сохранить мотивацию, и предлагается ускоренное обучение.
Основные цели программы
- Создание оптимальных возможностей для развития детей, опережающих ровесников по своим психофизиологическим показателям.
- Поддержание у учеников высокого уровня познавательной мотивации.
- Организация среды, способствующей успешному освоению программы и формированию у школьников универсальных компетенций.
- Содействие в том, чтобы выявить и поддержать развитие творческих и иных способностей каждого ребенка.
- Воспитание личностных характеристик, наиболее востребованных в процессе обучения.
- Реализация образовательного запроса, исходящего от самого ребенка и его родителей.
Плюсы и минусы программы ускоренного обучения в начальной школе
Ключевое преимущество обучения в «эффективной начальной школе» – это «экономия» целого года, и, значит, среднее общее образование можно получить за 10 лет вместо 11.
Преимущества
К плюсам можно отнести:
- Учет способностей детей. Если у ребенка более высокий уровень интеллектуального и психофизического развития, чем у одноклассников, ему придется ждать, пока они его догонят, и на обычных уроках ему будет скучно. Эффективная же школа позволяет сохранить мотивацию и сразу двигаться дальше.
- Широкий выбор образовательных программ по индивидуальным учебным планам.
- Хорошее материально-техническое оснащение подобных классов.
- Аналогичным образом в лучшую сторону отличается и кадровое обеспечение. Как правило, школы дорожат участием в программе и потому используют все свои ресурсы для обеспечения высокого качества обучения в «эффективных классах». Уроки там обычно ведут самые сильные учителя.
- Высокая мотивированность родителей – они активно участвуют в подготовке к школе и в дальнейшем помогают своим детям осваивать программу.
Недостатки
Если говорить о недостатках данной программы, то прежде всего следует предупредить о повышенной нагрузке. В эффективной школе больше и объем учебных часов (уже в первом классе он может доходить до 23 часов в неделю вместо 19-21 в обычных классах), и материал, который нужно освоить во внеурочное время.
Скажем, «эффективных» первоклашек сразу начинают загружать домашними заданиями, от чего их сверстники из параллельных классов могут быть освобождены. Другие сложности:
- Риск выбиться из ритма занятий. К примеру, пропуск по болезни даже одной-двух недель в первом классе может привести к тому, что ученик серьезно отстанет, и ему придется догонять своих одноклассников.
- Повышенная опасность стресса — здесь имеется в виду не только учебная, но и психологическая нагрузка, связанная с ожиданиями самого ребенка, но главным образом его родителей. Давление «недостижений» способно очень болезненно отразиться на детях.
- Неудовлетворительные результаты диагностики приводят к тому, что ребенок переводится в обычный класс, где учатся по классической схеме 1-4. Как правило, это тоже негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии школьников.
Родителям следует тщательно взвесить все за и против, принимая во внимание не только объем знаний и умений ребенка в текущий момент, но и черты его характера, уровень его социализации и т. д. Ведь если он будет испытывать проблемы с изучением ускоренной программы или не сумеет вписаться в коллектив одноклассников, у которых уже в этом возрасте могут проявляться определенные амбиции, ему будет некомфортно учиться.
на наши новости
500 000 пользователей!
В этом случае лучше не торопиться и создать ребенку более спокойный и привычный ритм пребывания в школе, отдав его в обычный класс.
Требования к ученикам
Единых требований по приему в «эффективную начальную школу» не существует, и образовательные учреждения вправе сами определять условия конкурсного отбора. Все нормы указываются в материалах, касающихся правил поступления в «эффективный класс».
Обычно внимание обращается на следующее:
- Возраст ребенка. Рекомендуется, чтобы на 1 сентября первокласснику исполнилось 7 лет. Дело в том, что развитие в этом возрасте идет очень быстро, и потому есть существенная разница между детьми в 7 лет и 6 с половиной, а именно в том, с какой нагрузкой они способны справиться. Чаще это именно рекомендация, а не жесткое требование, но к данному совету стоит прислушаться.
- Умения. В рамках диагностики проверяются ключевые учебные навыки – чтение, простейший счет, письмо печатными буквами, мелкая моторика, логическое мышление на начальном уровне и т. п. Конкретные требования по содержанию и процедуре проверки устанавливаются школой.
- Психологическая готовность к школе. Педагогическая диагностика обычно включает в себя и общение ребенка с психологом, который оценивает, насколько будущий ученик готов к началу нового этапа в своей жизни.
Психологическая готовность ребенка к ускоренному обучению
Итак, что же понимается под психологической готовностью к школе?
Это не отдельные знания и умения, а их набор – то, что необходимо для процесса обучения в школе. Формируются эти навыки в ходе пребывания ребенка в детском саду, а также являются результатом воспитания в семье. В образовательном заведении ученику придется соотносить свое поведение с установленными требованиями, нести ответственность, взаимодействовать с учителями и одноклассниками, осваивать учебную программу. Все это принимается во внимание, когда определяется готовность ребенка к школе.
Здесь можно выделить несколько составляющих: мотивационная, волевая и интеллектуальная готовность, а также уровень развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность заключается в осознанном желании учиться в школе
Следует отличать желание пойти в школу и желание учиться, поскольку родители нередко принимают первое за второе, а в дальнейшем выясняется, что ребенок неверно представлял, что от него ждут, начиная испытывать к учебному заведению негативные чувства.
Дети обычно хотят в школу, причем по самым разным причинам, которые взрослым могут показаться незначительными. Скажем, ребенок желает таким способом быстрее стать взрослым, или начал учиться его друг, или его привлекает увиденный им образ первоклассника (с новеньким ранцем, пеналом и прочими школьными принадлежностями). Возможно даже, что он надеется на какой-либо подарок за то, что пошел в школу. Однако из этого не следует, что ребенок действительно хочет учиться. Нередко он лишь желает играть в ученика, чтобы приобрести новый статус.
Сравнивая себя с теми, кто старше их по возрасту, дети склонны замечать лишь то, чего они лишены. К примеру, они могут завидовать своим братьям и сестрам, что те могут ложиться спать позднее, что у них есть каникулы, чего лишены детсадовцы, что в школе красивая форма и т. п. При этом они не осознают, что получение новых прав неразрывно связано с обязанностями: что нужно посещать уроки, выполнять домашние задания, подчиняться дисциплинарным требованиям.
В итоге после первых дней, проведенных в школе, у некоторых первоклассников вместе с иллюзиями относительно статуса ученика пропадает и желание учиться. Чтобы этого не произошло, следует настраивать ребенка и объяснять, что изменится в его жизни, когда он пойдет в школу, мотивировать его именно к учебе.
Интеллектуальная готовность
Она тоже не выражается в прикладных знаниях и умениях, к примеру умении читать, считать до 100 и т. п., хотя будущие первоклассники «эффективной начальной школы» сдают соответствующие тесты. Интеллектуальная готовность к школе – это, прежде всего, способность запоминать информацию, концентрироваться на какой-либо задаче, проявлять интерес ко всему новому, владение разговорной речью, навыки аналитического мышления и пр.
Если у ребенка присутствуют подобные навыки, обеспечивающие регуляцию внимания, памяти, мышления, то его можно отдавать в школу – дальнейшее обучение вполне ему по силам.
Волевая готовность
Первоклассники адаптируются к поначалу непривычным для них условиям, и чтобы это проходило быстро и безболезненно, необходима волевая готовность, фундаментом которой является мотивация к учебе.
Ребенок должен уметь подчинять свои желания и побуждения внешним обстоятельствам – слушать объяснение учителя, вникать в содержание излагаемого материала, выполнять предлагаемые задания и следовать иным правилам, действующим в образовательном учреждении.
Отбор в класс «1-3»
В нашей стране право выбора образовательного учреждения, где будет учиться ребенок, остается за родителями, причем гарантирован базовый вариант – по принципу территориального прикрепления. Однако в Москве кроме основного списка по месту регистрации будущего ученика есть и дополнительный, и заявление может быть подано в любую школу.
Прием документов от родителей или законных представителей ребенка начинается с 1 апреля – это производится на портале «Мос.ру».
Зачисление в школу начинается с тех, кто проживает на закрепленном за школой участке, а также льготников, к примеру тех, у кого здесь учатся старшие братья и сестры. Только после этого, если остаются свободные места, возможен прием детей, которые зарегистрированы на территории, не относящейся к данному образовательному учреждению, – этот этап обычно приходится на июль.
Поскольку проект «Эффективная начальная школа» реализуется не во всех учебных учреждениях, то родители, желающие, чтобы их ребенок попал в подобный класс, должны найти организацию, которая участвует в программе, и обратиться в нее. С учетом того, что поступление происходит по результатам конкурсного отбора, потребуется подать заявление на проведение независимой диагностики.
Всю необходимую информацию можно найти на сайте образовательной организации – сроки, список документов, программа диагностики, образцы заданий и прочие полезные сведения. В некоторых школах существует рассылка по электронной почте для родителей – в этом случае заявление можно принести даже в день диагностики.
Конкурсный отбор включает в себя два этапа
- Независимая педагогическая диагностика, в ходе которой дети выполняют различные задания. Проверяется их умение читать, писать, считать, также есть вопросы на внимательность, логику мышления и т. д. Каждая школа сама разрабатывает задания, но по уровню сложности они примерно сопоставимы. Проверка работ идет на уровне МЦКО департамента образования, курирующего проект «Эффективная школа», поэтому результаты появляются спустя несколько недель. По фактическим итогам диагностики образовательное учреждение определяет проходной балл, требуемый для поступления.
- Собеседование с психологом. Специалист определяет, насколько готов ребенок к психофизиологическим нагрузкам, причем к нагрузкам более серьезным, чем в обычном первом классе.
С учетом результатов тестов и мнения психолога принимается окончательное решение, и родители детей, получивших право обучаться в классе «1—3», подают заявление на зачисление первоклассника на данную программу.
Как оценить, потянет ли ребенок программу «Эффективной школы»
Оценка проводится по целому набору признаков. В основном степень готовности детей определяют, тестируя следующие качества и навыки:
- готовность ребенка к школе в физическом и психоэмоциональном плане, отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
- личностное развитие, соответствующее данному возрасту, – навыки самостоятельности, ответственности, усидчивости, социальной коммуникации, умение соблюдать дисциплину;
- учебные навыки – умение читать, считать, выполнять простейшие действия по вычитанию и сложению, писать печатными буквами, решать несложные логические задачи;
- отсутствие логопедических нарушений, а также зрительно-моторной координации;
- наличие мотивации к учебе – желание не только посещать школу, но и осваивать новый материал;
- желательно, чтобы у родителей имелась возможность заниматься с ребенком во внеучебное время – вместе выполнять домашние задания, готовить творческие работы, обсуждать то, что происходит в школе и т. п.
Актуальные вопросы о программе «Эффективная школа»
- Зачем детям программа 1-3?
Главное – создать условия для развития личности, способностей ребенка, поддерживать на высоком уровне его учебную мотивацию. Для этого нужно ставить задачи, соответствующие уровню ученика – слишком легкий материал может быть ему неинтересен.
- Что самое важное в «эффективной начальной школе»?
Учебный процесс в начальной школе завязан на фигуре педагога, от усилий которого зависит, раскроется ли ребенок как личность. Обычно в «эффективных классах» работают самые лучшие учителя.
- Сколько будет уроков в 1-м классе?
Конечно, 6 и тем более 7 уроков – непосильная нагрузка для первоклассника, и обычный день включает четыре занятия. Однако в «эффективных классах» детей ожидает более интенсивная работа на уроке и дома, поэтому подключаться придется и родителям.
- Где можно найти тесты, используемые в ходе педагогической диагностики?
Нигде – содержание заданий не разглашается, чтобы обеспечить объективность результатов. Однако на сайтах школ можно найти примерные тесты «эффективной школы», например вопросы диагностики прошлых лет.
- Как подается заявление в «Эффективную начальную школу»?
Следует отличать заявление на зачисление в первый класс и на участие в педагогической диагностике. Первое подается в обычном порядке через портал государственных услуг с 1 апреля. Второе заявление на программу ЭНШ подается после того, как школа согласилась на прием ребенка – обычно это производится в очном виде.
Соответственно, первоклассник в любом случае будет учиться в данном образовательном учреждении, но в какой класс он попадет – «эффективный» или обычный, зависит от результатов диагностики. Более подробную информацию следует искать на сайте интересующей вас школы.
- Какие в «эффективной школе» используются учебники?
Учебники для данного проекта выпущены на базе программы «Школа России». Однако образовательное учреждение и даже педагог, ведущий уроки, могут опираться на дополнительные учебные пособия, скажем, где есть задания повышенной сложности.
- Возможен ли перевод ребенка, обучающегося по проекту «Эффективная начальная школа», на обычную программу?
Да, в любой момент родители могут подать заявление о переводе их ребенка в класс, где обучение ведется по стандартной схеме, рассчитанной на четыре года. При этом какого-либо обоснования не требуется – независимо от того, насколько успешно ученик справляется с ускоренной программой, право выбора остается за семьей школьника.
Отдельный случай – если первоклассник не сумел пройти аттестацию: при неудовлетворительных результатах срок обучения может быть увеличен до показателя, утвержденного государственным образовательным стандартом, то есть до 4 лет. В этом случае решение зависит от администрации школы.
- Можно ли перевести первоклассника в класс «1-3» в середине учебного года?
Данный вопрос целиком находится в компетенции школы, но с учетом различий в образовательных программах подобный перевод сложно осуществим. Необходимо, чтобы в эффективном классе было свободное место и чтобы сам ребенок смог освоить пропущенный материал.
Мнение родителей о классе «1-3»
Как и многие другие образовательные проекты, программа «Эффективная начальная школа» вызвала широкий общественный интерес, и отмечаются как ее плюсы, так и минусы. Каково же мнение родителей, среди которых проводились опросы?
Одним из основных был вопрос о том, каковы были исходные ожидания от программы «1-3» и насколько они оправдались. Что касается ответов на первую часть вопроса, то они были весьма разнообразны: высокая мотивация и активность ребенка, интерес к учебе, большая нагрузка, развитие кругозора, ответственности и самостоятельности – именно на это обращало внимание большинство респондентов.
В целом, действительность совпала с предположениями: 60 % участников опроса заявили, что их ожидания оправдались полностью, 14 % – частично, а 25 % родителей даже получили больше чем то, на что они рассчитывали.
Вопрос о том, насколько сложным оказалось обучение по программе «Эффективная начальная школа», тоже дал в основном позитивные ответы. 79 % респондентов не отметили каких-либо проблем, и лишь 21 % выбрали вариант «с переменным успехом».
Положительный настрой превалирует и в ответах на вопрос, что оказалось самым неожиданным для родителей? Большинство увидело изменения в своих детях в лучшую сторону: «самостоятельно выполняет домашние задания», «глубокие знания» и т. п. Сложности в обучении в основном касались английского языка – так ответили 14 % родителей.
Из плюсов организации обучения по программе «ЭНШ» большинство (72 % участников опроса) отметило организованный режим дня с элементом самоподготовки.
Мнения о минусах разделились почти поровну. Чуть более половины (54 % родителей) не увидели каких-либо недостатков, а остальные отметили две проблемы: слишком быстрый темп обучения в первом классе, а также недостаточная отработка изучаемого материала.
Итоговая оценка проистекала из ответа на вопрос, что сделали бы родители, если бы у них появилась возможность вернуться назад и выбрать программу «1-3» или «1-4»?
Подавляющее большинство респондентов не усомнились в правильности своего первоначального решения, и только 11 % изменили свое отношение к «Эффективной начальной школе» и теперь предпочли бы отдать своего ребенка в обычный класс.
Таким образом, опыт внедрения программы «эффективной школы», судя по отзывам учеников и родителей, следует признать удачным, хотя нужно понимать, что такой класс подходит не для всех.
Может показаться, что трехлетнее начальное образование представляет собой возврат к советской системе, где в младших классах тоже учились 3 года, однако это не так. «Эффективная начальная школа» – это современная программа, позволяющая построить индивидуальный маршрут для каждого обучающегося и обеспечить качественное образование.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: