Глухие и слабослышащие дети: особенности учебного процесса
Сохранить статью:
Кто они? Глухие и плохо слышащие дети – совершенно обычные девочки и мальчики. Они также любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Правда вместо членораздельной речи они издают звуки и произносят междометия. В этом и кроется отличие от сверстников с нормальным слухом.
Как взаимодействовать? Нарушение слуха не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка. Существуют специально разработанные методики и педагогические практики, которые позволяют правильно организовать обучающий процесс.
Оглавление:Особенности глухих и слабослышащих детей
Глухие и плохо дышащие дети практически ничем не отличаются от обычных малышей. У них точно такие же интересы, игры и поведение в целом. Но, к сожалению, зачастую им не хватает общения. Дело в том, что родители слышащих малышей иногда попросту запрещают им играть с детьми, у которых наблюдаются слуховые дефекты. Отсутствие обучения слабослышащих или глухих детей приводит к тому, что они не разговаривают. Это отталкивает других людей.
Согласно определению Л.С. Выготского, снижение слуха представляет собой первичный, органический дефект, который приводит к отсутствию речи. Дети, страдающие от такой проблемы, испытывают различные трудности с социализацией (изоляция от мира, сужение культурного пространства и т.д.).
Необходимо учитывать, что речь малыша не может развиваться сама по себе, поэтому снижение слуха приводит к глухонемоте. Это усложняет общение между слабослышащим ребенком и обычными детьми. Вполне очевидно, что отсутствие обучения влечет за собой замедление психического развития глухонемых малышей. При этом их социальный статус во многом определяется позицией людей, занимающихся воспитанием таких детей в самом раннем возрасте.
Можно выделить два основных подхода к этому вопросу.
Первый подразумевает, что глухонемые дети по своей природе с необходимостью имеют специфическую психологию и средства общения. Они не могут свободно взаимодействовать с другими людьми за рамками своей субкультуры.
Приверженцы второго подхода считают, что глухонемота не является определяющим фактором в жизни ребенка. Условия, в которых он развивается, воспитание и обучение – вот главные параметры, которые влияют на судьбу такого малыша. Исходя из этой концепции, дети с нарушениями слуха могут интегрироваться в полноценную жизнь за рамками своей субкультуры.
Таким образом, глухонемые малыши с сохранным интеллектом еще до начала абилитации имеют возможность получить знания о культуре своего народа и научиться использовать общепринятые средства общения (устную и письменную речь).
Глухонемота является вторичным дефектом развития ребенка. Этот изъян можно нивелировать за счет нормализации его жизни, которая выражается в сохранении семьи. В России практически все госучреждения для глухих и плохо слышащих малышей дошкольного и школьного возраста, имеющих родителей, представляют собой интернаты. К большому сожалению, многие из них расположены очень далеко от изначального места проживания ребенка.
Стоит понимать, что глухота редко является абсолютной. Как правило, ребенок слышит очень громкие, резки и низкие звуки, например, свистки, гудки, громкий голос над ухом и т.п. Однако малыш практически не воспринимает обычную речь.
В чем же разница между глухими и слабослышащими детьми? Согласно классификации Л.В. Неймана, существует 4 группы глухоты:
- дети, воспринимающие лишь неречевые звуки (125-250 Гц);
- дети, воспринимающие речевые звуки (до 500 Гц) – низкие гласные;
- дети, воспринимающие до 1000 Гц – гласные и некоторые согласные, посредством которых в их речи могут появиться отдельные слоги и слова;
- дети, воспринимающие до 2000 Гц – знакомые краткие слова и предложения.
Плохо слышащие (имеющие тугоухость) – это малыши, страдающие от частичной слуховой недостаточности, которая усложняет развитие их речи. Выделяют несколько степеней тугоухости. В самых легких случаях у ребенка может наблюдаться небольшое нарушение восприятия шепотной речи, а в самых запущенных – речевое ограничение восприятия речи разговорной громкости.
Дети с нарушениями слуха могут улавливать речь, но у них есть проблемы с восприятием отдельных сложных фраз. Небольшой словарный запас, выпадение отдельных слогов, неправильное звукопроизношение, нестандартное построение фраз – все это обусловлено недостаточной самостоятельностью речи. Следовательно, уровень слуха ребенка напрямую влияет на качество его речи.
При этом есть большая разница между потерей или снижением слуха у ребенка и сходной проблемы у врослого. Дело в том, что взрослому человеку проще сохранить уже имеющиеся речевые навыки. У ребенка в такой ситуации затруднено или вовсе невозможно самостоятельное формирование речи. Однако даже взрослые люди при снижении слуха иногда утрачивают способность к речевому общению. Это может произойти из-за отсутствия так называемого слухового контроля.
Если ребенок имеет лишь небольшие нарушения, то он вполне может социализироваться еще в раннем дошкольном возрасте и затем начать обучаться в общеобразовательном учреждении. Если же малыш страдает от серьезных отклонений слуха, то сначала проводится специальная подготовка. Дети с тяжелыми и сложными нарушениями могут обучаться только в специальных школах.
Почему рождаются глухие и слабослышащие дети
Наша слуховая система – это сложный механизм. Он может перестать функционировать вследствие многих причин и проблем, часть из которых возникают у некоторых людей еще во внутриутробном периоде.
Перечислим самые распространенные из них:
- Наследственные. У людей с нарушениями слуха чаще рождаются дети с той же самой проблемой. Причем глухота или тугоухость может перейти к ребенку даже от бабушки или дедушки. Согласно последним исследованиям, такие нарушения передаются по доминантному и рецессивному признакам.
- Врожденные. Возникают в процессе внутриутробного развития плода. Особенно это касается тех этапов, когда формируются структуры органов слуха и соответствующие отделы головного мозга. Проблемы со слухом у ребенка могут возникнуть в результате вирусной инфекции, которой переболела мама (чаще всего это случается в первом триместре), резус-конфликта мамы и плода, приема беременной женщиной антибиотиков, курения и употребления алкоголя.
- Родовые. Нарушения слуха у ребенка могут возникнуть из-за родовых травм (сдавление головки, применение акушерских щипцов, патологические роды, травмы шейных позвонков и т. д.).
- Приобретенные инфекционные. В таких случаях снижение слуховой функции возникает в результате осложнений различных заболеваний, перенесенных ребенком уже после рождения. Как правило, это менингит, скарлатина, корь, инфекционный паротит (свинка), мастоидит, ушной свищ, евстахиит. Кроме того, грудным малышам могут серьезно навредить все штаммы вируса гриппа. Инфекционные заболевания могут повлиять на слуховой нерв, улитку. К тугоухости иногда приводит тяжелый (особенно гнойный) отит, как правило, в легкой или средней степени
- Приобретенные иные. У детей снижение слуха может развиться из-за аденоидов, черепно-мозговых травм, приема антибиотиков (гентамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин).
Диагностика нарушений у глухих и слабослышащих детей
Для выявления нарушений слуха у ребенка используют различные способы. Важно обращать внимание на поведение малыша и сравнивать с характеристиками слабослышащих и глухих детей, особенно если он переспрашивает и не может расслышать информацию с первого раза. Некоторые дети с нейросенсорной тугоухостью оттягивают ушную раковину.
Учтите, что они делают это для того, чтобы лучше слышать. На нарушения слуха может указывать медленное развитие ребенка, сложности в освоении слогов, слов. Став старше, такие дети начинают всматриваться в губы говорящего человека. Тем самым они пытаются понять не расслышанную информацию.
Аудиометрия – это специальное аппаратное обследование, которое позволяет с максимальной точностью выполнять диагностику нарушений слуха. При исследовании выявляется тип отклонения (кондуктивное или нейросенсорное) и определяется диапазон слышимых и неразличимых частот.
Глухой или слабослышащий ребенок начинает свой путь в обучении еще в раннем детстве. Папа и мама – это первые учителя и воспитатели, поэтому им необходимо консультироваться с сурдопедагогами. С помощью различных методических материалов родители могут дать полноценное воспитание малышу и обучить его речи.
Согласно вышеуказанному подходу, последующее обучение слабослышащего или глухого ребенка может осуществляться в специальном дошкольном учреждении (или в спецгруппе детского сада общего типа), в интегрированной группе детского сада, в группе слышащих детей (при продолжении систематических занятий в семье).
Чтобы психика глухого или плохо слышищего ребенка развивалась так же, как у здоровых, необходимо осуществить нормализацию его жизни. Для этого используются современные технические средства – индивидуальные цифровые слуховые аппараты (это называется слухопротезированием детей). При этом каждый малыш должен одновременно применять сразу два таких устройства.
Особенности обучения глухих и слабослышащих детей
Если ребенок с нарушениями слуха проходит обучение в общеобразовательном учреждении, то ему должна оказываться помощь, направленная на исправление произношения, развитие слухового восприятия, экспрессивной и импрессивной речи. В некоторых случаях коррекционная поддержка требуется на регулярной основе.
Необходимо понимать, что из-за отсутствия такой помощи ребенок со слуховыми отклонениями не сможет реализовать весь свой реабилитационный потенциал. В особенности это касается детей, которые проходят обучение в младших классах.
Классному руководителю нужно учитывать особенности общения глухого или слабослышащего ребенка. Наиболее важным здесь является психологическая готовность педагога к работе с такими детьми. Ему нужно быть заинтересованным в том, чтобы помочь нормализовать жизнь малыша с нарушенным слухом.
При обучении глухих и слабослышащих детей классному руководителю нужно работать сразу по нескольким направлениям:
- работа со слышащими детьми в группе и их родителями;
- формирование благоприятных условий для малыша с нарушениями слуха;
- привлечение такого ребенка к участию во всех видах деятельности и взаимодействию с остальными детьми;
- работа с родителями слабослышащего малыша.
Кроме того, необходимо объяснить здоровым детям, что их одноклассник плохо слышит и использует слуховой аппарат, который позволяет ему воспринимать информацию. До детей нужно донести, что в попытках наладить общение со слабослышащим или глухим сверстником не нужно кричать или шептать. Следует разговаривать обычным голосом, но так, чтобы ребенок, имеющий нарушения слуха видел лицо говорящего.
Воспитателю нужно пытаться создать благоприятные условия для общения между ним и обычными детьми. Если глухой или слабослышащий малыш что-то не понял, то необходимо поддержать его и помочь усвоить информацию. Кроме того, рекомендуется уведомить родителей здоровых детей о том, что в классе учится ребенок с нарушениями слуха. Дело в том, что родители могут повлиять на отношение своих детей к слабослышащему сверстнику.
Воспитателю нужно обращать внимание на следующие нюансы:
- ребенка с нарушениями слуха нужно посадить так, чтобы он смог без труда разглядеть лица учителей и других детей;
- в процессе занятий, игр и других мероприятий такой ребенок не должен оказываться за спинами других детей, чтобы иметь возможность понимать происходящее;
- при общении со слабослышащим или глухим ребенком не следует повышать громкость голоса, необходимо говорить как можно более естественно, без замедлений и пауз;
- воспитатель должен уметь пользоваться слуховым аппаратом: знать, как его надеть на ребенка, включить, выключить, сменить батарейку.
В свою очередь, родителям нужно уведомить классного руководителя о расстоянии, на котором ребенок способен услышать речь без аппарата и с аппаратом. Педагогу нужно учитывать эту информацию во время общения с таким малышом.
на наши новости
500 000 пользователей!
Вне зависимости от того, где учится ребенок (детский сад или общеобразовательная школа) необходимо правильно организовать его общение с остальными детьми и наладить процесс обучения. В частности, следует начинать общение с одноклассниками/одногруппниками тогда, когда слабослышащий ребенок смотрит на сверстников и настроен на восприятие речи.
Важно просить такого малыша повторять вопросы и задания, пересказывать их другому ребенку. Так, можно удостовериться, что он правильно воспринял услышанную информацию.
Воспитателю нужно привлекать слабослышащего малыша к совместному выполнению задания с другим ребенком. Если речь идет о группе из нескольких человек, то важно обеспечивать равноправное общение между всеми детьми, не допуская отстранённости ребенка с нарушениями слуха.
Организовывая игры, воспитатель должен предлагать слабослышащему малышу разные роли, включая главные. Вся работа со слабослышащим ребенком должна вестись совместно с его родителями. Воспитателю нужно уведомлять их о том или ином поведении малыша, осведомлять об участии в занятиях, играх и прочих мероприятиях. При возникновении каких-либо проблем, педагог должен сразу же сообщить об этом родителям. То же самое касается и прогресса в обучении.
Сурдопедагогика для глухих и слабослышащих детей
Сурдопедагоги могут порекомендовать родителям перевод в общеобразовательное учреждение либо, напротив, предложить остаться в коллективе слабослышащих детей. Как правило, специалист, долгое время работающий с родителями, отлично знает уровень общего и речевого развития ребенка. Таким образом, сурдопедагог может продолжать корректировать методы работы с таким малышом после того, как он перейдет в общеобразовательное учреждение.
Специалист поможет решить самые разные проблемы в воспитании слабослышащего ребенка. Он даст конкретные рекомендации по расширению представлений об окружающем мире, обучению математическим основам и счету. Сурдопедагог изучает текущие результаты обучения ребенка, комментирует их, разъясняет те или иные нюансы. Кроме того, специалист должен ознакомить родителей с содержанием и методами работы на предстоящий период.
Со всеми слабослышащими и глухими детьми, которые обучаются в общеобразовательных школах, должна проводиться систематическая работа сурдопедагогов. Речь идет также о малышах с легкой степенью тугоухости, так их речь может развиваться специфическим образом. Таких детей нужно подготовить к обучению в общеобразовательной школе.
Систематическая работа сурдопедагогов также важна для позднооглохших детей. В этом случае необходимо сохранить и развить имеющуюся речь ребенка, обучить его чтению и восприятию устной речи с помощью новых методов (слухо-зрительного, зрительного). Специалисты в процессе консультирования объясняют педагогам нюансы воспитания каждого слабослышащего или глухого малыша, уведомляют о специфике возможных проблем и методах их решения.
Так, педагогам необходимо использовать различные формы интеграции детей со слуховыми отклонениями. Ребенка нужно всесторонне развивать и внедрять его в сферу общепринятых социальных отношений.
Занятия по развитию слухового восприятия и речевого слуха — это важнейший элемент системы обучения и социализации глухих и слабослышащих детей.
Как уже ранее упоминалось, большинство глухонемых детей все же слышат некоторые звуки благодаря небольшим участкам клеток улитки, сохранившим свою функциональность. Нужно активизировать эти зоны, чтобы развить у ребенка слуховое внимание, слуховое восприятие, речевой слух и саму речь.
У слабослышащих малышей есть хороший потенциал развития слуха и речи. При должном обучении некоторые такие дети показывают даже более высокий уровень речевого развития, чем их здоровые сверстники.
Занятия по совершенствованию речевого слуха ведутся на протяжении многих лет, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшей школой. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения способствует нормализации жизни всех детей. Однако уровень слухового восприятия различается в зависимости от тяжести дефекта: слабослышащие дети могут при помощи аппаратов понимать речь исключительно на слух, тогда как глухим все же нужно подключать зрение и видеть лицо собеседника.
Благодаря слуховым устройствам звуковая информация и речевые стимулы доходят до коры головного мозга. Это позволяет обучать даже глухих детей. С помощью специальных занятий между разными зонами мозга создаются устойчивые связи, повышается количество нервных клеток, которые стимулируют психическую и моторную деятельность ребенка. Все это формирует физиологическую базу для улучшения слуха и речи.
Малыши начинают развивать новые для них функциональные системы (слуховая, слухозрительная и слухоречевая), которые не могли нормально формироваться из-за отклонения. В частности, развитие слухоречевой системы усиливает влияние речевого слуха на произношение и на устную речь ребенка в целом.
Это позволяет малышу воспринимать обращенную устную речь и самостоятельно произносить ее. Так, ребенок выходит за рамки своей субкультуры и начинает все лучше общаться со слышащими детьми. Он находит среди них друзей и перенимает некоторые общепринятые нормы поведения, улучшает игровые и деловые контакты.
Стоит понимать, что инструктивно-авторитарный подход к реабилитации может ухудшить состояние их эмоционально-волевой сферы и усложнить психическое развитие в целом.
Обучение с помощью метода интенсификации приводит к тому, что ребенок не развивает сенсорные, интеллектуальные и речевые навыки на практике. В частности, отсутствует лепка, аппликация, конструирование, рисование. Кроме того, сурдопедагоги и родители, придерживающиеся данного подхода, пытаются изложить ребенку большой объем информации за короткий срок.
Таким образом, он начинает действовать по определенному шаблону, запоминая готовую информацию о различных характеристиках объектов. То же самое можно сказать и про интеллектуальные задания, в которых причинно-следственные связи лишь запоминаются ребенком, а не выявляются им в процессе практической деятельности.
Кроме того, малыш нередко переутомляется, так как повышение количества заданий и их сложности не всегда соответствует уровню готовности ученика. Более того, из-за отсутствия творческой практической деятельности ребенок быстро забывает пройденный материал и не может самостоятельно использовать эти знания в жизни. Таким образом замедляется речевое развитие слабослышащих и глухих детей.
Нормализация жизни детей с нарушениями слуха в процессе абилитации/реабилитации имеет несколько преимуществ, отличающих этот подход от инструктивно-авторитарного метода. Глухие и плохо слышащие дети:
- становятся более свободными в своем поведении, привыкая к слышащим детям;
- перестают испытывать страх из-за непривычной обстановки и незнакомых людей;
- с радостью берутся за новые задачи, пытаются быть самостоятельными и не ждут подсказки со стороны;
- учатся решать проблемы и справляться с трудностями;
- становятся весёлыми и инициативными.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применяемая при абилитации/реабилитации система напрямую влияет на психическое состояние слабослышащих и глухих детей. Она может улучшить, сохранить или даже ухудшить его.
Обучение чтению и письму глухих и слабослышащих детей
Малыши не умеют воспринимать звуковой состав слов из речевого потока. Следовательно, для них необходимо создать другие условия для полноценного восприятия структуры слов. Конечно же, речь идёт о чтении и письме. Сначала детей обучают чтению слов, написанных на табличках. При этом ребенок не учит буквы. Так называемое глобальное чтение (где единица чтения — слово) помогает детям довольно быстро пополнять словарный запас.
Педагог старается не допускать изучения детьми тематических словарей, механическое заучивание слов, словосочетаний и предложений без практической деятельности. Метод глобального чтения использую уже в первый год обучения в детском саду. Если процесс абилитации начинается на первом году или в начале второго года жизни малыша, то родители начинают применять таблички ещё раньше.
На этапе глобального чтения ребенка уже обучают письму. Сначала слава составляются большими буквами из палочек на земле, на снегу или пишутся мелом на доске. Благодаря этому ребенок лучше чувствует направление движений в процессе написания элементов букв. Когда малыш пишет на доске или земле, то в работе участвует вся рука, плечевой пояс, туловище, ноги.
Таким образом, он запоминает не только последовательность букв в слове, но и движения, которые требуется выполнить для их написания. Кроме того, он осваивает пространство, в котором это слово существует. Затем ребенок начинает писать на нелинованных листах бумаги с помощью фломастеров. При этом в условиях задачи не должно быть никаких ограничений по размеру букв и расположению слов.
Понимание смысла речи — ключевая проблема языкового развития детей. Причем она актуальна не только для слабослышащих, но и для полностью здоровых детей. Главным фактором здесь является способность ребенка услышать информацию. Иными словами, он может слушать, но не слышать, т.е. считывать звуковые колебания, но не понимать их смысла.
Слуховая система человека, сосредоточенная на восприятии речи и ее применении, является устойчивой структурой. Она может правильно выполнять свои функции лишь в том случае, если в нее входят следующие элементы:
- слушание – прием речевого сигнала;
- проговаривание (практически синхронное), воспроизведение услышанных слов (это сопряженная или отраженная речь вслух или про себя);
- синхронное самопрослушивание;
- осмысливание услышанной информации (формирование различных представлений и образов при прослушивании речи и при проговаривании).
Контекст является важнейшей составляющей процесса понимания смысла услышанного/прочитанного. Дети начинают заучивать тексты наизусть из-за его отсутствия. Следовательно, формирование контекста является важнейшим этапом при усвоении образа слова. В процессе прослушивания произведения контекст создаётся самим ребенком.
Родители и учителя контролируют ход обучения, используя драматизацию (демонстрацию действий, олицетворение) или вовлекая детей в продуктивную деятельность (лепку, рисование, создание аппликаций). При этом конкретная техника выполнения задачи (понимание смысла) может быть любой. Иными словами, ребенок рисует или лепит так, как хочет.
Важно обеспечить детям целостное восприятие. Следовательно, нельзя задавать грамматические вопросы («кто это? что это? что делает?») и истолковывать текст за ребенка. Ребенок должен учиться самостоятельно воспринимать информацию, полагаясь на собственное видение и логику понимания смысла.
Необходимо помнить, что целью обучения является формирование индивидуального целостного образа, который будет правильно отражать смысл и содержание любого текста (в том числе и письменного). Развитие понимания смысла замедляется при использовании нормативного словопорядка и привычных грамматических конструкций.
Для глухих и слабослышащих детей разрабатываются отдельные тексты или применяются готовые с атипичной структурой и с нереальным, весёлым, провокационным содержанием. За счёт многократного прочтения и прослушивания таких материалов ребенок начинает более четко вслушиваться и вчитываться в текст, дабы понять его смысл. Провокационные тексты дают возможность обнаружить формальное отношение к текстам со стороны детей (как глухих, так и слышащих).
Картинка — это наиболее популярный и наглядный материал, используемый при обучении малышей. Зачастую дети не понимают, что на рисунках изображено движение объектов и персонажей, а не статические позы. Это негативно отражается на восприятии смысла, так что педагогу нужно узнавать, что видит на картинке каждый ребенок.
Здесь также применяется драматизация, при которой малыши сами распределяют роли и выполняют какие-либо действия. Учитель лишь задаёт смысловые вопросы: Почему? Зачем? Что было в самом начале? Почему ты так решил?
Таким образом, педагог не транслирует готовые смыслы и не вынуждает детей заучивать отдельные слова, смысловые конструкции. Его главная задача — обеспечить обстановку поиска, творчества, исследования. С помощью драматизации изображений кругозор малышей становится шире.
Пока глухие и слабослышащие дети ещё не умеют полноценно воспринимать устную речь на слух из речевого потока, им нужно обеспечивать условия для присвоения различных грамматических конструкций и формирования обобщенного образа этих конструкций, а также свободного их применения в самостоятельной речи. В этом случае они смогут научиться корректировать формы слов в зависимости от конкретной ситуации.
Среди этих условий можно выделить: говорение, чтение, письмо и слушание (включая самопрослушивание). Причем это относится и к слышащим детям тоже. В каждой отдельной ситуации ребенок должен понимать смысл сказанного или написанного. Это позволяет сформировать целостную слухоречевую систему.
Следует учитывать, что в сравнении с обычными детьми, слабослышащим и глухим малышам нужно гораздо больше повторений, чтобы удержать в долговременной памяти какие-либо грамматические структуры. Однако это не означает, что ребенок должен заучивать тексты наизусть. Мы уже не раз говорили о том, что такой метод не приведет ни к чему хорошему. При этом он все же используется некоторыми специалистами, что, конечно же, является ошибкой.
Проблема инклюзивного образования детей, страдающих от нарушений слуха, к сожалению, до сих пор актуальна. Глухие и слабослышащие дети – это самые обычные дети, к которым нужен особый подход на начальных этапах социализации. Родители, сурдопедагоги и общество в целом должны работать сообща. Такой целостный подход позволит детям с особыми образовательными потребностями получать важные знания и навыки, а также интегрироваться в социум.
Материал основан на следующих источниках:
Глухие и плохо слышащие дети имеют свои особенности в учебе, поскольку они испытывают проблемы со слухом и речью. Эти люди часто сталкиваются с трудностями в восприятии информации и общении с окружающими. Однако, современные методы и технологии позволяют им успешно обучаться и развиваться.
Потери слуха у глухих и плохо слышащих людей могут быть различными. Они могут быть связаны с врожденными дефектами слухового аппарата или нервной системы, а также с инфекционными заболеваниями или нарушениями развития мозга. Возрастные и информационные ограничения могут существенно влиять на уровень слышимости и способность воспринимать речь.
Глухие и слабослышащие люди могут успешно учиться в обычных школах, если им предоставить подходящие условия и поддержку. Важно создать специальную среду, где они смогут полноценно участвовать в уроках и взаимодействовать с учителями и сверстниками. Применение технологий и специальных методов обучения позволит им успешно осваивать учебный материал и развиваться.
[elementor-template id=»11299″]
Понравилась статья? Поделитесь: