Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Классификация методов обучения и их применение в педагогике
Главная > Блог > Классификация методов обучения и их применение в педагогике
26.04.2023
4057
Время чтения: 15 минут

Классификация методов обучения и их применение в педагогике

Что это? Учителя ищут такие методы и приемы обучения, которые в наибольшей степени помогут им решить задачи, стоящие перед современной школой. Необходимо не только дать детям пассивные знания, но и научить переводить их в активные, а также применять на практике.

Зачем использовать? Классификация методов обучения помогает педагогам находить самые удобные пути для достижения образовательных целей. Использование разнообразных приемов способствует стимулированию и мотивации обучающихся получать новые знания, создает положительный эмоциональный настрой.

Оглавление:
  1. Традиционная классификация методов обучения
  2. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
  3. Классификация на основе целостного подхода
  4. Классификация наглядных методов обучения
  5. Практические методы обучения


Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Традиционная классификация методов обучения

Методы обучения представляют собой взаимосвязанные способы педагогической работы преподавателя и учебной деятельности детей, имеющие общие образовательные цели. Могут быть классифицированы по различным приоритетным критериям. Классификация методов обучения — это система, упорядоченная по определенному признаку.

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения в педагогике производится в связи с необходимостью усовершенствования и вывода учебно-воспитательной деятельности на новый уровень. Современная дидактика демонстрирует различные подходы к классификации методов обучения.

Наблюдается тенденция не стремиться к единой обобщенной системе. Обучение само по себе является активным и многовариантным, поэтому внедряемая методика должна ему соответствовать, чтобы отражать эту мобильность.

Классификация методов обучения по источнику знаний впервые появилась в философии и педагогике древнего времени. К таким источникам относят: практическую деятельность, наглядность, слово. Опираясь на это, определяют методы обучения, в основе которых лежит практика (упражнение, лабораторная работа, производственная практика, опыты), наглядные (иллюстрация, наблюдение, видеометод) и словесные (объяснение, лектории, семинары, диспут, дискуссия, работа с литературой) занятия.

Одной из исторически сложившихся является классификация методов обучения по уровню активности учащихся. В ее основе лежит разделение образовательных методик на пассивные и активные с учетом степени вовлеченности обучающихся в учебный процесс. К пассивным относят методы, использование которых позволяет ученикам только слушать и смотреть. Активные, в свою очередь, предполагают мероприятия, направленные на самообразование.

Классификация дидактических методов обучения по конечной цели описывает следующие:

  • получение новой информации;
  • формирование различных умений и навыков;
  • применение имеющихся знаний на практике;
  • закрепление и проверка усвоенных знаний и умений.

При данном разделении методов появляется возможность исключить сильное различие между отдельными их системами; работа преподавателя нацелена на решение дидактических вопросов.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности осуществляется в зависимости от степени мыслительной активности учащихся при изучении нового материала.

Классификация методов обучения

Различают следующие методы обучения.

Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные)

Суть объяснительно-иллюстративного метода заключается в том, что преподаватель преподносит готовую информацию учащимся. Они, в свою очередь, ее осознают и стараются зафиксировать в памяти. Информация может быть представлена с помощью устной речи (лекция, диспут), печатного слова (учебник, пособия), наглядных материалов (таблицы, схемы, видеоматериалы), практической демонстрации способов деятельности (проведение опыта, работа с техникой).

В конечном итоге познание сводится к процессу осознанного или неосознанного запоминания учащимися информации. В данном случае можно говорить о невысоком уровне умственной активности.

Репродуктивные

В основе репродуктивного метода лежит объяснение педагогом нового материала. Учащиеся усваивают информацию и способны ее воспроизведения, то есть стараются повторить заданный преподавателем вид деятельности. Критерием усвоения считается безошибочная репродукция полученных знаний.

Методики проблемного изложения

Метод проблемного изложения представляет собой своеобразный переход от исполнительской деятельности к творческой работе. В основу заложено объяснение преподавателем решения проблемы с обоснованием хода мыслей. Таким образом, обучающиеся отслеживают логику изложения, разбирая этапы поиска решений целостных проблем.

Они не только запоминают готовые алгоритмы и чужие выводы, но и внимательно следят за логическими доказательствами, разбирая движение мысли педагога. Несмотря на то, что в данном случае учащиеся являются лишь сторонними наблюдателями за ходом размышлений, они обретают навыки разрешения проблемных ситуаций.

Частично-поисковые

Характеризуются более высоким уровнем познавательной деятельности. Он получил свое название благодаря тому, что обучаемые частично решают стоящую перед ними задачу. Преподаватель предлагает учащимся выполнить определенные действия в поиске решения.

Таким образом, часть информации они получают от него, другую часть добывают путем самостоятельной работы, отвечая на вопросы либо используя решение проблемных заданий. Одной из разновидностей данного метода считается эвристическая беседа.

Исследовательские

Под исследовательским методом понимают усвоение учащимися знаний с использованием их творческого мышления. Он состоит из нескольких этапов. Изначально преподаватель формулирует проблему, которую необходимо решить. Затем студенты самостоятельно ищут способы выхода из ситуации. Преподаватель вмешивается в рабочий процесс лишь в случае, когда студенты испытывают затруднения.

Классификация на основе целостного подхода

Классификация методов обучения, основанная на целостном подходе к образовательной деятельности, делит их на три группы:

  • методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учащихся в учебно-познавательном процессе;
  • методы контроля и самоконтроля в образовательной деятельности.

Классификация методов обучения

Первая группа включает в себя следующие методы:

  • перцептивные (передача и восприятие теоретического учебного материала);
  • словесные (лектории, семинары и т. п.);
  • наглядные (демонстрация информации, иллюстрация);
  • практические (опытная деятельность, упражнения, решение заданий);
  • логические предполагают организацию и осуществление операций, в основе которых лежит логическое мышление (индуктивные, дедуктивные, нахождение аналогии и т. д.);
  • гностические (исследовательские работы, проблемно-поисковые задачи, репродуктивные);
  • самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с литературой, специальными приборами).

Ко второй группе относятся:

  • методы стимулирования и формирования интереса к обучению (деловые игры, учебные диспуты);
  • методы, формирующие ответственность и чувство долга (одобрение, поощрение, порицание).

К третьей группе относятся:

  • занятия с последующей устной, письменной или компьютерной проверкой усвоенных знаний и навыков;
  • самоконтроль в учебно-образовательном процессе.

Классификация наглядных методов обучения

Наглядные методы обучения представляют собой образовательный процесс, в ходе которого эффективность изучения материала во многом зависит от применяемых в учебной деятельности наглядных пособий и различных технических средств. Как правило, они используются в комплексе со словесными и практическими методами обучения.

Наглядность в обучении предназначена для ознакомления учащихся с явлениями, объектами в их естественном виде либо в изображении с помощью рисунков, схем. На сегодняшний день во многих школах с успехом применяются экранные технические средства.

Классификация методов обучения

Классификация современных наглядных методов обучения условно разделяет их на два вида: иллюстрационный и демонстрационный.

  • Метод иллюстраций представляет собой показ ученикам иллюстративных плакатов, схематичных таблиц, картинок, зарисовок на доске и прочего.
  • Метод демонстраций, как правило, основан на показе специальных приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, слайдов и т.д.

Надо отметить, что такое разделение наглядных средств на иллюстративные и демонстрационные представляется весьма условным. Классификация предполагает возможность отнесения определенных средств наглядности к обеим категориям. Внедрение прогрессивных технических возможностей в образовательную деятельность (теле-, видеооборудование) существенно расширяет сферу использования наглядных методов образования.

На сегодняшний день сложно представить процесс обучения без использования компьютера. Учебные заведения обеспечиваются кабинетами электронно-вычислительной техники. Это позволяет наглядно продемонстрировать учащимся множество процессов, о которых они могли прочесть в учебной литературе.

Компьютеры дают возможность моделировать определенную деятельность и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Практические методы обучения

Классификация активных методов обучения опирается на практическую деятельность учащихся. К ним относятся: выполнение упражнений, решение задач, лабораторные опыты и практические работы.

Классификация методов обучения

Упражнения представляют собой многократное повторение действий умственного либо практического характера. Это делается с целью овладения определенным навыком или для повышения качества его выполнения.

Данный метод обучения используется при изучении всех дисциплин на протяжении всего образовательного процесса. Характер и методика упражнений во многом определяются особенностями изучаемого материала, конкретной информацией и возрастной категорией учащихся.

По характеру выполнения упражнения можно разделить на письменные, устные, графические и учебно-трудовые. В любом случае учащиеся совершают определенную умственную и практическую деятельность.

В зависимости от степени самостоятельности выполнения упражнений различают:

  • воспроизводящие упражнения – изложение ранее изученного материала с целью закрепления;
  • тренировочные упражнения – действия, направленные на применение знаний в новых условиях.

Если, выполняя определенные действия, ученик проговаривает (вслух или про себя) предстоящие операции, то данные упражнения называются комментированными. Это помогает учителю вовремя указать на типичные ошибки и внести коррективы в выполнение задания.

  • Устные упражнения необходимы для развития логического мышления, памяти, речевой активности и концентрации учащихся на задании. Их отличает динамичность и отсутствие необходимости тратить время на ведение записей.
  • Упражнения, выполняемые письменно, предназначены для закрепления полученных знаний и применения навыков на практике. Они развивают логику, повышают культуру письменной речи, приучают к самостоятельной работе. Такие упражнения могут применяться в комплексе с устными и графическими заданиями.
  • Графические упражнения предполагают составление учащимися различных схем, графиков, чертежей, изготовление плакатов, наглядных альбомов, выполнение зарисовок в ходе лабораторно-практических работ или экскурсий.
  • Учебно-трудовые упражнения представляют собой практические работы производственно-трудового характера, выполняемые учащимися. Основной их целью является применение теоретических знаний в практической деятельности.
  • Лабораторные работы представляют собой исследовательскую деятельность учащихся по заданию педагога, которая проводится с применением приборов, инструментов и других специальных приспособлений. Осуществляются такие работы в иллюстративном плане или опытным путем.

Одним из видов исследовательских лабораторных работ являются наблюдения за конкретными явлениями. Например, за ростом растений, за погодными условиями, за состоянием водоемов под воздействием погоды и т. п. Некоторые учебные заведения в ходе проведения лабораторной работы поручают школьникам сбор и пополнение экспонатами местных краеведческих музеев или экспозиций учреждения образования, изучение культурного наследия своего края.

Педагог составляет инструкцию по выполнению работы. Ученики фиксируют результаты своей деятельности в виде сводных отчетов, показателей, построения графиков, расчета таблиц. Лабораторная работа в зависимости от сложности может быть частью урока, а может занимать несколько учебных часов.

Классификация методов обучения

Практические занятия, как правило, проводятся с целью закрепления знаний после изучения крупных разделов информации. В зависимости от выполняемых заданий они могут проходить как в классе, так и за его пределами. Особым видом данных методов обучения служат упражнения с использованием обучающих машин-репетиторов, машин-тренажеров.

Основная заслуга авторов, благодаря которым была внедрена классификация методов обучения, состоит в том, что они вместо универсализации одного метода обучения доказали необходимость и возможность использовать в образовательном процессе различные методы обучения.

Когда педагог рассматривает тот или иной метод, ему необходимо учитывать названные выше факторы. Целесообразно делать выбор в пользу методов продуктивных, дедуктивных и синтетических (предполагающих объединение нескольких).

Данные методики стимулируют у учащихся желание работать самостоятельно, проявлять инициативу, стремиться к сочетанию словесных, наглядных и практических занятий.

Сегодня совершенствование образования невозможно представить без применения соответствующих современным образовательным целям методов и способов (наглядных материалов, аудиовизуальных средств обучения, контрольно-обучающих компьютерных программ, сборников заданий и сценариев деловых игр, учебных приспособлений), которые способствуют внедрению новых технологий и улучшению учебно-воспитательной программы.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw