Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Что такое дуальное образование и как оно реализуется
Главная > Блог > Что такое дуальное образование и как оно реализуется
25.04.2023
2516
Время чтения: 16 минут

Что такое дуальное образование и как оно реализуется

Что это? С подобием дуального образования знакомо старшее поколение, закончившее вузы во времена СССР. Ведь при такой системе теоретические знания студенты получают в стенах альма-матер, а практические – на базе своего потенциального рабочего места.

Кому подходит? Очевидно, что в дуальном образовании заинтересованы не только будущие специалисты, но и организации, которые фактически выращивают кадры. Как правило, они же и спонсируют образовательный процесс. Как же запустить такое обучение?

Оглавление:
  1. Что такое дуальное образование
  2. Сравнение системы дуального образования с традиционной
  3. Преимущества профессионального дуального образования для его участников
  4. Как организовано дуальное обучение в образовательных учреждениях России
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Что такое дуальное образование

Дуальное обучение — это образование, преподаваемое в форме, позволяющей школьникам получить дополнительную квалификацию, а студентам – применить теоретические знания и навыки в практической деятельности. Это определенно полезный и выгодный вид образовательного процесса: ученики могут попробовать себя в будущей профессии и получить базовые практические навыки еще в период обучения в школе, а работодатели обучают и берут на работу заранее подготовленных специалистов.

дуальное образование

Duales Studium, или дуальное образование, — это один из известнейших трендов в мировой практике, предполагающий обучение, при котором студенты постигают теоретические основы в учебном заведении, а практического опыта набираются непосредственно на рабочем месте на определенном предприятии во время решения реальных производственных проблем.

Внедряя подобную модель обучения, Германия достигла существенных показателей эффективности в подготовке молодых специалистов. Подтверждением тому стала ситуация с экономическим кризисом 2008−2012 годов, из которого страна сумела выйти с минимальными потерями.

Обратив внимание на успех Германии, некоторые государства позаимствовали результативный опыт дуального обучения, стараясь адаптировать его под национальный колорит. Сегодня немецкая модель обучения нашла отражение в образовании таких стран, как Испания, Италия, Китай, Греция и Южная Корея. Модель дуального обучения была опробована и в России.

Одной из первых применила данную систему компания «Фольксваген». В 2010 году на базе предприятия была запущена программа дуального обучения в сфере мехатроники. Целью была подготовка квалифицированных рабочих и профессиональных технологов для строящегося завода автомобильной отрасли.

Официального признания на государственном уровне нашей страны дуальное образование достигло в 2014 году. Тогда же были подписаны разного уровня соглашения о сотрудничестве с регионами, одержавшими победу в конкурсе, проводимом Агентством стратегических инициатив (АСИ). Первоначально участниками экспериментального проекта АСИ стали 10 субъектов РФ. На протяжении двух лет количество предприятий и организаций, поддерживающих дуальное образование, достигло 131.

Развитием и внедрением модели дуального обучения в России интересовались такие структуры государственного уровня, как Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда, Министерство образования и науки РФ.

дуальное образование

Дуальное образование ставило ключевыми задачами разработку современных моделей и форм сотрудничества учебных заведений и производственных организаций по подготовке специалистов, внедрение комплекса мер по стимулированию работодателей к участию в финансировании данного формата обучения.

Сравнение системы дуального образования с традиционной

Критерии сравнения Дуальное обучение Традиционное обучение
Предпочтения в обучении Практика занимает 60 % времени обучения Теории отводится 60 % всего времени обучения
Производственная практика Занимает около 75 % времени обучения Занимает не более 40 % времени обучения
Состав образовательной программы Образовательная программа составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и учитывает потребности реального работодателя Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС
Условия производственной практики Практика проходит в объективных производственных условиях, студент решает реальные задачи Производственная практика — формальность/не соответствует требованиям потенциальных работодателей
Знакомство с корпоративной культурой в компании Позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации
Стоимость обучения Обучение компенсируется работодателем Коммерческая или бюджетная основа
Курсовые работы Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера Курсовые и дипломные проекты зачастую не представляют никакой практической ценности и являются формальностью
Наставничество Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами Наставничество зачастую очень формализовано.

Таким образом, дуальное обучение – это образование, предполагающее активное участие предприятий в подготовке профессиональных работников. Данное взаимодействие представляет собой элемент социальной ответственности, потому что от грамотного обучения специалистов во многом зависит развитие экономического статуса страны.

Если вы хотите узнать больше о дуальном образовании, вам поможет наш подробный курс.

Преимущества профессионального дуального образования для его участников

В чем же заключается выгода для участников программы дуального обучения и какие есть минусы?

дуальное образование

Преимущества

  • Предприятия приобретают квалифицированных специалистов, которые изначально отвечают их производственным требованиям.
  • Вузы имеют надежные гарантии в трудоустройстве выпускников, располагают широкими возможностями в сфере стажировки преподавателей и студентов, реализуют программы в аспекте социального партнерства.
  • Государство и общество существенно экономят финансы госбюджета, решают острый вопрос дефицита рабочей силы. Происходит быстрое внедрение инновационных процессов, экономика страны обретает возможность развиваться.

Недостатки:

  • вузы не всегда могут вовремя предоставить запрашиваемый предприятием учебный материал;
  • предприятия не способны принимать необходимое число работников ввиду отсутствия вакансий;
  • из-за недостатка финансов организации зачастую прибегают к повышению себестоимости производимой продукции с целью зарабатывать средства для финансирования дуального обучения.

Как организовано дуальное обучение в образовательных учреждениях России

Организация такого вида образования, как дуальное, в России предполагает тесное взаимовыгодное сотрудничество образовательных учреждений и различных организаций. В современном мире существует подход, который заключается в подготовке студентов в соответствии с запросами и потребностями конкретного предприятия. При этом необходимо, чтобы преподаватели имели возможность проходить курсы подготовки и переподготовки на самом предприятии.

Для того чтобы организовать процессы дуального обучения, заказчик, который нуждается в тех или иных специалистах, заключает договор с учреждением образования. В то же время подписывается договор между студентом и потенциальным работодателем, а также трехсторонний – между предприятием, образовательной организацией и работником. В договорах прописаны права и обязанности всех сторон, финансовые особенности сделки.

дуальное образование

Дуальное образование предполагает отбор студентов для практической деятельности по итогам собеседования или по результатам практических заданий среди учащихся 1 курса. Параметры, по которым происходит рассмотрение кандидатов, как правило, заблаговременно разрабатываются предприятием совместно с образовательным учреждением. Затем они предоставляются для ознакомления студентам и их законным представителям.

Проведя анализ действующих образовательных программ колледжей и вузов, можно прийти к объективному заключению: дуальное образование специалистов в РФ широко распространено, потому что прохождение практики обязательно для студентов на всех уровнях подготовки.

Существенно отличается время, отведенное для производственной подготовки учащихся. Оно варьируется в зависимости от специализации и учебного центра: прикладники стажируются, как правило, дольше и строже, а гуманитарии проводят основную часть практики, занимаясь научной работой.

На что обратить внимание при выборе вуза для получения дуального образования?

Если абитуриент стремится к моменту выпуска из учебного заведения стать специалистом, ориентированным на практическую деятельность, он должен со всей ответственностью отнестись к выбору вуза и подходящего профиля, принимая во внимание следующие моменты.

дуальное образование

  • Структура учебной программы: список изучаемых профильных дисциплин и анализ профессиональных качеств, навыков, которыми необходимо овладеть.
  • Процентное соотношение теоретических занятий, научной деятельности и практической работы: времени на практику должно быть отведено больше.
  • Наличие списка организаций, готовых предоставить студентам практическую подготовку. Оптимальный вариант – учебный центр, распределяющий практикантов по партнерской программе между организациями.
  • Личностные особенности учащихся, демонстрирующие проявление лидерской активности и творческих способностей в процессе решения поставленной задачи, но под руководством куратора. В ходе практической деятельности необходима работа с использованием профильного оборудования или программ в сфере определенной специализации.
  • Документальное сопровождение практики и закрепление навыков: составление отчетов по практическим занятиям, характеристика и оценка стажера руководителем, заключение договора, в котором отражены условия прохождения стажировки (временной график, отплата, права и обязанности сторон).

Основная образовательная задача, которую преследует дуальное образование, заключается в том, чтобы выпускник обладал необходимым уровнем профессионализма и навыками, требующимися для эффективной работы.

Дуальное образование в российских учебных заведениях реализуется с использованием учебно-производственных комбинатов и дополнительного обучения в колледжах. УПК были внедрены в образовательную систему в далекие 70-е годы ХХ века. Тогда советские школьники, посещая такие комбинаты, могли получить дополнительную профессию. У них была возможность выбрать ту специальность, по которой им хотелось бы иметь прикладные знания. Оценка по ней учитывалась в аттестате.

Сегодня некоторые школы пользуются услугами УПК. С их помощью школьники могут освоить дополнительную специальность или же повысить профессиональную подготовку на базе колледжей. Учреждение образования самостоятельно определяет количество занятий и форму дуального обучения.

Дуальное образование на сегодняшний день применяется в образовательных учреждениях с использованием программы «Профессиональное обучение без границ». С ее помощью любой школьник на бесплатной основе может получить дополнительное образование и официальное свидетельство о присвоении квалификации.

Список специальностей, которые предлагает данная программа для освоения, весьма обширный: парикмахер, мастер маникюра, слесарь, водитель, кассир, воспитатель и другие. Зарегистрироваться на такое обучение подросток может через учреждение образования или в колледже, который он выбрал.

Дуальная модель подготовки профессиональных специалистов дает возможность оптимизировать теоретические знания в соответствии с практическими навыками. Она позволяет молодому специалисту с легкостью влиться в рабочий процесс, не испытывая моральных и физических сложностей.

Одним из преимуществ дуального обучения, несомненно, является более оперативный процесс трудоустройства выпускника вуза. Согласно статистике, более 60 % молодых специалистов зачастую трудоустраиваются на предприятие, на котором проходили практику.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw