Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Методы обучения в начальной школе
Главная > Блог > Методы обучения в начальной школе
25.09.2022
19526
Время чтения: 12 минут

Методы обучения в начальной школе

Чем характеризуются? Современные методы обучения в начальной школе рассчитаны на то, чтобы заинтересовать ребенка. Но при этом они должны дать достаточно знаний и навыков, которые необходимы в современной жизни и становятся фундаментом для последующей учебы.

Как выбрать? Прежде чем определить, какой из них наиболее эффективен, нужно познакомиться с классификацией методов, а также узнать их особенности. Конкретный вариант выбирается в зависимости от целей и задач обучения с учетом возраста детей.

Оглавление:
  1. Особенности использования метода обучения в начальной школе
  2. Функции и классификация методов обучения
  3. Словесные методы обучения в начальной школе
  4. Наглядные методы обучения в начальной школе
  5. Упражнения, помогающие в обучении
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Особенности использования методов обучения в начальной школе

После того как школы перешли на новые учебники, стало особенно явным противоречие между фактическим характером преподаваемого материала и его чрезмерно завышенным объёмом. Всё это вызывает нежелание учеников осваивать ненужный объём знаний, как говорится, только ради учения. Современное образование требует использования новых методов и приёмов обучения в начальной школе.

Особенности использования методов обучения в начальной школе

Учебные предметы должны соответствовать веяниям времени. Важно понимать, что невозможно передать детям все важнейшие достижения науки и научить всему на свете. Эффективные методы образования в начальной школе должны позволять ученикам самим добывать эти знания, а также развивать их умение с помощью различных средств обучения.

Важно сформировать у обучающихся интеллектуальные, коммуникативные и творческие навыки, уместные в жизненных реалиях, а также научное мировоззрение.

Характер преподавания дисциплин тоже изменяется сообразно используемым методам. На первое место встаёт вопрос о том, в каком формате эффективнее всего давать знания, а уже затем – с помощью чего этого можно достигнуть. Поэтому всё большую актуальность сегодня приобретают те образовательные технологии, которые позволяют так организовать работу учеников, чтобы обеспечить развитие их умений и качеств.

Одной из проблем при выборе методов обучения, используемых в начальной школе, является вопрос, как вызвать у школьника постоянный интерес к учёбе, знаниям и стремление к их поиску. Иными словами, данная задача заключается в том, чтобы активизировать познавательную деятельность ученика.

Давно известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в характер человека именно в начальной школе. И это не только базовые навыки, такие, например, как умение читать или писать. Для успешной социализации и профессиональной деятельности современному ребёнку необходимо определённые качества личности и навыки мышления. Одним из главных таких навыков является умение анализировать обстоятельства, выделять из них главное, решать проблемы на основе приобретённого опыта и знаний.

Не менее важными являются способность к самосовершенствованию и умение давать адекватную оценку происходящему, а также быть ответственным и самостоятельным. В современном обществе важно уметь творить и сотрудничать с другими людьми. Учитель прежде всего должен научить школьника мыслить и практически действовать на основе изученной теории, а не только рассказать основы предмета и показать, как это работает.

Установлено, что только 10 % учеников способны в полной мере запомнить и понять то, что они читают. Оставшиеся 90 % школьников наиболее полно усваивают информацию, когда участвуют в реальной деятельности или обсуждают предмет.

Методы обучения в начальной школе – это способы совместной работы преподавателя и учеников, которые направлены на решение образовательно-воспитательных задач, стоящих при получении образования в начальных классах. Необходимо применять различные методы для достижения этой цели, выбирая те, которые будут наиболее эффективны для использования в данной группе.

Методы обучения в начальной школе

Методы обучения включают в себя способы и описание того, как организовать деятельность педагога оптимальным образом. В зависимости от целей, поставленных учителем, может быть выбран любой из методов преподавания. Иногда это может быть какой-то определённый приём, а иногда необходима совокупность разных подходов. Методы обучения в начальной школе и их выбор зависят от поставленной перед учителем задачи и личностных качеств учеников.

Подбор метода зависит от ряда нюансов:

  • От цели всего урока.
  • От конкретного этапа урока.
  • От общего содержания обучения.
  • От используемых учебных пособий.
  • От личностных качеств учителя и его приоритетов.

Функции методов обучения

Правильно подобранные методы обучения выполняют следующие функции:

  • Обучающая.

Является основной в учебном процессе и заключается в передаче знаний, а также в усвоении их учащимися. Эффективность выбранного метода очень легко понять по качеству знаний, умений и компетенций ученика. Если выбранный метод был неподходящим для конкретного учащегося или для всего класса, то в знаниях будут пробелы.

Главная цель обучающей функции состоит именно в том, чтобы чётко подобрать те методы обучения, которые обеспечат выполнение дидактической задачи и раскроют сущность изучаемого материала в полном объеме. Ведущим показателем того, насколько правильно была подобрана методика, является использование учеником полученных знаний для приобретения новых навыков и умений.

  • Мотивационная.

Заключается в стремлении вызвать в ученике такие внутренние импульсы, которые смогут его воодушевить и помогут максимально использовать свою волю и внимание для того, чтобы достичь поставленных целей. Для этого учителю необходимо грамотно использовать совокупность приёмов, операции и действий, которые могут вызвать интерес у школьника.

Функции методов обучения

Обычно этому способствует высокий уровень эмоциональности. Он возникает в нестандартных ситуациях, которые вызывают удивление, выглядят парадоксальными или стимулируют исследовательскую деятельность.

  • Развивающая.

Эта функция направлена непосредственно на развитие навыков и умений у учеников. Она предполагает пошаговое увеличение качества знаний, а также постоянное усложнение поставленных задач и развитие от простого к сложному. При правильно подобранной методике происходит развитие познавательных интересов школьников, становление жизненных ценностей, самостоятельности и креативного подхода к решению проблем.

  • Воспитательная.

Направлена на формирование характера учащихся и их способности к оценке обстоятельств и событий, а также на выражение собственного отношения ученика к изучаемым явлениям и ситуациям.

Классификация методов обучения в начальной школе

Разные авторы предлагают различные модели систематизации используемых приёмов. Если говорить о современных методах обучения в начальной школе, то можно предоставить следующую классификацию с делением на две группы:

  1. Метод готовых знаний. В этом случае роль основного источника знаний играет учитель. Ученики заучивают и осознают только ту информацию, которую даёт им преподаватель.
  2. Исследовательский метод. Представляет собой самостоятельное изучение материала и приобретение знаний на основе ранее полученной теории. В этом случае особенно важна грамотная мотивация учеников.

По классификации М. Н. Скаткина И. Я. Лернера, можно выделить следующие методы обучения в начальной школе по овладению изучаемым материалом в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности:

  1. Объяснительно-иллюстративный. Этот метод основан на получении уже готовых знаний. Учитель может устно объяснять теорию предмета, предлагать обратиться к учебнику, демонстрировать картины или видео по изучаемой теме.
  2. Репродуктивный. Имеет своей целью формирование умений пользоваться полученными прежде знаниями. При этом преподаватель организует деятельность учеников так, чтобы выявить и оценить их способность к воспроизведению полученных ранее знаний и повторению освоенной деятельности.
  3. Проблемный. При таком методе учитель предлагает классу определённую проблему, требующую решения. Ученики участвуют в обсуждении и приходят к определенным выводам. Задачей учителя является проконтролировать, чтобы эти выводы соответствовали объективным.
  4. Частично-поисковый. Представляет собой процесс научного познания, направленный на то, чтобы обучающиеся получили знания, навыки и умения с помощью создания гипотез, решения логических задач или посредством наблюдения. Как правило, реализуется на отдельных этапах обучения.
  5. Исследовательский. В данном случае учитель выступает в роли организатора поисковой деятельности для самостоятельной работы учеников. Школьники сами должны решить проблему наиболее оптимальным путём.

Существует также классификация методов обучения в соответствии с источником знаний:

  • Словесные методы (устное речь или печатное слово).
  • Наглядные методы (в роли источника знаний предстают предметы, явления, наглядные пособия).
  • Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения в ходе выполнения практических задач).

Словесные методы обучения в начальной школе

Обычно словесные методы используются для усвоения нового материала и представляют собой объяснение и обобщение. Примером словесных методов могут служить рассказ, беседа, лекция, работа с книгой и прочее.

Словесные методы обучения в начальной школе

Рассмотрим в отдельности каждый вид словесной подачи знаний.

  • Изложение.

Так называют целостную речь учителя, когда он рассказывает о неизвестном ученикам материале. Также этот метод активно используется при повторении узнанных фактов, что помогает закреплять знания и подводить итоги по теме. Изложение может иметь вид объяснения или написания. По сути, оно представляет собой научно-объективное сообщение, имеющие строгие рамки.

  • Объяснение материала.

Этот вид словесной подачи знаний часто сочетается с наблюдением или беседой, которая происходит в виде диалога. Для того чтобы проверить эффективность данного метода, используется совокупность практических работ и упражнений для учеников.

  • Рассказ.

Представляет собой образное и эмоционально окрашенное изложение учебного материала. Имеет повествовательную или описательную форму. Чаще всего рассказ используется для эффектной подачи знаний по гуманитарным предметам или при изложении биографического материала.

Если учитель грамотно пользуется этим методом, то его повествование будет захватывающим и сможет завладеть вниманием учеников. Это окажет влияние на воображение и креативное мышление школьников, а также увеличит усвояемость знаний.

  • Беседа.

Этот метод заключается в выстраивании диалога между преподавателем и учениками. При этом педагог задаёт вопросы, подталкивающие школьников к самостоятельным рассуждениям. Таким образом, учитель может проверить усвоение предыдущего материала, а также подготовить учеников к восприятию последующей информации.

В процессе применения такого вида словесной подачи материала обучающиеся используют своё логическое мышление, что приводит к закреплению знаний. Эта методика удобна использовать для повторения уже изученного материала.

  • Работа с учебником и книгой.

Традиционный, но не утративший своей актуальности метод обучения. По-прежнему считается одним из важнейших. Методы обучения в начальной школе предполагают работу с книгой под контролем педагога. Постепенно школьники переходят самостоятельному изучению источников информации.

Мы рассмотрели основные типы словесных методов обучения. Не менее важны и наглядные методы обучения.

Наглядные методы обучения в начальной школе

Это методы, при использовании которых ученики получают знания в процессе применения наглядных пособий или технических средств. Младшие школьники склонны мыслить образно, поэтому для них особенно важно использование наглядных материалов. Это позволит лучше запомнить излагаемую информацию. Кроме того, грамотное использование подобного метода развивает воображение и способность к самостоятельному мышлению у школьников.

Наглядные методы обучения в начальной школе

Обычно наглядные методы сочетаются со словесными и практическими, так как они требуют пояснений и уточнений со стороны преподавателя. Само понятие наглядности неразрывно связано с сенсорным восприятием, то есть со зрительными, слуховыми, обонятельными и другими чувствами.

Необходимо использовать различные виды наглядных средств, подходящие к изучаемому предмету и к конкретной ситуации. Методы обучения в начальной школе предполагают большую вариативность наглядных пособий, включая фотоматериалы, иллюстрации и видеоматериалы.

Выделяют следующие наглядные методы обучения:

  • Наблюдение. Для школьников младших классов очень важно пробудить интерес к окружающему миру и способность к анализу природных и социальных явлений. Наблюдение помогает научить выявлять главное и акцентировать внимание на интересующих признаках.
  • Иллюстрация. Предполагает показ различных пособий, таких как таблицы, фотографии, плакаты и т. д.
  • Демонстрация. Основана на показе в ходе учебного процесса различных опытов, технических установок, кинофильмов и пр. Ценность демонстрации заключается в том, что при применении этого метода внимание учащихся акцентируется именно на главных моментах, которым необходимо обучиться. При этом, как правило, несущественные или внешние характеристики не отвлекают внимание от главного.
  • В настоящее время широко используются комбинированные методы, сочетающие в себе наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Широкое применение компьютерных технологий в современном образовании позволяет максимально оптимизировать эти процессы.

Упражнения, помогающие в обучении

Упражнения представляют собой многократные повторения действий, направленных на закрепление знаний и повышение их качества. Упражнения обязательно предусмотрены в рамках учебной программы по каждому предмету и характерны для всех стадий получения образования.

Например, методы обучения в начальной школе на уроках математики предполагают постоянное решение примеров по темам предыдущих уроков. При этом характер упражнений для разных предметов будет зависеть от возраста школьников и изучаемой темы.

Есть разные виды упражнений, и каждый из них имеет свои особенности:

  • Для того чтобы развить память школьника, а также его речь и увеличить лексикон, используются устные упражнения.
  • Письменные упражнения развивают логическое мышление и, как и устные, помогают вырабатывать умения и навыки на основе полученных знаний. Они формируют культуру письменной речи и прививают ученикам младших классов самостоятельность.
  • Графические упражнения также часто используются в педагогической работе. Они заключаются в зарисовках школьниками различных событий, а также в составлении схем, рисовании картин и плакатов. Этот вид упражнений способствует развитию у учеников пространственного мышления и воображения. Как правило, он применяется совместно с другими практическими методами.
  • На учебно-трудовых занятиях школьники учатся применять полученные знания на практике, что поможет им в будущей жизни. Такие занятия прививают аккуратность и исполнительность.
  • Познавательные дидактические игры также активно используются учителями. Они представляют собой искусственно смоделированную ситуацию, в которой нужно найти наиболее выгодное решение. В начальной школе это могут быть игры с установленными правилами, в которых нужно выйти победителем.
  • Для школьников любого возраста актуальны и интересны лабораторные работы. При этом опыты с применением различных приборов и препаратов проводятся под руководством педагога. Такой исследовательский процесс положительно влияет на повышение мотивации учеников.

лабораторные работы

Каждый из вышеуказанных методов основан на постоянном взаимодействии учителя и учеников. Очень важно, чтобы педагог смог так организовать деятельность учащихся, чтобы побудить их к заинтересованности в процессе и получению новых знаний.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Учительская газета
  4. Портал Российской образование
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 4.83
( голосов 6 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw