Молодой педагог: как влиться в профессию и не бросить ее
Сохранить статью:
Кто это? Молодой педагог – это делающий первые шаги специалист, который часто сталкивается с рядом проблем в своей работе. Государство со своей стороны делает многое, чтобы люди шли в преподавание, гарантирует льготы и выплаты. И если с финансовыми проблемами это может помочь, то вот профессиональные приходится решать самостоятельно.
В чем проблема? Исследования показывают, что почти половина молодых учителей в первые год-два практики меняет мнение о преподавании в худшую сторону. Решить эту проблему можно только сообща – начинающему педагогу необходима помощь коллектива.
Льготы для молодых педагогов в РФ
Гарантии и льготы на федеральном уровне
Молодым педагогам в 2022 году положены определенные льготы. Они прописаны в законодательных актах РФ, а их регулирование происходит на федеральном уровне. Здесь важно отметить, что на размер пособий оказывают влияние и региональные особенности.
Трудовой кодекс РФ уточняет, что под общими гарантиями следует понимать особенности, связанные с трудоустройством, переводом с одного вида работ на другой, а также с оплатой труда. Эти положения нашли свое отражение в ст.165 указанного Кодекса. Глава 52 ТК РФ рассматривает гарантии и льготы, которые положены сотрудникам образовательной сферы.
В статье 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» подробно рассматриваются права и свободы преподавателей, гарантии, которые им предоставляются. Также в законе поясняется, каким образом осуществляется их реализация.
В качестве примера гарантий, предоставляемых молодым педагогам, можно привести отсутствие испытательного срока у тех специалистов, которые заключили трудовой договор в течение одного года с момента получения диплома о среднем или высшем педагогическом образовании. Эта гарантия указана в ст. 70 Трудового кодекса РФ.
Если руководитель решил обойти действующий на федеральном уровне закон стороной и упомянул в договоре необходимость прохождения испытательного срока, сотрудник вправе подать на работодателя в суд или обратиться с жалобой Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).
Отказать в предоставлении этой гарантии могут лишь следующим специалистам:
- Молодым педагогам, которые окончили учебное заведение, не имеющее государственной аккредитации.
- Специалистам, которые впервые устраиваются на работу официально, но их должность не соответствует образованию.
- Педагогу с дипломом, который трудоустраивается спустя год и более после получения специальности.
Стоит отметить, что работодатели не слишком заинтересованы в приеме на работу специалистов, не имеющих за спиной стажа работы. Но в некоторых учебных заведениях, особенно в тех, которые расположены в небольших населенных пунктах, имеется острая нехватка кадров, поэтому иного выхода здесь не остается.
Молодым педагогам, которые согласны оформиться на работу в сельских образовательных учреждениях, предоставляется ряд особенных льгот.
Если педагог, который уже проживает в сельской местности или согласен переехать сюда на совсем и работать по специальности, принимается на работу в течение года с момента окончания учебного заведения, ему полагается выплата на строительство или покупку жилья. Денежные средства выделяются из федерального, регионального и местного бюджетов. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Молодой педагог должен постоянно проживать в населенном пункте.
- На момент подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, специалисту необходимо работать по специальности не менее одного года.
- В собственности у сотрудника должны быть денежные средства, размер которых составляет не меньше 30 % стоимости недвижимости, строительство или приобретение которой запланировано.
- Педагог должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гарантии и льготы на региональном и местном уровнях
Региональные власти указывают в нормативно-правовых актах, какие льготы и гарантии положены молодым педагогам.
Самые известные из принимаемых мер это:
- Единовременная денежная выплата новому сотруднику, если он устраивается на работу сразу после получения диплома.
- Компенсация проезда в общественном транспорте.
- Наличие субсидий на покупку недвижимости.
- Предоставление льготы, которая частично возместит траты на несовершеннолетних детей (содержание в детском саду, обучение в кружках и секциях).
В 2022 году в нормативно-правовых актах, рассматривающих вопросы предоставления льгот и гарантий молодым педагогам, не вносилось изменений. Отметим, что региональное управление вправе самостоятельно устанавливать преференции и принимать решения, на какие части региона будут распространяться льготы.
В регионах разрабатываются различные программы, которые дают возможность оказать поддержку молодым педагогам. На их основании начинающие специалисты могут получить подъемные или приобрести жилье в ипотеку по минимальной ставке.
Узнать, как обстоят дела с поддержкой молодых учителей, можно, обратившись в Департамент образования вашего региона.
Сложности работы молодого педагога
Статистика показывает, что более 15 % молодых начинающих специалистов стали сильнее любить свою работу. При этом 52 % действующего в стране штата педагогов сохраняют желание работать, а вот оставшиеся 33 % уже не видят свою специальность такой привлекательной, как раньше, причем 12 % из них хотят сменить сферу деятельности.
41 % опрошенных уточнили, что именно поддержка со стороны администрации положительно влияет на их отношение к работе. Те, кто относятся к своей профессии негативно, отмечают тяжелые отношения с коллегами, трудности во взаимопонимании с родителями учеников и самими школьниками.
Порядка 15 % учителей говорят о том, что им не хватает практических навыков и реальных знаний, что вызвало некоторое разочарование. Также свой вес здесь имеют низкий престиж профессии и высокая нагрузка.
Современное образование на базе школы ставит перед собой цель не только дать ученикам знания, но и создать максимальные условия для развития и саморазвития личности. Очевидно, что справиться с такой задачей могут далеко не все учителя.
Когда в школу приходит новый педагог, ему, конечно, тяжело, он чувствует некоторую растерянность. Базы знаний учителя, полученной в рамках учебы в университете, достаточно, а вот с практическим опытом дела обстоят куда сложнее.
Практика показывает, что адаптация молодого педагога к рабочей деятельности, проходит достаточно долго. На этом пути специалист сталкивается со многими трудностями. Их появление можно объяснить недостаточной методической подготовкой. Кроме того, учитель еще не знает многих приемов обучения, не смог выбрать для себя наиболее подходящий. Таким образом, эффективность обучения значительно снижается.
Чтобы молодой педагог достиг поставленных целей в своем развитии, ему необходимо создать определенные условия, то есть, деятельность должна быть достаточно обеспеченной с информационной точки зрения. Для этого стоит принимать участие в различных семинарах и консультациях, посещать методические объединения и т.д.
Для того чтобы учитель смог адаптироваться к своей профессиональной деятельности, ему важно наладить контакт с учениками. В таком случае вхождение в педагогическую деятельность будет максимально благоприятным и комфортным. Конечно, добиться баланса здесь нелегко, поэтому проблемы с учащимися – явление весьма распространенное.
Наладить психологический контакт с классом необходимо не только во время уроков, но и во внеурочной работе.
Молодым педагогам особенно тяжело наладить связь с учениками, которых принято называть «трудными», конфликтные ситуации требуют быстрого разрешения, а отсутствие необходимого опыта часто противостоит такой необходимости. В итоге учитель чувствует себя растерянным и не может применить уместных воспитательных мер.
Например, педагог может показать свою импульсивность, которая чаще всего в педагогической деятельности неуместна. Еще одна проблема молодого специалиста – неумение мотивировать учеников, вызывать у них интерес к учебе.
5 правил успеха для молодых педагогов
- Учить — и никаких гвоздей!
Когда будущий учитель еще только получает педагогическое образование, он впервые сталкивается с реальными школьниками на производственной практике. В это время на занятиях присутствует учитель с опытом, он может указать на ошибки, направить работу в нужное русло. В реальности все оказывается гораздо сложнее, особенно когда остаешься без поддержки профессионала.
Первое, что должен сделать молодой педагог, это определиться с манерой проведения уроков. Представьте, каким учителем вам хочется стать, и сопоставьте свое реальное поведение с эталоном. Если на уроках вы чрезмерно суровы к ученикам, а на переменах доброжелательны и приветливы, маловероятно, что у вас получится стать не только учителем, но и другом для класса.
на наши новости
500 000 пользователей!
Не бойтесь своих учеников, не прячьте от них глаз. Вам нужно научиться говорить уверенно, держать спину прямо. Не забывайте о важности визуального контакта, если вы будете избегать его, ученики вряд ли воспримут вас всерьез, и тогда наладить отношения с ними будет весьма непросто.
- Преступление и наказание
После того как выберете манеру общения с учениками, расскажите им о последствиях плохого поведения в школе, уклонения от выполнения домашних работ и посещения школы. К примеру, если один из них разговаривает не по делу во время занятий, то сначала следует его только предупредить, не применяя никаких мер. Если он вас не поймет, можете смело забирать в дневник, а в следующий раз уже будет пора написать замечание для родителей.
Также необходимо продумать принцип, по которому вы будете ставить плохие оценки, вызывать на пересдачу и пр. Но помните: важно эти условия огласить заранее, чтобы впоследствии не вызвать возмущений.
- Всегда на связи
Будьте доброжелательны по отношению к ученикам. Они нуждаются в вас, а это значит, что вы должны не только придумывать различные наказания, но и бонусы. Если какие-то темы даются ребятам тяжело, предложите встретиться в классе дополнительно, чтобы снова пройти их, объяснить то, что не понятно.
Цените их время, то есть предлагайте дополнительные занятия тогда, когда это удобно всем. Дайте понять, что вы открыты к общению и во внеурочное время, что они могут обратиться к вам за помощью, поделиться проблемами.
- Право на ошибку
Встречаются такие ученики, которые ходят в школу лишь для того, чтобы уличить своего преподавателя в какой-либо ошибке и унизить его, тыкнув в нее пальцем. Чаще всего так случается именно с молодыми педагогами, которые еще не до конца прошли адаптацию.
Помните, каждый из нас имеет право на ошибку, может что-то забыть из школьной программы. Это человеческий фактор, поэтому не стоит злиться на учеников. Пусть они выскажут свое мнение, приведут адекватные аргументы. Так учащиеся почувствуют, что они с вами наравне. А если вы еще и похвалите их за внимательность, они почувствуют свою важность, получив ваше одобрение, и перестанут «подкалывать».
- Доброе слово и кошке приятно
Справедливость и уважение – это одни из главных качеств, которыми должен обладать молодой педагог во время работы. Не стоит беспричинно поднимать голос на учеников, обижать, выставлять напоказ их слабые стороны. Не забывайте, что такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста» должны быть постоянными в вашем обиходе.
Дети должны чувствовать свою важность и понимать мотивы поведения педагога. Лишь в таком случае вы сможете достичь успеха во взаимоотношениях с учениками. К примеру, не отдавайте приказов молчать, а попросите их быть тише, так как работать в постоянном шуме очень нелегко.
Помощь от наставника молодому педагогу
Вот чем может помочь наставник молодому педагогу:
- Есть смысл совместно выполнить анализ учебных программ и прилагающихся к ним объяснительных записей.
- Наставник может оказать помощь в составлении тематического плана уроков.
- Человек, имеющий больший опыт, поможет подготовиться к первым урокам, расскажет, как провести первую встречу с учениками.
- Можно в паре готовить дидактические материалы и пособия, разрабатывать упражнения для лучшего усвоения школьной программы.
- Наставник посоветует, какую методическую литературу лучше выбрать.
- Он поделится своим опытом, при этом не будет настаивать копировать его манеру вести уроки.
- Наставник обязательно похвалит вас за успехи, даст мотивацию двигаться дальше.
- Научит быть уникальным педагогом, который станет незаменимым другом для учеников.
Итак. В этой статье мы рассказали вам, о том, какие льготы и выплаты положены молодым педагогам, перечислили самые распространенные проблемы начинающих учителей и дали советы, как адаптироваться в школе. Если вы будете следовать им, у вас получится избежать многих неприятностей на профессиональном поприще.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: