Образовательная среда: задачи, цели, условия, организация
Сохранить статью:
О чем речь? Организация образовательной среды сегодня имеет особое значение в развитии, воспитании и обучении детей. От нее зависит, насколько ребенок вовлечен в учебу и каких успехов может достичь, причем не только в рамках школьных уроков.
Какая бывает? Есть разные типы и модели образовательной среды. При правильном выборе пространства учебное учреждение обретает мощный инструмент для работы с детьми.
- Понятие организации образовательной среды
- Структура современной образовательной среды
- Функции образовательной среды
- Типы организации образовательной среды
- Основные модели образовательной среды
- Условия организации образовательной среды
- Характеристики образовательной среды
- Мероприятия для организации образовательной среды
Задачи и цели организации образовательной среды
Сегодня общеобразовательная школа рассматривается как организация, которая имеет определенные задачи и выполняет ряд важных функций. Стоит отметить, что образовательные учреждения (ОУ) отличаются по способам организации деятельности и средствам, которые применяются в рамках решения поставленных перед школами задач.
Всем известно, что современным родителям трудно решить, где будут учиться их дети. Они стараются выбрать для младшего поколения лучшее учреждение.
Давайте ответим на вопрос о том, как объяснить, что в одну школу детей отдают с охотой, а в другую – лишь от безысходности, когда нет возможности выбрать другое ОУ? Выбор родителей во многом зависит от образовательных результатов, которых достигли другие учащиеся школы и ее выпускники.
Стоит отметить, что это далеко не единственный критерий, которым руководствуются представители ребенка. Также большую значимость имеет оснащенность учебного заведения современными технологиями, наличие авторских методик обучения, уровневое содержание образования, а также формы организации образовательной среды.
Под термином «образовательная среда школы» сегодня понимается инструмент для развития и воспитания подопечных образовательного учреждения, который целенаправленно используется в работе с детьми. Образовательная среда оказывает серьезное воздействие на детей, что можно объяснить восприятием учеников, их вовлеченностью в процесс ее создания и модернизации. Насколько эффективно это пространство будет освоено ребенком, зависит от видения воспитанника школы.
Особенность образовательной среды учебной организации в том, что она может быть использована в качестве средства развития ребенка, лишь когда взрослые, включая родителей, законных представителей детей, педагогов, будут воспринимать ее как пространство общности младшего поколения, которое заполнено реальными и существенными вопросами, на которые нужно найти ответы. Кроме того, каждый субъект функционирования этого поля должен воспринимать образовательную среду как собственную территорию, за которую он отвечает.
Сегодня термин «образовательная среда школы» получил широкое распространение. Он часто используется в целевых программах развития образования, в формулировках государственных образовательных проектов. В отношении образовательной среды применяются меры проекта МРСО.
Важно отметить, что в разных источниках понятие «образовательная среда школы» может иметь различные определения, что объясняется разнообразным составом включенных в нее элементов и отличающимися друг от друга подходами к определению. К примеру, порой термин используется в контексте лишь информатизации образования, в других случаях он рассматривается с позиций педагогики и психологии.
Итак, под образовательной средой следует понимать комплекс условий воспитательного и образовательного процессов, а также условий для социализации личности школьника, на которые влияют различные факторы социальной среды.
Иными словами, образовательная среда – это сбалансированное в систему сочетание внутренних и внешних факторов и условий, которые влияют на образовательный процесс положительно, базируясь на принципах прямой и обратной связи.
Структура современной образовательной среды
Информатизация общества в настоящее время воспринимается как социальное условие. Следовательно, образовательная среда, которая все чаще упоминается как информационно-образовательная, также находится под ее воздействием.
Информационно-образовательная среда школы (ИОС) базируется на применении компьютерной техники.
Программно-телекоммуникационная среда реализуется за счет использования единых технологических средств, а также посредством содержательного наполнения качественного информационного обеспечения учеников, педагогического состава, родителей и законных представителей детей, а также административных работников школы и всего общества в целом.
Перед информационно-образовательной средой стоит задача обеспечить достижение целей образования.
Содержание информационно-образовательной среды школы зафиксировано во ФГОС:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов. Также к ним относятся цифровые (электронные) образовательные ресурсы.
- Совокупность технологических средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Эту группу составляют ПК и прочее оборудование, а также каналы коммуникаций, педагогические технологии, которые способствуют организации цифровой образовательной среды образовательной организации.
Функции образовательной среды
Образовательная среда выполняет ряд функций:
- Обучающую. Ученики школы достигают предметных, метапредметных результатов. При этом упор делается на образовательную среду и ее предметные аспекты, а также изучение универсальных учебных действий посредством практического взаимодействия с технологиями и ЭОР.
- Социокультурную. У учащихся школы формируется субкультура, они осознают нравственные и этические ценности, мораль, когда взаимодействуют в образовательной среде и со средой.
- Социально-правовую. Эта функция направлена на социализацию школьников, понимание ими своих прав и свобод, а также на развитие информационно-правовой культуры. Это достигается за счет самостоятельного погружения в образовательную среду.
- Развивающую. Ученики развиваются духовно и интеллектуально, чему содействует образовательное взаимодействие. Кроме того, у детей формируется способность к саморазвитию за счет того, что личные отношения с образовательной средой становятся системными, в результате чего формируется личная образовательная среда.
- Воспитательную. В рамках организации образовательной среды из детей воспитывают граждан своей страны, патриотов и психологически устойчивых личностей. Важно, чтобы у ребят были установлены толерантные отношения с обществом и средой, чего можно добиться посредством развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.
- Просветительную. У учащихся формируются знания о жизнедеятельности общества. Ученики узнают, какие принципы, перспективы и тенденции его развития актуальны, когда используют познавательные ресурсы образовательной среды.
- Мировоззренческую. У детей формируется мировоззрение как комплексное мироощущение, восприятие, понимание. Так как у школьников развиваются знания о мире и обществе, они набираются практического опыта во взаимодействии с образовательной средой, то у них формируется также информационное миропонимание.
- Управленческую. Образовательная среда влияет на организацию и управление образованием, при этом во внимание принимаются ее требования и условия.
Типы организации образовательной среды
Классифицировал воспитывающую среду польский педагог и гуманист Януш Корчак. По мнению специалиста, среда подразделяется на четыре типа, которые позволяют проследить изменения во взглядах на образование в последние нескольких десятков лет:
- Догматическая среда.
Это вид принудительного обучения, при котором ученик – это пассивный потребитель, видящий некоторую картину мира, сформированную на основании образца. Самостоятельность догматической среде не присуща.
- Среда безмятежного потребления.
Здесь прослеживается мотив ценности материального и психологического благополучия. Большую значимость имеет физический и ментальный комфорт. У ученика под воздействием среды не формируется стремление сохранить, закрепить и усовершенствовать что-либо. Он получает лишь то, что ему нравится, при этом саморазвитие не играет важной роли.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Среда внешнего лоска и карьеры.
К среде внешнего лоска и карьеры часто относятся негативно. Автор классификации склонен полагать, что здесь имеет место использование чужих ценностей в личных интересах, а достоинства в этой системе вытеснены рекламой.
- Идейная или творческая среда.
В такой среде ученики могут учиться самостоятельно. Они наделяются правом выбирать пути для роста в карьере, что свидетельствует о сохранении личной свободы и умении искать выход из трудных ситуаций.
Основные модели образовательной среды
Образовательная среда в дошкольных образовательных учреждениях и школах создается на основании моделей, которые определяются с учетом направления:
Эколого-личностная модель
Модель создал В. А. Ясвин, который определил образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».
Специалист обозначил три составляющих элемента модели:
- Пространственно-предметный. Необходимо организовать пространство для образовательного процесса, определить прилегающую к нему территорию.
- Социальный. Этот компонент подразумевает взаимодействие учеников с взрослыми, в том числе с педагогами, родителями, администрацией школы, и отношения взрослых друг с другом.
- Психодидактический. Методы, используемые во время обучения.
Коммуникативно-ориентированная модель
Автор – В. В. Рубцов. По его мнению, чтобы ребенок развивался, ему нужно участвовать в совместной деятельности с другими субъектами. Следовательно, образовательную среду нужно воспринимать как форму коммуникативного влияния, где ученики и педагоги образуют единую общность, в рамках которой осуществляется передача друг другу своих умений и навыков.
Антрополого-психологическая модель
Такую модель создал В. И. Слободчиков. По мнению автора, для организации образовательной среды необходимо обеспечить совместную деятельность субъектов. Развивающая образовательная среда образовательной организации должна быть насыщенной и структурированной. Слободчиков убежден, что если внедрить эту модель, получится соблюсти три главных принципа: единообразие, разнообразие и вариативность.
Психодидактическая модель
Над созданием этой модели трудились несколько авторов: В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. Я. Ясвин. Концепция предполагает разработку индивидуальных образовательных траекторий и возможность выбрать содержание, средства и формы образования. Создатели отмечают важность внедрения дистанционного обучения и цифровых технологий в образовательный процесс.
Экопсихологическая модель
Автор – Виктор Панов. Специалист ориентировался на психодидактические и экопсихологические принципы, которые позволили ему прийти к выводу, что психическое развитие индивида в рамках обучения должно быть рассмотрено в контексте «человек – окружающая среда».
Условия организации образовательной среды
Для создания образовательной среды в образовательной организации, как правило, применяют методы векторного моделирования образовательной среды, которую можно представить в виде системы координат. Первая ось – это «свобода – зависимость», вторая – «активность – пассивность». Такая система открывает возможность провести диагностику любой школы или ДОУ.
Если рассматривать образовательную среду как интегральное понятие, то она будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- Каждой возрастной группе соответствуют определенные психологические изменения.
- В основе организации обучения лежит ведущая деятельность.
- Связь с иными видами деятельности продумана и успешно реализуется.
- В методическом обеспечении обучения есть комплекс разработок, которые гарантируют достижение нужного уровня развития психологических изменений, а также дают возможность проанализировать уровень процесса.
К эффективной образовательной среде предъявляется ряд требований:
- Она должна нести участникам процесса чувство безопасности.
- Обязана предоставлять время и пространство для самостоятельной деятельности и работы в группе.
- Ученики должны усваивать информацию разными методами.
Новый ФГОС обязывает ДОУ и школы формировать образовательную среду на основании возрастных категорий подопечных. В рамках применения ее можно и нужно корректировать. Важным условием является доступность образовательной среды для каждого ученика.
Характеристики образовательной среды
При создании образовательной среды в образовательном учреждении необходимо уделять внимание следующим критериям:
- Активность. Эта характеристика свидетельствует о социально-ориентированном созидательном потенциале, а также об экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания.
- Доминантность. Речь идет о важной роли локальной среды в общей системе ценностей участников образовательного процесса.
- Интенсивность. Этот критерий характеризует уровень насыщения образовательной среды условиями, воздействиями и возможностями.
- Когерентность (согласованность). Следует учитывать уровень согласованности воздействия на личность локальной среды с воздействиями прочих факторов среды обитания.
- Мобильность. Критерий показывает, насколько среда готова к ограниченным эволюционным изменениям, что рассматривается в контексте взаимосвязи со средой обитания.
- Обобщенность. Критерий является характеристикой уровня координации деятельности всех участников определенной образовательной среды.
- Осознаваемость. Здесь демонстрируется, как сильно ученики вовлечены в образовательную среду.
- Устойчивость. Показатель характеризует стабильность образовательной среды во времени.
- Широта. Критерий говорит о том, какие субъекты, объекты и процессы составляют среду.
- Эмоциональность – показывает соотношение эмоциональной и рациональной составляющих.
Мероприятия для организации образовательной среды
При создании образовательной среды заблаговременно составляется план действий (мероприятий) с целью:
- достижения оптимального значения каждого из вышеприведенных критериев;
- организации взаимодействия подопечных образовательного учреждения как базы для процесса интеграции, без которого воспитательное и образовательное пространства не могут функционировать;
- обеспечения условий, в которых ребенок, учитель и остальные участники образовательной среды смогут реализовать свои субъектные позиции.
Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО. Пройдите онлайн тестирование и получите сертификат!
В таблице ниже приведем примеры таких мероприятий:
Критерий среды | Действия, которые направлены на достижение оптимального значения критерия |
Активность |
|
Доминантность |
|
Интенсивность |
|
Когерентность |
|
Мобильность |
|
Обобщенность |
|
Осознаваемость |
|
Устойчивость |
|
Широта |
|
Эмоциональность |
|
Если создание образовательной среды в образовательной организации будет целенаправленным, то получится избежать негативных ситуаций. Правильный подход специалистов дает возможность создать условия, в которых дети, учителя, родители и другие участники образовательной среды реализуют свои позиции как субъекты.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: