Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Педагог-дефектолог: кто это такой и как им стать
Главная > Блог > Педагог-дефектолог: кто это такой и как им стать
27.04.2023
4944
Время чтения: 15 минут

Педагог-дефектолог: кто это такой и как им стать

Кто это такой? Педагог-дефектолог – специалист, помогающий детям с отклонениями: глухонемым, с ЗПР, с нарушениями зрения, умственно отсталым. Его основные задачи – научить своих подопечных ориентироваться в обществе, получать знания, общаться со сверстниками и пр.

Как им стать? Чтобы получить профессию дефектолога, можно окончить вуз или пройти специализированные курсы. Работать предстоит в детском саду, школе и в коррекционных учреждениях. Помимо этого, педагог вправе давать частные уроки. При желании можно заработать приличные деньги и дорасти до руководящей должности.

Оглавление:
    1. Кто такой педагог-дефектолог
    2. Разница между психологом и педагогом-дефектологом
    3. Задачи педагога-дефектолога
    4. Примеры методов работы дефектолога с детьми с ЗПР в ДОУ
    5. Рекомендуемая документация учителя-дефектолога
    6. Личные и профессиональные качества дефектолога
    7. Обучение на дефектолога
    8. Плюсы и минусы профессии педагога-дефектолога
    9. Карьерный рост и зарплата
    10. Вспомогательная литература для педагога-дефектолога
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Кто такой педагог-дефектолог

Дефектолог (от латинского defectus – недостаток и греческого λόγος – учение) – высококвалифицированный педагог, который занимается обучением и адаптацией детей с отклонениями в физическом или психическом развитии.

Педагог-дефектологДефектологи делятся на две группы:

  • первые занимаются обучением и воспитанием проблемных детей;
  • вторые – коррекционной педагогикой.

Задача дефектологов заключается в изучении происхождения, развития и особенностей недостатков, разработке методик и способов их коррекции. Дефектология – достаточно молодая наука, поскольку проблемами и социальной адаптацией людей с отклонениями в развитии длительное время никто не занимался.

В начале ХХ века медицина начала активно развиваться, специалисты пришли к выводу, что детей с умственными и физическими недостатками можно и нужно лечить, интегрировать в общество. Значительный вклад в развитие дефектологии сделали Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и др.

С момента своего становления дефектология претерпела существенные изменения. Изначально это была теоретическая наука, которая изучала особенности развития детей с психическими и физическими проблемами. Постепенно она перешла в практическую плоскость, теперь ее задача состоит в разработке и внедрении эффективных методик коррекции врожденных или приобретенных недостатков.

Профессия дефектолога включает в себя несколько узких специализаций:

  • педагог-дефектолог-логопед – работает с детьми с речевыми нарушениями;
  • дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и адаптацией слабослышащих детей;
  • дефектолог-тифлопедагог – специализируется на обучении и воспитании слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-амблиолог – занимается адаптацией и социальной реабилитацией слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией детей с умственной отсталостью.

Разница между психологом и педагогом-дефектологом

Итак, кто это – педагог-дефектолог и в чем разница между психологом и учителем?

Дефектолог – это коррекционный педагог, который занимается развитием и обучением детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии.

Психолог – специалист, изучающий психическое состояние человека, помогающий ему обрести душевное равновесие, корректирующий поведение.

Другими словами, разница между психологом и педагогом-дефектологом заключается в том, что дефектолог работает с физическими проблемами (заиканием, нарушениями речи, звукопроизношения и пр.), а работа психолога связана с психологическими сложностями (неуверенностью в себе, агрессией, замкнутостью и пр.).

Задачи педагога-дефектолога

Педагоги-дефектологи работают в учреждениях, специализирующихся на оказании помощи особенным детям, в частных образовательных объединениях, в инклюзивных организациях образования, в которых здоровые дети и малыши с особенностями развития занимаются вместе.

Перед практикующим педагогом-дефектологом стоят следующие задачи:

  • Проведение консультаций, обследование и изучение психофизиологических особенностей ребенка. Составление ИПР (индивидуальной программы реабилитации) с учетом анализа выявленных проблем.
  • Проведение групповых и индивидуальных занятий по специально разработанной программе.
  • Отслеживание динамики результатов работы с детьми (к примеру, занятия с дефектологом могут полностью компенсировать проблему СДВГ).
  • Консультирование родителей и воспитателей относительно развития и социализации детей с особенностями развития, рекомендация специальных упражнений для них.

Виды и особенности занятий зависят от имеющихся у ребенка проблем.

Примеры методов работы дефектолога с детьми с ЗПР в ДОУ

У значительного числа ребят дошкольного возраста имеются те или иные проблемы в развитии. Это повышает вероятность дезадаптации и неуспеваемости в школе. Согласно статистическим данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние годы количество здоровых дошкольников сократилось в 5 раз, только 10 % первоклассников не имеет никаких отклонений. Существенно возросло число детей с ЗПР (задержкой психического развития).

Педагог-дефектолог

Задержка психического развития характеризуется более медленным темпом развития одной или нескольких психических функций. Для решения проблемы используют медикаментозное лечение и коррекционные занятия. Кроме того, ЗПР может со временем пройти.

Методики работы с детьми с ЗПР

  • Словесные методы

При использовании словесных методов работы педагог обязан формулировать вопросы в доступной для детей форме. Инструкции лучше использовать одноступенчатые. Объяснения нужно повторять несколько раз. Рассказы должны быть лаконичными, четкими, эмоциональными и выразительными.

Детям с ЗПР сложно воспринимать и перерабатывать вербальную информацию, задержка в развитии часто сопровождается речевыми нарушениями, следовательно, необходимо дополнять словесные способы работы наглядной демонстрацией и практическим закреплением.

  • Наглядные

Чаще всего в коррекционной работе педагога-дефектолога используются наглядные методы. К примеру, наставники планируют и используют наблюдение для целенаправленного восприятия объекта или явления.

Занимаясь с детьми с ЗПР, важно помнить, что они медленнее воспринимают информацию, у них ниже концентрация внимания, сужен объем восприятия, то есть на каждом этапе им необходимо демонстрировать только один объект. Кроме того, дефектолог использует в работе полисенсорное обучение, при котором задействуются все органы чувств (зрение, .

К наглядному методу обучения особенных детей предъявляются определенные требования: отсутствие лишних элементов в иллюстрациях, соответствие картинок теме занятия, простота и доступность для понимания детей.

  • Упражнения и игры

При работе с детьми с ЗПР заметную эффективность показывают упражнения и дидактическая игра. У таких ребят низкая мыслительная активность, плохая память, проблемы с восприятием и пр. Занятия, в процессе которых умственные и практические действия многократно повторяются, помогают лучше закрепить определенные знания.

Положительный результат работы коррекционного педагога-дефектолога достигается при комплексном использовании всех методов. К примеру, при изучении темы «Овощи» детям показывают определенный овощ, в устной форме рассказывают о нем, а также позволяют изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь).

Кроме того, специальные педагоги-дефектологи применяют в работе нетрадиционные формы и методы, позволяющие добиться максимальных результатов. Рассмотрим несколько таких приемов:

  • Фитотерапия – лечение посредством лекарственных растений, помогает детям с дизартрией, логоневрозом и пр.
  • Музыкотерапия – использование в работе музыки для расслабления возбужденных детей, в перерыве между другими занятиями и пр.

Педагог-дефектолог

  • Хромотерапия – использование цветов для воздействия на организм ребенка. К примеру, синий помогает расслабиться, избавиться от головных болей; фиолетовый – успокаивает, повышает иммунитет, способствует выработке эндорфинов.
  • Пескотерапия – игры с песком. По мнению специалистов, такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние детей, снимают негативную энергию.

Дидактическая игра, то есть обучение через игру, особенно эффективно для дошкольников. Такие занятия используются в работе педагога-дефектолога в детском саду, поскольку обладают широким потенциалом для запуска процесса обучения.

Дети с ЗПР, обучающиеся в специально организованных условиях, демонстрируют успешное освоение разработанной программы, однако способность к обучению у них снижена по сравнению с обычными малышами. Работа педагога-дефектолога в дошкольных учреждениях направлена на социальную адаптацию ребят с особенностями развития.

Рекомендуемая документация учителя-дефектолога

Для того чтобы проводить анализ эффективности работы, педагог-дефектолог использует следующие документы:

Педагог-дефектолог

  1. Протокол первичного обследования ребенка.
  2. Журнал учета обследуемых обучающихся.
  3. Карта динамического развития ребенка:
    • Протокол обследования.
    • Представление на учащегося.
  4. Список учащихся, зачисленных на занятия с педагогом-дефектологом.
  5. Журнал учета посещаемости занятий педагога-дефектолога.
  6. Рабочая программа по коррекционному курсу (перспективный план работы с группой (по основному нарушению)).
  7. Рабочая программа индивидуальной деятельности с ребенком.
  8. Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем.
  9. График работы педагога-дефектолога.
  10. Журнал консультаций.
  11. План работы на год.
  12. Отчет по итогам года.

Личные и профессиональные качества дефектолога

Профессия педагога-дефектолога требует от специалиста высоких профессиональных компетенций, а также определенных личностных качеств.

Специалист должен быть искренне заинтересован в пациентах, от него требуется уважение, любовь и умение рассмотреть в каждом ребенке личность со своими особенностями, способностями и характером.

Требования к педагогу-дефектологу

Он должен быть:

  • эмпатом;
  • доброжелательным;
  • наблюдательным;
  • внимательным;
  • ответственным;
  • коммуникабельным;
  • терпеливым;
  • дисциплинированным;
  • тактичным и т. д.

Педагог-дефектолог

Качества

Для достижения желаемых результатов в работе с детьми с особенностями развития социальный педагог-дефектолог обязан обладать определенными профессиональными качествами. Он должен:

  • разбираться в педиатрии, психологии и педагогике, реабилитологии и социологии, неврологии, анатомии;
  • иметь базовые медицинские знания;
  • владеть специальными техниками и приемами, помогающими установить и поддерживать контакт со сложными детьми и их родителями;
  • знать методы диагностики;
  • уметь использовать методы коррекции различных нарушений и пр.

Обучение на дефектолога

Поскольку дефектология находится на стыке нескольких дисциплин, то стать педагогом-дефектологом можно, получив:

  • высшее образование по специальности «Дефектолог»;
  • высшее психологическое/педагогическое/медицинское образование по любому направлению, а также пройти профессиональную переподготовку для педагогов-дефектологов по направлению «Дефектология» в образовательных учреждениях ДПО, имеющих лицензию.

Правильная диагностика проблемы, выбор оптимальной программы коррекции невозможен без постоянного обучения и повышения квалификации педагога-дефектолога. В этом помогут обучающие семинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации и пр.

Предлагаем вашему вниманию дистанционные курсы повышения квалификации дефектологов от сетевого издания «Солнечный Свет».

Занятия разработаны в соответствии с изменениями ФГОС, вступившими в силу 1 сентября 2022 года. Вы получите качественное образование в удобное для вас время и удостоверение установленного образца.

Плюсы и минусы профессии педагога-дефектолога

Дефектологи работают в узкой нише, связанной со здоровьем и благополучием детей, поэтому профессия остается востребованной, а специалист с высокой квалификацией никогда не останется без работы.

Педагог-дефектолог

Плюсы профессии педагога-дефектолога:

  • высокая значимость дефектологов, поскольку они помогают детям с особенностями развития адаптироваться в обществе;
  • постоянный профессиональный рост и развитие, так как педагог-дефектолог может проходить обучение на курсах повышения квалификации и использовать в работе различные методики, расширяя свои знания;
  • небольшая продолжительность рабочего дня, не более 5-6 часов;
  • в бюджетных учреждениях дефектологам предоставляются дополнительные дни отпуска;
  • грамотный педагог-дефектолог может заниматься с детьми дистанционно и в частном порядке за дополнительную оплату.

Минусы в работе дефектолога:

  • высокое эмоциональное напряжение – специалисту недостаточно быть только педагогом, он должен находить подход к самым разным детям, несмотря на особенности их развития;
  • невысокий уровень зарплаты в бюджетных организациях;
  • невозможность использования единой программы для всех детей с определенными проблемами в развития, каждому ребенку требуется индивидуальная программа, которая нуждается в постоянной корректировке в процессе работы;
  • высокая конкуренция, поскольку опыт в большинстве случаев приходит с возрастом, поэтому молодым педагогам-дефектологам бывает сложно найти работу.

Иными словами, профессия педагога-дефектолога востребована и социально значима, но при этом связана с высокими эмоциональными нагрузками и требует большой отдачи.

Карьерный рост и зарплата

Чаще всего выпускники вузов начинают карьеру в сфере дефектологии с должности педагога-дефектолога в школе или ДОУ, т. е. в бюджетном специализированном образовательном учреждении. Работу молодого специалиста контролирует куратор. Заработная плата на начальном этапе варьируется от 15 до 20 тыс. рублей.

Через два-три года сотрудник перестает быть молодым специалистом и может самостоятельно заниматься реабилитацией детей с особенностями развития. Заработная плата возрастает до 30–45 тыс. рублей. На руководящей должности в государственной организации дефектолог может получать от 50 до 70 тыс. рублей.

Педагог-дефектолог

Заработная плата педагогов-дефектологов, работающих в частных образовательных и воспитательных учреждениях, – от 50 тыс. рублей. Для того чтобы там работать, специалист должен обладать опытом, не будет лишней и научная степень. Дефектологи, занимающиеся частной практикой, получают 60 и более тысяч рублей в месяц.

Вспомогательная литература для педагога-дефектолога

Работа педагога-дефектолога начинается с чтения специализированной литературы.

Общетематичсекая литература

  • Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика.
  • Настольная книга педагога-дефектолога/Т. Б. Епифанцева и др. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • Методические рекомендации ПМПК от 23.05.16.
  • Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 480 с.
  • Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  • Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство… (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»)/О. Г. Приходько [и др.], – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
  • Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений.

Литература, относящаяся к сенсорному и сенсомоторному развитию

  • Развитие восприятия у ребенка/Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. – М., 2001.
  • Агранович, З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – С. П., 2003.
  • Шевлякова, И. Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. – М., 2003.
  • Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007.
  • Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
  • Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей/Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М: Просвещение, 2009.
  • Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5–7 лет: пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М: Владос, 2003. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка. – М: Владос, 2003.

Педагог-дефектолог

Литература по теме пространственно-временных отношений

  • Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста. – М., 2007.
  • Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007.
  • Гончарова, Е. Л. Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном»/Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина.

Литература, касающаяся умственного развития особенных детей

  • Яковлева, Е. Л. Развитие внимания и памяти у школьников. – М.: Межд. пед. академ, 1995.
  • Тигранова, Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М., 1991.
  • Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006.
  • Ишимова, О. А. Развитие речемыслительных способностей детей/О. А. Ишимова, Е. Д. Худенко, С. Н. Шаховская. – М: Просвещение, 2007.

Литература по нормализации ведущей деятельности

  • Лидерс, А. Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3-4 классов/В кн. А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992.

Литература, направленная на обогащение словарного запаса, развитие связной речи

  • Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи. – М., 2001.
  • Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи. – СПб, 1999.
  • Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995.
  • Шевченко, С. Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. – М., 2005.

Литература, направленная на повышение готовности к восприятию учебной программы

  • Программа подготовки к школе детей с задержкой психического развития/Под общей редакцией С. Г. Шевченко – М., 2004.
  • Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
  • Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром: развитие мышления и речи детей 5–7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). – М.: Школьная пресса, 2004.
  • Капустина, Г. М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5-7 лет. – М.: Школьная пресса, 2004.

Педагог-дефектолог

  • Волкова, И.Н. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей)/И. Н. Волкова, Н. А. Цыпина. – М.: Школьная пресса, 2004.
  • Волкова, И. Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5–7 лет (комплект из 2-х тетрадей). – М.: Школьная пресса, 2004.
  • Тригер, Р. Д. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3 / Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
  • Тригер, Р. Д. Я учусь писать: рабочая тетрадь/Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова, Т. А. Мещерякова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
  • Тригер, Р. Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс. – М.: Изд-во Первое сентября, 2004.
  • Тригер, Р. Д. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: рабочая тетрадь: 2 класс/Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова. – М.: Изд-во Первое сентября, 2004.
  • Шевченко, С. Г. Предметы вокруг нас: методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2/С. Г. Шевченко, Г. М. Капустина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
  • Шевченко, С. Г. Природа и мы: методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

Литература, касающаяся проблем задержки психического развития

  • Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под. ред. К. С. Лебединской. – М., 1982.
  • Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр Владос, 1999. – 136с.
  • Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999.
  • Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
  • Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.
  • Марковская, И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М.: изд. н/о Компенс-центр, 1993.
  • Костенкова, Ю. А. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения/Ю. А. Костенкова, Р. Д. Триггер, С. Г. Шевченко.– М., 2004.
  • Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. – Речь, 2007.
  • Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М: Когито-Центр, 2009.
  • Дробинская, О. А. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М: Школьная пресса, 2005.
  • Фишман, М. Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей. – М: Экзамен, 2006.
  • Дробинская, О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М: Школьная пресса, 2006.

Литература, необходимая педагогу-дефектологу для работы с детьми, страдающими аутизмом

  • Никольская, О. Ребенок с аутизмом в обычной школе/О. Никольская, Т. Фомина, С. Цыпотан. – М: Чистые Пруды, 2006.
  • Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М: Владос, 2002.
  • Питерс, Т. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие/Т. Питерс, К. Гилберт. – М: Владос, 2005.
  • Никольская, О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение/О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. – М: Теревинф, 2005.
  • Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи/О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М: Теревинф, 2005.
  • Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М: Владос, 2007.

Литературы для работы с детьми, страдающими интеллектуальными нарушениями

  • Горскин, Б. Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика: уч. пособие для вузов (под ред. Пузанова Б. П.)/Б. Б. Горскин, Н. П. Коняева, Б. П. Пузанов. – М: Академия, 2008.
  • Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми. – М: Владос, 2007.
  • Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога. – М: Владос, 2004.
  • Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей. – С-Пб: Речь 2007.

Литература для работы со слабовидящими или слепыми детьми

  • Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – С-Пб: Каро, 2007.
  • Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М: Линка-Пресс, 2009.
  • Психология воспитания детей с нарушением зрения/Под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. – М., 2004.
  • Дети с амблиопией и косоглазием/Под ред. Никулиной. – СПб., 1991.
  • Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах/Под ред. Л. И. Плаксиной. – Калуга, 1998.

Литература для работы со слабослышащими или глухими детьми

  • Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М: Владос, 2001.
  • Михаленкова, И. А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / И. А. Михаленкова, Н. В. Анисимова, Н. В. Мирошниченко, К. В. Дроздовская. – С-Пб: КАРО, 2006.
  • Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М: Владос, 2005.
  • Леонгард, Э. И. Всегда вместе: Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. – М: Агентство образовательного сотрудничества, 2009.
  • Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М: Советский спорт, 2004.
  • Зыкова, Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида/Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. – М: Владос, 2003.
  • Тигранова, Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М., 1991.
  • Тигранова, Л.И. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы: рабочая тетрадь по развитию логического мышления для 1 (1–6) классов специальных образовательных учреждений № 1–6. – М: Просвещение, 2006.

Литература для работы с детьми, страдающими ДЦП

  • Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М: Владос, 2004.
  • Шипицына, Л. М. Детский церебральный паралич Издательство: институт общегуманитарных исследований / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – С-Пб: Издательство Дидактика Плюс, 2001.
  • Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М: Академия, 2001.

Профессия дефектолога востребована в настоящее время и останется такой же популярной в будущем. Это связано с тем, что все больше детей имеют те или иные особенности развития, отклонения в психической или физиологической сферах, испытывают сложности с адаптацией в социуме.

Согласно статистическим данным Роспотребнадзора только 12 % детей в России здоровы, у 88 % – определенные проблемы в развитии, инвалидность и другие особенности. Поэтому роль педагогов-дефектологов будет расти, и должность такого специалиста в школьных и дошкольных образовательных учреждениях в ближайшее время не исчезнет.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw