Педагог-дефектолог: кто это такой и как им стать
Сохранить статью:
Кто это такой? Педагог-дефектолог – специалист, помогающий детям с отклонениями: глухонемым, с ЗПР, с нарушениями зрения, умственно отсталым. Его основные задачи – научить своих подопечных ориентироваться в обществе, получать знания, общаться со сверстниками и пр.
Как им стать? Чтобы получить профессию дефектолога, можно окончить вуз или пройти специализированные курсы. Работать предстоит в детском саду, школе и в коррекционных учреждениях. Помимо этого, педагог вправе давать частные уроки. При желании можно заработать приличные деньги и дорасти до руководящей должности.
-
- Кто такой педагог-дефектолог
- Разница между психологом и педагогом-дефектологом
- Задачи педагога-дефектолога
- Примеры методов работы дефектолога с детьми с ЗПР в ДОУ
- Рекомендуемая документация учителя-дефектолога
- Личные и профессиональные качества дефектолога
- Обучение на дефектолога
- Плюсы и минусы профессии педагога-дефектолога
- Карьерный рост и зарплата
- Вспомогательная литература для педагога-дефектолога
Кто такой педагог-дефектолог
Дефектолог (от латинского defectus – недостаток и греческого λόγος – учение) – высококвалифицированный педагог, который занимается обучением и адаптацией детей с отклонениями в физическом или психическом развитии.
Педагог-дефектологДефектологи делятся на две группы:
- первые занимаются обучением и воспитанием проблемных детей;
- вторые – коррекционной педагогикой.
Задача дефектологов заключается в изучении происхождения, развития и особенностей недостатков, разработке методик и способов их коррекции. Дефектология – достаточно молодая наука, поскольку проблемами и социальной адаптацией людей с отклонениями в развитии длительное время никто не занимался.
В начале ХХ века медицина начала активно развиваться, специалисты пришли к выводу, что детей с умственными и физическими недостатками можно и нужно лечить, интегрировать в общество. Значительный вклад в развитие дефектологии сделали Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и др.
С момента своего становления дефектология претерпела существенные изменения. Изначально это была теоретическая наука, которая изучала особенности развития детей с психическими и физическими проблемами. Постепенно она перешла в практическую плоскость, теперь ее задача состоит в разработке и внедрении эффективных методик коррекции врожденных или приобретенных недостатков.
Профессия дефектолога включает в себя несколько узких специализаций:
- педагог-дефектолог-логопед – работает с детьми с речевыми нарушениями;
- дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и адаптацией слабослышащих детей;
- дефектолог-тифлопедагог – специализируется на обучении и воспитании слабовидящих и слепых детей;
- дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;
- дефектолог-амблиолог – занимается адаптацией и социальной реабилитацией слабовидящих и слепых детей;
- дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией детей с умственной отсталостью.
Разница между психологом и педагогом-дефектологом
Итак, кто это – педагог-дефектолог и в чем разница между психологом и учителем?
Дефектолог – это коррекционный педагог, который занимается развитием и обучением детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии.
Психолог – специалист, изучающий психическое состояние человека, помогающий ему обрести душевное равновесие, корректирующий поведение.
Другими словами, разница между психологом и педагогом-дефектологом заключается в том, что дефектолог работает с физическими проблемами (заиканием, нарушениями речи, звукопроизношения и пр.), а работа психолога связана с психологическими сложностями (неуверенностью в себе, агрессией, замкнутостью и пр.).
Задачи педагога-дефектолога
Педагоги-дефектологи работают в учреждениях, специализирующихся на оказании помощи особенным детям, в частных образовательных объединениях, в инклюзивных организациях образования, в которых здоровые дети и малыши с особенностями развития занимаются вместе.
Перед практикующим педагогом-дефектологом стоят следующие задачи:
- Проведение консультаций, обследование и изучение психофизиологических особенностей ребенка. Составление ИПР (индивидуальной программы реабилитации) с учетом анализа выявленных проблем.
- Проведение групповых и индивидуальных занятий по специально разработанной программе.
- Отслеживание динамики результатов работы с детьми (к примеру, занятия с дефектологом могут полностью компенсировать проблему СДВГ).
- Консультирование родителей и воспитателей относительно развития и социализации детей с особенностями развития, рекомендация специальных упражнений для них.
Виды и особенности занятий зависят от имеющихся у ребенка проблем.
Примеры методов работы дефектолога с детьми с ЗПР в ДОУ
У значительного числа ребят дошкольного возраста имеются те или иные проблемы в развитии. Это повышает вероятность дезадаптации и неуспеваемости в школе. Согласно статистическим данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние годы количество здоровых дошкольников сократилось в 5 раз, только 10 % первоклассников не имеет никаких отклонений. Существенно возросло число детей с ЗПР (задержкой психического развития).
Задержка психического развития характеризуется более медленным темпом развития одной или нескольких психических функций. Для решения проблемы используют медикаментозное лечение и коррекционные занятия. Кроме того, ЗПР может со временем пройти.
Методики работы с детьми с ЗПР
- Словесные методы
При использовании словесных методов работы педагог обязан формулировать вопросы в доступной для детей форме. Инструкции лучше использовать одноступенчатые. Объяснения нужно повторять несколько раз. Рассказы должны быть лаконичными, четкими, эмоциональными и выразительными.
Детям с ЗПР сложно воспринимать и перерабатывать вербальную информацию, задержка в развитии часто сопровождается речевыми нарушениями, следовательно, необходимо дополнять словесные способы работы наглядной демонстрацией и практическим закреплением.
- Наглядные
Чаще всего в коррекционной работе педагога-дефектолога используются наглядные методы. К примеру, наставники планируют и используют наблюдение для целенаправленного восприятия объекта или явления.
Занимаясь с детьми с ЗПР, важно помнить, что они медленнее воспринимают информацию, у них ниже концентрация внимания, сужен объем восприятия, то есть на каждом этапе им необходимо демонстрировать только один объект. Кроме того, дефектолог использует в работе полисенсорное обучение, при котором задействуются все органы чувств (зрение, .
К наглядному методу обучения особенных детей предъявляются определенные требования: отсутствие лишних элементов в иллюстрациях, соответствие картинок теме занятия, простота и доступность для понимания детей.
- Упражнения и игры
При работе с детьми с ЗПР заметную эффективность показывают упражнения и дидактическая игра. У таких ребят низкая мыслительная активность, плохая память, проблемы с восприятием и пр. Занятия, в процессе которых умственные и практические действия многократно повторяются, помогают лучше закрепить определенные знания.
Положительный результат работы коррекционного педагога-дефектолога достигается при комплексном использовании всех методов. К примеру, при изучении темы «Овощи» детям показывают определенный овощ, в устной форме рассказывают о нем, а также позволяют изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь).
Кроме того, специальные педагоги-дефектологи применяют в работе нетрадиционные формы и методы, позволяющие добиться максимальных результатов. Рассмотрим несколько таких приемов:
- Фитотерапия – лечение посредством лекарственных растений, помогает детям с дизартрией, логоневрозом и пр.
- Музыкотерапия – использование в работе музыки для расслабления возбужденных детей, в перерыве между другими занятиями и пр.
- Хромотерапия – использование цветов для воздействия на организм ребенка. К примеру, синий помогает расслабиться, избавиться от головных болей; фиолетовый – успокаивает, повышает иммунитет, способствует выработке эндорфинов.
- Пескотерапия – игры с песком. По мнению специалистов, такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние детей, снимают негативную энергию.
Дидактическая игра, то есть обучение через игру, особенно эффективно для дошкольников. Такие занятия используются в работе педагога-дефектолога в детском саду, поскольку обладают широким потенциалом для запуска процесса обучения.
Дети с ЗПР, обучающиеся в специально организованных условиях, демонстрируют успешное освоение разработанной программы, однако способность к обучению у них снижена по сравнению с обычными малышами. Работа педагога-дефектолога в дошкольных учреждениях направлена на социальную адаптацию ребят с особенностями развития.
Рекомендуемая документация учителя-дефектолога
Для того чтобы проводить анализ эффективности работы, педагог-дефектолог использует следующие документы:
- Протокол первичного обследования ребенка.
- Журнал учета обследуемых обучающихся.
- Карта динамического развития ребенка:
- Протокол обследования.
- Представление на учащегося.
- Список учащихся, зачисленных на занятия с педагогом-дефектологом.
- Журнал учета посещаемости занятий педагога-дефектолога.
- Рабочая программа по коррекционному курсу (перспективный план работы с группой (по основному нарушению)).
- Рабочая программа индивидуальной деятельности с ребенком.
- Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем.
- График работы педагога-дефектолога.
- Журнал консультаций.
- План работы на год.
- Отчет по итогам года.
Личные и профессиональные качества дефектолога
Профессия педагога-дефектолога требует от специалиста высоких профессиональных компетенций, а также определенных личностных качеств.
Специалист должен быть искренне заинтересован в пациентах, от него требуется уважение, любовь и умение рассмотреть в каждом ребенке личность со своими особенностями, способностями и характером.
Требования к педагогу-дефектологу
Он должен быть:
- эмпатом;
- доброжелательным;
- наблюдательным;
- внимательным;
- ответственным;
- коммуникабельным;
- терпеливым;
- дисциплинированным;
- тактичным и т. д.
Качества
Для достижения желаемых результатов в работе с детьми с особенностями развития социальный педагог-дефектолог обязан обладать определенными профессиональными качествами. Он должен:
- разбираться в педиатрии, психологии и педагогике, реабилитологии и социологии, неврологии, анатомии;
- иметь базовые медицинские знания;
- владеть специальными техниками и приемами, помогающими установить и поддерживать контакт со сложными детьми и их родителями;
- знать методы диагностики;
- уметь использовать методы коррекции различных нарушений и пр.
Обучение на дефектолога
Поскольку дефектология находится на стыке нескольких дисциплин, то стать педагогом-дефектологом можно, получив:
- высшее образование по специальности «Дефектолог»;
- высшее психологическое/педагогическое/медицинское образование по любому направлению, а также пройти профессиональную переподготовку для педагогов-дефектологов по направлению «Дефектология» в образовательных учреждениях ДПО, имеющих лицензию.
Правильная диагностика проблемы, выбор оптимальной программы коррекции невозможен без постоянного обучения и повышения квалификации педагога-дефектолога. В этом помогут обучающие семинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации и пр.
Предлагаем вашему вниманию дистанционные курсы повышения квалификации дефектологов от сетевого издания «Солнечный Свет».
Занятия разработаны в соответствии с изменениями ФГОС, вступившими в силу 1 сентября 2022 года. Вы получите качественное образование в удобное для вас время и удостоверение установленного образца.
Плюсы и минусы профессии педагога-дефектолога
Дефектологи работают в узкой нише, связанной со здоровьем и благополучием детей, поэтому профессия остается востребованной, а специалист с высокой квалификацией никогда не останется без работы.
Плюсы профессии педагога-дефектолога:
- высокая значимость дефектологов, поскольку они помогают детям с особенностями развития адаптироваться в обществе;
- постоянный профессиональный рост и развитие, так как педагог-дефектолог может проходить обучение на курсах повышения квалификации и использовать в работе различные методики, расширяя свои знания;
- небольшая продолжительность рабочего дня, не более 5-6 часов;
- в бюджетных учреждениях дефектологам предоставляются дополнительные дни отпуска;
- грамотный педагог-дефектолог может заниматься с детьми дистанционно и в частном порядке за дополнительную оплату.
на наши новости
500 000 пользователей!
Минусы в работе дефектолога:
- высокое эмоциональное напряжение – специалисту недостаточно быть только педагогом, он должен находить подход к самым разным детям, несмотря на особенности их развития;
- невысокий уровень зарплаты в бюджетных организациях;
- невозможность использования единой программы для всех детей с определенными проблемами в развития, каждому ребенку требуется индивидуальная программа, которая нуждается в постоянной корректировке в процессе работы;
- высокая конкуренция, поскольку опыт в большинстве случаев приходит с возрастом, поэтому молодым педагогам-дефектологам бывает сложно найти работу.
Иными словами, профессия педагога-дефектолога востребована и социально значима, но при этом связана с высокими эмоциональными нагрузками и требует большой отдачи.
Карьерный рост и зарплата
Чаще всего выпускники вузов начинают карьеру в сфере дефектологии с должности педагога-дефектолога в школе или ДОУ, т. е. в бюджетном специализированном образовательном учреждении. Работу молодого специалиста контролирует куратор. Заработная плата на начальном этапе варьируется от 15 до 20 тыс. рублей.
Через два-три года сотрудник перестает быть молодым специалистом и может самостоятельно заниматься реабилитацией детей с особенностями развития. Заработная плата возрастает до 30–45 тыс. рублей. На руководящей должности в государственной организации дефектолог может получать от 50 до 70 тыс. рублей.
Заработная плата педагогов-дефектологов, работающих в частных образовательных и воспитательных учреждениях, – от 50 тыс. рублей. Для того чтобы там работать, специалист должен обладать опытом, не будет лишней и научная степень. Дефектологи, занимающиеся частной практикой, получают 60 и более тысяч рублей в месяц.
Вспомогательная литература для педагога-дефектолога
Работа педагога-дефектолога начинается с чтения специализированной литературы.
Общетематичсекая литература
- Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика.
- Настольная книга педагога-дефектолога/Т. Б. Епифанцева и др. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Методические рекомендации ПМПК от 23.05.16.
- Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 480 с.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
- Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство… (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»)/О. Г. Приходько [и др.], – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
- Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений.
Литература, относящаяся к сенсорному и сенсомоторному развитию
- Развитие восприятия у ребенка/Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. – М., 2001.
- Агранович, З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – С. П., 2003.
- Шевлякова, И. Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. – М., 2003.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007.
- Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
- Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей/Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М: Просвещение, 2009.
- Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5–7 лет: пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М: Владос, 2003. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка. – М: Владос, 2003.
Литература по теме пространственно-временных отношений
- Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста. – М., 2007.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007.
- Гончарова, Е. Л. Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном»/Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина.
Литература, касающаяся умственного развития особенных детей
- Яковлева, Е. Л. Развитие внимания и памяти у школьников. – М.: Межд. пед. академ, 1995.
- Тигранова, Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М., 1991.
- Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006.
- Ишимова, О. А. Развитие речемыслительных способностей детей/О. А. Ишимова, Е. Д. Худенко, С. Н. Шаховская. – М: Просвещение, 2007.
Литература по нормализации ведущей деятельности
- Лидерс, А. Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3-4 классов/В кн. А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992.
Литература, направленная на обогащение словарного запаса, развитие связной речи
- Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи. – М., 2001.
- Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи. – СПб, 1999.
- Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995.
- Шевченко, С. Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. – М., 2005.
Литература, направленная на повышение готовности к восприятию учебной программы
- Программа подготовки к школе детей с задержкой психического развития/Под общей редакцией С. Г. Шевченко – М., 2004.
- Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром: развитие мышления и речи детей 5–7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). – М.: Школьная пресса, 2004.
- Капустина, Г. М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5-7 лет. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Волкова, И.Н. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей)/И. Н. Волкова, Н. А. Цыпина. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Волкова, И. Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5–7 лет (комплект из 2-х тетрадей). – М.: Школьная пресса, 2004.
- Тригер, Р. Д. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3 / Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
- Тригер, Р. Д. Я учусь писать: рабочая тетрадь/Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова, Т. А. Мещерякова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
- Тригер, Р. Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс. – М.: Изд-во Первое сентября, 2004.
- Тригер, Р. Д. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: рабочая тетрадь: 2 класс/Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова. – М.: Изд-во Первое сентября, 2004.
- Шевченко, С. Г. Предметы вокруг нас: методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2/С. Г. Шевченко, Г. М. Капустина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
- Шевченко, С. Г. Природа и мы: методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
Литература, касающаяся проблем задержки психического развития
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под. ред. К. С. Лебединской. – М., 1982.
- Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр Владос, 1999. – 136с.
- Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999.
- Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.
- Марковская, И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М.: изд. н/о Компенс-центр, 1993.
- Костенкова, Ю. А. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения/Ю. А. Костенкова, Р. Д. Триггер, С. Г. Шевченко.– М., 2004.
- Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. – Речь, 2007.
- Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М: Когито-Центр, 2009.
- Дробинская, О. А. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М: Школьная пресса, 2005.
- Фишман, М. Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей. – М: Экзамен, 2006.
- Дробинская, О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М: Школьная пресса, 2006.
Литература, необходимая педагогу-дефектологу для работы с детьми, страдающими аутизмом
- Никольская, О. Ребенок с аутизмом в обычной школе/О. Никольская, Т. Фомина, С. Цыпотан. – М: Чистые Пруды, 2006.
- Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М: Владос, 2002.
- Питерс, Т. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие/Т. Питерс, К. Гилберт. – М: Владос, 2005.
- Никольская, О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение/О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. – М: Теревинф, 2005.
- Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи/О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М: Теревинф, 2005.
- Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М: Владос, 2007.
Литературы для работы с детьми, страдающими интеллектуальными нарушениями
- Горскин, Б. Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика: уч. пособие для вузов (под ред. Пузанова Б. П.)/Б. Б. Горскин, Н. П. Коняева, Б. П. Пузанов. – М: Академия, 2008.
- Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми. – М: Владос, 2007.
- Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога. – М: Владос, 2004.
- Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей. – С-Пб: Речь 2007.
Литература для работы со слабовидящими или слепыми детьми
- Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – С-Пб: Каро, 2007.
- Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М: Линка-Пресс, 2009.
- Психология воспитания детей с нарушением зрения/Под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. – М., 2004.
- Дети с амблиопией и косоглазием/Под ред. Никулиной. – СПб., 1991.
- Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах/Под ред. Л. И. Плаксиной. – Калуга, 1998.
Литература для работы со слабослышащими или глухими детьми
- Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М: Владос, 2001.
- Михаленкова, И. А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / И. А. Михаленкова, Н. В. Анисимова, Н. В. Мирошниченко, К. В. Дроздовская. – С-Пб: КАРО, 2006.
- Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М: Владос, 2005.
- Леонгард, Э. И. Всегда вместе: Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. – М: Агентство образовательного сотрудничества, 2009.
- Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М: Советский спорт, 2004.
- Зыкова, Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида/Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. – М: Владос, 2003.
- Тигранова, Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М., 1991.
- Тигранова, Л.И. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы: рабочая тетрадь по развитию логического мышления для 1 (1–6) классов специальных образовательных учреждений № 1–6. – М: Просвещение, 2006.
Литература для работы с детьми, страдающими ДЦП
- Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М: Владос, 2004.
- Шипицына, Л. М. Детский церебральный паралич Издательство: институт общегуманитарных исследований / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – С-Пб: Издательство Дидактика Плюс, 2001.
- Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М: Академия, 2001.
Профессия дефектолога востребована в настоящее время и останется такой же популярной в будущем. Это связано с тем, что все больше детей имеют те или иные особенности развития, отклонения в психической или физиологической сферах, испытывают сложности с адаптацией в социуме.
Согласно статистическим данным Роспотребнадзора только 12 % детей в России здоровы, у 88 % – определенные проблемы в развитии, инвалидность и другие особенности. Поэтому роль педагогов-дефектологов будет расти, и должность такого специалиста в школьных и дошкольных образовательных учреждениях в ближайшее время не исчезнет.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: