Педагог-организатор в школе: задачи, навыки, обязанности
Сохранить статью:
Кто это? Педагог-организатор в школе отвечает за внеклассную работу, дополнительное развитие детей, их воспитание и досуг. Такой специалист есть в любом общеобразовательном заведении, но часто его должностные обязанности известны только директору, хотя его участие крайне важно.
Чем занимается? Задачи педагога-организатора обширны, они включают в себя подготовку различных мероприятий внутри школы: фестивалей, проектов, конкурсов и т. д. Помимо этого, в сферу деятельности такого специалиста входит аналогичная работа на городском, региональном и федеральном уровнях.
Специфика работы педагога-организатора
Должность педагога-организатора отличается разнообразием предполагаемой деятельности. Она может заключаться во взаимодействии с несовершеннолетними и молодёжью как в учреждении образования, так и в клубе или жилищном комплексе. Работая в образовательной организации, этот специалист может быть методистом, педагогом дополнительного образования, организатором массовой работы или непосредственно педагогом-организатором в школе. В связи с этим, круг компетенций будет достаточно широким.
В обязанности педагога-организатора может включаться руководство работой школы по какому-либо направлению воспитательной работы (естественнонаучное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное и так далее). Человек, занимающий эту должность, контролирует работу педагогов по данным направлениям, оказывает помощь при затруднениях в области методики, воспитания или организации деятельности.
Также в обязанности входит помощь педагогам в выявлении и развитии талантов обучающихся, организация кружков и секций в соответствии с потребностями детей. Совместно с заместителем директора педагог-организатор стимулирует преподавателей к профессиональному росту и повышению квалификации.
Эта должность в первую очередь необходима в тех образовательных организациях, в которых существует развитая система дополнительного образования, подразумевающая большое количество педагогического персонала. Но и при небольшом количестве детских творческих объединений нужен человек, руководящий их работой и создающий возможности для развития.
Первоочередной круг обязанностей подразумевает следующие виды работы.
- Организаторская:
- отчётливое осознавать предназначение своих функций, уметь определять приоритетные цели, создать нужную обстановку, найти способы и средства для их достижения;
- уметь погрузить учеников в деятельность, стимулировать их участие в определении планов деятельности;
- продумывать варианты содержания работы с детьми, способы обеспечить её промежуточные и итоговые результаты;
- создавать условия для определения средств, с помощью которых будет достигнута цель;
- добиваться охотного и свободного включения детей в деятельность;
- владеть базой организации коллективно-творческой деятельности, имеющей социальное значение;
- стимулировать инициативу и самостоятельность обучающихся, создавать условия для развития самоуправления.
- Воспитательная, для осуществления которой необходимо уметь:
- проводить грамотный анализ ситуации с учётом общих целей и задач учреждения;
- прогнозировать воспитательные результаты осуществляемых действий;
- создавать условия для раскрытия потенциала и способностей каждого члена организации;
- способствовать готовности учащихся к различным жизненным ситуациям и создание их ценностной базы для принятия решений;
- обеспечивать возможность участия каждого в личностно и общественно значимой деятельности;
- создавать атмосферу сотрудничества педагогов и обучающихся с приоритетом защиты интересов последних;
- регулировать общение, обеспечивать доброжелательную среду, атмосферу доверия и взаимопонимания.
- Представительская, к которой относится:
- организация плодотворного взаимодействия с государственными и общественными структурами;
- защита прав и интересов детей в семье, образовательной системе, обществе;
- приобщение несовершеннолетних к поиску решения возникающих проблем через обращения к органам законодательной и исполнительной власти.
Установив эти функции, можно определить основные задачи организатора внеурочной деятельности детей и запланировать способы их достижения.
Плюсы и минусы профессии педагога-организатора
Отрицательные стороны:
- Подготовка и участие в мероприятиях часто расценивается как излишняя нагрузка на педагогов и детей, поэтому приходится ограничиваться организацией 1 – 2 событий в учебной четверти.
- Устанавливается стандартная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Зарплата выплачивается согласно этой ставке, без учёта количества подготовленных и проведённых мероприятий и реальных затрат времени.
- Часто бывает тяжело обеспечить активное участие детей, родителей и педагогов в подготовке и проведении праздников.
Достоинства профессии:
- Работа этого специалиста творческая и интересная, особенно в случае поддержки творческой внеучебной деятельности детей и подростков со стороны руководства организации.
- Можно встретить талантливых учащихся, поддержать их стремления и помочь в развитии способностей. В свою очередь, такие ребята могут стать настоящими помощниками в творческих делах.
- Участие в значимых для школы делах не только оказывает развивающий и воспитательный эффект, но и поднимает статус некоторых членов детского коллектива, так как ребята с уважением относятся к тем, кто обладает интересными умениями. Дети, неуспешные в учёбе, или ребята из социально неблагополучных семей благодаря достижениям в творчестве перестают ощущать себя неудачниками и могут преодолеть предвзятое отношение учителей.
- Радостные моменты, которыми наполнена деятельность педагога-организатора, помогают избежать профессионального выгорания.
- График работы может быть свободным.
Качества и навыки педагога-организатора
Чтобы быть успешным в деятельности, педагог-организатор должен мастерски использовать свой опыт, следить за изменениями тенденций в педагогике и обладать рядом определённых личных качеств.
В первую очередь, необходимыми являются знание педагогики и детской психологии. На этой базе строится работа с детьми, без этого она не может быть результативной.
Эти навыки помогут сделать работу педагога-организатора эффективной.
- Педагогические способности.
Кроме изучения теоретических основ, необходим опыт педагогической практики. Если его недостаёт, помогут педагогические способности. Они имеются у большой части людей, но нуждаются в развитии. Специалист, у которого эти способности есть, успешно ведёт коллективную работу с детьми, при этом использует и индивидуальный подход к обучающимся.
В педагогические способности входят организаторские навыки, профессиональная наблюдательность, творческое мышление. Всё это позволяет анализировать деятельность, обобщать полученную информацию и составлять методические разработки для дальнейшей работы.
- Умение выступать на публику.
Специфика работы педагога-организатора в том, что ему приходится регулярно проводить конкурсы, линейки, концерты, игры, митинги и многие другие мероприятия. Часто бывает необходимо выступать на педсоветах, семинарах, родительских собраниях. Для всего этого нужно обладать навыками самопрезентации, то есть уметь подать себя с нужной стороны. Необходимо уметь выстраивать выступление, интересно и доходчиво преподносить информацию.
При этом недопустимы стеснение, тихая и невнятная речь, так как это приведёт к потере интереса аудитории и не соответствует лидерской позиции, которая должна быть присуща человеку этой профессии. При необходимости можно воспользоваться курсами (в том числе онлайн) для тренировки навыков публичных выступлений.
- Творческое мышление.
Опытный и профессиональный педагог-организатор свободно чувствует себя в круговороте бесконечных проектов, конкурсов и сценариев. Профессионал параллельно работает над разработкой нескольких идей, успевая реагировать на постоянно меняющиеся события, для него такой темп жизни является нормой.
В таком ритме может существовать только творческий человек, способный быстро генерировать идеи, для которого написание сценария для очередного мероприятия является интересным творческим вызовом.
- Готовность к условиям многозадачности.
Деятельность педагога-организатора многообразна. Хотя многие события цикличны и ряд мероприятий повторяются из года в год, инициативный и творческий человек сделает их уникальными. Если браться за дело с азартом и подключать долю перфекционизма, даже не очень интересные проекты превратятся в увлекательные действия.
При этом работа ведётся параллельно над несколькими делами, в одно и то же время может идти подготовка к концерту, участие в конкурсе плакатов и запись школьной радиопередачи. Естественно, к такому ритму готов не любой человек.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Педагогический такт.
О профессиональном выгорании, свойственном работникам школы, слышали, наверное, все. Высокий уровень стресса вызывает общение с некоторыми учениками и родителями. Дети порой непредсказуемы, склонны к манипуляциям, могут вести себя вызывающе и провоцировать взрослого на эмоции.
При этом педагог не может позволить себе непрофессиональную реакцию, крик, оскорбление или применение физического воздействия на ребёнка. Его нельзя удалить из помещения, так как во время занятия руководитель отвечает за жизнь и здоровье каждого ученика. Не может выйти и сам взрослый, оставив без присмотра группу детей. Необходимо контролировать свои эмоции, использовать педагогический такт и находить профессиональные решения конфликта.
- Знание и применение в деятельности возрастной психологии.
Чтобы понимать детей, этому нужно учиться. Имея нужные знания, профессионал сможет вовремя заметить намечающуюся проблему, помочь ребёнку в непростых обстоятельствах, установить диалог с родителями, оказав им помощь в воспитании.
Самой большой опасностью при выполнении обязанностей педагога-организатора является профессиональное выгорание. Чаще с этим сталкиваются специалисты, переживающие за статус образовательной организации и считающие своей целью первые места в рейтинговых конкурсах. Вынести груз ответственности поможет ряд личных качеств.
В педагогической деятельности нужны внимательность, ответственность, энергичность, способность к самоанализу. Но есть и другие качества, способствующие хорошей работе педагога-организатора.
- Общительность. Деятельность этого специалиста заключается во взаимодействии с множеством людей, которых нужно заинтересовать в своих идеях и включить в совместную деятельность. Коммуникабельность поможет донести свои идеи до собеседника, прийти к согласию, вдохновить окружающих.
- Открытость. Искреннему и честному человеку дети легко доверяются и охотно поддерживают его идеи. При работе со школьниками закрытость и отчуждённость являются очень большой помехой.
- Отзывчивость. Каждый ребёнок испытывает как радости, так и трудности. Даже когда дети скрывают проблемы, им необходимо поделиться этим грузом. Эту потребность может увидеть опытный педагог. Важно проявить участие и человечность, эти качества очень важны.
- Уверенность в себе. Это качество необходимо для того, чтобы увлечь за собой людей, тем более большую группу детей. Кроме того, уверенность в себе помогает отстоять свою точку зрения.
Нужными качествами также можно назвать уравновешенность, чувство юмора, любознательность.
Обучение и зарплата педагога-организатора
Педагогическое образование можно получить, окончив педагогический колледж или институт. При поступлении в колледж учитываются баллы по основным предметам в аттестате, а чтобы поступить в вуз, сдают ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, обществознание и история.
Имея высшее или среднее профессиональное образование, независимо от его направления, можно стать педагогом-организатором, пройдя курсы профессиональной переподготовки. Это можно сделать в обучающем центре и на некоторых педагогических платформах в интернете.
Обучение займёт около двух месяцев, проводится дистанционно и включает все современные методы работы. В результате вы будете иметь навыки разработки и проведения мероприятий, сможете руководить различными направлениями досуговой деятельности, получите возможность вести объединения для обучающихся разных возрастов. По окончании курса вам будет присвоена квалификация педагога-организатора, и после получения диплома можно начинать работать.
Найти работу можно в частных и муниципальных школах, детских садах, домах детского творчества. Существует эта должность и в учреждениях культуры, досуговых центрах, школах искусств, детских лагерях.
Имея опыт работы по специальности, можно достичь административной должности, занять место руководителя дома культуры, заведующего дошкольным учреждением, директора школы или его заместителя.
При достаточной активности и амбициях можно заняться частной практикой, создать свой сайт или страницу в социальной сети, набрать группу или индивидуальных учеников и проводить занятия.
Заработки педагога-организатора могут сильно различаться. Это зависит от следующих моментов:
- уровень педагогической квалификации;
- опыт и стаж работы;
- регион проживания;
- условия работодателя;
- личная активность и инициатива.
Молодой специалист в большинстве регионов будет получать порядка 20-25 тысяч рублей в месяц, а для педагога со стажем, работающего в столице, обычной будет считаться заработная плата 60-70 тысяч. Повысить свои доходы можно, не только предоставляя платные занятия, но и используя профессиональный рост и повышая квалификацию.
Работа с детьми является важной и значимой для общества. Ведь педагог вносит вклад в формирование личности ребёнка, поддерживает его интерес к познанию окружающего, развивает человеческие ценности. Поэтому важны не только знания и умения, но и любовь к своей профессии.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: