Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Педсовет учителей
Главная > Блог > Педсовет учителей: задачи и формы проведения
10.11.2022
2214
Время чтения: 15 минут

Педсовет учителей: задачи и формы проведения

О чем речь? Педсовет учителей необходим для здоровой работы любой школы. Сочетая опыт каждого педагога с современными методиками образования, можно обеспечить грамотное преподавание и развитие учащихся.

На что обратить внимание? К сожалению, нередко педсовет проводится формально, без объективной пользы для участвующих. Чтобы этого не происходило, необходимо не только понимать функции данного мероприятия, но и правильно готовиться к нему и выбирать современную форму организации.

Оглавление:
  1. Функции педсовета учителей
  2. Модули педсовета учителей
  3. Планирование и проведение педсовета
  4. Формы проведения педсовета
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Функции педсовета учителей

Педагогический совет в современном понимании несёт множество функций. Среди них можно выделить следующие группы:

  • Административные, или функции управления, к которым относятся законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.
  • Законодательные, задача которых – принимать коллективные решения, которые в дальнейшем будут обязаны исполнять сотрудники, путём открытого голосования.
  • Совещательные предназначены для обсуждения того, как проходит учебно-воспитательный процесс и выработки рекомендаций по его дальнейшему развитию.

Педсовет учителей

  • Диагностические – связаны с опытно-экспериментальными работами, социальными, психологическими обследованиями.
  • Планово-прогностические заключаются в обсуждении перспектив развития школы, составлении планов деятельности коллектива, выборе учебных программ.
  • Экспертно-контролирующие – принимаются отчёты и заключения, отражающие деятельность всех сотрудников организации, выполнение участниками образовательного процесса Устава школы, единых требований к учащимся, работу с родителями.
  • Корректирующие функции заключаются во внесении изменений в планирование работы школы, необходимые по объективным причинам (изменение государственной политики, подвижки в социальной обстановке, новый социальный заказ).

Среди методических функций педсовета учителей можно выделить задачи информационного, обобщающего, аналитического, развивающего, обучающего и активизирующего направления.

  • Информационное – содержит сведения о текущем положении учебно-воспитательного процесса и способах его усовершенствовать, о достижениях в педагогике, пропаганду передового опыта.
  • Обобщающе-аналитические задачи педсовета включают анализ уровня преподавания в школе, качества знаний и уровня воспитанности обучающихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
  • Развивающее направление заключается в развитии педагогического мастерства сотрудников, овладении наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения, использовании опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применении современных образовательных технологий.
  • Обучающее направление – в первую очередь повышение уровня профессионализма педагогов с помощью различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
  • Активизирующее направление – стимулирует и активизирует усилия коллектива школы, сотрудников, занимающихся методической работой, а также работу каждого из учителей над выбранной методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета призваны формировать общественное мнение, сознательную дисциплину коллектива школы, поддерживать индивидуальность каждого педагога.

Воспитанию коллектива способствует привлечение всех учителей к процессу подготовки заседаний педсовета, совместное обсуждение вопросов, общее принятие решений и их исполнение. В ходе коллективной работы укрепляется внутренняя дисциплина каждого сотрудника, вырабатывается сознательность, организованность, стремление к планомерной деятельности.

У учителей появляется единое мнение по вопросам развития, воспитания и обучения школьников, а также единые требования к своей деятельности.

И, наконец, педсовет учителей несёт социально-педагогические функции, которые выражаются в следующем:

  • коммуникация – связь коллектива школы с родителями и учениками, с педагогическими коллективами других учебных учреждений;
  • координация и интеграция – объединение действий учителей, учеников и родителей, взаимодействие школы, семьи и общества;
  • согласование – создание и укрепление целесообразных связей, порядка действий;
  • социальная защита учеников и педагогов, выполнение правовых норм по отношению к детям, родителям и учителям (обеспечение нормальных условий труда, социальной поддержки, увольнения и приема и т.д.)

Модули педсовета учителей

Если обобщить проблематику, затрагиваемую на педагогических советах, их содержание можно представить в виде модулей:

Модуль 1. Знания, умения, навыки обучающихся.

  • своевременное распознавание и предупреждение отставания в учебе;
  • содержание образования (образовательные стандарты, программы, преемственность ступеней образования, межпредметные связи);
  • формирование общеучебных компетенций школьников;
  • формы и методы контроля результатов обучения.

Педсовет учителей

Модуль 2. Образовательные технологии.

  • технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции учебного материала;
  • технологии коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
  • коммуникативные технологии;
  • технологии на основе совершенствования управления (модульное, технология малых команд);
  • технология саморазвивающего обучения;
  • дифференциация и индивидуализация образовательного процесса (с учётом особенностей обучающихся);
  • технология коллективного способа обучения;
  • альтернативные технологии;

Модуль 3. Урок.

  • способы повысить активность обучающихся на уроке;
  • выполнение требований к современному уроку;
  • альтернативные формы обучения;
  • особенности урока в развивающем обучении;
  • нетрадиционные формы уроков.

Педсовет учителей

Модуль 4. Воспитание.

  • программа воспитания школы;
  • цели современного воспитания и его содержание;
  • возможности воспитания в образовательном процессе;
  • социализация школьника;
  • внеклассная деятельность;
  • мониторинг уровня воспитанности учащихся.

Модуль 5. Работа классного руководителя.

  • становление и сплочение классного коллектива;
  • программы воспитания в классах;
  • работа с детьми, демонстрирующими девиантное поведение;
  • организация самоуправления школьников;
  • участие в коллективных творческих делах.

Модуль 6. Развитие школы (управление).

  • соблюдение принципов демократии в организации школьной жизни;
  • применение современных образовательных технологий;
  • деятельность школы в режиме развития, педагогический эксперимент;
  • оптимизация процесса обучения и воспитания;
  • программа развития школы.

Модуль 7. Обучающийся.

  • адаптационная педагогика;
  • ограждение ученика от педагогических крайностей;
  • социальная защита школьников;
  • психолого-педагогическая диагностика личности обучающегося;
  • внимание к личности ученика, модель выпускника;
  • здоровьесберегающие технологии и мероприятия.

Педсовет учителей

Модуль 8. Учитель.

  • творческая лаборатория, исследовательская деятельность учителя;
  • гуманизация отношений участников педагогического процесса, взаимоуважение;
  • совершенствование педагогического мастерства;
  • соблюдение личностного подхода, учение без принуждения;
  • личность учителя.

Модуль 9. Родители (семья, социум).

  • совместная работа, взаимодействие школы, семьи и общества;
  • особенности современного семейного воспитания;
  • работа педагогов с родителями;
  • социальная педагогика;
  • социальная защита и реабилитация школьников.

Модуль 10. Современные направления модернизации образования.

  • модернизация в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО);
  • организация сетевого взаимодействия со школами округа;
  • участие в конкурсах, проводящихся в системе приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО);
  • предпрофильная подготовка школьников и профильное обучение.

Во время работы школы, осуществления образовательного процесса могут возникать те или иные проблемы, которые периодически могут обостряться или временно терять актуальность. Администрация школы и её методические работники управляют всеми происходящими процессами. С этой целью посещаются уроки, ведётся индивидуальная работа с учителями, проводятся совещания, лекции, семинары.

Педагогический совет является наиболее важным средством управления школой и разрешением появляющихся трудностей. Он может проводиться как для всего коллектива, так и для определённой части, например, педсовет учителей начальных классов.

На педсоветах определяются пути деятельности, средства решения проблем, вырабатываются рекомендации на длительные сроки. Всё это делает возможным управление образовательным процессом, его результатами и уровнем.

Задача, стоящая перед школой, становится темой педсовета. Формулируя тему и вопросы для обсуждения, лучше использовать лаконичные фразы, построенные доступными словами, выразительные и эмоциональные.

Планирование и проведение педсовета

Здесь выделяется несколько этапов, каждый из которых выполняет определённые задачи.

Теоретический. Его цели:

  • определить темы педсоветов на период в 3 года. Они должны соответствовать научно-методической теме школы, концепции её развития, поставленным целям и задачам, прогнозируемым результатам деятельности;
  • распланировать тематику педагогических советов на предстоящий учебный год, основываясь на анализе деятельности школы в предыдущем. Педагогический коллектив должен быть ознакомлен с темами заседаний до начала учебного года и утвердить этот план голосованием на первом заседании педагогического совета.

Педсовет учителей

Организационный этап:

  • составить план проведения педагогического совета, выбрать форму, в которой он пройдёт, определить цели и задачи;
  • выбрать методы исследования для получения материала. Это могут быть наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование и другие формы. Собрать материал также можно путём изучения научной литературы и нормативно-законодательных документов;
  • сформировать рабочую группу по проведению педагогического совета, распределить обязанности каждого участника.

Этап мониторинга:

  • собрать и проанализировать информацию, собранную с помощью исследования на предыдущем этапе.

Практический этап:

  • провести заседание, принять решение по его итогам.

Аналитически-регулирующий этап:

  • провести совещание при директоре с целью проанализировать эффективность педагогического совета;
  • организовать работу по выполнению решений, принятых на педсовете;
  • обеспечить контроль над выполнением этих решений.

Подготовка проводится по определённому алгоритму. Он состоит из следующих пунктов.

  1. Издать локальный акт о подготовке к педагогическому совету.
  2. На методическом совете составить план подготовки к педсовету и определить сценарий его проведения.
  3. Организовать рабочую группу по подготовке заседания педагогического совета, в которую включить педагогов, заинтересованных в работе над его темой; составить план её работы.
  4. Выделить творческие группы, которым поручить подготовку отдельных вопросов работы педсовета.
  5. Оформить стенд, на котором отразить информацию по подготовке к педагогическому совету и включить в неё список рекомендуемой литературы по проблеме, которая будет обсуждаться.
  6. Определить те объекты, которые необходимо изучить (в зависимости от обсуждаемой проблемы это может быть состояние преподавания учебных предметов, нюансы деятельности классных руководителей, воспитание учащихся).
  7. Собрать необходимую информацию об объектах изучения, обработать её, провести анализ и обобщить результаты. Провести социологические исследования среди всех участников образовательного процесса на тему, вынесенную на педсовет.
  8. Взаимодействовать с людьми, которые должны выступить. Материал, вынесенный на педсовет (доклад учителя или сообщение приглашённого лица) нужно предварительно согласовать.
  9. Подготовить наглядный материал, выставку методической литературы и т.п.
  10. Определить, какие педагогические ситуации, стоит рассмотреть на заседании.
  11. Отобрать терминологию (понятийный аппарат).
  12. Составить проект решения.

Педсовет учителей

В рабочую и творческие группы можно включить руководителей методических объединений, участников проблемных групп, опытных учителей, которые изучали этот вопрос в своей педагогической деятельности. В ходе подготовки к педсовету они могут посещать уроки, обобщать опыт, готовить выставки на тему заседания. Чтобы проблема была изучена всесторонне и получена наиболее полная информация, необходимо привлечь к подготовке как можно больше сотрудников, заинтересованных в данной работе.

Формы проведения педсовета

    1. «Круглый стол»

      Эта форма предполагает коллективное обсуждение проблемы. Чтобы провести такой педсовет, необходимо сформулировать вопросы для обсуждения, подобрать подходящую литературу, предварительно обсудить в группах отдельные вопросы. Важно создать деловую обстановку и назначить ведущего, который способен хорошо ориентироваться в обсуждаемых вопросах и может повернуть беседу в нужное направление.

    2. Деловая игра

      Обучающая форма. Участники педсовета получают определённые роли. Во время игры они обучаются анализу и решению различных педагогических проблем. Игра позволяет создать положительный эмоциональный настрой, что помогает повысить интерес к обсуждаемому вопросу, побуждает к творческой деятельности. В итоге такая форма становится эффективной в плане управления учебно-воспитательным процессом.

Педсовет учителей

    1. Защита инноваций

      Учителя делятся на творческие группы, каждая из которых получает задание: рассказать после предварительной подготовки об одной из педагогических инноваций, в краткой форме представив её идеи и особенности. Каждая группа определяет, кто из участников будет исполнять роль автора-новатора, оптимистов, пессимистов, реалистов, которые действуют по правилам во время обсуждения.

      После выступления каждой группы на педагогическом совете принимается решение о том, целесообразным ли будет применение данной инновации.

    2. Педагогический совет в форме КТД

      При этой организации деятельности все работники школы принимают участие в деятельности, приносящей общественную пользу. Для достижения поставленной цели необходимо активное сотрудничество всех сотрудников. Коллективные творческие дела применяются для того, чтобы стимулировать поиск новых решений проблем.

      Преимущества данной формы работы:

      • осознание коллективом единства целей, для достижения которых необходимо объединить усилия;
      • разделение обязанностей;
      • возникновение отношений взаимопомощи и между членами коллектива;
      • развитие самоконтроля;
      • усиление интереса к теме в результате делового общения коллег.

      Чтобы педагогический совет в форме КДТ был эффективным в школе, которая работает в режиме развития в современных условиях, нужно соблюсти ряд условий:

      • вынести на обсуждение нужно кардинальную проблему, которая имеет общественное значение;
      • педагоги достаточно мотивированы на решение данной проблемы;
      • в школе имеется опыт проведения КТД с обучающимися.
  1. Творческий отчет

    При такой форме работы происходит обобщение педагогического опыта, результатами которого смогут воспользоваться другие. Выступление учителей на педсоветах с творческим отчётом – важнейший способ, повышающий уровень его квалификации. Такой педагог является уважаемым в коллективе человеком, добивается высоких результатов в работе. Учителя-носители педагогического опыта, способствующего выработке у детей потребности в самообразовании, интереса к знаниям и любви к труду, делясь своими секретами, способствуют развитию профессионального мастерства своих коллег.

  2. Совет-презентация

    Его целью является привлечение внимание к чему-либо и общественная оценка этих начинаний (новой программы, учебника, опыта работы).

Современная школа находится в процессе изменения и обновления. И педагогический совет, являясь органом коллегиального управления, должен способствовать смене устаревших педагогических представлений. Поэтому необходимы новые подходы к подготовке и проведению педагогических советов.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw