Перевернутое обучение – история возникновения, принципы и формы проведения
Сохранить статью:
Что это? Перевернутое обучение – довольно популярная методика преподавания в современных школах. В отличие от классической системы оно предполагает изучение теоретического материала дома, а время урока используется для закрепления и выполнения практический заданий.
Какие плюсы? Перевернутое обучение имеет много преимуществ по сравнению с традиционным стилем. Учащиеся могут осваивать темы в своем собственном темпе, а преподаватели – интересно и необычно организовывать учебный процесс.
История возникновения методики перевернутого обучения
Первыми такие «перевернутые уроки» организовали преподаватели из США – Джонатан Бергман и Аарон Сэмс в 2007 году. Они работали учителями в школе штата Колорадо и вместе занимались составлением контрольных тестов, лабораторных занятий и планов урока. Но они заметили, что все их порывы не вызывают особого отклика у школьников. Им неинтересно, они не стараются, не выполняют домашние задания, опаздывают или вообще прогуливают уроки.
Тогда педагоги и решают записывать свои уроки на видео, выкладывать в интернет, а ученикам отправлять ссылки на просмотр. И это дало свои плоды. Уже через год успеваемость стала значительно выше, а методика понравилась и была взята на вооружение и другими преподавателями.
Такой формат понравился не только ученикам, но был удобен и для учителей. У преподавателей отпала необходимость все время рассказывать одно и то же. Теперь они могли просто ответить на появившиеся вопросы, объяснить то, что кто-то не понял и сразу переходить к практике.
Другим примером перевернутого обучения и занятий в формате «flipped classroom» стал Салман Хан. По профессии он был инвестиционным аналитиком, но помогал с математикой своей двоюродной сестре. Когда его попросили взять ещё двух детей на репетиторство, для удобства он решил записать несколько роликов и выложил их на youtube.
Эти ролики в свободном доступе смогли посмотреть и другие школьники. Вскоре эти записи стали очень популярны. И Хан открыл свою академию – электронную базу видео-уроков. И даже выиграл грант от Google на развитие данного проекта.
Хан говорил, что школьная программа несовершенна, а «перевернутое» обучение гораздо удобнее. Программа математики продумана недостаточно хорошо, потому что сложность заданий нарастает очень быстрыми темпами. Он сравнивал это с тем, как учат детей кататься на двухколесном велосипеде. Сопоставимо с тем, если бы тогда, когда ребенок научился ездить хоть чуть-чуть (самым аза), его сразу же пересадили на одноколесный велосипед.
Видео-лекции делают усвоение материала проще, так как у детей есть возможность переслушивать уроки столько раз, сколько им это нужно. Так гораздо проще усвоить и запомнить сложную тему.
Актуальность перевернутого обучения
В обычном процессе обучения значительное количество недостатков.
Все дети разные и темп, с которым они усваивают знания, тоже. Если ученик не успевает понять какую-то теорию в одном темпе со всеми, наверстать упущенный материал потом довольно сложно. Уроки обычно не очень длинные, и учителя могут торопиться, чтобы дать информацию по максимуму.
Иногда много времени тратится также на организационные и дисциплинарные вопросы. И тогда к новой теме можно приступить только тогда, когда уже пора заканчивать урок. Учащимся приходится переспрашивать непонятый материал у родителей, вызывать репетиторов, чтобы разобраться в теме.
Перевернутое обучение – это метод обучения, который позволяет детям изучить теорию до очного урока. И ученик может выделить на ее изучение столько времени, сколько требуется ему лично. И пересматривать видео-урок он может неоднократно. Может делать конспекты по пути. Конечно, так усваивать материал гораздо легче.
Часто на уроках оффлайн на практику не хватает времени. А ведь она намного важнее теории. Тут можно провести параллель с любой профессией. Например, для медсестры, теоретические знания, конечно, очень важны, но без практики в том, как ставить уколы – никуда.
Система перевернутого класса построена так, что каждый из уроков посвящен практике. Школьники не мучаются с домашними заданиями по вечерам, потому что все эти задачки они успевают решить в классе. По итогу – ученики умеют применять знания на практике.
Довольно часто уроки в классе очень однообразны, примитивны и скучны. Стандартная схема: учитель пересказал новую тему, ребенок дома делает домашнее задание, но у него не получается, и он не знает, к кому обратиться за помощью, задать вопросы некому. На классических уроках в школе современные интерактивные форматы используют редко и неохотно.
А схема перевернутого обучения в школе предлагает множество разных форматов и видов деятельности. Теоретическую информацию можно подавать в виде статей, презентаций, видеоматериалов, ссылок на источники, учебники и другую литературу. Некоторые учителя записывают свои видео-лекции и отправляют ознакомиться ученикам, чтобы они разобрались с теорией дома и в класс на уроки перевернутого обучения пришли уже подготовленными.
Некоторые преподаватели убеждены, что дети сами должны искать информацию, учиться обрабатывать и анализировать ее. Поэтому они задают только тему для изучения. А ребята сами находят материал и погружаются в него.
Практические занятия могут проходить в совершенно разных форматах: игры, викторины, симуляции, дискуссии, работа по группам, опыты, кейсы, эксперименты, проекты, презентации.
Решает ли перевернутое обучение и перевёрнутый класс проблемы в полной мере еще неясно, но исследования проводятся регулярно. А те преподаватели, которые работают по такой методике, фиксируют отличные результаты у своих учеников.
Плюсы перевёрнутого обучения
Рассмотрим плюсы такого формата обучения для учеников и преподавателей.
Для учеников:
- изучают информацию в своем темпе и в любое удобное время;
- материалы всегда остаются у ребят, и они могут пересматривать их при необходимости;
- у детей воспитывается ответственность за свое обучение;
- развиваются навыки поиска и анализа информации;
- умение работать в команде;
- помощь одноклассникам;
- растет мотивация и увлеченность работы на уроке;
- качественный образовательный ресурс в электронном виде.
на наши новости
500 000 пользователей!
Для преподавателей:
- не нужно рассказывать в лекциях одно и то же каждый раз, достаточно один раз записать их;
- индивидуальный подход к образовательной деятельности;
- организация учебного процесса по-новому и необходимость только координации действий;
- активное вовлечение детей и их родителей в процесс учебы;
- легко проводить диагностику знаний.
Минусы перевёрнутого обучения
Конечно, как и во всех вещах, технология перевернутого обучения не может быть на 100 % положительной. Она также имеет недостатки. Они не зависят от местоположения применения программы, а общие для всех стран.
Для учеников:
- много времени вынуждены проводить за компьютером;
- у всех разные технические возможности выхода в интернет;
- непросто перестроиться на такую систему;
- сложно самому разбираться с информацией;
- домашние задания теперь являются обязательной частью урока.
Для преподавателей:
- необходимо правильно донести родителям плюсы такой методики;
- нужно подготовить много первичной информации;
- должны уметь хорошо пользоваться компьютером и другой техникой, а также интернетом (не всем поколениям подойдет);
- нужно уметь организовать работу в группе;
- коллектив должен поддерживать вас в вашем начинании.
Организация перевернутого обучения в классе
Можно выделить 3 основных компонента методики «перевёрнутого класса»
- Подготовка преподавателем образовательной среды. Необходимо записать видеоуроки, презентации, разработать различные другие интересные материалы, подобрать фильмы, лекции и т.д. Выбрать платформу, через которую учитель будет давать обратную связь школьникам.
- Организация образовательной деятельности. Необходимо определиться с ключевыми компетенциями по теме, формой работы на уроке, подготовить задания для выполнения в классе. При совместной работе с преподавателем ученики могут решать дополнительные задания, повторять, закреплять пройденный материал, изучать его более глубоко и разбирать больше нюансов.
- Оценка знаний учеников (текущая и итоговая). Вместе с учениками преподаватель может выбрать разные формы контрольных и итоговых работ. Это могу быть проекты, тесты, эссе и т.д.
Главные преимущества такой системы «перевернутого класса»
- Современный подход, позволяющий развивать у ребенка умения и навыки 21 века – самостоятельность, работа в группе, умение решать проблемы, искать и находить всевозможную информацию, сотрудничество, творческий подход, грамотность в области информационных технологий.
- Возможность оказать поддержку в развитии каждому учащемуся лично.
Выделяют несколько главных компонентов, которые очень важны при создании урока по методике «перевернутого класса»:
- Объём знаний, которые должны получить ученики. При этом лучше всего поделить эти знания на 2 группы в зависимости от способа получения информации. Первая – знания, полученные из видео уроков непосредственно от самого учителя. Вторая – знания, найденные самостоятельно в сети.
- Виды работ, направленных на практику, которые будут отрабатываться с учителем в классе, контрольные итоговые работы, индивидуальные, групповые и домашние задания.
- Материалы, которые должны разработать учащиеся во время курса: конспекты, проектные работы, презентации. В какой форме они должны быть сданы преподавателю, классу, может быть родителям и т.д. Нужно ли разместить их в сети интернет после окончания обучения.
- Подготовить, записать самим или найти видео-лекции и задания к ним. Сделать памятки, шаблоны, методички, на которые смогут опираться учащиеся, выполняя работы. Очевидно, что более наглядным примером для учеников будет тот, который разработал их учитель самостоятельно.
- Разработать систему оценки работ учеников, выделить конкретные критерии оценивания. Они должны быть максимально понятными и прозрачными, в том числе и для учеников, чтобы и они могли предварительно оценить свою деятельность. Оценки не должны служит способом наказания, а скорее наоборот, стимулом для дальнейшего совершенствования.
- Определить способы и виды связи с учениками, то, с помощью каких ресурсов вы будете получать о них информацию. Разработать такую систему, когда у учителя будет возможность уделить достаточное количество времени каждому его ученику.
7 форм перевернутого обучения
Структура перевернутого обучения кажется очень простой. Дать детям материал на самостоятельно изучение (видео-лекции, например), а на уроке отработать на практике полученные знания. Но если присмотреться повнимательнее, то в перевернутом классе можно выделить несколько интересных форм. Рассмотрим семь из них:
Стандартный перевернутый класс
Ученикам на дом задают посмотреть видео-лекции или изучить другие материалы по теме урока. На уроке они делают практику, отрабатывают то, чему научились в теории. Таким образом высвобождается больше времени для отработки новой темы или закрепления пройдённого материала.
Дискуссионно-ориентированный перевернутый класс
Преподаватели предоставляют учащимся видеоролики или любой другой материал посвященный определенной тема. А время на уроке занимаю обсуждением и разработкой какого-то проекта. Такой подход очень хорошо ложится на такие предметы как история, искусство, культурология, иностранные языки, русский язык.
Демонстрационно-ориентированный перевернутый класс
Такой формат лучше всего подходит для предметов, где требуется точное запоминание и следование алгоритму. Это, например, естественные науки: химия, физика, математика. Учитель записывает видео-лекции таким образом, чтобы потом каждый ученик мог работать с ними в темпе, приемлемом для его.
Фальшивый перевернутый класс
Интересная идея, разработанная EducationDrive. Отличный вариант для тех, кто совсем не готов выполнять работы дома. Учащиеся смотрят лекции непосредственно в классе, в удобном для себя темпе. А учитель в это время может перемещаться от ученика к ученику, подсказывать, помогать ему, объяснять непонятные моменты.
Групповой перевернутый класс
Благодаря такому подходу у детей есть возможность учиться друг у друга. Они также сначала изучают информацию дома, как и всегда в таких методах, а нововведение заключается в том, что на практических занятиях ребята объединяются в группы и работают над заданиями коллективно. Такой формат показывает детям, что можно узнать что-то новое и интересное и от товарища. Учащиеся не только находят правильный ответ, но и объясняют друг другу почему правильный именно такой.
Виртуальный перевернутый класс
Для учеников старших классов, учащихся колледжей, лицеев, студентов такой форма может полностью заменить традиционные уроки face-to-face. Здесь преподаватели дают информацию для изучения в различных форматах, дают домашнее задание и проверяют его. И все это осуществляется по средствам онлайн-систем.
Перевернутый учитель
В таком формате все обучающие видео не взяты просто из интернета и не созданы учителем, а подготовлены самими учениками. Так они могут показать свои знания и навыки. Такая игра, как в обычных школах на день учителя, когда дети сами проводят уроки вместо взрослых. Ученик примеряет на себя роль преподавателя и пытается научить учителя.
Эта очень интересная модель – перевернутое обучение. И его популярность в мировом образовании растет все больше. Конечно, как и у любой программы у него есть свои плюсы и минусы. Перевернутое обучение – это инновация в учебной среде, и для внедрения этого метода в учебный процесс требуются большие подготовительные работы, создание «перевернутой системы», которую должны поддержать учителя, педагоги, родители и сами дети.
Пока в большинстве своём российские школы не готовы к таким изменениям. Но взять на вооружение и проводить такие уроки хотя бы изредка можно уже сейчас
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: