Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Перевернутое обучение – история возникновения, принципы и формы проведения
Главная > Блог > Перевернутое обучение – история возникновения, принципы и формы проведения
24.03.2023
968
Время чтения: 16 минут

Перевернутое обучение – история возникновения, принципы и формы проведения

Что это? Перевернутое обучение – довольно популярная методика преподавания в современных школах. В отличие от классической системы оно предполагает изучение теоретического материала дома, а время урока используется для закрепления и выполнения практический заданий.

Какие плюсы? Перевернутое обучение имеет много преимуществ по сравнению с традиционным стилем. Учащиеся могут осваивать темы в своем собственном темпе, а преподаватели – интересно и необычно организовывать учебный процесс.

Оглавление:
    1. История возникновения методики перевернутого обучения
    2. Актуальность перевернутого обучения
    3. Плюсы перевёрнутого обучения
    4. Минусы перевёрнутого обучения
    5. Организация перевернутого обучения в классе
    6. 7 форм перевернутого обучения
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

История возникновения методики перевернутого обучения

Первыми такие «перевернутые уроки» организовали преподаватели из США – Джонатан Бергман и Аарон Сэмс в 2007 году. Они работали учителями в школе штата Колорадо и вместе занимались составлением контрольных тестов, лабораторных занятий и планов урока. Но они заметили, что все их порывы не вызывают особого отклика у школьников. Им неинтересно, они не стараются, не выполняют домашние задания, опаздывают или вообще прогуливают уроки.

Тогда педагоги и решают записывать свои уроки на видео, выкладывать в интернет, а ученикам отправлять ссылки на просмотр. И это дало свои плоды. Уже через год успеваемость стала значительно выше, а методика понравилась и была взята на вооружение и другими преподавателями.

Такой формат понравился не только ученикам, но был удобен и для учителей. У преподавателей отпала необходимость все время рассказывать одно и то же. Теперь они могли просто ответить на появившиеся вопросы, объяснить то, что кто-то не понял и сразу переходить к практике.

Перевернутое обучение

Другим примером перевернутого обучения и занятий в формате «flipped classroom» стал Салман Хан. По профессии он был инвестиционным аналитиком, но помогал с математикой своей двоюродной сестре. Когда его попросили взять ещё двух детей на репетиторство, для удобства он решил записать несколько роликов и выложил их на youtube.

Эти ролики в свободном доступе смогли посмотреть и другие школьники. Вскоре эти записи стали очень популярны. И Хан открыл свою академию – электронную базу видео-уроков. И даже выиграл грант от Google на развитие данного проекта.

Хан говорил, что школьная программа несовершенна, а «перевернутое» обучение гораздо удобнее. Программа математики продумана недостаточно хорошо, потому что сложность заданий нарастает очень быстрыми темпами. Он сравнивал это с тем, как учат детей кататься на двухколесном велосипеде. Сопоставимо с тем, если бы тогда, когда ребенок научился ездить хоть чуть-чуть (самым аза), его сразу же пересадили на одноколесный велосипед.

Видео-лекции делают усвоение материала проще, так как у детей есть возможность переслушивать уроки столько раз, сколько им это нужно. Так гораздо проще усвоить и запомнить сложную тему.

Актуальность перевернутого обучения

В обычном процессе обучения значительное количество недостатков.

Все дети разные и темп, с которым они усваивают знания, тоже. Если ученик не успевает понять какую-то теорию в одном темпе со всеми, наверстать упущенный материал потом довольно сложно. Уроки обычно не очень длинные, и учителя могут торопиться, чтобы дать информацию по максимуму.

Иногда много времени тратится также на организационные и дисциплинарные вопросы. И тогда к новой теме можно приступить только тогда, когда уже пора заканчивать урок. Учащимся приходится переспрашивать непонятый материал у родителей, вызывать репетиторов, чтобы разобраться в теме.

Перевернутое обучение – это метод обучения, который позволяет детям изучить теорию до очного урока. И ученик может выделить на ее изучение столько времени, сколько требуется ему лично. И пересматривать видео-урок он может неоднократно. Может делать конспекты по пути. Конечно, так усваивать материал гораздо легче.

Перевернутое обучение

Часто на уроках оффлайн на практику не хватает времени. А ведь она намного важнее теории. Тут можно провести параллель с любой профессией. Например, для медсестры, теоретические знания, конечно, очень важны, но без практики в том, как ставить уколы – никуда.

Система перевернутого класса построена так, что каждый из уроков посвящен практике. Школьники не мучаются с домашними заданиями по вечерам, потому что все эти задачки они успевают решить в классе. По итогу – ученики умеют применять знания на практике.

Довольно часто уроки в классе очень однообразны, примитивны и скучны. Стандартная схема: учитель пересказал новую тему, ребенок дома делает домашнее задание, но у него не получается, и он не знает, к кому обратиться за помощью, задать вопросы некому. На классических уроках в школе современные интерактивные форматы используют редко и неохотно.

А схема перевернутого обучения в школе предлагает множество разных форматов и видов деятельности. Теоретическую информацию можно подавать в виде статей, презентаций, видеоматериалов, ссылок на источники, учебники и другую литературу. Некоторые учителя записывают свои видео-лекции и отправляют ознакомиться ученикам, чтобы они разобрались с теорией дома и в класс на уроки перевернутого обучения пришли уже подготовленными.

Некоторые преподаватели убеждены, что дети сами должны искать информацию, учиться обрабатывать и анализировать ее. Поэтому они задают только тему для изучения. А ребята сами находят материал и погружаются в него.

Практические занятия могут проходить в совершенно разных форматах: игры, викторины, симуляции, дискуссии, работа по группам, опыты, кейсы, эксперименты, проекты, презентации.

Решает ли перевернутое обучение и перевёрнутый класс проблемы в полной мере еще неясно, но исследования проводятся регулярно. А те преподаватели, которые работают по такой методике, фиксируют отличные результаты у своих учеников.

Плюсы перевёрнутого обучения

Рассмотрим плюсы такого формата обучения для учеников и преподавателей.

Для учеников:

  • изучают информацию в своем темпе и в любое удобное время;
  • материалы всегда остаются у ребят, и они могут пересматривать их при необходимости;
  • у детей воспитывается ответственность за свое обучение;
  • развиваются навыки поиска и анализа информации;
  • умение работать в команде;
  • помощь одноклассникам;
  • растет мотивация и увлеченность работы на уроке;
  • качественный образовательный ресурс в электронном виде.

Для преподавателей:

  • не нужно рассказывать в лекциях одно и то же каждый раз, достаточно один раз записать их;
  • индивидуальный подход к образовательной деятельности;
  • организация учебного процесса по-новому и необходимость только координации действий;
  • активное вовлечение детей и их родителей в процесс учебы;
  • легко проводить диагностику знаний.

Минусы перевёрнутого обучения

Конечно, как и во всех вещах, технология перевернутого обучения не может быть на 100 % положительной. Она также имеет недостатки. Они не зависят от местоположения применения программы, а общие для всех стран.

Для учеников:

  • много времени вынуждены проводить за компьютером;
  • у всех разные технические возможности выхода в интернет;
  • непросто перестроиться на такую систему;
  • сложно самому разбираться с информацией;
  • домашние задания теперь являются обязательной частью урока.

Для преподавателей:

  • необходимо правильно донести родителям плюсы такой методики;
  • нужно подготовить много первичной информации;
  • должны уметь хорошо пользоваться компьютером и другой техникой, а также интернетом (не всем поколениям подойдет);
  • нужно уметь организовать работу в группе;
  • коллектив должен поддерживать вас в вашем начинании.

Организация перевернутого обучения в классе

Можно выделить 3 основных компонента методики «перевёрнутого класса»

  1. Подготовка преподавателем образовательной среды. Необходимо записать видеоуроки, презентации, разработать различные другие интересные материалы, подобрать фильмы, лекции и т.д. Выбрать платформу, через которую учитель будет давать обратную связь школьникам.
  2. Организация образовательной деятельности. Необходимо определиться с ключевыми компетенциями по теме, формой работы на уроке, подготовить задания для выполнения в классе. При совместной работе с преподавателем ученики могут решать дополнительные задания, повторять, закреплять пройденный материал, изучать его более глубоко и разбирать больше нюансов.
  3. Оценка знаний учеников (текущая и итоговая). Вместе с учениками преподаватель может выбрать разные формы контрольных и итоговых работ. Это могу быть проекты, тесты, эссе и т.д.

Главные преимущества такой системы «перевернутого класса»

  • Современный подход, позволяющий развивать у ребенка умения и навыки 21 века – самостоятельность, работа в группе, умение решать проблемы, искать и находить всевозможную информацию, сотрудничество, творческий подход, грамотность в области информационных технологий.
  • Возможность оказать поддержку в развитии каждому учащемуся лично.

Перевернутое обучение

Выделяют несколько главных компонентов, которые очень важны при создании урока по методике «перевернутого класса»:

  • Объём знаний, которые должны получить ученики. При этом лучше всего поделить эти знания на 2 группы в зависимости от способа получения информации. Первая – знания, полученные из видео уроков непосредственно от самого учителя. Вторая – знания, найденные самостоятельно в сети.
  • Виды работ, направленных на практику, которые будут отрабатываться с учителем в классе, контрольные итоговые работы, индивидуальные, групповые и домашние задания.
  • Материалы, которые должны разработать учащиеся во время курса: конспекты, проектные работы, презентации. В какой форме они должны быть сданы преподавателю, классу, может быть родителям и т.д. Нужно ли разместить их в сети интернет после окончания обучения.
  • Подготовить, записать самим или найти видео-лекции и задания к ним. Сделать памятки, шаблоны, методички, на которые смогут опираться учащиеся, выполняя работы. Очевидно, что более наглядным примером для учеников будет тот, который разработал их учитель самостоятельно.
  • Разработать систему оценки работ учеников, выделить конкретные критерии оценивания. Они должны быть максимально понятными и прозрачными, в том числе и для учеников, чтобы и они могли предварительно оценить свою деятельность. Оценки не должны служит способом наказания, а скорее наоборот, стимулом для дальнейшего совершенствования.
  • Определить способы и виды связи с учениками, то, с помощью каких ресурсов вы будете получать о них информацию. Разработать такую систему, когда у учителя будет возможность уделить достаточное количество времени каждому его ученику.

7 форм перевернутого обучения

Структура перевернутого обучения кажется очень простой. Дать детям материал на самостоятельно изучение (видео-лекции, например), а на уроке отработать на практике полученные знания. Но если присмотреться повнимательнее, то в перевернутом классе можно выделить несколько интересных форм. Рассмотрим семь из них:

Стандартный перевернутый класс

Ученикам на дом задают посмотреть видео-лекции или изучить другие материалы по теме урока. На уроке они делают практику, отрабатывают то, чему научились в теории. Таким образом высвобождается больше времени для отработки новой темы или закрепления пройдённого материала.

Дискуссионно-ориентированный перевернутый класс

Преподаватели предоставляют учащимся видеоролики или любой другой материал посвященный определенной тема. А время на уроке занимаю обсуждением и разработкой какого-то проекта. Такой подход очень хорошо ложится на такие предметы как история, искусство, культурология, иностранные языки, русский язык.

Демонстрационно-ориентированный перевернутый класс

Такой формат лучше всего подходит для предметов, где требуется точное запоминание и следование алгоритму. Это, например, естественные науки: химия, физика, математика. Учитель записывает видео-лекции таким образом, чтобы потом каждый ученик мог работать с ними в темпе, приемлемом для его.

Фальшивый перевернутый класс

Интересная идея, разработанная EducationDrive. Отличный вариант для тех, кто совсем не готов выполнять работы дома. Учащиеся смотрят лекции непосредственно в классе, в удобном для себя темпе. А учитель в это время может перемещаться от ученика к ученику, подсказывать, помогать ему, объяснять непонятные моменты.

Групповой перевернутый класс

Благодаря такому подходу у детей есть возможность учиться друг у друга. Они также сначала изучают информацию дома, как и всегда в таких методах, а нововведение заключается в том, что на практических занятиях ребята объединяются в группы и работают над заданиями коллективно. Такой формат показывает детям, что можно узнать что-то новое и интересное и от товарища. Учащиеся не только находят правильный ответ, но и объясняют друг другу почему правильный именно такой.

Перевернутое обучение

Виртуальный перевернутый класс

Для учеников старших классов, учащихся колледжей, лицеев, студентов такой форма может полностью заменить традиционные уроки face-to-face. Здесь преподаватели дают информацию для изучения в различных форматах, дают домашнее задание и проверяют его. И все это осуществляется по средствам онлайн-систем.

Перевернутый учитель

В таком формате все обучающие видео не взяты просто из интернета и не созданы учителем, а подготовлены самими учениками. Так они могут показать свои знания и навыки. Такая игра, как в обычных школах на день учителя, когда дети сами проводят уроки вместо взрослых. Ученик примеряет на себя роль преподавателя и пытается научить учителя.

Эта очень интересная модель – перевернутое обучение. И его популярность в мировом образовании растет все больше. Конечно, как и у любой программы у него есть свои плюсы и минусы. Перевернутое обучение – это инновация в учебной среде, и для внедрения этого метода в учебный процесс требуются большие подготовительные работы, создание «перевернутой системы», которую должны поддержать учителя, педагоги, родители и сами дети.

Пока в большинстве своём российские школы не готовы к таким изменениям. Но взять на вооружение и проводить такие уроки хотя бы изредка можно уже сейчас

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw