Познавательная деятельность учащихся: на что обратить внимание
Сохранить статью:
О чем речь? Познавательная деятельность – это процесс активного приобретения знаний и опыта через самостоятельное изучение предметной области. Она способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и творческого потенциала учащихся.
На что обратить внимание? Одной из основных задач педагогов является создание условий для развития познавательной деятельности учащихся. Важно предоставить им возможность самостоятельно выбирать темы для изучения, формировать гипотезы и экспериментировать. Это поможет не только запомнить материал, но и применить его на практике.
Сущность понятия «познавательная деятельность»
Познавательная деятельность – одна из ведущих форм работы ребенка. Поскольку лежащий в ее основе познавательный интерес стимулирует учебную деятельность, очень важно развивать и поддерживать ее в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Формирование познавательной деятельности уходит корнями в далекое прошлое. С древности люди знают о том, что умственная активность помогает лучше запоминать, глубже проникать в суть предметов, процессов и явлений. Еще Сократ и Пифагор побуждали собеседников к интеллектуальной работе, ставя перед ними вопросы, поиск ответов на которые был сопряжен с определенными трудностями.
Важной считал познавательную деятельность и Ж. Ж. Руссо, который говорил о том, что нужно инициировать и поощрять интерес ребенка к явлениям природы, ставить перед ним доступные задачи и поощрять к поиску их решения, чтобы малыш узнавал о чем-либо не со слов взрослых, а самостоятельно приходил к пониманию сути того или иного действия. Руссо выступал за обучение детей на более высоком, но при этом доступном для их понимания уровне сложности.
Поддерживал идею обучения при помощи самостоятельного поиска ответов на сложные вопросы и немецкий педагог А. Дистервег, утверждавший, что правильно выбранный метод преподавания заставляет человека запоминать материал, приобретать знания самостоятельно.
Русский педагог, один из основоположников научной педагогики в России К. Д. Ушинский выступал за то, чтобы учителя не только передавали детям знания, но и способствовали самостоятельному их приобретению учениками.
Английский химик Г. А. Армстронг во второй половине XIX века ввел в курс химии эвристический метод, который был направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Суть его в том, чтобы ученик оказывался в положении исследователя, самостоятельно искал решение поставленных задач и делал в результате нужные выводы.
Российский педагог А. Я. Герд также полагал важным использование развивающего обучения, говорил о том, что знания, самостоятельно приобретенные учеником, намного ценнее, определеннее и отчетливее, поскольку являются его собственностью.
В двадцатые годы прошлого века над методами формирования познавательной деятельности учащихся работали советские педагоги В. З. Половцев, С. Т. Шацкий, Г. Т. Ягодовский и др.
Виды познавательной деятельности
Познавательная деятельность делится на два основных класса:
- Общие виды познавательной деятельности (общие приемы) – подходят для работы с различными знаниями в разных сферах. В эту категорию входят все типы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, поиск доказательств, проведение классификации и т. д.). Они не зависят от конкретного материала, но в то же время при их выполнении всегда применяются предметные (специфические) знания.
- Специфические виды познавательной деятельности – используются в определенных областях знаний и нужны для целенаправленного формирования познавательной работы.
И те, и другие виды познавательной деятельности учащихся выделяются и фиксируются в процессе обучения, способствуя ее целенаправленному формированию.
То есть понятие познавательной деятельности учащихся младших классов заключается не в том, чтобы научить их справляться со стереотипными задачами путем применения стандартных мыслительных операций, а в формировании определенного типа мышления.
Для этого создаются ситуации и условия, в которых у детей активизируется и формируется познавательный интерес, стремление к моделированию умственных процессов, поиску творческого подхода к решению поставленных задач. Такая совокупность приемов способствует возникновению и закреплению положительного отношения к учебе, желанию глубже изучить предмет и т. д.
Научные труды педагогов и психологов говорят о том, что благодаря развитию познавательной деятельности учащихся дети вырастают образованными, духовно, интеллектуально и всесторонне развитыми людьми, способными удовлетворить потребности общества.
Стадии учебно-познавательной деятельности
Запоминание изучаемого материала происходит в три этапа:
- на первом человек знакомится с материалом, воспринимает его, усваивает теоретические понятия;
- на втором выполняет тренировочные упражнения, применяя новые знания на практике, способствуя тем самым развитию навыков и умений в процессе работы над материалом;
- на третьем этапе учащийся воспроизводит, углубляет и закрепляет полученные знания, совершенствует приобретенные навыки и умения.
Учебно-познавательная деятельность учащихся представляет собой комплекс действий, который направлен на получение новых знаний. Ее этапы:
- восприятие нового материала, его первичное и последующее запоминание;
- выполнение заданий и упражнений, которые способствуют усвоению полученных знаний и отработке навыков;
- возобновление активных действий, направленных на более глубокое и серьезное усвоение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
Современное общество обновляется лавинообразными темпами. Для того чтобы без проблем вписаться в него, важно обладать познавательной активностью и развитыми творческими способностями. Педагоги, преподающие в современной школе, должны учитывать это и в процессе обучения пользоваться различными способами, методами и приемами, направленными на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие у них творческих способностей и практических навыков.
На успешность и эффективность преподавания влияют не столько методы обучения, сколько формы организации познавательной деятельности во время занятий. На любом уроке педагоги и учащиеся в различных формах взаимодействуют друг с другом.
Форма организации учебно-познавательной деятельности представляет собой «…целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающийся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».
Познавательная деятельность учащихся реализуется в следующих формах: фронтальной, индивидуальной, групповой и коллективной:
на наши новости
500 000 пользователей!
Фронтальная форма учебно-познавательной деятельности
Эта форма познавательной деятельности учащихся наиболее распространена в современных российских образовательных учреждениях. Ее используют во время проведения уроков, семинаров, экскурсий, конференций и пр.
Отличительной чертой фронтальной формы познавательной деятельности учащихся является непосредственная работа и общение педагога со всеми учениками в классе (рассказ, объяснение, вовлечение школьников в обсуждение), одновременно с обеспечением руководства над ними. Новый материал учитель объясняет всему классу сразу, индивидуальный подход данная форма обучения не предусматривает.
Для более эффективной организации фронтальной формы познавательной деятельности педагогу необходимо предварительно моделировать ситуации, направленные на достижение учебной цели, а затем воссоздавать их на уроках.
Достоинства этой формы обучения заключаются в следующем:
- между учителем и учениками устанавливаются более доверительные отношения;
- учащимся прививается чувство коллективизма;
- дети учатся рассуждать, искать ошибки в чужих рассуждениях;
- у учеников формируется познавательный интерес, активизируется познавательная деятельность.
К недостаткам такой формы обучения можно отнести отсутствие индивидуального подхода, необходимость работать всему классу в одном темпе, что не всегда бывает успешным, поскольку у детей разная работоспособность, уровень подготовки, багаж знаний, умений и навыков.
Поэтому, чтобы учебная деятельность была максимально эффективной, необходимо использовать также другие формы работы.
Индивидуальная форма
Такая форма познавательной деятельности учащихся предполагает самостоятельное выполнение индивидуальных заданий, учитывающих уровень подготовки каждого ученика. Она используется во время самостоятельных работ, подготовки докладов или рефератов, индивидуальных проектов и т. п.
Индивидуальная работа подходит для всех этапов урока, помогает лучше усваивать новый материал, закреплять его, повторять и обобщать полученные знания, формировать умения и навыки, осуществлять самостоятельный контроль над овладением материалом. Оптимально эту форму познавательной деятельности учащихся использовать для закрепления и повторения полученных знаний, умений и навыков путем выполнения различных практических упражнений.
Достоинства этой формы заключаются в следующем:
- учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- обучение индивидуальной работе;
- формирование и развитие самостоятельности, настойчивости в достижении поставленных целей, ответственности за результат и пр.
К недостаткам можно отнести:
- значительные временные и личностные усилия педагога;
- формирование у учеников эгоистических черт характера, акцент на отсутствии значимости коллективизма.
Восприятие нового материала
Суть восприятия заключается в том, что учащиеся через органы чувств воспринимают внешние характеристики и признаки изучаемых предметов и явлений. Обработкой полученной информации занимается центральная нервная система, которая формирует низшую форму познания – получение представления.
Представление относится к низшей форме познания, поскольку только фиксирует наиболее характерные черты предметов и явлений, не раскрывая их сути. Последняя же необходима для научного познания.
Разница между научным познанием, восприятием и представлением была известна философам, жившим до нашей эры. Например, Аристотель в своих трудах указывал на отличие научного познания от восприятия, которое заключается в предмете познания (познают нечто общее и необходимое, а не единичное и случайное). Что же касается разницы между познанием и представлением, то, по мнению древнегреческого философа, выводы, сделанные на основе научного знания, всегда истинны.
Что такое понимание с позиции познавательного действия
Понимание (осознавание) – это раскрытие смысла, значения предмета или явления.
С позиции познавательной деятельности учащихся пониманию (осмыслению) можно дать следующее определение – это мысленное понимание обстоятельств и следствий, которые связаны с исследуемым предметом или явлением, постижение его сущности и, исходя из этого, формирование различных теоретических обобщений.
Процесс понимания (осмысления) состоит из:
- анализа полученных данных, касающихся характеристик и свойств изучаемых предметов и явлений;
- сортировки характеристик и свойств, выдвижения на первый план наиболее общих и существенных из них;
- формулирования теоретических выводов, понятий и определений;
- проверки истинности полученных результатов (выводов).
Запоминание изучаемого материала
Не стоит путать понимание и способность к воспроизведению. Зачастую ученики понимают новый материал в изложении педагога или другого ученика, но при этом не могут самостоятельно ответить на вопросы по изучаемой теме. Это связано с тем, что недостаточно просто понять материал, его необходимо сохранить в памяти, уметь свободно, связно и своими словами воспроизвести самому.
Знание изучаемого материала означает способность осознанно и в полном объеме воспроизвести его, выделить основные и второстепенные моменты, обосновать правила, теоретические обобщения, доказать истинность выводов, ответить на вопросы, прямо или косвенно относящиеся к изучаемой теме, разделить информацию урока на отдельные блоки, установить ее связь с ранее пройденными темами, использовать полученные знания на практике, формулировать собственное отношение к нравственно-этическим и мировоззренческим идеям изучаемого материала.
Запоминанию материала способствует его повторное воспроизведение (повторение), которое делится на два вида:
- функциональное – предполагает самостоятельное воссоздание учащимся следов ранее воспринятых представлений без восприятия впечатлений от внешнего мира;
- пассивное – означает, что ученик воспринимает уже известную ему информацию.
Первый вид повторения более эффективен, именно его на интуитивном уровне предпочитают использовать дети, способности которых выше средних.
На практике функциональное повторение используется следующим образом:
- ребенок воспринимает новый материал (например, читает учебник);
- по памяти воспроизводит прочитанную информацию.
Для того чтобы лучше запомнить информацию, можно воспользоваться рядом приемов:
- повторять материал вслух или про себя;
- составить план-конспект новой темы;
- ответить на вопросы, задаваемые учителем или указанные в учебнике;
- изложить информацию отдельными тезисами.
В целях активизации познавательной деятельности учащихся рекомендуется после изучения учебного материала воспроизводить полученную информацию каким-либо из перечисленных выше способов.
В зависимости от времени, затраченного на запоминание, оно делится на:
- Концентрированное, предполагающее запоминание всей информации сразу. В нем участвует кратковременная память, поэтому такие сведения быстро забываются.
- Рассредоточенное, означающее постепенное, поэтапное усвоение нового материала. В этом случае задействуется долговременная память. Знания, полученные путем такого запоминания, сохраняются на длительный срок, в связи с чем оно более эффективно и предпочтительно в процессе обучения.
Эффективное запоминание невозможно без выполнения упражнений, повторения фактов, отработки навыков. Благодаря практической работе учащиеся используют полученную информацию, связывают новые знания с уже имеющимися. Этот этап позволяет лучше осмыслить новую тему, развивает сообразительность, гибкость мышления, творческий подход к решению поставленных задач.
На последнем этапе запоминания учащиеся проводят обобщение и классификацию новой информации. Это сложная, связанная с затратами труда и времени стадия, благодаря которой полученные знания прочно и глубоко усваиваются учениками.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: