Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Проблемы учителей и способы их решения
Главная > Блог > Проблемы учителей и способы их решения
27.10.2022
7779
Время чтения: 13 минут

Проблемы учителей и способы их решения

Какие есть? Проблемы учителей известны даже тем, кто далек от педагогики, поскольку они очень четко обозначены и говорят о них часто и много. Низкие зарплаты в регионах, отток кадров в крупные города, обилие бумажной работы, отсутствие мотивации и дисциплины у учеников и, как следствие, профессиональное выгорание.

Можно ли решить? Учителя уже даже не заявляют, они кричат о своих проблемах. Но, к сожалению, редко бывают услышанными. Звучат громкие слова, что Россия должна войти в десятку стран с лучшим образованием в мире, но этого сложно добиться, пока не будут решены насущные проблемы педагогов, мешающие им выполнять свою работу.

Низкая оплата труда как серьезная проблема учителей

По данным Министерства просвещения, которые были озвучены в феврале на совещании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, около 76 % педагогов России имеют оклад меньше, чем минимальный прожиточный уровень. Это чуть более 12 тысяч рублей по сведениям за декабрь прошлого года и около 14 тысяч рублей по данным за январь этого года.

Конечно, полная заработная плата — это не просто оклад, но еще и всевозможные доплаты, положенные учителю. Например, сюда могут входить фонд стимулирующих надбавок и различные компенсации. Все это возможно при условии, что основная часть оклада составляет 70 %, а доплаты – её треть.

Проблемы учителей

В Министерстве просвещения отметили, что проблема размера заработной платы напрямую связана с особенностями выплат в разных регионах страны. И, как следствие, нет единых стандартов для начисления стимулирующих выплат и надбавок, а также контроля учета этих выплат.

Но несмотря ни на что, Министерство просвещения планирует решить проблему с размером оклада учителей путем разработки современной системы оплаты труда с едиными требованиями для всех российских регионов. К тестированию проекта планировалось приступить с нового учебного года, а именно с сентября 2022 по июль 2023 года. Под этот проект попали следующие регионы России: Кировская, Ярославская, Нижегородская, Белгородская области, Республика Мордовия.

Лилия Гумерова, глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, обратила внимание на то, что на новый проект возлагаются большие надежды, так как он поможет оптимизировать систему оплаты труда педагогов всей страны.

Излишняя бумажная работа как наболевшая проблема учителей

На сегодняшний день перед учителем стоит проблема большого количества методической работы, включающей в себя не только подготовку к урокам, но и заполнение множества отчетных материалов. В результате, педагог тратит большее время на работу с бумагами, вместо того, чтобы выстраивать конструктивное взаимодействие в системе учитель ­ ученик.

Также актуальна проблема с выделением времени на профессиональное и личностное развитие, которое может способствовать самосовершенствованию и продвижению по карьерной лестнице.

В первом чтении Государственной Думы принято постановление о сокращении количества обязательной документации для педагогических работников, что существенно снизит методическую нагрузку. В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также будут внесены поправки, которые предложили Рособрнадзор и Министерство просвещения.

Учитывая все внесенные предложения, образовательные учреждения имеют право использовать электронный банк документации, не копируя его в печатном виде. Также вся учебно-организационная и методическая база будет утверждена Министерством просвещения конкретным рекомендательным перечнем. Все, что в этот перечень не включено, педагогический работник делать не обязан, и руководителям будет запрещено привлекать учителя к этой работе.

Все подобные намерения по сокращению документации для снижения нагрузки педагога обдумывались уже давно. Например, в 2014 году об этой потребности сообщалось Президенту России экспертами Общероссийского народного фронта. Также эта тема затрагивалась в 2015 году участниками Государственного совета. Но до сих пор эта задача не была решена. В 2021 году было проведено анкетирование, из которого получены следующие данные:

  • 46 % педагогов недовольны количеством отчетов, которые они вынуждены заполнять. Сюда входят отчеты о реализации ФГОС, об активном участии в конкурсах и публикации методических материалов, написание справок по детям, поступившим в высшие учебные заведения.
  • На вопрос, устраивает ли вас объем бумажной работы, 38 % учителей ответили, что «скорее нет, чем, да».
  • И только 3 % педагогов отметили, что не ощущают сильной методической нагрузки.

Проблемы учителей

Новый профессиональный стандарт учителя учитывает невозможность перегрузки педагога отчетами, поэтому все поставленные в нем задачи исходят из профессиональных навыков и действий, предусмотренных требованиями к специальности педагога. Все планирования и отчеты остаются в рамках учебно-воспитательных задач.

Конечно, отдельная задача – продумать регламент управления документацией, связанной с классным руководством. Ведь это не должность, а обязанность учителя, за которым прикреплен класс, и даже здесь есть требования, регулируемые приказом Минобрнауки.

На классного руководителя ложится большой объем документальной работы: он ведет личные дела на каждого учащегося класса, оформляет классный журнал, планирует деятельность. А чтобы планирование было эффективным, необходимо знать индивидуальность и динамику развития каждого ребенка, подобрать разнообразные направления работы, учитывая все их особенности.

Также на учителе контроль посещаемости, выявление причин пропуска или неуспеваемости. Если посмотреть сайты школ разных регионов, практически в каждой найдется положение о классном руководстве, в котором прописаны все типы документов, которые ведет этот учитель, а это 18 наименований! Среди них можно найти:

  • Протоколы родительских собраний и встреч родительских комитетов, которые должны быть прошнурованы.
  • Планы или технологические карты уроков, с пояснениями, целью и задачей.
  • Диагностические материалы.
  • Журнал учета проверки дневников.
  • Учет занятости детей вне школы (кружки, секции и т.д.).

Классные руководители составляют 80 % от всего педагогического коллектива. Поэтому стоит острая необходимость в утвержденном списке требований со всеми видами обязательной документации для педагога, чтобы это не стало одной из проблем современной школы.

Профессиональное выгорание как распространенная проблема учителей

По статистике, самая актуальная проблема современного учителя, которая препятствует его профессиональному развитию, не позволяет реализовать все свои творческие идеи на работе – синдром профессионального выгорания.

Как показывают исследования, после 15-20 лет работы в образовательном учреждении часть педагогов подвергается эмоциональному выгоранию. Если стаж более 40 лет, то, как правило, страдает от выгорания каждый учитель.

Эмоциональное выгорание – это механизм психологической защиты личности, при котором происходит истощение не только на физическом уровне, но и на интеллектуальном и эмоциональном. Защита заключается в том, что человек начинает частично или полностью игнорировать обычные обязанности, избегает ситуаций, вызывающих у него психологический дискомфорт.

Проблема выгорания чаще всего возникает в случае длительных воздействий стрессового характера, причем их интенсивность может быть умеренной. Соответственно, некоторые авторы, занимающиеся исследованием эмоционального выгорания, именуют его как синдром психического или профессионального выгорания, в зависимости от специфики его возникновения.

Состояние выгорания достаточно устойчиво и может проявляться долгое время, но, если появляется возможность получить психологическую поддержку, есть все шансы справиться с этим негативным проявлением.

Какие симптомы могут указывать на эмоциональное выгорание:

  • В первую очередь, это истощение, проявляющееся в постоянном чувстве усталости.
  • Проявления психосоматики.
  • Нарушения сна.
  • Деструктивные установки в отношении работы, коллег и учащихся.
  • Безразличие по отношению к выполнению непосредственных обязанностей.
  • Нарушение пищевого поведения.
  • Злоупотребление приемом психостимуляторов.
  • Снижение самооценки.
  • Апатия и ощущение вины.
  • Агрессивные реакции на события.

Как и другие синдромы, проблема эмоционального выгорания имеет свои стадии развития. Все начинается с того, что человек тратит большее количество энергии на обычные дела, нежели раньше, затем наступает чувство постоянной усталости, которую сложно снять. А далее снижение интереса к своей профессиональной деятельности и даже разочарование в ней.

Проблемы учителей, связанные с учениками

С давних времен, в упоминаниях, которые можно найти в летописях X века, связанных с обучением в школе, учитель считался почтенным человеком, к которому с безусловным уважением относились и взрослые, и дети. Учитель был не только человеком, дающим знания, он же был воспитателем и, в какой-то степени, родителем всем своим учащимся.

Чтобы проявить искреннее уважение, педагога называли мастером, таким образом отмечая его широкий спектр навыков и возможностей. В те времена учиться могли лишь те, кто был в состоянии оплачивать работу педагога. Обучение было направлено на освоение грамоты и навыков счета. Если ребенок освоил эти базовые навыки, обучение в школе считалось завершенным.

С течением времени школьное образование менялось, появлялись новые предметы, обучение становилось более доступным, но отношение к педагогу не менялось ­ это был человек, достойный всеобщего уважения. Так же было и во времена Советского Союза – учитель был почитаем, его советы неоспоримы, на уроках все работали не переча. Учитель был авторитетом и для учащегося, и для его родителей.

С недавних пор многое поменялось, и теперь отношение к учителю как учеников, так и родителей нельзя назвать уважительным. Взрослые все чаще упрекают педагогов в неумении найти подход к детям, критикуют их методы работы (многие при этом сами педагогами не являются). Ученики все чаще заявляют, что знания, преподаваемые в школе, не пригодятся им в жизни. И все большей становится пропасть между наставником и воспитанником. Перечислим основные проблемы взаимоотношений.

Непонимание между педагогом и учащимися

Проблемы взаимодействия учеников и учителей возникли не так давно. Одна из причин – стремительное развитие технологий. Педагог и учащийся перестали понимать друг друга, как если бы общались на разных языках. Появление гаджетов изменило стратегии мышления и восприятие окружающего мира учащимися. В большей степени страдает рациональная сторона мышления, и, как следствие, детям стало сложнее воспринимать информацию на аудиальном уровне.

Проблемы учителей

Феномен «клипового мышления» был озвучен в 1980 году Э.Тоффлером, американским исследователем. Он охарактеризовал его как фрагментарное восприятие, характерное для общества эпохи информационных технологий.

Это объясняет сложность восприятия классического образования (включающего в себя длинные знаковые структуры и авторскую речь) подростками с «клиповым мышлением». Таким образом, снижается не только эффективность понимания материала, но и мотивация к его изучению.

Низкая мотивация к обучению у детей

Одна из проблем в работе современных учителей и педагогических образовательных учреждений связана с формированием мотивации у детей. Среди причин демотивации ­ частые пропуски по болезни, недостаточно сформированные умения и навыки учебной деятельности, низкий уровень познавательного интереса и развития в целом.

Способствовать повышению мотивации в учебной деятельности гораздо сложнее, чем формировать навыки действий и операций. Причиной тому является необходимость глубокого изучения мотивации ребенка с определением характера реальности, в которой требуется работать и выбирать способы ее объективного описания.

Трудности в воспитании детей

Воспитательная работа с учащимися – еще одна проблема учителя в школе. Современный ребенок не хочет слышать учителя. Почему же так происходит?

С появлением в мире усовершенствованных технологий дети стали проявлять негативизм в ответ на авторитарные методы классического образования. Ученики очень четко осознают не только свою идентичность, но и ощущают себя частью глобального пространства. Поэтому идет активный поиск новых вариантов и способов взаимодействия в системе учитель – ученик.

Еще одна причина проблем воспитательного характера – трансформация системы ценностей у нового поколения родителей и их детей. Духовные ценности ушли на задний план, на передний выступают материальные – высокий статус и достаток, успешность. Духовность обесценивается. Поэтому на современном этапе развития образования в качестве приоритетных выделяются следующие профессиональные качества учителя:

  • Повышение своей квалификации.
  • Личностное саморазвитие.
  • Постоянная актуализация знаний и навыков.

Все это должно способствовать успешности педагога не только как профессионала, но и как человека, интересного для своих подопечных, способного подать личный пример, а значит, стать для них примером для подражания и значимой фигурой в процессе учебной деятельности.

Отсутствие доверительных отношений между участниками педагогического процесса

Наиболее актуальной проблемой современного учителя является снижение авторитета и уровня доверительных отношений среди учащихся. Учебник как кладезь информации тоже теряет свою значимость. Все это происходит в связи с поглощением интернет-ресурсами традиционных источников информации, что влияет и на роль педагога в предоставлении знаний.

Сейчас учитель скорее не информатор, а тот, кто координирует познавательную деятельность учащихся. Ведь с приходом современных технологий ученик осознает возможности интернет-сетей, в связи с чем считает себя вполне самостоятельным в плане поиска необходимых информационных ресурсов, которые помогут ему овладеть теми или иными знаниями. Как следствие, конструктивное взаимодействие между учеником и учителем приходит к минимуму.

Создание негативного образа педагога.

Проблемой учителя также является негативная презентация образа педагога средствами массовой информации. Дети видят это отношение к педагогу и сами начинают относиться к нему предвзято, иронично, где уж тут говорить об авторитете и почете.

Проблемы в работе молодого педагога и способы их преодоления

Когда молодой учитель впервые начинает свою практику, он может встретиться с такими сложностями, которые опытному педагогу могут казаться незначительными. А именно:

  • Сложности с планированием времени на уроке.
  • Правильное расположение этапов урока.
  • Проблемы с объяснением материала на уровне понимания ученика.
  • Трудности с удержанием дисциплины в классе.
  • Нехватка педагогических знаний.
  • Низкий уровень ориентации в методических приемах и ФГОС.

Эту проблему молодых учителей вполне можно предупредить, заблаговременно ознакомившись с нормативной документацией, пособиями и рекомендациями по специфике своего предмета. Еще один путь решения проблемы молодого педагога – опытный педагог-наставник, который когда-то так же начинал свой учительский путь, постепенно овладевая искусством обучения детей.

Проблемы учителей

Как правило, в школах практикуется такой подход, когда за неопытным специалистом закрепляется методист-наставник. Алгоритм работы простой: если молодой учитель не смог самостоятельно справиться с какой-либо задачей или найти ответ на вопрос, он может обратиться за консультацией к своему методисту-наставнику или другим более опытным коллегам.

  • Старайтесь заблаговременно приходить на рабочее место, для того чтобы проконтролировать, все ли готово к занятиям: подключены ли технические средства, готовы ли наглядные пособия, вымыта или нет доска. Затем следует организовать начало урока так, чтобы зайти после всех учеников, и дождаться их приветствия. Обратить внимание на сложных детей, помочь им организовать свое рабочее место и только после этого разрешить садиться и начинать урок.

Дети должны чувствовать энергию идеального начала урока. По возможности, с каждым разом сокращайте количество минут, которое уходит на организацию.

Заранее подготовьте страницу в классном журнале для вашего предмета, таким образом сэкономите время на уроке.

  • Начало урока должно быть динамичным. Чтобы дети осознавали важность выполнения домашнего задания, не задавайте вопрос «Кто не сделал домашнюю работу?». Выполнение домашних работ для них должно быть само собой разумеющимся, а наличие подобных вопросов наводит детей на мысль, что неготовность к уроку принимается учителем как норма.

Каждый учащийся должен быть постоянно занят, так как при возникновении пауз может страдать дисциплина. Если вы знаете, что ребенок склонен отвлекаться на посторонние дела на уроке, чаще привлекайте его внимание уточняющими вопросами или просьбой помочь в решении учебной проблемы.

  • Чтобы проблем в работе на уроке у молодого учителя было меньше, подбирайте не только познавательный материал, но и включайте в него то, что может увлечь, создавайте ситуации поиска решений, где невозможно обойтись без интеллектуальных усилий.

Слабый ученик тоже не должен выпадать из поля зрения, ему помогут адаптированные под его уровень задания, которые он может получить параллельно со всеми учащимися класса. Все это еще и поможет предотвратить попытки нарушить дисциплину.

  • Оценивая знания учащихся, необходимо акцентировать их внимание на том, что вы даете оценку не их личности, а выполненной ими работе. Поэтому разъясните, что нужно исправить, где подучить, чтобы получить положительную отметку.

Чтобы дети видели результат работы на уроке, как свой личный, так и коллективный, рекомендуется по завершении занятия отметить достижения, которых им удалось добиться. Особенно важным здесь является умение находить положительные моменты в работе ребят, склонных к нарушению дисциплины, отмечать их заслуги, но не слишком часто и действительно заслуженно. Заканчиваем урок именно в положительном ключе, избегая замечаний.

  • Завершение урока – строго по звонку, напоминайте дежурным о том, что им необходимо выполнить, обязательно попрощайтесь с классом.
  • Если класс имеет сложности с дисциплиной, необходимо самостоятельно, шаг за шагом налаживать правильный алгоритм поведения. Если вы привлекаете к помощи более опытных педагогов, это может негативно отразиться на вашем собственном авторитете в этом классе. Лучше привлечь к дискуссии сам класс, попробовав найти с помощью детей варианты урегулирования дисциплины.

Подводя итог, можно отметить, что при всех возможных сложностях и проблемах молодого учителя, связанных с адаптацией и режимом работы, есть немало путей решения, способствующих оптимизации деятельности, при условии активной позиции неопытного специалиста. Все обязательно получится, если приложить усилия и быть заинтересованным участником образовательного процесса.

Проблемы учителей

Все, что было описано выше, подводит к выводу о том, что проблемы современной педагогики и образования тесно связаны с изменениями в менталитете и духовных ценностях общества. Поэтому личность учителя приковывает к себе внимание как юного поколения, так и общества в целом, что требует от него гибкости и искусства в образовательном процессе и в сохранении своего духовно-нравственного здоровья. Все эти изменения касаются как высшего и общего образования, так и дополнительного профессионального.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw