Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Профессиональный долг учителя – залог успеха учеников
Главная > Блог > Профессиональный долг учителя – залог успеха учеников
29.09.2023
1067
Время чтения: 17 минут

Профессиональный долг учителя – залог успеха учеников

О чем речь? В основе работы преподавателя лежит профессиональный долг, который олицетворяет ответственность перед учениками. Профессия учителя включает в себя не только передачу знаний, но и непрерывное стремление к развитию, воспитанию и поддержке детей.

Почему это важно? Профессиональный долг обязывает педагога создавать безопасную и стимулирующую обучающую среду, помогать развитию способностей каждого ученика и стремиться к постоянному росту.

Оглавление:
  1. Профессиональный долг и его определение
  2. Значимость профессионального долга
  3. Особенности профессионального педагогического долга
  4. Как соблюдать профессиональный долг
  5. Часто задаваемые вопросы о профессиональном долге
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Профессиональный долг и его определение

Профессиональным долгом называются обязательства, направленные на выполнение определенных задач перед клиентами, коллегами и обществом в целом, которые работник предприятия возлагает на себя.

Долг – одна из важнейших категорий не только в этике в целом, но и в профессиональной сфере в особенности. В каждой профессии есть своя совокупность норм поведения и этических принципов, которые обусловлены спецификой деятельности и решаемыми задачами. Профессиональный долг – это система правил, которые обязаны исполнять все работники организации в рамках своей трудовой функции.

Профессиональный долг учителя

Понятие «профессиональный долг» охватывает множество общественно значимых качеств человека: ответственность, добросовестность, высокий профессионализм, законопослушность, лояльность, честность, уважение прав и интересов клиентов и коллег, соблюдение установленных морально-этических норм и правил поведения.

Профессиональный долг и профессиональная ответственность очень тесно связаны. Безответственное отношение к своим трудовым обязанностям, нарушение предписанных этических норм и правил поведения могут повлечь за собой печальные последствия: негативно повлиять на репутацию, нанести непоправимый ущерб бизнесу, стать поводом для лишения лицензии или даже возбуждения уголовного дела.

Каждый работник должен ответственно относиться к своему профессиональному долгу, понимать его важность и добросовестно исполнять.

Значимость профессионального долга

Профессиональный долг приобретает такую большую значимость, так как именно обязательства стимулируют сотрудников предприятия контролировать собственное поведение, соблюдать этический кодекс, постоянно повышать квалификацию и нести ответственность за свои действия.

Профессиональный долг является общественно значимым, так как гарантирует надлежащее исполнение своих обязанностей специалистом. Важно не только овладеть конкретной профессией, но и понимать всю возложенную ответственность, выполнять качественно свою работу, соблюдать деловую этику, ни при каких обстоятельствах не допускать нарушения профстандартов.

Профессиональный долг учителя

Существуют профессии, в которых профессиональная этика и профессиональный долг имеют особое значение. Медицинские специалисты несут огромную ответственность за жизни и здоровье пациентов, а работники правоохранительных органов стоят на защите порядка в обществе и отвечают за безопасность граждан.

Недостаточная квалификация или небрежное отношение к своим должностным обязанностям могут привести к непоправимым последствиям. В этом случае профессиональный долг является гарантом обеспечения качественной работы и сохранения общественных ценностей.

Следует отметить, что требования общественного и служебного долга едины для всех членов нашего общества, поэтому профессиональные обязательства являются неотъемлемой составляющей любой профессии. Каждый специалист должен добросовестно выполнять свои должностные обязанности и относится к своим действиям ответственно, это основное условие успешной и эффективной трудовой деятельности.

Особенности профессионального педагогического долга

Профессиональный педагогический долг – фундаментальная категория педагогической этики, в которой сконцентрированы требования и моральные предписания, предъявляемые обществом к личности педагога и его трудовой функции:

  • особая требовательность к себе;
  • творческий подход к своему труду;
  • готовность расти профессионально;
  • повышать педагогическое мастерство и расширять знания;
  • проявлять разумную требовательность к обучающимся;
  • уважительно относиться к детям, их родителям и коллегам;
  • владеть собой в любой ситуации;
  • уметь разрешать проблемные ситуации и конфликты.

Профессиональный долг учителя

Честь

Такое понятие, как «профессиональная честь», в педагогике обозначает не только четкое осознание учителем своей значимости, личного достоинства, важности своего труда, но и признание в обществе его морального профессионального долга и нравственных качеств. Нарушение установленных обществом норм поведения недопустимо для педагога, тем самым он демонстрирует свое пренебрежительное отношение к профессиональным ценностям, нравственным человеческим качествам и принципам.

Педагогическая честь – это общественная оценка подлинных профессиональных достоинств учителя, которые он проявляет при выполнении своего профессионального долга.

Авторитет

Не менее важен педагогический авторитет учителя, который является показателем его морального статуса в коллективе обучающихся, среди родителей и коллег. Высокий уровень самодисциплины позволяет педагогу заслужить уважение окружающих и укрепить свой авторитет, при помощи которого он может регулировать поведение учеников, влиять на их убеждения и установки.

Компетентность

Педагогическая компетентность определяется глубиной знаний специалиста, его эрудицией, профессиональным мастерством, творческой инициативой, отношением к труду и во многом зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя.

Нравственность

Переход от нравственного сознания к практике влечет за собой возникновение особого компонента морального творчества – педагогического такта, который является неотъемлемой частью мастерства современного преподавателя. Нравственное творчество состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:

  • осмысление нормы и ее значимости в профессии педагога и общественных отношениях;
  • понимание сложности ситуации и причин ее возникновения;
  • необходимость делать наиболее эффективный и правильный выбор, руководствуясь нравственно-педагогической нормой и профессиональным долгом учителя.

Такт

Такт в широком смысле – это нравственное поведение, умение держать себя с достоинством и предвидеть все реальные последствия своего поступка и его субъективного восприятия. Педагогическим тактом называется такая форма реализации профессиональной морали в деятельности учителя, в которой мысли и действия согласованы.

Тактичность педагога – это, прежде всего, творческий поиск наиболее беспроблемного и безболезненного пути к поставленной цели.

Профессиональный такт педагога проявляется:

  • в его внешнем облике;
  • в хорошей профессиональной подготовке, знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • в умении владеть ситуацией, даже при самых трудных обстоятельствах не терять самообладания и сдерживать свои эмоции;
  • в разумном сочетании требовательности и чуткого отношения к ученикам;
  • в умении быстро и правильно оценить реальную обстановку, не делая поспешных выводов о поведении и способностях ребенка;
  • в критичном отношении к оценке своей профессиональной деятельности.

Педагогический такт – это неотъемлемая составляющая профессионального долга педагога. Как характеризуется тактичный учитель? Такой специалист проявляет пунктуальность, вовремя приходит на работу и деловые встречи, всегда выполняет свои обещания, своевременно возвращает то, что одолжил; чтобы не нанести вреда окружающим, не склонен верить слухам и распространять их, всегда опирается на проверенные факты.

Тактичному педагогу свойственна обоснованность и гибкость в выборе и применении приемов, методов и форм педагогического воздействия. Учителю следует избегать стереотипности и формального отношения.

По мнению психологов, если преподаватель вместо педагогической тактики воздействует на учеников окриками, проявлением негативных эмоций, грубыми замечаниями, многословными нотациями, он тем самым демонстрирует свою профессиональную несостоятельность.

Большое значение в педагогической практике имеет стиль общения учителя с обучающимися. Он является выражением профессионального такта и формируется под воздействием различных факторов:

  • психического склада индивида;
  • ценностных ориентаций;
  • уровня культуры и образования;
  • ближайшего социального окружения;
  • авторитета более опытных коллег, влияющих на процесс становления молодого педагога.

Общая характеристика стиля педагогического общения

  • Естественность и простота в общении, при этом следует избегать панибратства и фамильярности.
  • Разумная требовательность без проявления раздражительности, грубости, придирчивости, унижения личного достоинства ученика.
  • Принципиальность и упорство без упрямства.
  • Внимательность и чуткость без показной демонстративности.
  • Чувство юмора без насмешек и язвительности, унижающих человеческое достоинство.
  • Воспитательное воздействие в форме аргументации, убеждения, внушения, предупреждения, поощрения и наказания без унижения, подчинения и подавления.
  • Умение выслушать ребенка, серьезно подходить к ответам на его вопросы.
  • Никогда не ставить себя выше другого человека, не подчеркивать своего превосходства в знаниях или уровне профессиональной подготовленности.

При воздействии на поведение ребенка методами поощрения и наказания педагог должен проявлять особую тактичность. Наказывать следует справедливо, при отрицательной оценке поведения ученика очень важно соблюдать профессиональную этику. Профессиональный долг обязывает вести себя корректно, наряду с требовательностью проявлять уважение к личности детей, ни в коем случае не унижать и не оскорблять их.

Профессиональный долг учителя

Профессиональная этика – это в первую очередь высокий уровень общей культуры педагогического работника. Специалист в любых ситуациях (при формальном и неформальном общении) должен демонстрировать культуру речи и межличностных отношений, приверженность к общечеловеческим ценностям.

Признание и истинный авторитет невозможно сформировать, если педагог не вызывает у окружающих такие чувства, как доверие и симпатия.

Еще одно не менее важное качество специалиста, работающего с детьми, – это способность к лидерству. Умения и навыки организатора необходимы для успешного руководства коллективом и достижения поставленных целей.

Профессиональная этика общества не является абсолютной истиной в поведении людей. Каждое поколение само определяет нормы нравственности и морали, но они всегда базируются на принципах и правилах, установленных предшествующими поколениями.

В условиях приоритетного развития современных технологий часто приходится наблюдать отставание культурного начала, поэтому для стабилизации общества очень важно выполнять профессиональный долг и знать этику.

Интеллигентность – это не только образованность и знание культуры поведения, прежде всего, это способность понять другого человека, умение уважительно спорить, вести себя скромно, незаметно помогать нуждающимся, а также бережное отношение к природе, сохранение чистоты окружающей среды, отсутствие бранных и грубых слов в речи, проявление толерантности к людям и окружающему миру.

Профессиональный долг учителя

В основе всех хороших манер лежит правило: один человек не должен мешать другому, доставлять неудобства, лишать чувства комфорта. Если люди взаимодействуют, то им обоим должно быть хорошо. Очень важно понимать, зачем нужно следовать социальным нормам поведения.

Бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему историческому прошлому – вот лучшее проявление культуры. Древний мыслитель Конфуций говорил, что побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. Древнегреческий философ Демокрит изрек: «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».

Как соблюдать профессиональный долг

  • Осознайте свою ответственность.

Важно осознавать, что профессиональный долг – это обязанность, и педагог несет большую ответственность за свою трудовую деятельность. Если вы понимаете, что любое принятое вами решение может отразиться на жизни и благополучии людей, то к любой ситуации будете подходить серьезно, предварительно взвешивая и обдумывая свои действия.

  • Соблюдайте этические нормы.

Для каждой профессии установлены свои этические нормы и правила поведения. Соблюдение этического кодекса – первостепенная задача настоящего профессионала. Квалифицированный специалист никогда не допустит нарушения профессиональных этических принципов.

  • Развивайте свои профессиональные навыки.

Одной из основных составляющих профессионального долга педагога является постоянный рост – как в личностном, так и в профессиональном плане. Непрерывное развитие своих творческих способностей, повышение уровня квалификации, овладение передовыми технологиями, получение новых знаний, расширение кругозора – это путь к вершине мастерства.

Профессиональный долг учителя

  • Всегда оставайтесь честным и беспристрастным.

Порядочность и объективность важны в любой профессии, но для педагога эти качества имеют первостепенную значимость. Нельзя принимать решения под влиянием эмоций. Профессиональный долг и профессиональная ответственность обязывают учителя действовать в соответствии с законами, профстандартами и этическим кодексом.

  • В любой ситуации проявляйте вежливость и высокий профессионализм.

Что бы ни произошло, следует сохранять самообладание, в любой ситуации оставаться вежливым, проявлять мастерство. Ни в коем случае не допускайте грубости, оскорблений, брани, неуважительного поведения. Помните, что задача педагога – формировать позитивное мировоззрение, демонстрировать высокий уровень профессионализма.

Часто задаваемые вопросы о профессиональном долге

Отвечаем на популярные вопросы.

Что такое деонтология?

Деонтология (греч. Deon – нужно, необходимо и logos – слово, учение) – это раздел этики, который изучает проблемы нравственности, долга, обязательств, все формы моральных требований и их соотношение. Этот термин ввел английский философ Иеремия Бентам (1748–1832) в своей научной работе «Деонтология, или наука о морали» (англ. Deontology or The Science of Morality).

Чем отличается профессиональный долг педагога от долга других профессий?

Для педагогического долга характерно следующее:

  • система требований, предъявляемых к профессии педагога, отражает, прежде всего, сознательно сформированные общественные интересы;
  • интересы членов общества объединяются с собственной заинтересованностью учителя, а предъявляемые социальные требования преобразуются во внутренние побуждения и личные мотивы;
  • мотивы и стимулы выполнения установленных требований соединяются в единый комплекс;
  • профессиональный долг педагога – это не только нравственные требования к его профессиональному поведению, но и потребность в определенных личных качествах.

Что подразумевает педагогическая мораль?

Педагогическая мораль – это система взаимосвязанных общих и частных норм, правил и обычаев. Честь, нравственность и достоинство в педагогической этике имеют первостепенное значение, способствуют укреплению авторитета учителя, повышению его значимости, уважению и общественному признанию его моральных заслуг и нравственных качеств.

Педагогическая деятельность предполагает коллективные усилия для достижения цели, поэтому в ней неприемлемо тщеславие и честолюбие.

Профессиональный долг и его определение основывается на осознании педагогом моральных обязательств. Личность учителя многогранна, его успех и реализация в профессии достигаются путем самоограничения, а правила поведения напрямую связаны с требованиями, вытекающими из целей и задач педагогической деятельности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Министерство науки и высшего образования РФ
  3. Институт развития стратегии образования
  4. Воспитатели России
  5. ФГОС
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw