Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Педагогическая психология: современные методы и подходы к обучению
Главная > Блог > Педагогическая психология: современные методы и подходы к обучению
25.09.2023
2070
Время чтения: 18 минут

Педагогическая психология: современные методы и подходы к обучению

Что это? Педагогическая психология – область знаний, которая изучает психологические процессы и явления, связанные с обучением и воспитанием. Она находит применение в школьной и внешкольной практике.

В чем преимущества? Педагогическая психология помогает правильно выбирать методы обучения и воспитания, а также эффективно взаимодействовать с каждым учеником с учетом его особенностей. Это незаменимый инструмент для создания комфортной и поддерживающей среды для ребенка без потери качества образования.

Оглавление:
  1. Что такое педагогическая психология
  2. Основные принципы педагогической психологии
  3. Ключевые задачи педагогической психологии
  4. 5 проблем педагогической психологии
  5. Часто задаваемые вопросы о педагогической психологии
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Что такое педагогическая психология

Педагогическая психология – это прикладная отрасль психологии, возникшая в связи с запросами теоретической педагогики и образовательной практики.

Образование играет очень важную роль в жизни каждого из нас, так как образованный человек имеет больше возможностей реализовать себя и достигнуть успеха. Нет необходимости доказывать важность психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Эта отрасль психологии изучает механизмы, определяющие и объясняющие развитие человека в условиях обучения и воспитания, опора на них позволяет совершенствовать педагогическую практику и управлять развитием.

Педагогическая психология

Поскольку педагогическая психология направлена на исследование структуры и динамики психологического образа в процессе обучения и воспитания, выделяют следующие предметы изучения: различные явления, их закономерности, механизмы психики субъектов образования. Под субъектами следует понимать: обучающихся, студентов, слушателей, учителей и преподавателей.

Перед педагогической психологией ставится немало задач, обусловленных особенностями образования и воспитания. Чтобы понять, почему психология рассматривается именно в контексте образовательного процесса, необходимо обратиться к терминологии.

Образование рассматривается как процесс целенаправленного воспитательного и учебного воздействия на личность, ориентированный на приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок, компетенций и опыта деятельности.

Образование в широком смысле – это созидание человека, становление его как личности. Кого можно назвать образованным?  В процессе обучения и воспитания происходит качественное изменение, переоснащение психики и личности. Педагогическое воздействие способствует не только личностному развитию, но и ее самореализации.

Образованность не определяется возрастными рамками и количеством времени, потраченным на учебу. Полученные знания в совокупности с воспитанием меняют сознание индивида, его мировоззрение. Образованный человек обладает большим запасом знаний, проявляет воспитанность, высокий уровень культуры, начитанность, эрудированность, он сам выстраивает образ своей личности и хорошо усваивает приемлемые в обществе модели социального и профессионального поведения.

В отечественной системе различают следующие ступени образования: начальное, среднее, средне-специальное, высшее. Но необходимо отметить, что эти градации довольно условны. Важен результат, которым является образованность, не зависящая от аттестатов, дипломов, сертификатов и т. д. Образовательный процесс должен быть комплексным, гармонично сочетающим два процесса – учебный и воспитательный.

Казалось бы, данный аргумент очевиден. Однако если обратиться к истории российского образования, можно узнать, что еще совсем недавно активно выдвигались идеи исключения воспитательного компонента из образовательного процесса.

На самом деле, как показывает практика, обучение и воспитание неразрывно связаны, оба этих процесса невозможно осуществлять раздельно. Для эффективной организации единого воспитательно-образовательного пространства необходимы особые педагогические и социальные условия – государственная образовательная система и профессиональная подготовка учителей.

Основные принципы педагогической психологии

Рассмотрим основные принципы.

Принцип социальной целесообразности

Социальная целесообразность – это уровень адаптации и степень преобразования себя и общества. Основным фактором развития педагогической психологии является принятая в обществе система социальных ценностей и ожиданий, в соответствии с которой определяется целесообразность тех или иных действий образовательной теории и практики.

В настоящее время безусловный приоритет отдается системам образования, которые направлены на формирование самостоятельной, автономной, социально активной личности, способной к самоопределению и самореализации в рамках процессов общественного развития.

Педагогическая психология

Любой предмет изучения педагогической психологии (система или явление) следует рассматривать с позиции социальной целесообразности на двух уровнях:

  1. Уровень адаптации – при обеспечении своей жизнедеятельности индивидуальные нормы субъекта не должны противоречить общественным требованиям.
  2. Уровень преобразования себя и общества – для развития индивида (системы) и общественного прогресса в целом необходимо создавать новые общественно-исторические формы.

Принцип единства теории и практики

Единство теории и практики – это ответ на три главных вопроса: «зачем?», «что?», «как?». Практическая образовательная деятельность является главным проблемным полем для теоретических и экспериментальных исследований, которыми занимается педагогическая психология.

Основное направление научных исследований в данной области – определить, как психолого-педагогическая теория и практика влияют друг на друга, проанализировать соотношение обучения, воспитания и развития, определить критерии для оценки их результативности.

При организации взаимодействия теории и практики педагогической психологии делается акцент на трех фундаментальных вопросах:

  • Зачем? Происходит поиск ценностно-смысловых оснований применения психологических знаний. Человек не просто так вовлекается в работу с психологом, в новых познаниях он должен видеть личностный смысл и потенциал для саморазвития и будущих преобразований.
  • Что? Определяются цели психологического воздействия, которые обусловлены пониманием человеческой природы и развитием индивида.
  • Как? Оценивается эффективность используемых в педагогической психологии методик и психотехник: насколько целесообразно их применения, как именно повлияет психолог, какие именно краткосрочные и долгосрочные результаты воздействия психолога следует ожидать и др.

Принцип развития

Развитие – это гармоничное сочетание роста и созревания, формирования, преобразования. Любое явление или процесс следует изучать не как уже сформированную систему, а в процессе зарождения, становления и развития. Педагогическая психология тоже основывается на принципе развития.

Целью ее теоретического и практического воздействия является развитие всех участников образовательного процесса и системы образования в целом. Современная система воспитания и образования включает в себя три типа развития:

  • Рост и созревание – формирование психических новообразований происходит посредством их биологического вызревания в процессе онтогенеза, при этом исключается активное вмешательство со стороны участников образовательного процесса. Например, данный тип развития лежит в основе системы свободного воспитания личности: школа М. Монтессори, Вальдорфская школа, и др.
  • Формирование – психические новообразования появляются в результате интериоризации общественного опыта и норм поведения, которые активно демонстрируются и передаются взрослыми участниками образовательного процесса. Например, бихевиористический (поведенческий) и деятельностный подходы.
  • Преобразование – приобретение психических новообразований осуществляется при помощи взрослых участников образовательной деятельности, которые создают специальные условия для саморазвития и самосовершенствования ребенка. Например, данный тип является основой гуманистического, экзистенциально-гуманистического и субъектного подходов.

Педагогическая психология

Принцип детерминации

Детерминация – это определение перспективы объекта. Следуя этому принципу, устанавливается взаимная связь между предметом исследования и определенным воздействием среды, отношениями или событиями (предыдущими/последующими) его жизни. На основании этого формируется дальнейший прогноз поведения ребенка и планируется его воспитание. Педагогическая психология выделяет два типа детерминации:

  • Каузальная детерминация.

Между психическими явлениями формируется такая связь, при которой события и отношения прошлого опыта неизбежно приводит к развитию у человека определенного психического качества. Например, можно предположить, что причиной отклоняющегося (девиантного) поведения ребенка стали неблагоприятные факторы его семейного воспитания и разработать программу их коррекции.

Следует отметить основные недостатки интерпретации, выполненной на основе каузальной детерминации: привязанность к прошлому опыту, влияние стереотипов, отсутствие возможности рассмотреть индивидуальные ресурсы и потенциал субъекта в преодолении проблем.

  • Целевая детерминация.

Между психическими явлениями устанавливаются такие отношения, когда направляющей силой жизнедеятельности субъекта являются его цели и ценности. Например, в этом случае программа психологической коррекции отклоняющегося поведения будет основываться на выявленных жизненных целях и ценностях ребенка, с учетом его умения самостоятельно достигать желаемого результата.

Принцип системности

Системность – это набор взаимосвязанных компонентов, которые сочетаются как единое целое: индивидуальный, социальный, духовный. Предмет исследования рассматривают как элемент целостной системы, который имеет собственную цель функционирования. В педагогической психологии цель любой системы – это прежде всего развитие ее участников, которое осуществляется на разных уровнях:

  • индивидуальный уровень охватывает личностные, эмоционально-волевые, когнитивные, генотипические, потребностно-мотивационные и другие особенности индивида;
  • социальный уровень объединяет коммуникативные навыки участников, их социальные роли, принципы существования социальной общности и т.д.;
  • духовный уровень содержит ценностно-смысловые основания существования человека, его субъектность как баланс между индивидуальными и социальными детерминантами поведения.

Педагогическая психология

Когда определены компоненты всех уровней системы, выполняется анализ взаимоотношений между ними, выявляет педагогическая психология закономерности их функционирования, исследуется генезис системы и системные характеристики изучаемого предмета.

Ключевые задачи педагогической психологии

В рамках процессов образования и воспитания педагогическая психология решает пять основных взаимосвязанных задач:

  • комплексное изучение психики обучающегося;
  • психологическое обоснование и отбор учебного материала;
  • разработка и психологическая апробация методов обучения и воспитания;
  • изучение психики и профессиональной деятельности педагога;
  • причастность к разработке теоретических вопросов, концепций и гипотез в педагогической области.

Педагогическая психология

Под комплексным изучением психики обучающегося следует понимать специально организованное исследование, которое проводят, с целью оптимизации и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, а также организации грамотного психологического сопровождения.

Для определения психологических особенностей каждого обучающегося требуется провести исследование с применением методов, которыми располагает педагогическая психология. Структура личности объединяет множество взаимосвязанных компонентов, которые подлежат изучению: устойчивые свойства индивида (характер), темперамент, способности, потребности, самосознание, особенности протекания психических процессов, личностный опыт.

Психологическое обоснование и отбор учебного материала, предназначенного для усвоения школьниками, отвечает на вопрос: «чему учить?». Прежде всего следует обратить внимание на содержательную сторону и объем учебной информации, а также на предпочтение дисциплин: обязательных, избирательных, элективных.

Так как образовательные организации должны подготовить будущего выпускника к трудовой деятельности и жизни в обществе, выбор учебного материала и дисциплин во многом обусловлен государственной образовательной политикой, культурой и традициями.

К образованию тоже предъявляются определенные требования – оно должно быть всесторонним и развивающим. Человека невозможно научить всему, но способствовать его личностному развитию нужно обязательно.

Чтобы ответить на вопрос: «как учить?», разрабатываются, апробируются и внедряются в образовательную практику эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.

Изучение психики и профессиональной деятельности педагога поможет ответить на вопросы: «кто обучает?», «каждый ли может стать педагогом?», «каким должен быть статус учителя?», «что необходимо для самореализации и повышения профессионального мастерства?». Изучению подлежат не только психологические, но и социальные проблемы.

Разработка теоретических и практических вопросов осуществляется в соответствии с учебными, образовательными и воспитательными целями. Решая эту задачу, исследователи могут ответить на вопрос: «для чего обучать?». Четко сформулированная цель определяет те характеристики личности, которые предполагается сформировать в ходе школьного обучения, это необходимо для управления процессом образования, прогнозирования, отслеживания и оценки результатов.

Вопрос: «для чего обучать?» выходит далеко за рамки педагогической психологии. Структура этой прикладной науки объединяет несколько направлений, при рассмотрении любого вопроса прежде всего следует учитывать человеческий фактор и реализацию социальной концепции «человеческих отношений».

Решение этих и других задач образования осуществляется посредством выделенных в педагогической психологии направлений:

  • психология обучения;
  • психология воспитания;
  • психология труда и личности педагога.

Первые два научных направления нацелены на изучение психики обучаемого субъекта, причем наибольшее развитие получила психология обучения. В каждом разделе основополагающим является формирование и интерпретация теоретических понятий и категорий.

Нередко современные ученые выдают за инновации психолого-педагогические концепции, технологии и методики, однако все это разработано на основе научно-понятийного аппарата, очень часто за конструкциями и схемами теряется личностная индивидуальность, психологическая уникальность каждого человека.

5 проблем педагогической психологии

Педагогическая психология, как и любая другая научная отрасль, нацелена на решение определенных задач, имеющих огромную теоретическую и практическую значимость. Ниже мы детально рассмотрим пять основных проблем.

Педагогическая психология

Соотношение обучения и развития

Эту проблему можно назвать одной из главнейших в педагогической психологии, так как предметом ее исследования является связь генетических источников психологии и поведения человека.

И хотя перед исследователями прежде всего ставятся общенаучные вопросы (соотношение биологического и социального в человеке, генотипическая и средовая обусловленность психики и поведения индивида), от полученного результата зависит перспектива обучения и воспитания ребенка.

Результаты современных научных исследований показали, что прямое воздействие через обучение и воспитание на генетический аппарат неосуществимо, поэтому то, что заложено в человеке на генетическом уровне перевоспитанию не поддается.

Но если рассмотреть этот вопрос с другой стороны, то станет очевидным, что процесс обучения и воспитания сам по себе имеет большие развивающие возможности, даже если отсутствует воздействие на генотип и органические процессы.

В нашей стране проблему соотношения обучения и развития в начале 30-х годов ХХ века впервые сформулировал Л.С. Выготский. В своих научных трудах он обосновал ведущую роль обучения в развитии индивида и подчеркнул, что обучение является источником развития.

Возникают вполне закономерные вопросы:

  • Каким образом обучение и воспитание ведут за собой развитие?
  • Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее?
  • Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие?
  • Влияет ли обучение на личностное созревание, и если да, то до каких пределов?
  • Затрагивает ли это влияние фундаментальное решение проблемы соотношения обучения и развития?

Обучение грамоте дошкольников

Соотношение обучения и воспитания

Еще одна проблема, которую решает педагогическая психология, тесно связана с предыдущей. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс – воспитательно-образовательный, который протекает только при взаимодействии двух его участников, находящихся в определенной среде и жизненных условиях: взрослого и ребенка, учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.

Общей целью обучения и воспитания является качественное образование, всестороннее развитие и формирование личности.

Проблема соотношения обучения и воспитания связана с рядом вопросов:

  • Как эти процессы взаимозависимы и взаимообусловлены?
  • Как именно различные виды деятельности влияют на процессы обучения и воспитания?
  • Каковы психологические механизмы усвоения знаний и социальных норм поведения, формирования умений и навыков?
  • В чем выражается отличие педагогического влияния на процесс обучения и процесс воспитания?
  • Как непосредственно протекает каждый из процессов: обучения и воспитания?

Поиск и учет сенситивных периодов развития в обучении

Сенситивный период в психологии – это определенный отрезок жизни индивида, когда развивающийся организм наиболее чувствителен к определенного рода влиянию окружающей среды. В педагогической психологии развитие и обучение детей требует точного определения и использования по максимуму наивысших возможностей для наиболее эффективного формирования тех или иных сторон психики, ее процессов и свойств.

Например, в пятилетнем возрасте дошкольники особенно чувствительны к развитию исключительного слуха, с возрастом эта восприимчивость снижается. Следует знать, что очень раннее или довольно позднее начало обучения чаще всего оказывает неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка – все хорошо в свое время.

Проблема заключается в том, что, как правило, не известны все сенситивные периоды интеллектуального и личностного развития ребенка, время их начала, длительность и завершение. Обучение и воспитание детей требует индивидуального подхода и умения прогнозировать наступление сенcитивных периодов.

Педагогическая психология

Детская одаренность

В России проблема одаренности детей стала активно изучаться лишь в последнее десятилетие. Для начала следует разобраться, что принято понимать под термином «общая одаренность». В педагогической психологии одаренность – это развитие общих способностей, которые определяют сферу деятельности, где индивид может достичь невероятных успехов.

Одаренный ребенок выделяется среди сверстников яркими, очевидными достижениями в конкретном виде деятельности или имеет предпосылки для этого.

Суть рассматриваемой проблемы составляют вопросы, связанные с выявлением и обучением одаренных детей:

  • Как и в какой последовательности проявляется возрастная одаренность, что для нее характерно?
  • По каким критериям и признакам определяется одаренность школьников?
  • Как определять и изучать одаренность детей в процессе воспитания и обучения, в ходе выполнения обучающимися какой-либо содержательной деятельности?
  • Как поддерживать одаренных детей, содействовать развитию их выдающихся способностей во время обучения?
  • Как сочетать развитие специальных способностей обучающихся с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним личностным развитием?

Готовность детей к обучению в школе

Готовность детей к школьному обучению – это сочетание морфологических (физических) и психологических характеристик старшего дошкольника, необходимых для обеспечения успешной адаптации к систематическому организованному обучению в образовательном учреждении.

Педагогическая психология и общая психология наряду с термином «готовность к обучению в школе» использует название «школьная зрелость», которое очень близко по значению, но все же в большей степени отражает психофизиологическую сторону органического созревания.

Педагогическая психология

Проблема готовности детей к школьному обучению характеризуется следующими вопросами:

  • Как влияют условия жизни и деятельности дошкольника, усвоение им социального опыта в ходе общения со сверстниками и взрослыми на формирование готовности к обучению в школе?
  • Какую систему требований предъявляет школа к ребенку, чтобы выявить уровень психологической готовности к обучению?
  • Что конкретно понимается под психологической готовностью к обучению в школе?
  • По каким критериям и характеристикам определяется психологическая готовность к школьному обучению?
  • Как разработать специальные коррекционно-развивающие программы, предназначенные для формирования готовности к обучению в школе?

Решение обозначенных психолого-педагогических вопросов требует от педагогов высокого профессионализма, который невозможно достичь без психологической компетентности.

Часто задаваемые вопросы о педагогической психологии

Отвечаем на популярные вопросы.

Какие методы и подходы используются в педагогической психологии для успешного обучения?

Педагогическая психология допускает использование разнообразных методов и подходов. С целью повышения успешности обучения проводится диагностика психологических особенностей обучающихся, на основе полученных диагностических данных разрабатываются индивидуальные учебные планы, создаются благоприятные образовательные условия с применением новейших эффективных технологий, повышающих активность и учебную мотивацию школьников.

Педагогическая психология

Как психологические факторы влияют на образовательный процесс?

Память, внимание, мотивация, эмоции – это факторы, несомненно влияющие на образовательный процесс. От уровня их сформированности зависит степень восприятия ребенком учебного материала, качество запоминания нужной информации с последующим применением ее на практике.

Какова роль педагогической психологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?

Специальная педагогическая психология занимается проблемами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Прежде всего определяются их индивидуальные особенности, обучение осуществляется по специально разработанным образовательным программам, с учетом уровня подготовки обучающихся, а также их возможностей и потребностей.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw