Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие педагогического образования
Главная > Блог > Развитие педагогического образования: проблемы и варианты их решения
07.09.2022
2422
Время чтения: 10 минут

Развитие педагогического образования: проблемы и варианты их решения

Зачем? Постоянное развитие системы педагогического образования – непременное условие того, чтобы в нашей стране появлялись преподаватели самого высокого уровня, способные идеально выполнять свои профессиональные обязанности по обучению и воспитанию нового поколения.

Как? Развитие педагогического образования – сложный процесс. Чтобы его оптимизировать, необходимо для начала выявить существующие проблемы, потом найти рациональные пути их решения. И только после этого можно начинать улучшать саму систему, постепенно и с осторожностью.

Оглавление:
  1. Этапы развития педагогического образования в России
  2. Специфика современного педагогического образования
  3. Основные проблемы системы педагогического образования
  4. Задачи развития педагогического образования
  5. Приоритетные направления развития педагогики
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Этапы развития педагогического образования в России

XIX век

Развитие профессионально-педагогического образования началось в России еще в XIX веке. Специализированная профессиональная подготовка проводилась в церковно-учительских семинариях и второклассных учительских школах, на курсах неполного среднего образования в епархиальных училищах и женских гимназиях, а дополнительная – на специальных педагогических курсах.

развитие педагогического образования

Для освоения профессии педагога открывались специальные институты, входящие в состав университетов. В них обучались преподаватели для гимназий и уездных училищ. Изначально срок обучения составлял 3 года, но в 1835 году его продлили до 4 лет. Чтобы стать специалистом в области преподавания, каждый учитель должен был изучить сразу несколько предметов.

В 1859 году появилась новая система, позволяющая учителям обучаться дальше, если они закончили университет. Были открыты курсы педагогов для тех, кто закончил физико-математические и историко-филологические факультеты. Начиная с середины XIX века, большинство преподавателей для классических гимназий выпускались из историко-филологических институтов. Такие государственные учреждения стали приравниваться к вузам.

На рубеже XIX-XX веков возникли первые предпосылки к появлению высшего образования в России. В этот период стали активно развиваться научная деятельность и педагогическое образование, а ученые, такие как В.П. Вехтеров, В.М. Бехтерев и П.Ф. Каптерев, занялись теоретическими исследованиями.

Начало XX века, советское время

В первых десятилетиях XX века университеты рассматривали две концепции развития педагогического образования. Первая базировалась на обучении специалистов на кафедрах и факультетах педагогики. Планировалось объединить воедино учебную теорию и научно-исследовательскую работу.

При факультетах для проведения педагогической практики создавались дополнительные образовательные учреждения. Второй вариант подразумевал продолжение обучения после окончания университета. Концепция была направлена на научно-исследовательскую работу.

Интегральная система обучения будущих педагогов появилась примерно тогда же. Профессиональная подготовка совмещалась с высшим образованием. Два года были лекции, на которых учащиеся получали общенаучное образование, затем будущие педагоги закрепляли знания на практике в начальной школе или гимназии.

После революционного времени в РСФСР наиболее распространенными были два способа получения педагогического образования. Первый подразумевал под собой прохождение педагогической программы в учебных заведениях, таких как техникумы и институты, для выполнения некоторых политических целей. Вторым вариантом были короткие курсы для большой аудитории, для повышения уровня грамотности и снижения количества массовой политической пропаганды.

Преподавателей с начала 1930-х годов обучали основам марксизма-ленинизма, физической культуре и военной подготовке. Педагогическому мастерству выделялась лишь десятая доля от всего времени.

В 1935 году на основе нововведений Наркомпроса все учебные программы факультетов были заменены, за исключением, разве что, исторического. На изучение педагогики, консультации и факультативные курсы отводилось большое количество времени. Государство изменило свое отношение к учителям, теперь они считались идеологическими работниками. Главной целью обучения стала подготовка будущих преподавателей, поддерживающих идеи коммунизма.

В 1956 году учительские институты для получения неполного высшего образования заменяются на училища и педагогические вузы, а длительность обучения возрастает до 5 лет.

Постсоветский период

Управление процессом образования в России в 1990 году теряет свою политизированность. Оно превращается в объект правового регулирования. Основной целью такого обучения становится индивидуальная работа с каждым учеником.

развитие педагогического образования

Появляется необходимость создать полноценные программы, направить образовательный процесс на общечеловеческие ценности, профессиональный и личностный рост преподавателей. Педагогическое образование много раз изменялось под воздействием различных факторов, но все равно сумело вобрать в себя лучшие черты.

Специфика современного педагогического образования

Система, созданная для развития навыков обучающихся по общему, дошкольному, начальному, базовому и среднему обучению, называется педагогическим образованием. Подготовку проходят учителя общеобразовательных дисциплин и профессиональных учебных заведений, преподаватели, работающие в сфере детского дополнительного образования, соцработники и прочие.

Сейчас решаются две задачи педагогического образования. Во-первых, оказание помощи в развитии социальных ценностей педагога, общекультурной компетентности, обеспечении его нравственной и гражданской зрелости. Вторая задача – помощь в освоении специальности и профессиональном росте по выбранному направлению педагогической деятельности. Дальнейший успех обучения будет зависеть от всестороннего развития личности преподавателя.

Перечень отраслей для подготовки педагогов огромен. В их число входят воспитатели детских садов, учителя общеобразовательных школ, лицеев, преподаватели ссузов, вузов. Одни специалисты таких отраслей помогают детям развиваться в общем ракурсе, а другие – в узких направленностях, конкретных областях наук (по определенным предметам).

развитие педагогического образования

Образовательная программа педагогического факультета состоит из нескольких основных этапов подготовки:

  1. Базового. Он состоит из основных дисциплин и ключевых навыков, чтобы студент имел представление о профессии и понимал суть выбранной деятельности. Сюда относятся педагогика, психология, основы преподавания, риторика, логика, базовые профильные навыки.
  2. Профильного. Этот блок является небольшой частью программы бакалавриата, но в полной мере его изучают в магистратуре. Профильная подготовка предусматривает тотальное изучение профессии, в том числе узкоспециализированных предметов и различных методик преподавания.
  3. Практического. Обязательный блок, необходимый для применения профессиональных навыков в жизни: при общении с детьми, проведении занятий, создании методической и дидактической документации. Блок способствует развитию практических навыков будущих педагогов.

В подготовке квалифицированных преподавателей присутствует выполнение письменных проектов. Наиболее эффективные и популярные из них – лабораторные, курсовые и контрольные работы. Аттестация проектов предполагает сдачу экзаменов, зачетов, ГОСов, защиту ВКР. Она проводится с целью оценки качества полученных знаний и уровня подготовки.

Основные проблемы системы педагогического образования

Без проблем развитие педагогического образования не обошлось.

Основные проблемы системы педагогического образования

  • Обновление образовательных программ происходит очень медленно.

Именно по этой причине внедрение дистанционной формы обучения привело к множеству неудобств. В каких-то регионах не было стабильного Интернета, сопутствующих технологий, в других преподаватели просто не знали, как обращаться с новой техникой.

  • Низкий уровень оснащенности учебных заведений техническими средствами, слабая подготовленность персонала к работе с современным оборудованием.

Особенно это затрагивает преподавателей в возрасте, которые боятся использовать компьютер, работать с ним и т.п. Молодые педагоги умеют пользоваться инновациями, но зачастую даже у них возникает масса вопросов по работе с программами, сайтами и сервисами.

Студентов, проходящих программу педфака, не обучают работе с новыми мультимедийными средствами, возможностями онлайн-сферы, специальными программами, мессенджерами и так далее. Изучение всех инноваций происходит по инициативе самих студентов.

  • Внедрение новых методик, которые не включаются в образовательные программы и отдельные дисциплины.

На учебных занятиях обычно используются только те правила, которые проверены временем и утверждены Министерством образования науки. На принятие обновленных методов и их проверки уходит не один год.

  • Бюрократизация процесса работы.

В вузах и ссузах не предусмотрены предметы, которые бы помогали учащимся научиться планировать занятия, составлять план-конспекты, вести документацию (журналы, электронные дневники, характеристики и справки) и другое.

  • Недостаток практического опыта.

Длительность прохождения практики за год обучения составляет около 3 недель. За столь короткий промежуток времени учащийся не успевает понять, что и как делать, как оформлять документацию и вести урок. Отсутствие реального опыта в общении с детьми усложняет рабочий процесс: нужно найти подход к каждому ученику, донести до подопечных суть, привить определенные навыки и пр.

  • Низкий проходной балл и высокая доступность профессии.

Направление педагогики в большинстве случаев выбирают как запасной вариант из-за довольно мягких условий: низкие проходные баллы, гуманитарные предметы (кроме нескольких дисциплин по точным наукам), доступная стоимость обучения. Но не каждый молодой специалист пойдет работать в эту сферу по призванию.

  • Бездумное внедрение западных технологий и методов преподавания.

Инновации попадают к нам из-за рубежа, где система образования считается более качественной. В нашей стране свой менталитет и культура, иное восприятие мира, поэтому приходящие методики не всегда являются уместными и эффективными.

Задачи развития педагогического образования

Для того чтобы решить проблемы педагогической подготовки, потребуется решить несколько задач по ее улучшению:

Привлечение наиболее заинтересованных и подготовленных студентов

Для этого требуется разработать единый информационный ресурс, где будет размещаться информация о мерах государства в сфере педагогического образования и другие данные:

  • о том, как получить педагогическое образования в РФ (включая переход с непедагогической на педагогическую программу);
  • об основных направлениях в сфере педагогики и провайдерах услуг;
  • об условиях и оплате труда учителей в регионах;
  • об образовательных учреждениях, социальных льготах и открытых вакансиях;
  • о поддержке будущих учителей и возможностях развития педагогической деятельности вне системы общего образования;
  • о возможностях карьерного роста.

Задачи развития педагогического образования

Во-вторых, потребуется создать рабочую систему профориентации в образовательных организациях, чтобы учащиеся могли получить дополнительную мотивацию в отношении педагогической деятельности, находясь еще на стадии начального общего образования.

В-третьих, нужна вариативная система получения педагогического образования, иначе говоря, увеличение шансов перехода с других направлений обучения на педагогические программы без каких-либо временных и организационных сложностей.

Улучшение методов и программ педагогического образования

При актуализации текущих ФГОСов УГСН «Образование и педагогические науки» должны учитываться утвержденные профессиональные стандарты преподавателя, педагога-психолога и других педагогических работников. Перечень итоговых компетенций выпускника должен приводиться в соответствии с компетенциями, содержащимися в профессиональных стандартах. Затем потребуется усилить практическую подготовку выпускников педагогических программ.

Также необходимо разработать примерные ОПОП бакалавриата УГСН «Образование и педагогические науки» педагогической направленности, в том числе с широким использованием сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями (модель школьно-университетского партнерства) и организациями среднего профессионального образования.

Обязательно развитие научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в качестве основы для индивидуализации профессиональной деятельности выпускников программ педагогического образования.

Совершенствование перехода к педагогической деятельности

Необходимо разработать новую модель расчета КЦП с учетом полного списка результатов трудоустройства выпускников педагогических программ.

Следующий шаг – постепенное замещение подготовки педагогов со средним профессиональным образованием подготовкой бакалавров для ряда должностей (педагог-психолог, педагог-дефектолог) и подготовкой магистров.

Совершенствование перехода к педагогической деятельности

Нужен расчет региональных и федеральных потребностей в педагогических кадрах с учетом демографических тенденций, возрастной структуры педагогических кадров и наличиея различных рынков труда педагогических кадров.

Потребуется рассчитать региональные и федеральные необходимости в педагогах, учитывая демографические тенденции, возрастную структуру и наличие разнообразных рынков труда педагогических кадров.

Также решить вопрос может помочь создание вариативных моделей получения педагогического образования с обязательной оценкой полученной квалификации.

Не лишними будут разработка и внедрение программ для сопровождения выпускников педагогических направлений на рабочих местах и в целях специально организованного обучения после получения диплома в условиях длительной стажировки в образовательной организации.

Приоритетные направления развития педагогики

Педагогика вносит большой вклад в решение проблем текущей реформы образования, повышение эффективности гражданского воспитания подрастающих поколений, научно-методическое обеспечение непрерывного учебного процесса, развитие интеллектуального потенциала общества, развитие личности и форматирование общественных отношений.

Приоритетные направления развития педагогики

Перечислим приоритетные направления развития педагогического образования:

  • оценка общего состояния практики, ее научный анализ в совокупности с прогнозированием педагогических и социально-экономических факторов образования;
  • поиск новых возможностей для индивидуальной работы с учащимися и ее дифференциации с учетом воспитания, общего развития и обучаемости;
  • проработка идей национальной школы для развития национальной культуры и самосознания общества, интернационализма и улучшения отношений между народами;
  • поиск способов оптимизации педагогического процесса, повышения уровня здоровья учащихся, снижение высокого уровня нагрузки до нормы;
  • создание условий для самовоспитания и самообразования учащихся;
  • изучение психологических, социальных проблем молодежи;
  • изучение новых перспективных направлений для роста квалификации педагогов разных этапов непрерывного образования;
  • анализ, сбор результатов и продвижение инноваций и опыта в сфере педагогического образования;
  • развитие педагогики с точки зрения гуманизации и демократизации образовательной системы;
  • выявление более эффективных путей развития духовно-нравственного воспитания и культуры, гражданского становления личности.

Современные исследования и наследие прошлых лет дают опору для развития педагогического образования. К ним можно добавить передовой педагогический опыт, чтобы выдвинуть новые теории, идеи и выявить определенные закономерности. И только с помощью всех этих инструментов педагогика будет постепенно развиваться и двигаться вперед.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Учительская газета
  4. Портал Российской образование
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw