Развитие педагогического образования: проблемы и варианты их решения
Сохранить статью:
Зачем? Постоянное развитие системы педагогического образования – непременное условие того, чтобы в нашей стране появлялись преподаватели самого высокого уровня, способные идеально выполнять свои профессиональные обязанности по обучению и воспитанию нового поколения.
Как? Развитие педагогического образования – сложный процесс. Чтобы его оптимизировать, необходимо для начала выявить существующие проблемы, потом найти рациональные пути их решения. И только после этого можно начинать улучшать саму систему, постепенно и с осторожностью.
Этапы развития педагогического образования в России
XIX век
Развитие профессионально-педагогического образования началось в России еще в XIX веке. Специализированная профессиональная подготовка проводилась в церковно-учительских семинариях и второклассных учительских школах, на курсах неполного среднего образования в епархиальных училищах и женских гимназиях, а дополнительная – на специальных педагогических курсах.
Для освоения профессии педагога открывались специальные институты, входящие в состав университетов. В них обучались преподаватели для гимназий и уездных училищ. Изначально срок обучения составлял 3 года, но в 1835 году его продлили до 4 лет. Чтобы стать специалистом в области преподавания, каждый учитель должен был изучить сразу несколько предметов.
В 1859 году появилась новая система, позволяющая учителям обучаться дальше, если они закончили университет. Были открыты курсы педагогов для тех, кто закончил физико-математические и историко-филологические факультеты. Начиная с середины XIX века, большинство преподавателей для классических гимназий выпускались из историко-филологических институтов. Такие государственные учреждения стали приравниваться к вузам.
На рубеже XIX-XX веков возникли первые предпосылки к появлению высшего образования в России. В этот период стали активно развиваться научная деятельность и педагогическое образование, а ученые, такие как В.П. Вехтеров, В.М. Бехтерев и П.Ф. Каптерев, занялись теоретическими исследованиями.
Начало XX века, советское время
В первых десятилетиях XX века университеты рассматривали две концепции развития педагогического образования. Первая базировалась на обучении специалистов на кафедрах и факультетах педагогики. Планировалось объединить воедино учебную теорию и научно-исследовательскую работу.
При факультетах для проведения педагогической практики создавались дополнительные образовательные учреждения. Второй вариант подразумевал продолжение обучения после окончания университета. Концепция была направлена на научно-исследовательскую работу.
Интегральная система обучения будущих педагогов появилась примерно тогда же. Профессиональная подготовка совмещалась с высшим образованием. Два года были лекции, на которых учащиеся получали общенаучное образование, затем будущие педагоги закрепляли знания на практике в начальной школе или гимназии.
После революционного времени в РСФСР наиболее распространенными были два способа получения педагогического образования. Первый подразумевал под собой прохождение педагогической программы в учебных заведениях, таких как техникумы и институты, для выполнения некоторых политических целей. Вторым вариантом были короткие курсы для большой аудитории, для повышения уровня грамотности и снижения количества массовой политической пропаганды.
Преподавателей с начала 1930-х годов обучали основам марксизма-ленинизма, физической культуре и военной подготовке. Педагогическому мастерству выделялась лишь десятая доля от всего времени.
В 1935 году на основе нововведений Наркомпроса все учебные программы факультетов были заменены, за исключением, разве что, исторического. На изучение педагогики, консультации и факультативные курсы отводилось большое количество времени. Государство изменило свое отношение к учителям, теперь они считались идеологическими работниками. Главной целью обучения стала подготовка будущих преподавателей, поддерживающих идеи коммунизма.
В 1956 году учительские институты для получения неполного высшего образования заменяются на училища и педагогические вузы, а длительность обучения возрастает до 5 лет.
Постсоветский период
Управление процессом образования в России в 1990 году теряет свою политизированность. Оно превращается в объект правового регулирования. Основной целью такого обучения становится индивидуальная работа с каждым учеником.
Появляется необходимость создать полноценные программы, направить образовательный процесс на общечеловеческие ценности, профессиональный и личностный рост преподавателей. Педагогическое образование много раз изменялось под воздействием различных факторов, но все равно сумело вобрать в себя лучшие черты.
Специфика современного педагогического образования
Система, созданная для развития навыков обучающихся по общему, дошкольному, начальному, базовому и среднему обучению, называется педагогическим образованием. Подготовку проходят учителя общеобразовательных дисциплин и профессиональных учебных заведений, преподаватели, работающие в сфере детского дополнительного образования, соцработники и прочие.
Сейчас решаются две задачи педагогического образования. Во-первых, оказание помощи в развитии социальных ценностей педагога, общекультурной компетентности, обеспечении его нравственной и гражданской зрелости. Вторая задача – помощь в освоении специальности и профессиональном росте по выбранному направлению педагогической деятельности. Дальнейший успех обучения будет зависеть от всестороннего развития личности преподавателя.
Перечень отраслей для подготовки педагогов огромен. В их число входят воспитатели детских садов, учителя общеобразовательных школ, лицеев, преподаватели ссузов, вузов. Одни специалисты таких отраслей помогают детям развиваться в общем ракурсе, а другие – в узких направленностях, конкретных областях наук (по определенным предметам).
Образовательная программа педагогического факультета состоит из нескольких основных этапов подготовки:
- Базового. Он состоит из основных дисциплин и ключевых навыков, чтобы студент имел представление о профессии и понимал суть выбранной деятельности. Сюда относятся педагогика, психология, основы преподавания, риторика, логика, базовые профильные навыки.
- Профильного. Этот блок является небольшой частью программы бакалавриата, но в полной мере его изучают в магистратуре. Профильная подготовка предусматривает тотальное изучение профессии, в том числе узкоспециализированных предметов и различных методик преподавания.
- Практического. Обязательный блок, необходимый для применения профессиональных навыков в жизни: при общении с детьми, проведении занятий, создании методической и дидактической документации. Блок способствует развитию практических навыков будущих педагогов.
В подготовке квалифицированных преподавателей присутствует выполнение письменных проектов. Наиболее эффективные и популярные из них – лабораторные, курсовые и контрольные работы. Аттестация проектов предполагает сдачу экзаменов, зачетов, ГОСов, защиту ВКР. Она проводится с целью оценки качества полученных знаний и уровня подготовки.
Основные проблемы системы педагогического образования
Без проблем развитие педагогического образования не обошлось.
- Обновление образовательных программ происходит очень медленно.
Именно по этой причине внедрение дистанционной формы обучения привело к множеству неудобств. В каких-то регионах не было стабильного Интернета, сопутствующих технологий, в других преподаватели просто не знали, как обращаться с новой техникой.
- Низкий уровень оснащенности учебных заведений техническими средствами, слабая подготовленность персонала к работе с современным оборудованием.
Особенно это затрагивает преподавателей в возрасте, которые боятся использовать компьютер, работать с ним и т.п. Молодые педагоги умеют пользоваться инновациями, но зачастую даже у них возникает масса вопросов по работе с программами, сайтами и сервисами.
на наши новости
500 000 пользователей!
Студентов, проходящих программу педфака, не обучают работе с новыми мультимедийными средствами, возможностями онлайн-сферы, специальными программами, мессенджерами и так далее. Изучение всех инноваций происходит по инициативе самих студентов.
- Внедрение новых методик, которые не включаются в образовательные программы и отдельные дисциплины.
На учебных занятиях обычно используются только те правила, которые проверены временем и утверждены Министерством образования науки. На принятие обновленных методов и их проверки уходит не один год.
- Бюрократизация процесса работы.
В вузах и ссузах не предусмотрены предметы, которые бы помогали учащимся научиться планировать занятия, составлять план-конспекты, вести документацию (журналы, электронные дневники, характеристики и справки) и другое.
- Недостаток практического опыта.
Длительность прохождения практики за год обучения составляет около 3 недель. За столь короткий промежуток времени учащийся не успевает понять, что и как делать, как оформлять документацию и вести урок. Отсутствие реального опыта в общении с детьми усложняет рабочий процесс: нужно найти подход к каждому ученику, донести до подопечных суть, привить определенные навыки и пр.
- Низкий проходной балл и высокая доступность профессии.
Направление педагогики в большинстве случаев выбирают как запасной вариант из-за довольно мягких условий: низкие проходные баллы, гуманитарные предметы (кроме нескольких дисциплин по точным наукам), доступная стоимость обучения. Но не каждый молодой специалист пойдет работать в эту сферу по призванию.
- Бездумное внедрение западных технологий и методов преподавания.
Инновации попадают к нам из-за рубежа, где система образования считается более качественной. В нашей стране свой менталитет и культура, иное восприятие мира, поэтому приходящие методики не всегда являются уместными и эффективными.
Задачи развития педагогического образования
Для того чтобы решить проблемы педагогической подготовки, потребуется решить несколько задач по ее улучшению:
Привлечение наиболее заинтересованных и подготовленных студентов
Для этого требуется разработать единый информационный ресурс, где будет размещаться информация о мерах государства в сфере педагогического образования и другие данные:
- о том, как получить педагогическое образования в РФ (включая переход с непедагогической на педагогическую программу);
- об основных направлениях в сфере педагогики и провайдерах услуг;
- об условиях и оплате труда учителей в регионах;
- об образовательных учреждениях, социальных льготах и открытых вакансиях;
- о поддержке будущих учителей и возможностях развития педагогической деятельности вне системы общего образования;
- о возможностях карьерного роста.
Во-вторых, потребуется создать рабочую систему профориентации в образовательных организациях, чтобы учащиеся могли получить дополнительную мотивацию в отношении педагогической деятельности, находясь еще на стадии начального общего образования.
В-третьих, нужна вариативная система получения педагогического образования, иначе говоря, увеличение шансов перехода с других направлений обучения на педагогические программы без каких-либо временных и организационных сложностей.
Улучшение методов и программ педагогического образования
При актуализации текущих ФГОСов УГСН «Образование и педагогические науки» должны учитываться утвержденные профессиональные стандарты преподавателя, педагога-психолога и других педагогических работников. Перечень итоговых компетенций выпускника должен приводиться в соответствии с компетенциями, содержащимися в профессиональных стандартах. Затем потребуется усилить практическую подготовку выпускников педагогических программ.
Также необходимо разработать примерные ОПОП бакалавриата УГСН «Образование и педагогические науки» педагогической направленности, в том числе с широким использованием сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями (модель школьно-университетского партнерства) и организациями среднего профессионального образования.
Обязательно развитие научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в качестве основы для индивидуализации профессиональной деятельности выпускников программ педагогического образования.
Совершенствование перехода к педагогической деятельности
Необходимо разработать новую модель расчета КЦП с учетом полного списка результатов трудоустройства выпускников педагогических программ.
Следующий шаг – постепенное замещение подготовки педагогов со средним профессиональным образованием подготовкой бакалавров для ряда должностей (педагог-психолог, педагог-дефектолог) и подготовкой магистров.
Нужен расчет региональных и федеральных потребностей в педагогических кадрах с учетом демографических тенденций, возрастной структуры педагогических кадров и наличиея различных рынков труда педагогических кадров.
Потребуется рассчитать региональные и федеральные необходимости в педагогах, учитывая демографические тенденции, возрастную структуру и наличие разнообразных рынков труда педагогических кадров.
Также решить вопрос может помочь создание вариативных моделей получения педагогического образования с обязательной оценкой полученной квалификации.
Не лишними будут разработка и внедрение программ для сопровождения выпускников педагогических направлений на рабочих местах и в целях специально организованного обучения после получения диплома в условиях длительной стажировки в образовательной организации.
Приоритетные направления развития педагогики
Педагогика вносит большой вклад в решение проблем текущей реформы образования, повышение эффективности гражданского воспитания подрастающих поколений, научно-методическое обеспечение непрерывного учебного процесса, развитие интеллектуального потенциала общества, развитие личности и форматирование общественных отношений.
Перечислим приоритетные направления развития педагогического образования:
- оценка общего состояния практики, ее научный анализ в совокупности с прогнозированием педагогических и социально-экономических факторов образования;
- поиск новых возможностей для индивидуальной работы с учащимися и ее дифференциации с учетом воспитания, общего развития и обучаемости;
- проработка идей национальной школы для развития национальной культуры и самосознания общества, интернационализма и улучшения отношений между народами;
- поиск способов оптимизации педагогического процесса, повышения уровня здоровья учащихся, снижение высокого уровня нагрузки до нормы;
- создание условий для самовоспитания и самообразования учащихся;
- изучение психологических, социальных проблем молодежи;
- изучение новых перспективных направлений для роста квалификации педагогов разных этапов непрерывного образования;
- анализ, сбор результатов и продвижение инноваций и опыта в сфере педагогического образования;
- развитие педагогики с точки зрения гуманизации и демократизации образовательной системы;
- выявление более эффективных путей развития духовно-нравственного воспитания и культуры, гражданского становления личности.
Современные исследования и наследие прошлых лет дают опору для развития педагогического образования. К ним можно добавить передовой педагогический опыт, чтобы выдвинуть новые теории, идеи и выявить определенные закономерности. И только с помощью всех этих инструментов педагогика будет постепенно развиваться и двигаться вперед.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: