Этапы и особенности развития мозга ребенка
Сохранить статью:
О чем речь? Мозг – едва ли не самый важный орган человека. Он формируется, растет и создает нейронные связи в определенное время. И знание о развитии мозга ребенка помогает нам понимать процессы взросления, поведение, определять способности и, соответственно, учитывать это в воспитании.
Что важно? Каждая часть мозга отвечает за ту или иную сферу деятельности и созревает согласно возрасту ребенка. То, что еще недоступно малышу, оказывается привычно и понятно для подростка. На каждом этапе взрослые могут и должны содействовать развитию детского мозга.
Роль мозга в развитии ребенка
Что происходит с мозгом ребенка, когда малыш рождается? Набор нейронов, который будет у него, уже сформирован от 86 до более чем 100 миллиардов (некоторые считают, что на самом деле их гораздо больше). Он уже был укомплектован до середины беременности будущей мамы. После рождения новые нейроны не образуются в больших масштабах (только от нескольких сотен до нескольких тысяч нейронов в гиппокампе. Нейрогенез нейронов коры головного мозга еще не доказан).
Работа головного мозга определяется не количеством нейронов, а тем, сколько связей (синапсов) между ними. У взрослых нейроны соединены в целые сети. Все они многократно пересекаются. Один нейрон может принимать участие в огромном количестве совершенно разных сетей: каждый из них получает около 15000 входов от других и возвращает около 1500 входов.
При рождении у малыша уже все нейроны находятся на своем месте. Однако между ними очень мало связей.
С этого момента начинается поистине фантастический процесс, о котором обычно мало кто догадывается. Начиная с двух-четырехмесячного возраста и продолжая до шести месяцев в головном мозге ребенка каждый час образуется буквально 15 миллионов синапсов. Невероятный, бешеный скачок. Нейронные сети становятся гиперсвязанными. Это период синаптической сверхпродукции.
В возрасте 8-9 месяцев мозг младенца имеет более сложную нейронную сеть, чем у его взрослых родителей. Это является отличным способом адаптации малыша к неизвестному будущему.
Потенциал пластичности мозга новорожденного во время сверхпродуктивного периода невероятно высок. В это время нейронные сети очень пластичны. Другими словами, спустя два года после рождения (в отличие от взрослого человека) мозг ребенка имеет более сложные нейронные сети. Затем, в возрасте 6 лет, их сложность начинает снижаться, и количество синаптических связей значительно падает.
Почему так происходит? В развивающемся детском мозге происходит интенсивная битва за место для соединений, которая именуется синаптической конкуренцией. Неиспользуемые связи исчезают.
Как развивается мозг ребенка
Синаптические изменения не единственные, которые происходят в структуре мозга.
- От простого к сложному
Молодой мозг способен решать все более трудные задачи, выстраивая сложные цепочки нейронов, а также координируя и автоматизируя их работу. На самом деле, здесь все довольно просто: чем больше различных дел подразумевает проблема, тем позднее мозгу будет доступно ее решение. Вот почему младенцы сначала учатся двигать ногами, а затем начинают ходить, чтобы добраться до нужных мест и предметов.
- Мозжечок
Многие, возможно, помнят из школьных уроков биологии, что мозжечок отвечает за развитие моторики, а также участвует в функции памяти, внимания, обучения речи и даже формирования эмоций. Легко предположить, что правильное развитие этой важнейшей области мозга в значительной степени зависит от полноценного двигательного процесса ребенка.
Умеренная физическая активность, такая как переворачивание, ползание, занятия спортом или танцами, способствует активному развитию мозжечка. Учитывая, что в течение первого года жизни он увеличивается в размерах втрое, легко понять, насколько важны физические упражнения.
Мозжечок участвует в огромном количестве мозговых процессов. Следует помнить, что развивается он исключительно при наличии адекватной физической активности. Это одно из важнейших правил полноценного развития мозга ребенка. По этой причине родителям малышей важно следить за тем, чтобы их дети пытались двигаться, ползать и хватать окружающие их предметы.
- Зрительная кора
Как известно, младенцы рождаются со слабой способностью определять границы и цвета предметов. Четкость в глазах появляется постепенно. Это происходит потому, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать изображения, находящиеся перед малышом, в первые шесть месяцев.
Однако новорожденный, у которого зрительная система настолько незрелая, что он едва может сфокусироваться, уже может различать самое важное изображение человеческое лицо. Становление участков мозга, контролирующих визуальную информацию, начинается с контакта с мамой.
Именно благодаря этому новорожденные развивают свое умение видеть окружающий мир. Мамам рекомендуется как можно чаще смотреть на малыша и общаться с ним, особенно во время грудного вскармливания. Это простое действие активно стимулирует развитие ребенка.
- Миелинизация нейронов
Если рассматривать нервные клетки как электрические провода организма, то миелиновая оболочка это их изоляция. Неполное формирование миелиновой оболочки затрудняет обработку информации младенцами и их быструю реакцию на изменения в окружающей среде. Именно поэтому они также не могут выполнять сложные движения.
Стадии развития мозга ребенка
Период развития мозга условно можно разделить на 4 этапа:
- внутриутробный период;
- младенчество;
- детство;
- подростковый период.
Все они имеют свои особенности. Для успешного прохождения каждой из этих стадий требуется определенный набор условий. Если они не будут соблюдены, то может возникнуть ряд серьезных проблем.
Младенчество обычно делится на два периода. Первый (критический), который длится от одной до восьми недель, является более важным. Эти дни посвящены формированию зрительной системы. Нарушение зрения к этому времени увеличивает вероятность плохого развития нейронов. Такие осложнения могут сохраняться до конца жизни человека.
Более длительный (сензитивный) период начинается примерно в возрасте 6 месяцев и продолжается вплоть до 2 лет. Он характеризуется распознаванием лиц, дружелюбием по отношению к знакомым и настороженностью к новым людям. В этот период у младенца формируется привязанность к матери, которая излучает тепло и ласку.
Кривые, воспроизводящие стадии становления мозга, имеют волнообразную структуру. Узор линий отражает степень его реакции на то или иное действие. Чем они выше, тем больше возможностей для развития мозга.
У новорожденных:
- развиваются автоматические и двигательные функции;
- формируются пять чувств (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние);
- мозг увеличивается в объеме;
- бессознательная память позволяет распознавать маму и других членов семьи.
В возрасте от 1 до 3 лет у детей:
- мозг проходит активную стадию роста;
- происходит развитие сознательной памяти;
- происходит формирование базовой способности к обучению, эмоциональным реакциям и социальному взаимодействию.
Развитие мозга ребенка от 4 до 10 лет:
- проходит стадию высокой активности (выше, чем у взрослых);
- направлено на формирование логики и творчества.
В возрасте 11 лет и старше происходит процесс вызревания нейронных связей.
Периоды созревания мозга у ребенка
Развитие мозга у ребенка происходит неравномерно. Его разные области созревают постепенно, друг за другом. Это объясняет эмоциональные и интеллектуальные изменения у детей, подростков и молодых людей. Хотя развитие двух крох никогда не происходит одинаково, ученые, проводившие МРТ одним и тем же детям в течение нескольких лет, связали определенные этапы становления малыша с изменениями в тканях мозга.
0-4 года
Это этап раннего развития. В течение первых нескольких лет жизни наиболее быстро изменяются участки мозга, связанные с основными функциями. К 4 годам области, отвечающие за базовые, сенсорные и моторные навыки, почти полностью развиты.
В этом возрасте малыши способны самостоятельно ходить, питаться, держать карандаш. Кроме того, практически полностью сформированы области мозга, отвечающие за осязание, и окончательно созрели зоны, ответственные за зрение.
6 лет
В этом возрасте участки мозга, отвечающие за речь, еще не созрели. Они продолжают ускоренно развиваться до 10 лет. Мозг уже начал уничтожать ненужные связи. Далее этот процесс будет только усиливаться. Возможно, это одна из причин того, почему, в отличие от взрослых, маленькие дети так легко учат новые языки.
Префронтальная кора головного мозга, которая управляет абстрактным мышлением, навыками рационального мышления и эмоциональной зрелостью, развита слабо. Этот недостаток является одной из причин, почему маленькие дети с трудом усваивают большие объемы информации и устраивают истерики, когда у них слишком обширный выбор.
К этому возрасту рост мозга практически завершается, поэтому справедливо полагать, что в первые шесть лет малыши учатся в три раза больше, чем за всю оставшуюся жизнь. В течение этого периода человеческий мозг усваивает информацию с поразительной скоростью. Шестилетний ребенок является кладезем информации, которая будет влиять на всю его дальнейшую жизнь, и размер этой «сокровищницы» почти невообразим. Эта информация является основой для всех будущих знаний. То, что мы не используем, мы теряем.
После шести-семи лет начинается процесс обрезки и удаления ненужных связей в нервной системе.
на наши новости
500 000 пользователей!
9 лет
Если общая моторика полностью сформирована к 5 годам, то мелкая моторика наиболее активно развивается в возрасте от 8 до 9 лет. Дети начинают с легкостью писать, для них открываются новые границы точности в рукоделии.
В возрасте 9 лет у ребенка начинает активно развиваться теменная доля мозга. Это позволяет детям приобретать навыки в арифметике и геометрии. В данном возрасте скорость обучения очень высока.
13 лет
Префронтальная кора одна из последних созревающих областей головного мозга. Пока она не сформирована, дети не способны правильно оценивать риски и строить долгосрочные планы.
В этом возрасте глубоко в лимбической системе развивается способность испытывать эмоции. Однако этот навык не контролируется из-за неразвитой префронтальной коры. По этой причине подросткам очень трудно подавлять свои эмоции, которые при малейшей возможности вылезают наружу.
У детей в это время происходит активное развитие теменных долей. Повышается интеллект и растут аналитические способности ребенка.
В возрасте 13-18 лет мозг подростка ежегодно теряет 1 % серого вещества, что является процессом развития.
Хотя основное формирование мозга полностью завершается к 30 годам, способность к обучению сохраняется на протяжении всей жизни. Это происходит за счет непрерывного образования в нем новых клеток.
Как помочь развитию мозга ребенка
Родители должны знать о том, когда у малыша должен проявляться какой-либо вид деятельности. Знания в этой области могут помочь определить уровень развития ребенка. Задержка означает, что необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы избежать ухудшения физического и психического состояния крохи.
Это нормально для младенцев спать дольше и быть менее активными в течение первой-восьмой недели. После этого периода родители смогут чаще всего наблюдать улыбку на лице малыша. В последующие месяцы это сменяется поворотами головы, а после и вовсе переворачиванием.
К четырехмесячному возрасту эта способность проявляется в полной мере, кроме того, они пытаются схватить предметы на расстоянии вытянутой руки. В девять месяцев дети уже сидят, ползают и делают первые шаги с помощью взрослого. Большинство годовалых малышей не только уверенно ходят, но и бодро бегают.
Уход за ребенком в возрасте от 0 до 12 месяцев включает в себя не только кормление и пеленание. Родителям просто необходимо активно вмешиваться в жизнь крохи. Некоторые наиболее ответственные мамы подходят к этому вопросу с момента беременности, включая в свой рацион много свежих фруктов и овощей, а также продукты, богатые белком и омега-3. Данный микроэлемент имеет особое значение, поскольку способствует правильной работе клеток мозга и образованию здоровых связей между ними.
Очень важно, чтобы папы и мамы проводили достаточно времени со своим чадом, пели ему колыбельные, читали книги и не забывали про физическое здоровье (массажи, гимнастика). В совокупности все это даст малышу полноценное развитие.
Полезны также безопасные для ребенка игрушки, имеющие приятную и разнообразную на ощупь текстуру поверхности. На этапе выбора предпочтение следует отдавать развивающим разновидностям.
Мамы и папы также могут играть с детьми в пантомимы, изменяя интонацию и интенсивность голоса. Наблюдая за поведением взрослого, младенцы впоследствии смогут повторять различные движения губами или глазами.
Чтение предназначено для оттачивания навыков слушания и развития способности распознавать эмоции, выраженные в колебаниях голоса. Не стоит переживать за то, что малыш еще не понимает материал это приходит позже, а пока цель в другом. Отсутствие практики негативно сказывается и на зрительной стимуляции. Малыш может различать тона в доме, в квартире и за ее пределами.
Одиночество оказывает негативное влияние на ребенка. Во время бодрствования ему необходимо постоянно быть с другими людьми. От этого зависит, насколько хорошо ребенок будет владеть навыками общения в будущем. Разговоры с малышом не должны вестись на повышенных тонах. Во время беседы следует свести к минимуму отвлекающий шум. Общение должно быть позитивным. Негативные чувства необходимо заранее устранить.
Физические и умственные способности ребенка должны быть развиты в полной мере, чтобы не мешать его адаптации в обществе. Нормальное развитие детей происходит в любящей семейной обстановке. Очень важно рассматривать ребенка как равноправного партнера со своими потребностями. И помните: недостаток любви и внимания гораздо хуже, чем избыток.
- Слух и зрение
Способность распознавать звуки и образы формируется к четырем-пяти годам. Важность зрения и слуха невозможно переоценить: они помогают детям воспринимать реальность и вступать в контакт с окружающими их объектами. В первые несколько месяцев им необходимо наблюдать за движущимися и неподвижными предметами разных форм и цветов. Таким образом, мозг учится «видеть». Не менее важно разнообразие звуков, которые способствуют распознаванию и обработке информации. В результате этих процессов почти всегда возникает ответная реакция.
- Речь
Она формируется в течение первых десяти лет жизни. Максимальные результаты достигаются в первой половине этого периода. Не следует оставлять без внимания лепет и попытки говорить.
- Двигательное и физическое развитие
В течение первых 12 лет жизни ребенок демонстрирует физическую готовность во многих аспектах моторного развития. Как правило, способность ходить приобретается детьми гораздо раньше, чем навыки мелкой моторики, такие как сборка конструкторов и пазлов, лепка, рисование. На развитие координации требуется несколько лет (игры в мяч). Некоторые навыки, полученные в раннем детстве, продолжают развиваться в подростковом возрасте.
- Эмоциональные и социальные навыки
Этот же период (12 лет) необходим для социального и эмоционального развития. Это выражается в доверии, сочувствии и отношениях с другими людьми. Возраст 0-1,5 года это время сильного эмоционального развития, сопровождающегося формированием чувства привязанности к маме и папе.
От правильного эмоционального осознания зависит успех взрослой сформировавшейся личности. Воспитание, полученное в детстве, закладывает базу оптимистического настроя, позитивного отношения к жизни, эмпатии и умения быть счастливым.
Поддержка родителей очень важна для социального и эмоционального развития личности. Они формируются в несколько этапов. Например, 2-летние дети не осознают, как и почему им нужно делиться игрушками, а вот у малышей, перешагнувших трехлетие, социальные навыки уже более развиты.
Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов. Повседневный опыт, наследственность, полноценное питание, физическая активность и чувствительность родителей играют важную роль в формировании младенца. Развитие мозга у ребенка проходит за счет накопления раннего опыта осязания, слуха, обоняния, зрения и вкуса.
Эти органы чувств помогают формировать полноценные связи. Навыки и опыт, полученные в детстве, соединяют нейронные пути, тем самым способствуют процессу полноценного развития мозга малыша.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: