Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Система оценок в школе: особенности и преимущества каждой
Главная > Блог > Система оценок в школе: особенности и преимущества каждой
18.01.2023
10167
Время чтения: 15 минут

Система оценок в школе: особенности и преимущества каждой

Какая есть? Система оценок в школе бывает разной. Традиционной считается 5-балльная, во многих учебных заведениях введена 10-бальная, безоценочная – в начальных классах, бинарная (зачет/незачет) – в старших, применяется для элективов и кружков.

Какие функции выполняет? Школьная отметка помогает учителю объективно оценить знания учащегося, а самому ученику – сделать выводы об уровне подготовки. Если оценка низкая, есть повод задуматься, как мотивировать ученика и над какими темами ему стоит еще поработать.

Оглавление:
  1. 5-балльная система оценок в школе
  2. 10-балльная система оценивания в школе
  3. Безотметочное обучение в школе
  4. Средний и средневзвешенный балл
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

5-балльная система оценок в школе

Часто дети переживают по поводу школьных оценок, а родители, успокаивая их, говорят: «Самое главное – это полученные знания, а не оценки». С одной стороны, это правильно. А если посмотреть с другой, то ведь с помощью оценок как раз и определяется уровень знаний. Оценка дает возможность понять, как подготовлен ученик по какому-либо предмету, а также сравнить его умственный багаж с познаниями его сверстников.

В российских школах применяется пятибалльная система оценок, существующая уже почти два столетия. Системой предусмотрены чёткие критерии, руководствуясь которыми, учителя должны оценивать знания учеников. Хотя нередко бывает очень сложно понять, на основании чего выставлена та или иная оценка.

Данные критерии в общем виде можно обозначить так:

«5» – все задания выполнены верно;

«4» – все задания выполнены верно, но есть 1-2 ошибки;

«3» – примерно половина из всех заданий выполнена правильно;

«2» – практически ни одно задание не сделано правильно;

«1» – работа не выполнена вообще.

Система оценок в школе

Часто бывает так, что педагоги снижают оценки за некрасивый почерк, помарки, некорректное оформление работы и т.д. Хотя при оценивании работы учитель должен брать во внимание только суть в соответствии с определёнными критериями:

  • Анализироваться должен только результат работы ученика, а также процесс его получения. На основании этого и формируется отметка. Личностные характеристики и особенности ребёнка не должны влиять на оценку его деятельности.
  • Единообразный подход ко всем учащимся при выставлении оценок. При этом критерии, по которым будут оценены знания, должны быть известны и понятны учителям и школьникам.

За долгие годы существования все уже привыкли к 5-балльной системе оценок в школе. Если ученик не имеет проблем с усвоением школьного материала, он, как правило, получает хорошие отметки. Это в свою очередь благоприятно влияет на его самооценку.

Однако данная система оценок в средней школе имеет свои недостатки:

  • Низкая информативность оценки. Зачастую при оценивании не хватает «чистых» баллов, поэтому педагоги прибегают к использованию «плюсов» и «минусов» с целью повышения точности. При этом в итоговых оценках такие уточнения не допускаются.
  • У школьников, часто имеющих плохие отметки, понижается самооценка и нередко возникают психологические травмы.
  • Такая «низкочувствительная» градация баллов не оставляет возможность оценить небольшой прогресс ученика. К примеру, троечник постарался и в очередной работе уменьшил количество ошибок. Но его труд, согласно принятым критериям, будут оценен всё равно на 3. Если это повторяется регулярно, то мотивация учиться лучше пропадёт надолго.
  • Зачастую учителя при оценке знаний учитывают еще и поведение школьника, а иногда и личное отношение к нему.

10-балльная система оценивания в школе

Вопрос о переходе на 10-балльную систему оценок в российской школе назрел уже давно. И хотя некоторые образовательные учреждения уже успешно применяют ее, широкого распространения она не получила.

Система оценивания с помощью 10 баллов более чутко реагирует на небольшие изменения в уровне познаний ученика. Также она выявляет качественные характеристики учебного процесса.

Оценка Характеристика Уровень учебной деятельности
0 Полное отсутствие учебной активности
1 Неудовлетворительно Ничтожные (неглубокие) познания в предмете
2 Почти удовлетворительно
3 Удовлетворительно Запоминание и неосмысленная передача полученной информации
4 Весьма удовлетворительно
5 Хорошо Осознанность, усвоение теоретической части
6 Весьма хорошо
7 Очень хорошо Глубокое понимание теоретического материала
8 Почти отлично
9 Отлично Оригинальный подход к применению полученных знаний и навыков
10 Превосходно

Несмотря на наличие 11 оценок (вместе с «0»), такая система называется десятибалльной. Отметка «ноль» применяется в случае, если учащийся не отвечает на поставленные вопросы и вообще не выполняет задание. Однако данная оценка не характеризует усвоение полученных знаний.

Плюсы:

  • увеличенная градация даёт возможность для более информативной и объективной оценки уровня образованности;
  • возможность для анализа умственного потенциала школьника, оценки активности участия в образовательном процессе и выявления его слабых сторон;
  • эмоционально более приятная система, когда, начиная с 5 баллов, все оценки хорошие;
  • уменьшение интервала между ударниками учёбы и двоечниками, когда обладатели оценок от 7 до 10 считаются успешными априори.

Минусы:

  • классические проблемы школьного обучения остаются без внимания: субъективизм педагогов при выставлении оценки, снижение собственной ценности неуспевающих учеников;
  • родители, привыкшие к 5-балльной системе, не всегда понимают значения новых отметок.

Система оценок в школе

Конечно, ни одна из этих систем не лишена слабых мест. Однако понятно, что десятибалльная система оценок в школе является более мотивирующей для учащихся, нежели 5-балльная. А это значит, что процесс обучения для многих школьников перестанет быть непостижимым.

Поэтому при наличии возможности лучше организовать обучение своему ребёнку в такой школе, где применяется 10 отметок для оценки его уровня знаний. Идеальным вариантом будет, если, привыкнув к данной системе с первого класса, он проучится так до окончания школы. А резкая смена балльных шкал, наоборот, создаст неудобство и неблагоприятный эмоциональный фон.

Безотметочное обучение в школе

Обучающий процесс без использования оценок – это попытка найти иной подход к оцениванию уровня знаний, который смог бы устранить изъяны ныне действующей системы.

Система оценок в школе

В настоящее время в начальной школе уже успешно используется безотметочная система. При этом основной задачей обучающего процесса является развитие желания и интереса ребёнка к постижению новых знаний и умений.

Психологи считают, что система оценок в начальной школе без использования числовых значений убережёт неокрепшую детскую психику от эмоциональных потрясений, а также будет способствовать эффективному усвоению полученной на уроке информации. Безотметочное обучение должно сделать оценку знаний школьников более справедливой и дифференцированной.

Также безотметочная система обучения призвана трансформировать образовательный процесс в более гуманный путём ориентирования его на личность маленького человека. При таком подходе педагогический процесс принимает форму сотрудничества между учителем и учеником, укрепляя контакт между ними.

Безотметочное обучение в начальной школе выполняет следующие функции:

  • Здоровьесберегающую, при которой взаимодействие между всеми участниками учебно-воспитательного процесса происходит на основе партнёрства и взаимопонимания. Благоприятная и доброжелательная атмосфера в ходе обучения создаётся и поддерживается педагогом, а оценочная деятельность осуществляется путем личностной поддержки ученика.
  • Психологическую – формирующую нормальную самооценку школьника. Это даёт возможность ребёнку легко влиться в школьный процесс. И только тогда ученик способен правильно воспринять оценку своего труда и использовать ее для улучшения полученных результатов. Оценивание уровня знаний должно быть чётко обоснованным и понятным для ребёнка, что поможет избежать проявления деструктивных эмоций (обид, озлобленности, угнетённости и т.д.)
  • Динамическую, то есть основанную на принципах индивидуального подхода в обучении, при котором оцениваются результаты учебной деятельности ученика в сравнении с его предыдущими достижениями. При этом у ученика складывается глубокое понимание сути оценочной деятельности. Представление ребёнка о различных формах и способах оценивания способствует формированию адекватной оценки собственного уровня знаний в том смысле, что он может быть измерен по-разному. Такая концепция характеризует эффективность школьного обучения.

Для того чтобы осуществлялись все вышеперечисленные функции, необходима методологическая основа. Ее обеспечивают администрация школы, методисты и психологи, которые организуют координацию педагогов и родителей на протяжении всего образовательного процесса.

Применение безотметочной системы предполагает персональный подход к каждому ребёнку, когда отслеживается динамика его развития, а также навыки самостоятельной и классной работы. Не подлежат оценке личностные характеристики маленького человека, такие как способность концентрации внимания, свойства памяти или особенность восприятия. Необходимо конкретное определение того, что должно оцениваться:

Например, математические знания можно оценивать по следующим компетенциям:

  • умение производить математические расчеты;
  • умение формулировать краткую запись;
  • способность к решению задач;
  • умение составлять схему;
  • навыки устного счёта.

Учебный процесс без использования отметок предполагает проведение разъяснительной работы с родителями, привыкшими к наличию оценочной шкалы. Они не должны самостоятельно выставлять оценки своему ребёнку. Но это не значит, что нужно игнорировать успехи и неудачи своего чада. Наоборот, необходимо обращать на это внимание и при необходимости оказывать помощь в освоении школьного материала.

Такая система обучения призвана повысить эмоциональное состояние учеников начальных классов. Это в свою очередь будет мотивировать детей к улучшению своих прежних результатов, раскрытию собственной индивидуальности и поиску новых применений своим талантам.

Средний и средневзвешенный балл

Во всех школах разные системы итоговых оценок. В электронном дневнике напротив каждого предмета справа есть колонка с четвертной оценкой, а также колонка со средним/средневзвешенным баллом. Этот показатель получается уже при наличии одной текущей отметки. Когда ученик зарабатывает последующие оценки, средний или средневзвешенный балл меняется. Данный показатель на протяжении всей четверти формирует итоговую четвертную оценку.

Система оценок в школе

Рассмотрим, как считается средний балл. Для этого нужно сумму всех текущих оценок в четверти разделить на их количество. Для примера возьмем такие отметки: 2, 4, 3, 4, 2, 3, 4, 4, 4, 3, 4 сумма которых равна 37. Так как количество оценок 11, то следует 37 разделить на 11. Получится 3,36. Таким образом путем округления получаем итоговую оценку 3.

Посчитать средневзвешенный балл уже не так просто. Здесь имеет место понятие «вес отметки». Что это такое? В каждой школе, использующей средневзвешенную систему оценок, данный принцип оценивания задокументирован внутренними нормативными актами, которые, как правило, находятся в открытом доступе. Вес каждой отметки в разных образовательных учреждениях может разниться. Для примера рассмотрим таблицу с весами оценок. Обычно максимальный вес – это 10.

Тип работы Вес оценки
Административная контрольная работа 10
Диктант 8
Контрольная работа 6
Проверочная работа 5
Ответ на уроке 4
Пересказ 3
Домашняя работа 2
Другое 1

Это только пример. Каждая образовательная организация составляет аналогичную форму самостоятельно, учитывая специфику своего учебного процесса, где типов работ может быть гораздо больше. То есть в каждой школе своя система веса оценок.

А сейчас посчитаем средневзвешенный балл, исходя из тех же самых оценок, которые были использованы ранее для вычисления среднего балла. На основе данных таблицы распишем, за какую работу была получена каждая оценка:

  • 2 – другое, например, заполнение таблиц;
  • 4 – контрольная работа;
  • 3 – домашняя работа;
  • 4 – диктант;
  • 2 – домашняя работа;
  • 3 – проверочная работа;
  • 4 – ответ на уроке;
  • 4 – ответ на уроке;
  • 4 – диктант;
  • 3 – ответ на уроке;
  • 4 – административная контрольная работа.

Далее нужно умножить каждую полученную оценку на её вес в зависимости от типа работы, за которую она была заработана.

  • 2*1=2;
  • 4*6=24;
  • 3*2=6;
  • 4*8=32;
  • 2*2=4;
  • 3*5=15;
  • 4*4=16;
  • 4*4=16;
  • 4*8=32;
  • 3*4=12;
  • 4*10=40.

Затем необходимо посчитать сумму полученных произведений:

2+24+6+32+4+15+16+16+32+12+40=199.

А потом нужно вычислить сумму всех значений весов, присвоенных каждой отметке:

1+6+2+8+2+5+4+4+8+4+10=54.

И уже теперь нужно значение, полученное при суммировании всех произведений отметок, разделить на число, полученное от складывания веса каждой оценки. То есть 199:54=3,68. Получается, что средневзвешенный балл равен 3,68, а это уже оценка «4».

Получается, что в зависимости от того, какая система оценок применяется и используется ли в конкретной школе показатель средневзвешенный балл, значения среднего и средневзвешенного баллов могут быть различными. Но однозначно можно сказать, что для получения хороших результатов ученикам необходимо прикладывать усилия и прилежно учиться. В таком случае не придётся переживать по поводу десятых и сотых долей балла.

Наиболее справедливо и беспристрастно оценить уровень полученных учеником знаний позволит использование различных систем оценок в школе. Педагогический процесс должен выстраиваться так, чтобы дети имели возможность участвовать в нём, тренируя способности к оцениванию, в том числе собственному. В основе системы оценки уровня полученных знаний и навыков должен лежать принцип объективности и комплексности.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw