Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Системы оценивания знаний в странах мирах
Главная > Блог > Системы оценивания знаний в странах мирах: цифры, буквы и не только
18.10.2022
3029
Время чтения: 14 минут

Системы оценивания знаний в странах мирах: цифры, буквы и не только

О чем речь? Системы оценивания знаний в разных странах мира преследуют одну цель показать ученику, насколько он усвоил материал. Сам подход нередко критикуется за то, что он призывает не получить навык, а достичь нужной оценки, но факт остается фактом: отметки никуда не делись.

Какие бывают? Подходов к оцениванию учеников несколько. Популярен привычный нам балльный метод, хотя цифровое выражение разнится от страны к стране. Буквенные обозначения – еще один ходовой способ квалифицировать усвоение материала. Однако есть и другие системы.

Оглавление:
  1. Понятия и функции системы оценивания знаний
  2. Страны с балльной системой оценки знаний
  3. Буквенная система оценки знаний
  4. Прочие системы оценки знаний в разных странах мира
  5. Сравнение различных систем оценивания знаний
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятия и функции системы оценивания знаний

Оценивание учащихся — это мероприятие в сфере образования, которое вызывает ряд трудностей. Сложность заключается в первую очередь в том, что образовательные структуры на постоянной основе обновляются, а также появляются все новые условия в социальной среде.

Любой вид деятельности нуждается в регулярном оценивании. Это обязательный элемент образовательной деятельности, одной из главных функций которого является ее регулирование и определение эффективности. Так, можно сказать, что оценивание – это процесс, результатом которого является оценка.

К примеру, баллы в таблицах успеваемости, дневниках учеников, журналах, базах данных – это и есть те самые результаты деятельности (оценки), которые фиксируются в документации в виде отметки. Отметка — это некоторое условное обозначение в виде знака.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что оценивание в образовательной системе – это процесс контроля качества образования, то есть это инструмент, который дает возможность понять, как обстоят дела с развитием в преподавательской деятельности.

Итак, за счет системы оценивания знаний можно корректировать деятельность учеников. Именно этот процесс дает возможность педагогу определить степень подготовленности ученика.

Понятия и функции системы оценивания знаний

В качестве основы для оценки успеваемости следует принимать итог, то есть результат контроля, на который оказывают влияние не только качественные, но и количественные характеристики деятельности учеников. К последним относятся баллы, а к первым – комментарии преподавателей и оценивание такими суждениями, как «отлично», «хорошо» и прочее. В РФ каждому суждению присваивается определенный балл.

Например, «отлично» это 5, «хорошо» 4, «удовлетворительно» 3 и «неудовлетворительно» 2.

Итак, оценку не стоит рассматривать как цифру, которая образовалась путем числовых вычислений. Это значение, которое соответствует качественному суждению.

Оценивание – это процесс, суть которого заключается в следующих функциях:

  1. Образовательная. Контроль знаний обучающихся является важнейшей составляющей образовательного процесса. В рамках указанной функции важно определить, как обстоят дела в части уровня знаний, а также исправить существующие ошибки и недочеты, помочь ученикам двигаться вперед.
  2. Стимулирующая. Эта функция дополняет предыдущую, в ее рамках осуществляется вдохновение и мотивирование учеников. Крайне важно создать такие условия, чтобы при постоянном контроле учащиеся не теряли интерес к учебе, а, напротив, стремились к достижению поставленных целей и развитию.
  3. Аналитико-корректирующая. Здесь речь идет о педагогической рефлексии, способности учителей анализировать свою деятельность, планировать и организовывать образовательный процесс. Кроме того, эта же функция применяется и в отношении учеников: в ее рамках оценивается способность справляться с трудностями, а также корректировать свое поведение с целью увеличения эффективности учебно-познавательной деятельности.
  4. Воспитывающая и развивающая. Такая функция дает возможность сформировать в ученике адекватную самооценку, стремление к достижению целей, понимание своей ответственности. То есть речь здесь идет о способностях учащегося, имеющих ценность с социальной точки зрения.
  5. Контрольная. В рамках функции осуществляет закрепление уровня достижений. Важно, что он должен соответствовать принятым нормативам и стандартам. Кроме того, ученику необходимо стремиться получать новые знания и навыки с целью улучшения собственного развития.

Стоит отметить, что вышеуказанные функции играют важнейшую роль в системе оценивания знаний во всех странах мира. Когда специалисты реализуют воспитательную функцию, они принимают меры, чтобы создать все необходимые условия, в которых ученики получат дополнительное мотивирование к учебе.

В первую очередь здесь можно выделить умение и желание самостоятельно контролировать свою деятельность, то есть сравнение ее с некоторым стандартом, понимание, правильно ли выбраны метод учебного действия и средства достижения поставленных целей, умение находить ошибки и недочеты в работах, анализ причин, из-за которых они возникли, а также принятие решения.

Понятия и функции системы оценивания знаний

Итак, система оценивания знаний дает возможность урегулировать взаимосвязь между учениками и школьной средой. Обучающиеся – это равноправные участники образовательного процесса, которые стремятся проверить свои знания и умения, определять уровень собственных достижений, ставить перед собой новые задачи и решать их.

Страны с балльной системой оценки знаний

Пятибалльная система

Ее помнит каждый из нас еще со школьной скамьи.

  • 5 – отлично;
  • 4 – очень хорошо;
  • 3 – хорошо;
  • 2 – удовлетворительно;
  • 1 – неудовлетворительно.

Такая система оценивания знаний используется в различных странах мира. В качестве примера можно привести Германию. Но здесь 5 равна привычной российской единице. Кроме Германии такую же систему применяют в Чехии, Австрии и Словакии.

В некоторых государства 5 является, наоборот, высшим баллом: в Эстонии, Сербии, Хорватии, Монголии, Таджикистане и многих других. Минимальный проходной балл здесь равен двум.

Пятибалльная система

Десятибалльная система

Десятибалльная система понятна каждому: чем выше бал, тем лучше. Очевидно, что если учитель ставит 10 – это прекрасно, а если 1 – вам есть над чем задуматься. Последнюю оценку точно придется исправлять, а перед этим еще и посидеть над учебниками, разбираясь в материале.

Данная система оценивания применяется в таких странах мира, как Латвия, Литва, Молдова, Румыния, Италия, Албания, Нидерланды, Исландия, Вьетнам, Мексика, Колумбия, Эквадор. Также практика десятибалльного оценивания имеется и в Греции, только здесь ее используют в вузах и начальной школе. В Латвии, кстати, минимальный балл, который может поставить преподаватель, это 0, такую оценку имеют ученики, знания по предмету у которых отсутствуют напрочь.

В Нигерии для оценки знаний тоже используют десятибалльную шкалу, но здесь чем ниже оценка, тем выше уровень знаний ученика.

Двенадцатибалльная система

Такая система характерна для украинских учебных заведений. Оценки 10,11,12 имеют самые способные ученики.

Двадцатибалльная система

Такая система оценивания знаний школьников распространена в Греции, причем только в лицеях и гимназиях. Здесь вовсе необязательно, чтобы оценка была целым числом:

  • От 18,5 до 20,0 – отлично.
  • От 15,5 до 18,4 – очень хорошо.
  • От 12,5 до 15,4 – хорошо.
  • От 10,0 до 12,4 – удовлетворительно.
  • От 0 до 9,9 – неудовлетворительно.

Примерно такая же система актуальна и для Франции, но здесь получить 20 баллов невозможно. Французы склонны считать, что 19 баллов достойны только преподаватели, которые по умолчанию должны знать свой предмет в совершенстве. Средний балл хорошиста разнится в диапазоне от 10 до 14.

Кроме того, указанная система оценивания знаний актуальна для таких стран мира, как Марокко, Иран, Ливан, Тунис. Также к этому перечню относятся еще и Мали, Перу, Республика Конго, Чад.

Из этого мы можем сделать вывод, что 10 – это наивысший балл далеко не во всех государствах.

Стобалльная система

В некоторых странах оценка знаний осуществляется согласно рейтинговой системе, где оценкам соответствует определенный процент. Ярким примером стобалльной системы является турецкое образование, где:

  • Оценка отлично – от 85 до 100 %.
  • Оценка хорошо – от 70 до 84 %.
  • Оценка приемлемо – от 55 до 69 %.
  • Оценка удовлетворительно – от 45 до 54 %
  • Оценка посредственно – не более 44 %.

Каждая оценка соответствует определенному баллу от 1 до 5. Помимо Турции, эта система применяется в таких государствах, как Иордания, Ирак, Сирия, Йемен, Индия, Куба, Египет.

В вышеперечисленных странах имеется определенный проходной бал. В Турции он равен 50 %, преподаватели Индии считают, что 35 % вполне достаточно, а вот Куба предъявляет более серьезные требования, здесь ученик обязан знать школьную программу не менее чем на 70 %.

Буквенная система оценки знаний

Помимо числовых систем оценки знаний, бывают еще и буквенные. Оценками являются «A», «B», «C», «D», «E» или «F». За проходной бал следует принимать первые четыре из них, остальные две – это неудовлетворительные оценки. Кстати, «F» это сокращение от английского слова fail, что переводится на русский как «провал».

В некоторых странах, к примеру, в Америке, вместо оценки «F» используется «N», сокращенное от no credit, то есть «не зачтено», а также «U» от unsatisfactory, что переводится как «неудовлетворительно».

Буквенная система оценки знаний

Такая система оценок характерна для следующих стран: Гонконг, Индонезия, Афганистан, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты. В странах Европы оценки «E» достаточно для того, чтобы работа ученика была засчитана, но если преподаватель поставил «F» – придется идти на пересдачу. В таких государствах, как Казахстан, Саудовская Аравия, Кения, Малайзия, Монголия, Тайланд, система несколько расширена, то есть к каждой оценке может быть добавлен минус или плюс.

В некоторых из них дополнительный символ может быть приставлен только к определенным оценкам, и он действительно имеет свою ценность. В других государствах отрицательные и положительные знаки используются лишь для того, чтобы ученик смог понять, что он чуть-чуть не дотянул до оценки выше или, напротив, преподаватель его еле вытянул на проходной бал.

В таких странах, как Сингапур, Пакистан, Ирландия, буквенная система оценки еще более расширена. К оценкам могут добавляться не только знаки «+» и «-», но и буквы. Например, в Ирландии есть три вида оценок, которые ниже проходного балла: «E», «F» и «NG». Последняя означает, что в отношении ученика даже нечего проверять.

Индийская система образования ввела еще одну буквенную оценку «U». Ее ставят тем обучающимся, которые были нечестными при проверке знаний: списывали у соседа или пользовались шпаргалками.

В Австралии, Уругвае и Румынии буквенные системы оценивания знаний означают сокращения от словесных оценок. В Уругвае, к примеру, шкалы оценок совсем особенная: «S-SMB-MBS-MB-MBB-BMB-B-BR-RB-R-D». Буквенное обозначение – это образование от каких-либо слов.

Буквенное обозначение

Таким образом, для оценки знаний учеников используются следующие характеристики: «sobresaliente» (отлично), «muy» (очень), «bueno» (хорошо), «regular» (удовлетворительно) и «deficiente» (неудовлетворительно). Кстати, отлично – очень хорошо, и очень хорошо – отлично – это разные оценки!

Прочие системы оценки знаний в разных странах мира

  • Процентная система

В некоторых школах не отметка является результатом оценивания знания, а показатель в процентах. К примеру, так происходит в Индии. Познания младшеклассников здесь не оцениваются, а вот в средней школе уже используется стобалльная шкала.

В старшей школе в Индии оценки заменены процентами. Если уровень знаний ученика превысил 90 %, это прекрасно. Вообще система образования в этой стране считает, что 40 % более чем достаточно для того, чтобы набрать проходной балл. Некоторые индийские школы отдают предпочтение описательным и буквенным оценкам.

  • Безотметочное обучение

В Норвегии, Японии и некоторых школах Индии особенный подход к образовательной системе, здесь детям вообще не ставят оценки. Это дает ученикам возможность почувствовать, что они равны, понять, что учителя не сравнивают их между собой. Педагоги лишь описывают достижения обучающихся.

Кстати, пару веков назад идея такого вида обучения была актуальной и в России. Тогда предполагалось, что преподаватели просто будут рассказывать родителям о том, в чем преуспели их дети. Конечно, слабым сторонам внимание тоже уделялось. Но в рамках такой методики уровень образованности значительно снизился, поэтому было принято решение вернуться к привычной пятибалльной системе оценивания знаний. Безотметочная система в России существует и по сей день, но только в начальных классах и далеко не во всех школах.

Сравнение различных систем оценивания знаний

Знания учеников оцениваются различными способами. Стоит отметить, что оценка, полученная за курс, и оценка за изучение темы – это понятия разные. Последнее несколько сложнее, так как любая тема образовательного курса требует досконального изучения, то есть оценок здесь может быть всего две: либо отрицательная, либо положительная.

Поэтому можно смело сказать, что пятибалльная система имеет абсолютно такой же смысл, что и двухбалльная:

  • Оценка 5 – ученик отлично изучил тему, ответил на все вопросы учителя.
  • Оценка 4 – тема изучена достаточно хорошо, но при ответе ученик запнулся пару раз, возможно, где-то был не до конца уверен в своих словах.

Очевидно, что сами по себе четверка и пятерка мало чем отличаются друг от друга. Во всяком случае, школьник прекрасно изучил материал и точно достоин похвалы.

Итак, давайте разбираться дальше.

  • Оценка 1. Считается, что единицу учителя ставят в исключительных случаях.
  • Оценка 2. Здесь тоже все просто. Ее ставят тем, кто не усвоил абсолютно ничего из пройденного материала.
  • Оценка 3. С ней немного сложнее. С одной стороны, она считается удовлетворительной, но ставят ее, как правило, если тема учеником не изучена, а сам учитель не хочет возвращаться к ней вновь.

Делаем вывод: ученик либо знает тему, либо нет. А вот какой балл выберет педагог – это уже только его субъективная позиция.

Стоит отметить педагога В.Ф. Шаталова, который абсолютно заслуженно получил статус великого. Он считал, что пройденную тему ученики должны усваивать на 100 %, поэтому оценки он ставил следующие:4, 5 и 2. Всем, кто не изучил материал и получил 2, всегда давалось право на пересдачу. Если в копилке оценок обучающегося было более трех двоек, Шаталов запрещал им проходить контроль знаний по следующим темам. Таким образом, они копили долги.

Конечно, ученики понимали, что не закончат учебное заведение с таким количеством отрицательных отметок, поэтому старались изучать темы своевременно или же пересдавать зачеты как можно скорее. Кстати, результаты проверок знаний были в открытом доступе, поэтому каждый был замотивирован учиться лучше. Ознакомиться подробнее с этой системой оценивания знаний можно в книге «Педагогическая проза».

Главная цель образовательной системы – это не только дать знания ученикам, но и научить использовать их. Очевидно, что из всех приведенных в статье систем оценки знаний наиболее адекватной является именно десятибалльная, так как она позволяет учащимся усваивать программу максимально комфортно.

Конечно, никто в школе не даст вам гарантии, что, закончив ее с отличием, вы хорошо устроитесь в жизни. Несмотря на то, что оценки имеют достаточно высокую ценность, тяга к знаниям гораздо важнее!

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 3
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw